Ялон, Ханох
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|УРОВЕНЬ=
|НАЗВАНИЕ=
|ПОДЗА…») |
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Ялон, Ханох (ЭЕЭ)» в «Ялон, Ханох») |
Версия 13:47, 25 марта 2013
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Ялон, Ханох (Дистенфельд Хейнох; 1886, местечко Трутки близ Лопатина, Галиция, – 1970, Иерусалим), израильский лингвист, исследователь языка иврит. Под влиянием старших братьев приобрел значительные познания в области литературы Хаскалы. В возрасте 22 лет переехал во Львов, где занимался преподаванием иврита. Во Львовском университете изучал аккадский язык (см. Аккад; Семитские языки); во время Первой мировой войны переехал в Вену, где в университете изучал семитские языки.
В 1921 г. он был приглашен в учительскую семинарию партии Мизрахи в Иерусалиме, где работал до 1946 г. Затем целиком сосредоточился на исследовательской работе, изучал язык по рукописям и устным традициям. В 1962 г. ему была присуждена Государственная премия Израиля по иудаистике. В 1963 г. был выпущен посвященный ему юбилейный сборник статей «Сефер Ханох Ялон».
Опубликованные статьи Ялона были собраны и изданы в трех книгах: «Маво ле-никкуд hа-Мишна» («Введение в огласовку Мишны», 1964), «Пиркей лашон» («Очерки языка иврит», 1971, посмертно) и «Мегиллот мидбар Иехуда» («Свитки Мёртвого моря», 1967). Он также редактировал сборник «Кунтресим ле-инйеней hа-лашон hа-иврит» («Статьи по вопросам языка иврит», т. 1, 1937–38; т. 2, 1938–39; всего четыре выпуска) и «Инйеней лашон» (два выпуска, 1942–43).
Исследования Ялона охватывают все периоды истории языка иврит: Библию, Мишну, пиют, средневековых грамматиков, поэзию в Испании, раввинистический иврит (см. Раввинистическая литература), грамматиков позднейших периодов и литературу Хаскалы — вплоть до современного разговорного языка. Ялон был первым, кто признал важность живых традиций в иврите, особенно в иврите йеменских евреев.
Ялон пришел к выводу, что йеменитская (см. Йеменские евреи) традиция была близка к ивриту и арамейскому языку с вавилонской вокализацией. Раньше устные традиции разных общин трактовались как отступление от нормы, как «ошибки». Ялон показал, что эти традиции иногда основывались на иврите, отличавшемся от того, который передали масореты Тверии (см. Масора).
Подход Ялона утвердил исследование мишнаитского и библейского иврита на новой основе. Он показал, что между грамматикой мишнаитского и библейского иврита существовали гораздо большие отличия, чем полагали ранее. Ялон подверг острой критике взгляды своих предшественников; его взгляды восторжествовали в области исследования иврита в Израиле.
Ялон приобрел известность главным образом как ученый, который дал огласовку шести книг Мишны (1952–58, 1958–59). Ялон не стремился дать чисто научную огласовку, отражающую исходную форму. Иногда он даже оставлял заведомо неправильную огласовку, которая была принята во всех общинах на протяжении жизни многих поколений и тем самым была утверждена традицией.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЯЛОН Ханох в ЭЕЭ