Соммо, Иеhуда
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 19: | Строка 19: | ||
+ | '''Соммо, Иеhуда''' (Джуда) Леоне бен Ицхак (Sommo, Judah Leone; 1527, Мантуя, – 1592, там же; известен также как Леоне Де Соми Порталеоне, Леоне ди Соми, Леоне Эбрео де Соми, Леоне де Соммо Порталеоне), драматург и театральный режиссер, внесший большой вклад в развитие ренессансного театра, и поэт, писавший на иврите и по-итальянски. | ||
+ | == Происхождение == | ||
+ | Происходил из аристократической еврейской семьи Порталеоне, получил традиционное еврейское и светское образование и был воспитан в духе Ренессанса. | ||
+ | == Творческая карьера == | ||
- | + | В ранней молодости был учителем и копиистом; изобрел особый способ производства чернил. В возрасте 25 лет написал пятиактную пьесу «Цахут бдихута де-киддушин» («Красноречивый фарс о женитьбе»), которая была первым в истории оригинальным драматическим произведением на иврите (см. [[Еврейская литература средних веков и Возрождения. Еврейская поэзия и драма в Италии]]). В 1557 г. Соммо принял участие в сатирическом литературном конкурсе на тему о женщине, представив длинную макароническую поэму «Маген нашим» («В защиту женщин»), состоявшую из чередовавшихся стансов на иврите и итальянском языке. | |
- | Вероятно, уже в молодости Соммо писал и ставил пьесы для придворного театра Гонзаги: еврейская община [[Мантуя|Мантуи]] была обязана ежегодно представлять перед герцогом пьесу, и эта обязанность была возложена на Соммо. В 1566 г. Соммо представил перед Чезаре Гонзагой, патроном «Академии очарованных любовью», «Диалоги об искусстве представления», за которые год спустя был удостоен чести стать единственным евреем — членом этой Академии. Позднее слава Соммо как драматурга и постановщика, а также специалиста по оформлению сцены, гриму и световым эффектам распространилась по всей Европе. Несмотря на это, Соммо оставался активным членом еврейской общины. В 1574 г. он помог [[Росси, Азария|Азарии бен Моше деи Росси]] опубликовать его труд «Меор эйнаим» («Свет очей»). Как и некоторые известные еврейские художники и актеры, Соммо был освобожден от обязанности ношения желтого [[Отличительный Знак|отличительного знака]] (эта привилегия была дана ему в 1580 г.); в 1585 г. ему было разрешено приобрести земельную собственность в [[Мантуя|Мантуе]], и на приобретенном участке он построил синагогу. | + | Вероятно, уже в молодости Соммо писал и ставил пьесы для придворного театра Гонзаги: еврейская община [[Мантуя|Мантуи]] была обязана ежегодно представлять перед герцогом пьесу, и эта обязанность была возложена на Соммо. В 1566 г. Соммо представил перед Чезаре Гонзагой, патроном «Академии очарованных любовью», «Диалоги об искусстве представления», за которые год спустя был удостоен чести стать единственным евреем — членом этой Академии. Позднее слава Соммо как драматурга и постановщика, а также специалиста по оформлению сцены, гриму и световым эффектам распространилась по всей Европе. |
+ | |||
+ | |||
+ | == Деятельность в еврейской общине == | ||
+ | |||
+ | Несмотря на это, Соммо оставался активным членом еврейской общины. В 1574 г. он помог [[Росси, Азария|Азарии бен Моше деи Росси]] опубликовать его труд «Меор эйнаим» («Свет очей»). Как и некоторые известные еврейские художники и актеры, Соммо был освобожден от обязанности ношения желтого [[Отличительный Знак|отличительного знака]] (эта привилегия была дана ему в 1580 г.); в 1585 г. ему было разрешено приобрести земельную собственность в [[Мантуя|Мантуе]], и на приобретенном участке он построил синагогу. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Литературное наследие == | ||
