Страшун, Маттитьяху
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Страшун, Маттитьяху''' (Матес; 1817, Вильна, – 1885, там же), еврейский ученый, меценат и библиофил, собравший уникальную библиотеку по иудаистике. Начальное образование Страшун получил дома под руководством отца (см. ниже); познания юного Страшуна оценили такие галахические (см. [[Галаха]]) авторитеты 1820–1830-х гг., как Менашше бен Иосеф Илиэр (Бен Порат; 1767–1831) и глава [[Иешива|иешивы]] в [[Воложин|Воложине]] Ицхак Воложинер (см. [[Воложинер, Хаим Бен Ицхак|Х. Воложинер]]). Глубокое впечатление на молодого Страшуна произвело сочинение [[Левинзон, Ицхак Бер|И. Б. Левинзона]] «Теуда бе-Исраэль» («Миссия в Израиле», 1828). Страшун знал латынь, греческий, русский, польский и немецкий языки, кроме еврейских дисциплин он изучал историю и философию, приобрел серьезные познания в астрономии. Свободный от забот о заработке (Страшун происходил из состоятельной семьи и с 13 лет был женат на дочери Й. Э. Элиасберга — одного из самых богатых торговцев Вильны /см. [[Вильнюс]]/), он посвящал все свое время ученым занятиям, собиранию книг, общественной деятельности и благотворительности. | + | '''Страшун, Маттитьяху''' (Матес; 1817, Вильна, – 1885, там же), еврейский ученый, меценат и библиофил, собравший уникальную библиотеку по иудаистике. |
+ | |||
+ | |||
+ | == Образование == | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Начальное образование Страшун получил дома под руководством отца (см. ниже); познания юного Страшуна оценили такие галахические (см. [[Галаха]]) авторитеты 1820–1830-х гг., как Менашше бен Иосеф Илиэр (Бен Порат; 1767–1831) и глава [[Иешива|иешивы]] в [[Воложин|Воложине]] Ицхак Воложинер (см. [[Воложинер, Хаим Бен Ицхак|Х. Воложинер]]). Глубокое впечатление на молодого Страшуна произвело сочинение [[Левинзон, Ицхак Бер|И. Б. Левинзона]] «Теуда бе-Исраэль» («Миссия в Израиле», 1828). Страшун знал латынь, греческий, русский, польский и немецкий языки, кроме еврейских дисциплин он изучал историю и философию, приобрел серьезные познания в астрономии. Свободный от забот о заработке (Страшун происходил из состоятельной семьи и с 13 лет был женат на дочери Й. Э. Элиасберга — одного из самых богатых торговцев Вильны /см. [[Вильнюс]]/), он посвящал все свое время ученым занятиям, собиранию книг, общественной деятельности и благотворительности. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Деятельность == | ||
+ | |||
Страшун нередко выступал в печати. В единственной написанной Страшуном книге (издана посмертно Ш. Плудермахером) «Маттат Ях» (1892) — аннотированные комментарии к корпусу [[Мидраш|мидрашей]] (Мидраш Рабба) — приведен библиографический список из 316 статей Страшуна, опубликованных в журналах «Пиркей Цафон», «hа-Кармел», «Керем Хемед», [[«hа-Маггид»]], «Израэлитише литературблатт» (на немецком) и других. Современники высоко ценили обширные знания Страшуна в области иудаистики; с ним переписывались [[Цунц, Леопольд|Л. Цунц]] и [[Рапопорт, Шломо Иехуда Лейб|Ш. И. Л. Рапопорт]]; когда между выдающимися знатоками еврейского календаря Х. М. Пинелесом (1805–1879) и [[Слонимский, Хаим Зелиг|Х. З. Слонимским]] вспыхнула полемика по вопросам астрономии и календаря, они обратились к Страшуну. Избранные работы Страшуна на иврите опубликованы отдельной книгой (1969). | Страшун нередко выступал в печати. В единственной написанной Страшуном книге (издана посмертно Ш. Плудермахером) «Маттат