Сербия (История евреев Сербии)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад) |
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 53: | Строка 53: | ||
=== Борьба сербского народа за независимость и евреи. === | === Борьба сербского народа за независимость и евреи. === | ||
- | Начиная с 1804 года сербский народ начал вооружённую борьбу за независимость от Османской империи. Многие евреи восстали вместе с сербами с оружием в руках, за что турецкая армия жестоко карала [1]. Так, в 1804 году евреи Сербии поддержали вооруженное выступление местного населения против османского владычества, организовав снабжение повстанческой армии продовольствием, оружием и боеприпасами. Несмотря на это и вопреки распоряжениям руководителя восстания Георгия Петровича «Чёрного» (Карагеоргия – основателя династии Карагеоргиевичей в будущем), участники движения грабили еврейские дома и лавки, разрушали синагоги, убивали евреев | + | Начиная с 1804 года сербский народ начал вооружённую борьбу за независимость от Османской империи. Многие евреи восстали вместе с сербами с оружием в руках, за что турецкая армия жестоко карала [1]. Так, в 1804 году евреи Сербии поддержали вооруженное выступление местного населения против османского владычества, организовав снабжение повстанческой армии продовольствием, оружием и боеприпасами. Несмотря на это и вопреки распоряжениям руководителя восстания Георгия Петровича «Чёрного» (Карагеоргия – основателя династии Карагеоргиевичей в будущем), участники движения грабили еврейские дома и лавки, разрушали синагоги, убивали евреев или насильно обращали в православие. Наибольший размах эти бесчинства приобрели после вступления повстанцев в [[Белград - еврейская община|Белград]] (декабрь 1806– март 1807 гг.). Многие евреи были вынуждены бежать в находившуюся под властью Австрии область [[Воеводина (край) - еврейская община|Воеводина]], в частности, в расположенный близ Белграда город Землин (ныне Земун, район [[Белград - еврейская община|Белграда]]); другие переселились в [[Босния и Герцеговина - еврейская община|Боснию]] и в [[Болгария - еврейская община|Болгарию]]. |
- | Когда, на части территории Сербии, в 1815 году, было создано фактически автономное княжество со столицей в Белграде, положение живших здесь евреев значительно улучшилось. Князь Милош Обренович (правил в 1815–39 гг. и в 1858–60 гг.) не только предоставил им равные с сербами-православными политические и экономические права, подтвержденные султанскими указами (Хатти Шериф) от 1830 года и 1833 года, но и лично покровительствовал общине. При его власти еврейская община Белграда даже выпустила собственные деньги. В ближайшем окружении князя находилось несколько евреев – Х. Давид (Давичо) был его советником по финансовым вопросам. | + | Когда, на части территории Сербии, в 1815 году, было создано фактически автономное княжество со столицей в [[Белград - еврейская община|Белграде]], положение живших здесь евреев значительно улучшилось. Князь Милош Обренович (правил в 1815–39 гг. и в 1858–60 гг.) не только предоставил им равные с сербами-православными политические и экономические права, подтвержденные султанскими указами (Хатти Шериф) от 1830 года и 1833 года, но и лично покровительствовал общине. При его власти еврейская община [[Белград - еврейская община|Белграда]] даже выпустила собственные деньги. В ближайшем окружении князя находилось несколько евреев – Х. Давид (Давичо) был его советником по финансовым вопросам. |
Численность еврейского населения страны быстро возрастала: | Численность еврейского населения страны быстро возрастала: | ||
Строка 63: | Строка 63: | ||
В 1818 году в городе открылся бейт-мидраш, в 1819 году — новая синагога. В 1837 году княжеская типография начала печатать книги на иврите и ладино (до 1867 года было выпущено 35 таких книг, включая Шулхан арух Йосефа Каро. | В 1818 году в городе открылся бейт-мидраш, в 1819 году — новая синагога. В 1837 году княжеская типография начала печатать книги на иврите и ладино (до 1867 года было выпущено 35 таких книг, включая Шулхан арух Йосефа Каро. | ||
- | После отречения Милоша Обреновича от престола (1839) и, в особенности, после того, как князем стал Александр Карагеоргиевич (правил в 1842–58 гг.), отношение сербских властей к евреям заметно ухудшилось. Под давлением сербского купечества, опасавшегося конкуренции со стороны евреев, они были в 1846 году изгнаны из всех городов страны, за исключением Белграда, где им предписывалось жить в особом квартале городской цитадели Калемегдан, в которой стоял турецкий гарнизон. Евреям запрещалось также заниматься некоторыми ремеслами, в частности, сапожным и портняжным делом. Парижским трактатом, заключенным в марте 1856 года, по итогам Крымской войны, провозглашалось равноправие всех жителей Сербии независимо от вероисповедания и национального происхождения. Тем не менее, в сентябре 1856 года почти все ранее введенные в стране ограничительные законы против евреев были подтверждены. | + | После отречения Милоша Обреновича от престола (1839) и, в особенности, после того, как князем стал Александр Карагеоргиевич (правил в 1842–58 гг.), отношение сербских властей к евреям заметно ухудшилось. Под давлением сербского купечества, опасавшегося конкуренции со стороны евреев, они были в 1846 году изгнаны из всех городов страны, за исключением [[Белград - еврейская община|Белграда]], где им предписывалось жить в особом квартале городской цитадели Калемегдан, в которой стоял турецкий гарнизон. Евреям запрещалось также заниматься некоторыми ремеслами, в частности, сапожным и портняжным делом. Парижским трактатом, заключенным в марте 1856 года, по итогам Крымской войны, провозглашалось равноправие всех жителей Сербии независимо от вероисповедания и национального происхождения. Тем не менее, в сентябре 1856 года почти все ранее введенные в стране ограничительные законы против евреев были подтверждены. |
