|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Сновидения (еврейский аспект)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Сновидения'''. Библейские представления о сновидениях не отличаются от представлений большинства других древних народов: сны считались видениями из области сверхъестественного и Божественного, в которой сновидец не связан со своим телом, а созерцаемые им события — с определенным временем и местом.
| + | |
- | === Сны как предсказания и знаки ===
| + | |
- | Следствием таких представлений был взгляд на сновидения как на Божественные послания, которые впоследствии могут реализоваться (сон Авимелеха — Быт. 20:3–7; явление ангела [[Иаков|Иакову]] — 31:10–11). Соответственно сны воспринимались как предсказания и знаки, обычно имеющие символическую форму.
| + | |
- | === Пророки ===
| + | |
- | Сновидения должны интерпретировать те, у кого есть дар ясновидения — пророки (см. [[Пророки И Пророчество|Пророки и пророчество]]) и гадатели (Сновидения Иакова в [[Бет-Эль|Бет-Эле]] — Быт. 28:10–22; сон [[Иосиф|Иосифа]] — 37:5–10; толкование снов Иосифом — 40:5–19, 41:15–32; сон относительно [[Гидон|Гидона]] — Суд. 7:13).
| + | |
- | === Ложные сновидения ===
| + | |
- | В Библии упоминаются также ложные сновидения, которые отличаются от истинных тем, что предсказанное в них не сбывается. Согласно пророку [[Иоэль|Иоэлю]] (3:1 [русск. 2:28]), в будущем золотом веке дар пророческих сновидений будет дан каждому. В эллинистическую и римскую эпохи считалось, что апокалипсические видения даруются во сне; эта идея пронизывает библейскую книгу [[Даниэль|Даниэля]] и Апокалипсисы Эзры и Баруха (см. [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|Апокрифы и псевдоэпиграфы]]; [[Апокалиптическая Литература|Апокалиптическая литература]]). В то же самое время были и противники веры в сновидения (см., например, [[Аристея Послание|Аристея послание]], 213–216).
| + | |
- | === Противоречивые взгляды на сновидения ===
| + | |
- | | + | |
- | [[Талмуд]] содержит противоречивые взгляды на сновидения: одни законоучители считали, что во сне человек видит лишь то, что ему подсказывают его собственные мысли (Бр. 55б), другие верили, что сновидения имеют ту же природу, что и пророчества (Быт. Р. 17:5). В Талмуде упоминается, что в Иерусалиме во времена Второго [[Храм|храма]] было 24 профессиональных толкователя снов. Сновидения и их смысл пространно обсуждаются в заключительной части трактата Брахот Вавилонского Талмуда. В этой дискуссии главная концепция принадлежит рабби [[Акива|Акиве]], который считал, что сон определяется его вербализацией, то есть тем образом, каким он выражен словесно. Эта концепция оказала огромное влияние на средневековую еврейскую мистику, в частности, на [[Каббала|Каббалу]].
| + | |
- | === Сон как продукт воображения ===
| + | |
- | | + | |
- | [[Маймонид]] считал сновидение явлением, не относящимся к сфере сверхъестественного; он полагал, что сон — продукт воображения, а не чувств или разума, и потому то, что мы узнаем из сна, не представляет собой новых знаний, которые душа получает извне. Занятия человека и то, что находится в центре его внимания, когда он бодрствует, предстает перед ним во сне в форме образов, почерпнутых из воображения. Пророческое сновидение — особое явление, возникающее, когда человек устремляется к познанию Бога и освобождается от низших желаний и страстей.
| + | |
- | === Сновидении как мост между высшим миром и земной жизнью ===
| + | |
- | Следуя библейскому и талмудическому представлениям, евреи средневековья видели в сновидении мост между высшим сокровенным миром и земной жизнью. [[Хасидей Ашкеназ]] и, в особенности, рабби [[Элазар Бен Иехуда Из Вормса|Элазар бен Иехуда из Вормса]] в книге «Хохмат hа-нефеш» («Мудрость души», закончена примерно в 1220 г.), описывали, как во время сна душа, освободившись от уз тела, воспаряет в вышние миры, где ей открываются сокровеннейшие тайны мироздания. Наиболее ярко мистическое отношение к сновидениям у Хасидей Ашкеназ проявилось в книге [[«Сефер-Хасидим»|«Сефер-хасидим»]], приписываемой [[Иехуда Бен Шмуэль Хе-Хасид|Иехуде бен Шмуэлю хе-Хасиду]].
| + | |
- | === Сновидение в каббалистической литературе ===
| + | |
- | В каббалистической литературе, начиная с книги [[Зохар]], сновидение — это также мистическое переживание и мистический источник знания. Такой взгляд породил в этот период обширную литературу, посвященную толкованию снов (в 16–17 вв. она частично слилась с магической литературой). Тогда же возникла практика шеэлат халом (буквально `вопрошение сна`): перед сном человек задавал вопрос относительно решения, которое он должен принять, а затем искал в увиденном сне ответ. Подобный подход к сновидениям отразился и в сфере галахических постановлений (см. [[Галаха]]): начиная с 12 в. появилась литература, в которой галахические постановления обосновывались «небесным видением», то есть сновидением, ниспосланным свыше как решение галахической проблемы.
| + | |
- | | + | |
- | Средневековые представления о сновидениях ярко отразились в мистико-мессианистском (см. [[Мессия]]) дневнике каббалиста [[Витал, Хаим Бен Иосеф|Хаима Витала]], ученика [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|Ицхака Лурии]]. Мистико-пророческие сны рабби [[Нахман Из Брацлава|Нахмана из Брацлава]] описаны его учеником Натаном Штернхарцем из Немирова (1780–1845) в его биографической книге об учителе «Хаей Мохаран» («Жизнь Мохарана»).
| + | |
- | | + | |
- | В средние века среди христиан было распространено мнение, что евреи владеют секретом толкования сновидений. В книге [[Ибн Верга Шломо|Шломо Ибн Верги]] «Шот Иехуда» («Бич Иехуды»; приблизительно 1520 г.) содержатся рассказы, в которых испанский король обращается к еврейскому мудрецу за истолкованием своих снов.
| + | |
- | === Сновидения в еврейской автобиографической литературе ===
| + | |
- | Особое значение сновидения приобрели в еврейской автобиографической литературе, которая начала бурно развиваться в 16 в. Часть книги Аврахама Ягела «Гей хиззайон» («Долина видения») посвящена сновидению, в котором автор встречается со своим покойным отцом, открывающим ему секреты вышнего мира. Эта литературная традиция продолжает существовать и в новое время, например у [[Кафка, Франц|Ф. Кафки]]. В психоаналитической теории [[Фрейд|З. Фрейда]] сновидениям и их истолкованиям отводится центральное место.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13868|СНОВИДЕНИЯ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Категории к расформированию:ИУДАИЗМ:Мистика. Каббала. Магия]]
| + | |
- | [[Категория:Идеи и понятия каббалы]]
| + | |
- | [[Категория:Библейские сюжеты ]]
| + | |