Ях» (1892) — аннотированные комментарии к корпусу [[Мидраш|мидрашей]] (Мидраш Рабба) — приведен библиографический список из 316 статей Страшуна, опубликованных в журналах «Пиркей Цафон», «hа-Кармел», «Керем Хемед», [[«hа-Маггид»]], «Израэлитише литературблатт» (на немецком) и других. Современники высоко ценили обширные знания Страшуна в области иудаистики; с ним переписывались [[Цунц, Леопольд|Л. Цунц]] и [[Рапопорт, Шломо Иехуда Лейб|Ш. И. Л. Рапопорт]]; когда между выдающимися знатоками еврейского календаря Х. М. Пинелесом (1805–1879) и [[Слонимский, Хаим Зелиг|Х. З. Слонимским]] вспыхнула полемика по вопросам астрономии и календаря, они обратились к Страшуну. Избранные работы Страшуна на иврите опубликованы отдельной книгой (1969). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Руководство общиной == | ||
Многие годы Страшун был одним из самых влиятельных руководителей виленской общины, возглавлял благотворительную организацию Цдака гдола и погребальное братство (см. [[Хевра Каддиша|Хевра каддиша]]), руководил сбором средств для евреев [[Эрец-Исраэль]]. Страшун был также одним из учредителей общества [[Мекицей Нирдамим|Мекицей нирдамим]], членом городского совета Вильны, входил в правление виленского отделения Российского императорского банка. | Многие годы Страшун был одним из самых влиятельных руководителей виленской общины, возглавлял благотворительную организацию Цдака гдола и погребальное братство (см. [[Хевра Каддиша|Хевра каддиша]]), руководил сбором средств для евреев [[Эрец-Исраэль]]. Страшун был также одним из учредителей общества [[Мекицей Нирдамим|Мекицей нирдамим]], членом городского совета Вильны, входил в правление виленского отделения Российского императорского банка. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Библиотека == | ||
Страшун собрал большую личную библиотеку по иудаистике, которую завещал виленской еврейской общине. Библиотека включала свыше 5700 томов; большинство книг было аннотировано самим ученым. Первый директор библиотеки, сын Страшуна, Шмуэль, издал ее каталог в сборнике «Ликкутей шошанним» («Букет лилий», Вильна, 1889). В 1892 г. библиотека была открыта для публики и стала центром еврейской культурной жизни города, там же проходили собрания научных кружков. Библиотека описана в художественной литературе, в частности, в поэме [[Шнеур, Залман|З. Шнеура]] «Вилне» (1912). В 1901 г. она была переведена в здание, специально построенное во дворе Большой синагоги. Вторым директором библиотеки был внук Страшуна Ицхак. | Страшун собрал большую личную библиотеку по иудаистике, которую завещал виленской еврейской общине. Библиотека включала свыше 5700 томов; большинство книг было аннотировано самим ученым. Первый директор библиотеки, сын Страшуна, Шмуэль, издал ее каталог в сборнике «Ликкутей шошанним» («Букет лилий», Вильна, 1889). В 1892 г. библиотека была открыта для публики и стала центром еврейской культурной жизни города, там же проходили собрания научных кружков. Библиотека описана в художественной литературе, в частности, в поэме [[Шнеур, Залман|З. Шнеура]] «Вилне» (1912). В 1901 г. она была переведена в здание, специально построенное во дворе Большой синагоги. Вторым директором библиотеки был внук Страшуна Ицхак. | ||
+ | |||