- | С возвращением на престол Милоша Обреновича сербские евреи подали в государственный совет петицию с просьбой вернуть им равные с | + | С возвращением на престол Милоша Обреновича сербские евреи подали в государственный совет петицию с просьбой вернуть им равные с сербами-православными гражданские права, включая свободу передвижения и экономической деятельности (апрель 1858 г.) и в сентябре 1858 года эта просьба была удовлетворена. Однако вскоре после смерти князя Милоша (1860) его сын Михаил (на престоле до 1868 г.) приказал 60 еврейским семьям, жившим в провинциальных городах (главным образом в Шабаце), переселиться в белградскую цитадель Калемегдан. |
- | Высылка была приостановлена лишь благодаря вмешательству генерального консула Великобритании, указавшего князю, что подобные действия могут лишить его покровительства великих держав. Михаил Обренович уступил; его указ, изданный в ноябре 1861 года, разрешал евреям оставаться в тех городах, где они уже жили (без права приобретать недвижимость), и беспрепятственно заниматься ремеслом и торговлей (за исключением торговли сырьем и некоторыми видами готовых изделий). Однако весной 1862 года евреев вновь начали выселять из внутренних районов страны; летом 1863 года эта кампания усилилась. Меморандум евреев сербским властям, содержавший требование привести законодательство страны в соответствие с указом турецкого султана (формально остававшегося сюзереном Сербии) от 1833 года, остался без ответа. Заступничество дипломатических представителей европейских государств и письмо Моше Монтефиоре правительству Сербии также не дали никаких результатов. | + | Высылка была приостановлена лишь благодаря вмешательству генерального консула Великобритании, указавшего князю, что подобные действия могут лишить его покровительства великих держав. Михаил Обренович уступил; его указ, изданный в ноябре 1861 года, разрешал евреям оставаться в тех городах, где они уже жили (без права приобретать недвижимость), и беспрепятственно заниматься ремеслом и торговлей (за исключением торговли сырьем и некоторыми видами готовых изделий). Однако весной 1862 года евреев вновь начали выселять из внутренних районов страны; летом 1863 года эта кампания усилилась. Меморандум евреев сербским властям, содержавший требование привести законодательство страны в соответствие с указом турецкого султана (формально остававшегося сюзереном Сербии) от 1833 года, остался без ответа. Заступничество дипломатических представителей европейских государств и письмо [[Монтефиоре, Моше|Моше Монтефиоре]] правительству Сербии также не дали никаких результатов. |
+ | |||
+ | Сербская печать активно вела [[Антисемитизм|антисемитскую пропаганду]]; выходившая в Шабаце газета «Световид» даже требовала немедленно изгнать всех евреев из страны. В январе 1865 года в Шабаце были убиты два еврея, в апреле того же года насильно крещена 16-летняя девушка. После этого многие евреи покинули Сербию: если в 1861 году в стране насчитывалось 450 еврейских семей (около двух с половиной тысяч человек), то в 1869 году — лишь 210 семей. Альянс развернул кампанию в защиту сербских евреев; ряд великих держав (в особенности Великобритания) обусловили свою поддержку требования Сербии об эвакуации турецкого гарнизона из белградской цитадели изменением политики правительства страны по отношению к евреям. Все это способствовало улучшению положения евреев в Сербии: уже в 1867 году направленные против них ограничения были смягчены. | ||
- | |||
В 1869 года Скупщина Сербии (парламент) приняла новую конституцию, исключавшую дискриминацию по религиозным и национальным признакам, однако в последний момент эта конституция была по предложению правительства дополнена статьей, оставившей в силе антиеврейские законы, выпущенные в 1846 и 1856 годах. Протесты консулов Великобритании, Франции, Италии и Австро-Венгрии не возымели действия: была отклонена и петиция евреев, служивших в сербской армии. В 1873 году власти вновь выслали большое число евреев из Шабаца, Пожареваца и Смедерево. Делегация Альянса, посетившая князя Милона Обреновича (правил в 1868–89 гг.), который находился в это время в Париже, просила его прекратить выселения, но получила уклончивый ответ. | В 1869 года Скупщина Сербии (парламент) приняла новую конституцию, исключавшую дискриминацию по религиозным и национальным признакам, однако в последний момент эта конституция была по предложению правительства дополнена статьей, оставившей в силе антиеврейские законы, выпущенные в 1846 и 1856 годах. Протесты консулов Великобритании, Франции, Италии и Австро-Венгрии не возымели действия: была отклонена и петиция евреев, служивших в сербской армии. В 1873 году власти вновь выслали большое число евреев из Шабаца, Пожареваца и Смедерево. Делегация Альянса, посетившая князя Милона Обреновича (правил в 1868–89 гг.), который находился в это время в Париже, просила его прекратить выселения, но получила уклончивый ответ. | ||
Строка 76: | Строка 77: | ||