Литературное наследие Соммо, оставшееся в рукописи, составляло 16 томов. Среди произведений, написанных по-итальянски, – 13 пьес (комедии в прозе и стихах, пасторали и интермеццо), вышеназванные диалоги, 45 «Псалмов Давида», поэмы, канцоны и сатиры. В 1904 г. во время пожара в Национальной библиотеке Турина, где хранилось это наследие, 11 написанных по-итальянски томов погибли. Среди сочинений, написанных на иврите, сохранились «Красноречивый фарс о женитьбе» (см. выше), два коротких диалога и несколько стихотворений. | Литературное наследие Соммо, оставшееся в рукописи, составляло 16 томов. Среди произведений, написанных по-итальянски, – 13 пьес (комедии в прозе и стихах, пасторали и интермеццо), вышеназванные диалоги, 45 «Псалмов Давида», поэмы, канцоны и сатиры. В 1904 г. во время пожара в Национальной библиотеке Турина, где хранилось это наследие, 11 написанных по-итальянски томов погибли. Среди сочинений, написанных на иврите, сохранились «Красноречивый фарс о женитьбе» (см. выше), два коротких диалога и несколько стихотворений. |
Версия 22:07, 30 ноября 2011
Источник: | ||||||||
|
Соммо, Иеhуда (Джуда) Леоне бен Ицхак (Sommo, Judah Leone; 1527, Мантуя, – 1592, там же; известен также как Леоне Де Соми Порталеоне, Леоне ди Соми, Леоне Эбрео де Соми, Леоне де Соммо Порталеоне), драматург и театральный режиссер, внесший большой вклад в развитие ренессансного театра, и поэт, писавший на иврите и по-итальянски.
Содержание |
Происхождение
Происходил из аристократической еврейской семьи Порталеоне, получил традиционное еврейское и светское образование и был воспитан в духе Ренессанса.
Творческая карьера
В ранней молодости был учителем и копиистом; изобрел особый способ производства чернил. В возрасте 25 лет написал пятиактную пьесу «Цахут бдихута де-киддушин» («Красноречивый фарс о женитьбе»), которая была первым в истории оригинальным драматическим произведением на иврите (см. Еврейская литература средних веков и Возрождения. Еврейская поэзия и драма в Италии). В 1557 г. Соммо принял участие в сатирическом литературном конкурсе на тему о женщине, представив длинную макароническую поэму «Маген нашим» («В защиту женщин»), состоявшую из чередовавшихся стансов на иврите и итальянском языке.
Вероятно, уже в молодости Соммо писал и ставил пьесы для придворного театра Гонзаги: еврейская община Мантуи была обязана ежегодно представлять перед герцогом пьесу, и эта обязанность была возложена на Соммо. В 1566 г. Соммо представил перед Чезаре Гонзагой, патроном «Академии очарованных любовью», «Диалоги об искусстве представления», за которые год спустя был удостоен чести стать единственным евреем — членом этой Академии. Позднее слава Соммо как драматурга и постановщика, а также специалиста по оформлению сцены, гриму и световым эффектам распространилась по всей Европе.
Деятельность в еврейской общине
Несмотря на это, Соммо оставался активным членом еврейской общины. В 1574 г. он помог Азарии бен Моше деи Росси опубликовать его труд «Меор эйнаим» («Свет очей»). Как и некоторые известные еврейские художники и актеры, Соммо был освобожден от обязанности ношения желтого отличительного знака (эта привилегия была дана ему в 1580 г.); в 1585 г. ему было разрешено приобрести земельную собственность в Мантуе, и на приобретенном участке он построил синагогу.
Литературное наследие
Литературное наследие Соммо, оставшееся в рукописи, составляло 16 томов. Среди произведений, написанных по-итальянски, – 13 пьес (комедии в прозе и стихах, пасторали и интермеццо), вышеназванные диалоги, 45 «Псалмов Давида», поэмы, канцоны и сатиры. В 1904 г. во время пожара в Национальной библиотеке Турина, где хранилось это наследие, 11 написанных по-итальянски томов погибли. Среди сочинений, написанных на иврите, сохранились «Красноречивый фарс о женитьбе» (см. выше), два коротких диалога и несколько стихотворений.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СОММО Иехуда в ЭЕЭ