Библиотека постоянно пополнялась книгами, полученными в дар от авторов, от владельцев частных библиотек и от виленских раввинов. С 1928 г. Виленский университет передавал библиотеке Страшуна по одному экземпляру всех книг, выходивших в Польше на иврите и идиш. В 1930-х гг. фонд библиотеки составлял 35 тыс. книг, среди них было пять инкунабул и свыше 150 ценных рукописей. | Библиотека постоянно пополнялась книгами, полученными в дар от авторов, от владельцев частных библиотек и от виленских раввинов. С 1928 г. Виленский университет передавал библиотеке Страшуна по одному экземпляру всех книг, выходивших в Польше на иврите и идиш. В 1930-х гг. фонд библиотеки составлял 35 тыс. книг, среди них было пять инкунабул и свыше 150 ценных рукописей. | ||
+ | |||
+ | === Во время Второй Мировой Войны и после нее === | ||
В 1941 г., после занятия Вильнюса немецкими войсками, оккупационные власти приказали специально отобранной группе еврейских интеллектуалов (среди них были [[Прилуцкий, Ноах|Н. Прилуцкий]], [[Суцкевер, Аврахам|А. Суцкевер]]) провести сортировку еврейских собраний в библиотечных фондах Вильнюса, в том числе в библиотеке Страшуна. Отобранные книги нацисты вывезли во [[Франкфурт-На-Майне|Франкфурт-на-Майне]], остальные подлежали уничтожению, а библиотека была разрушена. Еврейские узники, однако, сумели спасти часть оставшихся книг. Несколько тысяч книг из библиотеки были после войны переправлены в библиотеку [[Иво|ИВО]] в Нью-Йорке, в [[Еврейская Национальная И Университетская Библиотека|Еврейскую национальную и университетскую библиотеку]] в Иерусалиме и другие библиотеки Израиля; некоторые книги сохранялись в фондах Книжной палаты Литвы. | В 1941 г., после занятия Вильнюса немецкими войсками, оккупационные власти приказали специально отобранной группе еврейских интеллектуалов (среди них были [[Прилуцкий, Ноах|Н. Прилуцкий]], [[Суцкевер, Аврахам|А. Суцкевер]]) провести сортировку еврейских собраний в библиотечных фондах Вильнюса, в том числе в библиотеке Страшуна. Отобранные книги нацисты вывезли во [[Франкфурт-На-Майне|Франкфурт-на-Майне]], остальные подлежали уничтожению, а библиотека была разрушена. Еврейские узники, однако, сумели спасти часть оставшихся книг. Несколько тысяч книг из библиотеки были после войны переправлены в библиотеку [[Иво|ИВО]] в Нью-Йорке, в [[Еврейская Национальная И Университетская Библиотека|Еврейскую национальную и университетскую библиотеку]] в Иерусалиме и другие библиотеки Израиля; некоторые книги сохранялись в фондах Книжной палаты Литвы. | ||
- | Отец Маттитьяху Страшуна, Шмуэль бен Иосеф Страшун (Заскевичер; 1794, Ошмянский уезд, Литва, – 1872, Вильна), купец и ученый-талмудист. С 12 лет был женат на дочери богатого и образованного торговца Давида Страшуна (уроженца села Страшуны Трокского уезда). В 1812 г. французы разрушили дом Шмуэля, и он переехал в дом тестя в Вильне; тесть дал ему возможность заниматься [[Талмуд|Талмудом]] у [[Раввин|раввина]] Аврахама Данцига (1747–1820). После смерти тестя (1843) Шмуэль Страшун унаследовал его прозвище и часть имущества. Продолжая ученые занятия, он со временем стал [[Парнас|парнасом]] виленской общины и популярным проповедником, но отклонил предложение занять пост раввина в [[Сувалки|Сувалках]]. Глоссы Шмуэля Страшуна к Талмуду пользовались всеобщим признанием, они были включены в виленское издание Талмуда в 1864 г., затем вышли с дополнениями в 1880–86 гг. (см. [[Ромм|Ромм, семья]]). Опубликованы также новеллы Шмуэля Страшуна к сборнику [[Респонсы|респонсов]] раввина Арье-Лейба бен Ашера (Славута, 1835), глоссы к [[Шулхан Арух|Шулхан аруху]], «Орах-хаим» (Вильно, 1859) и к четырем (из 14) частям галахического кодекса [[Маймонид|Маймонида]] «Мекоре hа-Рамбам» (Вильна, 1870). | + | |