=== Язык еврейских общин Сербии в XIX-XX веках. === | === Язык еврейских общин Сербии в XIX-XX веках. === | ||
- | Многие евреи Сербии были на рубеже XIX-XX веков двуязычными: в быту использовался как сербохорватский язык, так и ладино (у евреев-ашкеназов — идиш). С конца 1860-х года документы сефардской общины Белграда велись на сербохорватском языке, для чего приходилось на первых порах нанимать секретарей-сербов, но уже с конца 1880-х годов, многие евреи Сербии (в том числе молодежь, увлеченная лозунгами сербского национализма) встали на путь интеграции и ассимиляции. Эту тенденцию отразили, в частности, публикации ежемесячника «El amigo del pueblo» (Белград, 1888–99), выходившего на ладино. С другой стороны, в стране сравнительно рано начали распространяться идеи сионизма. В 1880-х годах, здесь действовали кружки Ховевей Цион; в 1897 году они вошли во | + | Многие евреи Сербии были на рубеже XIX-XX веков двуязычными: в быту использовался как сербохорватский язык, так и [[Ладино|ладино]] (у евреев-[[Ашкеназы|ашкеназов]] — [[Идиш|идиш]]). С конца 1860-х года документы [[Сефарды|сефардской]] общины [[Белград - еврейская община|Белграда]] велись на сербохорватском языке, для чего приходилось на первых порах нанимать секретарей-сербов, но уже с конца 1880-х годов, многие евреи Сербии (в том числе молодежь, увлеченная лозунгами сербского национализма) встали на путь интеграции и ассимиляции. Эту тенденцию отразили, в частности, публикации ежемесячника «El amigo del pueblo» ([[Белград - еврейская община|Белград]], 1888–99), выходившего на [[Ладино|ладино]]. С другой стороны, в стране сравнительно рано начали распространяться идеи [[Сионизм|сионизма]]. В 1880-х годах, здесь действовали кружки [[Ховевей Цион|Ховевей Цион]]; в 1897 году они вошли во [[Всемирная сионистская организация|Всемирную Сионистской организацию]]. Среди делегатов [[Первый Сионистский конгресс|1-го Сионистского конгресса]] был представитель Сербии — Давид Алкалай (1862–1933). После возвращения с конгресса он основал в [[Белград - еврейская община|Белграде]] ассоциацию «Цион», позднее в городе было также создано молодежное сионистское объединение «Гидон». |
- | == Евреи Сербии после между двумя Мировыми войнами | + | == Евреи Сербии после между двумя Мировыми войнами == |
- | После Первой мировой войны Сербия вошла в состав Королевства сербов хорватов и словенцев, вместе с Княжеством Черногория, Боснией и Герцеговиной и хорватскими областями бывшей Австро-Венгерской империи. Королевство позднее было переименовано в Королевство Югославия. В совместном южнославянском государство жило около 65 200 евреев (на территории нынешней Республики Сербия – около 13 500). Межвоенный период (1919-1939) был периодом расцвета, для еврейских общин Югославии. | + | {{main|Югославия - еврейская община}} |
+ | После Первой мировой войны Сербия вошла в состав [[Югославия - еврейская община|Королевства сербов хорватов и словенцев]], вместе с [[Черногория - еврейская община|Княжеством Черногория]], [[Босния и Герцеговина - еврейская община|Боснией и Герцеговиной]] и [[Хорватия - еврейская община|хорватскими областями]] бывшей Австро-Венгерской империи. Королевство позднее было переименовано в [[Югославия - еврейская община|Королевство Югославия]]. В совместном южнославянском государство жило около 65 200 евреев (на территории нынешней Республики Сербия – около 13 500). Межвоенный период (1919-1939) был периодом расцвета, для еврейских общин [[Югославия - еврейская община|Югославии]]. | ||
- | До Второй мировой войны в | + | До Второй мировой войны в [[Белград - еврейская община|Белграда]] жило около около 10000 евреев, из них 80% были [[Ладино|ладиноговорящими]] евреями-[[Сефарды|сефардами]] и 20% евреев-[[Ашкеназы|ашкеназов]], говоривших на языке [[Идиш|идиш]]. |
- | Королевство Югославия стремилось соблюдать нейтралитет в начале Второй мировой войны. Политика Югославии не была антисемитской. Югославия – единственное государство в Европе, открывшее свои границы для евреев, бежавших из Австрии после Аншлюса. [3]. Под сильным давлением Германии, Югославией был подписан Тройственный пакт с Германией и Италией, который также подписали Болгария и Венгрия. Из-за этой подписи, правительство премьер-министра Цветковича было свергнуто через три дня в перевороте, которые поддержали британские и антинемецки настроенные офицеры Югославской армии. Немецкий ответ на смену правительства был жестокой: 16 апреля 1941 года началась интенсивная бомбардировка Белграда, а войска Германии, Италии, Болгарии и Венгрии вошли на территорию Югославии. Так Югославия была втянута во Вторую мировую войну. | + | [[Югославия - еврейская община|Королевство Югославия]] стремилось соблюдать нейтралитет в начале [[Евреи во Второй мировой войне|Второй мировой войны]]. Политика [[Югославия - еврейская община|Югославии]] не была антисемитской. [[Югославия]] – единственное государство в Европе, открывшее свои границы для евреев, бежавших из Австрии после Аншлюса. [3]. Под сильным давлением [[Германия - еврейская община|Германии]], [[Югославия - еврейская община|Югославией]] был подписан Тройственный пакт с [[Германия - еврейская община|Германией]] и Италией, который также подписали [[Болгария - еврейская община|Болгария]] и [[Венгрия - еврейская община|Венгрия]]. Из-за этой подписи, правительство премьер-министра Цветковича было свергнуто через три дня в перевороте, которые поддержали британские и антинемецки настроенные офицеры Югославской армии. Немецкий ответ на смену правительства был жестокой: 16 апреля 1941 года началась интенсивная бомбардировка [[Белград - еврейская община|Белграда]], а войска [[Германия - еврейская община|Германии]], Италии, [[Болгария - еврейская община|Болгарии]] и [[Венгрия - еврейская община|Венгрии]] вошли на территорию [[Югославия - еврейская община|Югославии]]. Так [[Югославия - еврейская община|Югославия]] была втянута во [[Евреи во Второй мировой войне|Вторую мировую войну]]. |
== Численность еврейского населения Сербии между двумя Мировыми войнами == | == Численность еврейского населения Сербии между двумя Мировыми войнами == | ||
В 1912 году в Сербии жило 5000 евреев [1]. В Первую Мировую войну евреи Сербии на равных сражались в составе сербской армии [2]. | В 1912 году в Сербии жило 5000 евреев [1]. В Первую Мировую войну евреи Сербии на равных сражались в составе сербской армии [2]. | ||
- | + | Ещё в 1878 году Берлинский конгресс постановил, что Сербия должна отменить все ограничительные антиеврейские законы; против этого решения выступил лишь глава российской делегации князь А. М. Горчаков. В соответствии с требованиями конгресса конституция Сербии, утвержденная в 1888 году (в 1894–1903 годах не действовала), закрепила гражданское равноправие евреев. | |
- | В конце XIX – начале XX веков численность еврейского | + | В конце XIX – начале XX веков численность еврейского населения Сербии постепенно возрастала: |
* в 1884 году в стране насчитывалось 4160 евреев, | * в 1884 году в стране насчитывалось 4160 евреев, | ||
* в 1890 году — 4623 еврея (0,21% всего населения), | * в 1890 году — 4623 еврея (0,21% всего населения), | ||
Строка 97: | Строка 99: | ||
* в 1905 году — 6430 евреев (0,26%), | * в 1905 году — 6430 евреев (0,26%), | ||
- | из них примерно четыре тысячи — в Белграде, около восьмисот — в Нише, около шестисот — в Шабаце, около трехсот — в Пироте, по двести — в Пожароваце и Лесковаце, примерно сто пятьдесят — в Смедерево, около ста — в Обреноваце. Во всех этих городах существовали сефардские общины; кроме того, в Белграде в 1869 году была создана небольшая община ашкеназов (получила официальный статус лишь в 1892 году, поскольку сефарды возражали против её формирования). | + | из них примерно четыре тысячи — в [[Белград - еврейская община|Белграде]], около восьмисот — в Нише, около шестисот — в Шабаце, около трехсот — в Пироте, по двести — в Пожароваце и Лесковаце, примерно сто пятьдесят — в Смедерево, около ста — в Обреноваце. Во всех этих городах существовали [[Сефарды|сефардские]] общины; кроме того, в [[Белград - еврейская община|Белграде]] в 1869 году была создана небольшая община [[Ашкеназы|ашкеназов]] (получила официальный статус лишь в 1892 году, поскольку [[Сефарды|сефарды]] возражали против её формирования). |
Строка 160: | Строка 162: | ||
== Отношения Сербии с Израилем == | == Отношения Сербии с Израилем == | ||
В 2008 году Израиль, одним из первых заявил о непризнании самопровозглашённой албанцами "Независимой Республики Косово". | В 2008 году Израиль, одним из первых заявил о непризнании самопровозглашённой албанцами "Независимой Республики Косово". | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Интересные факты == | ||
+ | * Югославия – единственное государство в Европе, открывшее свои границы для евреев, бежавших из Австрии после Аншлюса, | ||
+ | * Сербия - второе государство в мире, после Боснии и Герцеговины (а затем и Югославия в целом), где евреи-сефарды до ХХ века в быту говорили на ладино. |
Версия 11:15, 5 декабря 2011
Регулярная статья | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Сербия - государство в центральной части Балканского полуострова. С 1918 по 1945 годы - в составе Королевства сербов, хорватов и словенцев (Королевство Югославия), с 1945 по 1992 годы - социалистическая республика с составе Югославии, с 1992 по 2006 годы - республика в составе Союзной республики Югославия (с 2003 по 2006 годы - переименована в Государственное содружество Сербии и Черногории), с 2006 года - столица Республики Сербия.
Первые упоминания о евреях
По некоторым археологическим данным, уже в первых веках н. э. на территории современной Сербии, входившей тогда в состав провинции Паннония Римской империи, проживали евреи.
В Средние века
Сохранились свидетельства пребывания евреев в Белграде и в других населенных пунктах на берегах реки Дунай в Х веке, когда Сербия стала независимым княжеством. В XII–XIII вв. в страну переселялись отдельные семьи евреев-ашкеназов из Венгрии и Германии. Евреи упоминаются также в двух грамотах сербского царя Стефана Душана, датированных 1337 и 1361 годами.
В период власти Османской империи
В 1521 году, когда войска Османской империи захватили Белград, часть живших здесь евреев была переселена в Стамбул. В первой половине XVI века в Сербию начинают прибывать евреи-сефарды, в основном из Салоник.
Новое общество на периферии Османской империи
Чтобы создать новую аристократическую прослойку общества, в недавно завоёванных Королевствах Босния и Сербия, султан Баязид II направил в 1492 году свои корабли в Испанию, с целью эвакуировать еврейскую элиту из Испании «за деньги». Султан рассчитывал, что перевезённые им евреи, а практически все они были состоятельными и образованными людьми, в благодарность султану примут ислам и «растворятся» в многонациональном населении Империи. Появление новой, доселе неизвестной местному населению этнорелигиозной прослойки, было встречено без какого-либо сопротивления.