+ | == Шмуэль бен Иосеф Страшун, отец Маттитьяху Страшуна == | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Отец Маттитьяху Страшуна, Шмуэль бен Иосеф Страшун (Заскевичер; 1794, Ошмянский уезд, Литва, – 1872, Вильна), купец и ученый-талмудист. | ||
+ | |||
+ | С 12 лет был женат на дочери богатого и образованного торговца Давида Страшуна (уроженца села Страшуны Трокского уезда). | ||
+ | |||
+ | В 1812 г. французы разрушили дом Шмуэля, и он переехал в дом тестя в Вильне; тесть дал ему возможность заниматься [[Талмуд|Талмудом]] у [[Раввин|раввина]] Аврахама Данцига (1747–1820). | ||
+ | |||
+ | После смерти тестя (1843) Шмуэль Страшун унаследовал его прозвище и часть имущества. Продолжая ученые занятия, он со временем стал [[Парнас|парнасом]] виленской общины и популярным проповедником, но отклонил предложение занять пост раввина в [[Сувалки|Сувалках]]. | ||
+ | |||
+ | Глоссы Шмуэля Страшуна к Талмуду пользовались всеобщим признанием, они были включены в виленское издание Талмуда в 1864 г., затем вышли с дополнениями в 1880–86 гг. (см. [[Ромм|Ромм, семья]]). Опубликованы также новеллы Шмуэля Страшуна к сборнику [[Респонсы|респонсов]] раввина Арье-Лейба бен Ашера (Славута, 1835), глоссы к [[Шулхан Арух|Шулхан аруху]], «Орах-хаим» (Вильно, 1859) и к четырем (из 14) частям галахического кодекса [[Маймонид|Маймонида]] «Мекоре hа-Рамбам» (Вильна, 1870). | ||
{{ElevenCopyRight|13954|СТРАШУН Маттитьяху}} | {{ElevenCopyRight|13954|СТРАШУН Маттитьяху}} |
Версия 04:58, 7 декабря 2011
Источник: | ||||||||
|
Страшун, Маттитьяху (Матес; 1817, Вильна, – 1885, там же), еврейский ученый, меценат и библиофил, собравший уникальную библиотеку по иудаистике.
Содержание |
Образование
Начальное образование Страшун получил дома под руководством отца (см. ниже); познания юного Страшуна оценили такие галахические (см. Галаха) авторитеты 1820–1830-х гг., как Менашше бен Иосеф Илиэр (Бен Порат; 1767–1831) и глава иешивы в Воложине Ицхак Воложинер (см. Х. Воложинер). Глубокое впечатление на молодого Страшуна произвело сочинение И. Б. Левинзона «Теуда бе-Исраэль» («Миссия в Израиле», 1828). Страшун знал латынь, греческий, русский, польский и немецкий языки, кроме еврейских дисциплин он изучал историю и философию, приобрел серьезные познания в астрономии. Свободный от забот о заработке (Страшун происходил из состоятельной семьи и с 13 лет был женат на дочери Й. Э. Элиасберга — одного из самых богатых торговцев Вильны /см. Вильнюс/), он посвящал все свое время ученым занятиям, собиранию книг, общественной деятельности и благотворительности.
Деятельность
Страшун нередко выступал в печати. В единственной написанной Страшуном книге (издана посмертно Ш. Плудермахером) «Маттат Ях» (1892) — аннотированные комментарии к корпусу мидрашей (Мидраш Рабба) — приведен библиографический список из 316 статей Страшуна, опубликованных в журналах «Пиркей Цафон», «hа-Кармел», «Керем Хемед», «hа-Маггид», «Израэлитише литературблатт» (на немецком) и других. Современники высоко ценили обширные знания Страшуна в области иудаистики; с ним переписывались Л. Цунц и Ш. И. Л. Рапопорт; когда между выдающимися знатоками еврейского календаря Х. М. Пинелесом (1805–1879) и Х. З. Слонимским вспыхнула полемика по вопросам астрономии и календаря, они обратились к Страшуну. Избранные работы Страшуна на иврите опубликованы отдельной книгой (1969).