Еврейские общины на Балканском полуострове значительно возросли в результате изгнания евреев из Испании в конце 1492 года, когда множество целых общин были переселены из Испании в Османскую империю, в частности на Балканский полуостров.
Территория бывшего Королевства Сербия, как и территория бывшего Королевства Босния ставшие теперь частью области (вилайета) Босна Османской империи, после падения и уничтожения династии Хребляновичей, а после и пришедших им на смену Бранковичей в Сербии и династии Котроманичей в Боснии и их приближённых, были полностью разграблены и опустошены. Немалая часть населения была уничтожена, или продана в рабство на невольничьих рынках Константинополя (Стамбула), а на территории Боснии происходило и массовое обращение покорённых народов в ислам. Многие города были просто сравнены с землёй. Не разрушала турецкая армия только надгробные плиты на кладбищах.
Так, к 1530 году в Белграде уже существовали две общины — сефардская и ашкеназская. Тогда же в городе возник еврейский квартал, размещавшийся близ реки Сава (в XVII перенесен на берег Дуная), проживание в нем не было обязательным. В это же время образовались общины в расположенных недалеко от Белграда городах Шабац, Смедерево и Пожаревац.
Занятия евреев в Сербии
В XIV веке основным занятием евреев Сербии, живших главным образом в Белграде, была торговля солью. Евреи также занимались в этот период главным образом торговлей и кредитным делом, поддерживая тесные деловые контакты с такими городами, как Дубровник, Сплит, Буда (Будапешт), куда плавали по Дунаю на собственных судах. Поддерживались торговые связи также со столицей Болгарии Софией, Салониками, Сараево и главным городом Вардарской Македонии — Скопье по суше. Еврейские купцы вывозили из Сербии кожи, воск и медь, ввозили – тонкие сукна и другие товары. Объем этой торговли заметно возрос в конце XVI века, когда реконструкция порта в Сплите обеспечила надежную связь между Балканским полуостровом и Венецией.
При Османской власти на территории нынешней Сербии, еврейские общины с окружающим их сербским православным населением, как правило, были в хороших отношениях, а еврейские купцы поддерживали почти все торговые маршруты в империи [1].
XVI-XVIII века
В XVI-XVII веках численность еврейского населения Сербии постоянно колебалась: её стабильному росту препятствовали эпидемии, пожары и войны. Тем не менее, к 1663 году в Белграде жили примерно восемьсот евреев и, таким образом, город был третьим по величине еврейским центром на Балканском полуострове, после Салоник и Стамбула.
В XVII веке Белград был крупным центром еврейской учености: широкой известностью пользовалась иешива, открывшаяся здесь в 1617 году по инициативе рабби Иехуды Лермы (раввин Белграда в 1617–42 гг.).
В 1688 году, когда австрийские войска осадили Белград, янычары разграбили еврейский квартал, а после падения города австрийцы сожгли синагоги и учинили массовую резню евреев. Уцелевших взяли в плен, намереваясь продать в рабство (многих из них впоследствии выкупили еврейские общины Австрии) и лишь немногим удалось бежать в Болгарию и в другие страны. Эти трагические события нашли отклик в среде европейского еврейства: в Лондоне был учрежден фонд помощи пострадавшим. Два года спустя, когда Белград вновь перешел под власть Османской империи, некоторые евреи вернулись в город и отстроили одну синагогу, но даже в начале XVIII века здесь насчитывалось не более 50 еврейских семей (в четыре раза меньше, чем до 1688 года).
В 1690 году бесчинства гайдуков (участников вооруженного антиосманского движения) вынудили евреев бежать из Шабаца. В XVIII веке северная часть Сербии (включая Белград) неоднократно становилась ареной австро-турецких войн; при этом обе стороны преследовали евреев и неоднократно вводили против них дискриминационные ограничительные меры, в результате чего численность еврейского населения здесь не только не росла, но и сокращалась. На юге страны, где политическая ситуация была более стабильной, в это время возник ряд новых общин, самая крупная из них в городе Ниш (1728).
Борьба сербского народа за независимость и евреи.
Начиная с 1804 года сербский народ начал вооружённую борьбу за независимость от Османской империи. Многие евреи восстали вместе с сербами с оружием в руках, за что турецкая армия жестоко карала [1]. Так, в 1804 году евреи Сербии поддержали вооруженное выступление местного населения против османского владычества, организовав снабжение повстанческой армии продовольствием, оружием и боеприпасами. Несмотря на это и вопреки распоряжениям руководителя восстания Георгия Петровича «Чёрного» (Карагеоргия – основателя династии Карагеоргиевичей в будущем), участники движения грабили еврейские дома и лавки, разрушали синагоги, убивали евреев или насильно обращали в православие. Наибольший размах эти бесчинства приобрели после вступления повстанцев в Белград (декабрь 1806– март 1807 гг.). Многие евреи были вынуждены бежать в находившуюся под властью Австрии область Воеводина, в частности, в расположенный близ Белграда город Землин (ныне Земун, район Белграда); другие переселились в Боснию и в Болгарию.
Когда, на части территории Сербии, в 1815 году, было создано фактически автономное княжество со столицей в Белграде, положение живших здесь евреев значительно улучшилось. Князь Милош Обренович (правил в 1815–39 гг. и в 1858–60 гг.) не только предоставил им равные с сербами-православными политические и экономические права, подтвержденные султанскими указами (Хатти Шериф) от 1830 года и 1833 года, но и лично покровительствовал общине. При его власти еврейская община Белграда даже выпустила собственные деньги. В ближайшем окружении князя находилось несколько евреев – Х. Давид (Давичо) был его советником по финансовым вопросам.
Численность еврейского населения страны быстро возрастала:
- в 1815 году жили тысяча двести евреев,
- в 1835 году — около двух тысяч (из них двести – евреи-ашкеназы).
В 1818 году в городе открылся бейт-мидраш, в 1819 году — новая синагога. В 1837 году княжеская типография начала печатать книги на иврите и ладино (до 1867 года было выпущено 35 таких книг, включая Шулхан арух Йосефа Каро.
После отречения Милоша Обреновича от престола (1839) и, в особенности, после того, как князем стал Александр Карагеоргиевич (правил в 1842–58 гг.), отношение сербских властей к евреям заметно ухудшилось. Под давлением сербского купечества, опасавшегося конкуренции со стороны евреев, они были в 1846 году изгнаны из всех городов страны, за исключением Белграда, где им предписывалось жить в особом квартале городской цитадели Калемегдан, в которой стоял турецкий гарнизон. Евреям запрещалось также заниматься некоторыми ремеслами, в частности, сапожным и портняжным делом. Парижским трактатом, заключенным в марте 1856 года, по итогам Крымской войны, провозглашалось равноправие всех жителей Сербии независимо от вероисповедания и национального происхождения. Тем не менее, в сентябре 1856 года почти все ранее введенные в стране ограничительные законы против евреев были подтверждены.
С возвращением на престол Милоша Обреновича сербские евреи подали в государственный совет петицию с просьбой вернуть им равные с сербами-православными гражданские права, включая свободу передвижения и экономической деятельности (апрель 1858 г.) и в сентябре 1858 года эта просьба была удовлетворена. Однако вскоре после смерти князя Милоша (1860) его сын Михаил (на престоле до 1868 г.) приказал 60 еврейским семьям, жившим в провинциальных городах (главным образом в Шабаце), переселиться в белградскую цитадель Калемегдан. Высылка была приостановлена лишь благодаря вмешательству генерального консула Великобритании, указавшего князю, что подобные действия могут лишить его покровительства великих держав. Михаил Обренович уступил; его указ, изданный в ноябре 1861 года, разрешал евреям оставаться в тех городах, где они уже жили (без права приобретать недвижимость), и беспрепятственно заниматься ремеслом и торговлей (за исключением торговли сырьем и некоторыми видами готовых изделий). Однако весной 1862 года евреев вновь начали выселять из внутренних районов страны; летом 1863 года эта кампания усилилась. Меморандум евреев сербским властям, содержавший требование привести законодательство страны в соответствие с указом турецкого султана (формально остававшегося сюзереном Сербии) от 1833 года, остался без ответа. Заступничество дипломатических представителей европейских государств и письмо Моше Монтефиоре правительству Сербии также не дали никаких результатов.
Сербская печать активно вела антисемитскую пропаганду; выходившая в Шабаце газета «Световид» даже требовала немедленно изгнать всех евреев из страны. В январе 1865 года в Шабаце были убиты два еврея, в апреле того же года насильно крещена 16-летняя девушка. После этого многие евреи покинули Сербию: если в 1861 году в стране насчитывалось 450 еврейских семей (около двух с половиной тысяч человек), то в 1869 году — лишь 210 семей. Альянс развернул кампанию в защиту сербских евреев; ряд великих держав (в особенности Великобритания) обусловили свою поддержку требования Сербии об эвакуации турецкого гарнизона из белградской цитадели изменением политики правительства страны по отношению к евреям. Все это способствовало улучшению положения евреев в Сербии: уже в 1867 году направленные против них ограничения были смягчены.
В 1869 года Скупщина Сербии (парламент) приняла новую конституцию, исключавшую дискриминацию по религиозным и национальным признакам, однако в последний момент эта конституция была по предложению правительства дополнена статьей, оставившей в силе антиеврейские законы, выпущенные в 1846 и 1856 годах. Протесты консулов Великобритании, Франции, Италии и Австро-Венгрии не возымели действия: была отклонена и петиция евреев, служивших в сербской армии. В 1873 году власти вновь выслали большое число евреев из Шабаца, Пожареваца и Смедерево. Делегация Альянса, посетившая князя Милона Обреновича (правил в 1868–89 гг.), который находился в это время в Париже, просила его прекратить выселения, но получила уклончивый ответ.
Королевство Сербия и евреи
В 1877 году в скупщину Сербии впервые был избран еврей — Аврахам Озер (Озерович, 1848–1916). В сербо-турецкой войне 1876–78 годов, обеспечившей стране полную независимость, приняли участие 55 евреев; четверо из них были награждены, а Михаэль Озер, отличившийся в восьми сражениях, получил за храбрость чин бригадира. Сербский парламент (Скупщина) отменил все антиеврейские ограничения только в 1889 году.
Язык еврейских общин Сербии в XIX-XX веках.