Руководство общиной
Многие годы Страшун был одним из самых влиятельных руководителей виленской общины, возглавлял благотворительную организацию Цдака гдола и погребальное братство (см. Хевра каддиша), руководил сбором средств для евреев Эрец-Исраэль. Страшун был также одним из учредителей общества Мекицей нирдамим, членом городского совета Вильны, входил в правление виленского отделения Российского императорского банка.
Библиотека
Страшун собрал большую личную библиотеку по иудаистике, которую завещал виленской еврейской общине. Библиотека включала свыше 5700 томов; большинство книг было аннотировано самим ученым. Первый директор библиотеки, сын Страшуна, Шмуэль, издал ее каталог в сборнике «Ликкутей шошанним» («Букет лилий», Вильна, 1889). В 1892 г. библиотека была открыта для публики и стала центром еврейской культурной жизни города, там же проходили собрания научных кружков. Библиотека описана в художественной литературе, в частности, в поэме З. Шнеура «Вилне» (1912). В 1901 г. она была переведена в здание, специально построенное во дворе Большой синагоги. Вторым директором библиотеки был внук Страшуна Ицхак.
Библиотека постоянно пополнялась книгами, полученными в дар от авторов, от владельцев частных библиотек и от виленских раввинов. С 1928 г. Виленский университет передавал библиотеке Страшуна по одному экземпляру всех книг, выходивших в Польше на иврите и идиш. В 1930-х гг. фонд библиотеки составлял 35 тыс. книг, среди них было пять инкунабул и свыше 150 ценных рукописей.
Во время Второй Мировой Войны и после нее
В 1941 г., после занятия Вильнюса немецкими войсками, оккупационные власти приказали специально отобранной группе еврейских интеллектуалов (среди них были Н. Прилуцкий, А. Суцкевер) провести сортировку еврейских собраний в библиотечных фондах Вильнюса, в том числе в библиотеке Страшуна. Отобранные книги нацисты вывезли во Франкфурт-на-Майне, остальные подлежали уничтожению, а библиотека была разрушена. Еврейские узники, однако, сумели спасти часть оставшихся книг. Несколько тысяч книг из библиотеки были после войны переправлены в библиотеку ИВО в Нью-Йорке, в Еврейскую национальную и университетскую библиотеку в Иерусалиме и другие библиотеки Израиля; некоторые книги сохранялись в фондах Книжной палаты Литвы.
Шмуэль бен Иосеф Страшун, отец Маттитьяху Страшуна
Отец Маттитьяху Страшуна, Шмуэль бен Иосеф Страшун (Заскевичер; 1794, Ошмянский уезд, Литва, – 1872, Вильна), купец и ученый-талмудист.
С 12 лет был женат на дочери богатого и образованного торговца Давида Страшуна (уроженца села Страшуны Трокского уезда).
В 1812 г. французы разрушили дом Шмуэля, и он переехал в дом тестя в Вильне; тесть дал ему возможность заниматься Талмудом у раввина Аврахама Данцига (1747–1820).
После смерти тестя (1843) Шмуэль Страшун унаследовал его прозвище и часть имущества. Продолжая ученые занятия, он со временем стал парнасом виленской общины и популярным проповедником, но отклонил предложение занять пост раввина в Сувалках.
Глоссы Шмуэля Страшуна к Талмуду пользовались всеобщим признанием, они были включены в виленское издание Талмуда в 1864 г., затем вышли с дополнениями в 1880–86 гг. (см. Ромм, семья). Опубликованы также новеллы Шмуэля Страшуна к сборнику респонсов раввина Арье-Лейба бен Ашера (Славута, 1835), глоссы к Шулхан аруху, «Орах-хаим» (Вильно, 1859) и к четырем (из 14) частям галахического кодекса Маймонида «Мекоре hа-Рамбам» (Вильна, 1870).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СТРАШУН Маттитьяху в ЭЕЭ