Многие евреи Сербии были на рубеже XIX-XX веков двуязычными: в быту использовался как сербохорватский язык, так и ладино (у евреев-ашкеназов — идиш). С конца 1860-х года документы сефардской общины Белграда велись на сербохорватском языке, для чего приходилось на первых порах нанимать секретарей-сербов, но уже с конца 1880-х годов, многие евреи Сербии (в том числе молодежь, увлеченная лозунгами сербского национализма) встали на путь интеграции и ассимиляции. Эту тенденцию отразили, в частности, публикации ежемесячника «El amigo del pueblo» (Белград, 1888–99), выходившего на ладино. С другой стороны, в стране сравнительно рано начали распространяться идеи сионизма. В 1880-х годах, здесь действовали кружки Ховевей Цион; в 1897 году они вошли во Всемирную Сионистской организацию. Среди делегатов 1-го Сионистского конгресса был представитель Сербии — Давид Алкалай (1862–1933). После возвращения с конгресса он основал в Белграде ассоциацию «Цион», позднее в городе было также создано молодежное сионистское объединение «Гидон».
Евреи Сербии после между двумя Мировыми войнами
После Первой мировой войны Сербия вошла в состав Королевства сербов хорватов и словенцев, вместе с Княжеством Черногория, Боснией и Герцеговиной и хорватскими областями бывшей Австро-Венгерской империи. Королевство позднее было переименовано в Королевство Югославия. В совместном южнославянском государство жило около 65 200 евреев (на территории нынешней Республики Сербия – около 13 500). Межвоенный период (1919-1939) был периодом расцвета, для еврейских общин Югославии.
До Второй мировой войны в Белграда жило около около 10000 евреев, из них 80% были ладиноговорящими евреями-сефардами и 20% евреев-ашкеназов, говоривших на языке идиш.
Королевство Югославия стремилось соблюдать нейтралитет в начале Второй мировой войны. Политика Югославии не была антисемитской. Югославия – единственное государство в Европе, открывшее свои границы для евреев, бежавших из Австрии после Аншлюса. [3]. Под сильным давлением Германии, Югославией был подписан Тройственный пакт с Германией и Италией, который также подписали Болгария и Венгрия. Из-за этой подписи, правительство премьер-министра Цветковича было свергнуто через три дня в перевороте, которые поддержали британские и антинемецки настроенные офицеры Югославской армии. Немецкий ответ на смену правительства был жестокой: 16 апреля 1941 года началась интенсивная бомбардировка Белграда, а войска Германии, Италии, Болгарии и Венгрии вошли на территорию Югославии. Так Югославия была втянута во Вторую мировую войну.
Численность еврейского населения Сербии между двумя Мировыми войнами
В 1912 году в Сербии жило 5000 евреев [1]. В Первую Мировую войну евреи Сербии на равных сражались в составе сербской армии [2]. Ещё в 1878 году Берлинский конгресс постановил, что Сербия должна отменить все ограничительные антиеврейские законы; против этого решения выступил лишь глава российской делегации князь А. М. Горчаков. В соответствии с требованиями конгресса конституция Сербии, утвержденная в 1888 году (в 1894–1903 годах не действовала), закрепила гражданское равноправие евреев. В конце XIX – начале XX веков численность еврейского населения Сербии постепенно возрастала:
- в 1884 году в стране насчитывалось 4160 евреев,
- в 1890 году — 4623 еврея (0,21% всего населения),
- в 1895 году — 5102 еврея (0,22%),
- в 1900 году — 5729 евреев (0,23%), из которых лишь трое жили в сельской местности,
- в 1905 году — 6430 евреев (0,26%),
из них примерно четыре тысячи — в Белграде, около восьмисот — в Нише, около шестисот — в Шабаце, около трехсот — в Пироте, по двести — в Пожароваце и Лесковаце, примерно сто пятьдесят — в Смедерево, около ста — в Обреноваце. Во всех этих городах существовали сефардские общины; кроме того, в Белграде в 1869 году была создана небольшая община ашкеназов (получила официальный статус лишь в 1892 году, поскольку сефарды возражали против её формирования).
Евреи Сербии во время Второй Мировой войны.
С 1941 года в оккупированной Югославии начался нацистский геноцид отдельных этнических групп, в частности евреев и цыган. Германская армия разделила страну таким образом:
- большая часть территории нынешней Словении была присоединена к Третьему Рейху, часть - к Италии,
- восточная часть сербского края Воеводина была "воссоединена" с Венгрией,
- большая часть Сербской Македонии занята армией Болгарии,
- часть западной Сербской Македонии и почти весь сербский край Косово и Метохия "воссоединён" с Албанией,
- на территории Хорватии и Боснии и Герцеговины, а также западной части сербского края Воеводина и области Санджак, было создано марионеточное государство "Независимое Государство Хорватия" (Nezavisna država Hrvatska) под руководством главы хорватских фашистов-усташей Анте Павелича.
- на большей части территории Черногории было "возрождено" Королевство Черногория во главе с коллаборационистами Секулы Дрлевича.
Евреи из области Срем были отправлены в лагеря в «Независимое Государство Хорватия», как и многих евреев остальной части Сербии. Из созданного Германией «Государства Сербия», во главе с коллаборационистом Миланом Недичем, немцы депортировали евреев из области Банат и Белграда в концлагерь Саймеште, неподалеку от Белграда. Этот лагерь был создан для уничтожения евреев и пленных сербских солдат. Правительство «Государства Сербия» 22 октября 1941 года, открыло в Белграде антисемитскую выставку, центральной темой которой стал предполагаемый еврейско-коммунистическо-масонсий заговор, с целью достижения мирового господства. Сербские газеты «Обнова» и «Наша борьба» поддержали идею выставки, утверждая, что евреи были давними врагами сербского народа.
Ликвидация
Физическое уничтожение нацистами евреев в Сербии проводилось очень быстро, без необходимости организации этапов в лагеря смерти. Только в мае 1942 года погибло около 16 тысяч евреев [4].
Пять организаций координировали уничтожение евреев: немецкое военное командование во главе Бюро экономической ариизации, представители министерств иностранных дел Третьего рейха, разведки полиции (SS) и, с момента своего создания в августе 1944 года правительство генерала Милана Недича, [4]. Первые четыре организаций встретились 14 мая 1941 года, для рассмотрения решения «проблемы евреев и цыган». Так 30 мая был принят ряд мер:
- все, кто были сочтёны евреями, были отстранены от государственной службы,
- введена обязанность носить желтую звезду Давида и принудительные работы [4].
- из конфискованного еврейского имущества 60% удерживалось нацистской Германией, в качестве военных репараций, а остальные 40% были переданы правительству Сербии [4].
В ответ на возникновение вооруженного сопротивления против оккупационных сил в Сербии, нацисты проводили активную политику мести: в случае потерь немецкой армии, расстрелу подлежало равное количество евреев, цыган и коммунистов.
С конца лета 1941 года, еврейские мужчины систематически депортировались в концентрационные лагеря в Шапац и Топовска шупа [4]. В это время, процесс ликвидации евреев в Европе не набрал обороты. Германское министерство иностранных дел в Белграде посылает Феликса Бензлера в качестве посла Германии в Сербии. В первой же телеграмме в Берлин, он пишет, что евреи несут ответственность за саботаж и терроризм. Он предложил отправить 8000 еврейских мужчин на баржах в дельту Дуная. Йоахим фон Риббентроп отверг эту идею, сказав, что это не возможно без согласия Румынии, которая откажется принять такое большое количество евреев [4]. Несмотря на частые призывы из Белграда о депортации евреев, Министерству иностранных дел было отказано, потому было решено поручить «окончательное решение еврейского вопроса» Адольфу Эйхману. Он предложил расстрел евреев [4]. На высшем уровне было решено расстрелять 2100 еврейских и цыганских заключенных, в лагере Шабац, под предлогом мести за убийство евреями 21 немецкого солдата в боях под Белградом. Так 100 узников были казнены за каждого убитого немецкого солдата, и 50 за каждого раненого. Это соотношение стало систематическим [4].
Подобная политика не привела к полной ликвидации потому, что многие солдаты Вермахта отказывались расстреливать женщин, детей и пожилых людей [4]. Кроме того, массовые казни стали вызывать побочные реакции в нейтральных странах [4]. Было решено направить оставшихся евреев в лагере перемещённых лиц в Землин [5].
3 ноября 1941 года вышел приказ собрать всех еврейских женщин и детей Белграда и отправить на баржах в лагерь Саймиште. Мэр Белграда Драгомир Йованович распорядился организовать для них пропитание, в основном это были картофель и капуста [4]. В мае 1942 года. из Берлина в Белграда был доставлен грузовик-душегубка для удушья газом. Грузовик работал каждый день, кроме воскресенья. Всего в лагерях Саймиште и Яйница, при помощи душегубки было убито от 5 до 6 тысяч человек и длилась она с апреля по май 1942 года [4]. Операция закончилась на 10 мая 1942 и грузовик вернули в Берлин, для использования в Беларусии [4].
Сопротивление
В начале Второй мировой войны в Сербии, некоторые евреи присоединились к сопротивлению: к Югославской народно-освободительной армии Йосипа Броза Тито и к движению сербских монархистов-четников Драголюба Михайловича.
Итог Второй Мировой войны для евреев Югославии
Большинство евреев Югославии было уничтожено до её освобождения в 1944 году. Из 82500 евреев в Югославии в 1941 году, до окончания войны дожили только 14 тысяч (17%) [1]. Из них в Сербии – 4000 [8].
Федерация Еврейских общин Югославии
После Второй мировой войны для координации общинной жизни евреев была создана Федерация еврейских общин Югославии, с целью лоббирования права евреев на репатриацию в Израиль [10]. Более половины из оставшихся в живых евреев выбрала своим местом жительства Израиль. Федерация еврейских общин Югославии перестала существовать в 1991 году, в связи с развалом Югославии. Тогда многие евреи тоже решил репатриироваться в Израиль.
Во время войны НАТО против Югославии в 1999 году, Федерация еврейских общин Союзной республики Югославия (в составе Сербии и Черногории) эвакуировала многих пожилых евреев, женщин и детей Белграда в Будапешт, откуда также репатриировались в Израиль[8]. До гражданской войны в Югославии 1990-х годов, собственно в Сербии проживало около 2500 евреев [1], в основном в Белграде. В 2002 году в Сербии была проведена перепись населения, результаты которой приведены в следующей таблице [11]:
ТАБЛИЦА!!!
Единственная действующая синагога в Сербии находится в Белграде.
Антисемитские инциденты в Сербии относительно редки.
Еврейская община Сербии сегодня
Сербское правительство признает евреев как одну из семи традиционных этнорелигиозных общин Сербии [12]. Большинство евреев в Сербии – сефардского происхождения.
Хор братьев Барух, основаный в 1879 году в Белграде, является старейшим действующим еврейским хором в мире.
Отношения Сербии с Израилем
В 2008 году Израиль, одним из первых заявил о непризнании самопровозглашённой албанцами "Независимой Республики Косово".
Интересные факты
- Югославия – единственное государство в Европе, открывшее свои границы для евреев, бежавших из Австрии после Аншлюса,
- Сербия - второе государство в мире, после Боснии и Герцеговины (а затем и Югославия в целом), где евреи-сефарды до ХХ века в быту говорили на ладино.