Шапира, Герман
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{ElevenConsolidate| or Шапира, Авраhам Элькана or Шапира, Авраам or Шапира, Авраам Элкана or [[Шапи…») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
}} | }} | ||
+ | [[Файл:Zvi Hermann Schapira.JPG|250px|right|thumb|Цви Герман Шапира в последние годы XIX века]] | ||
+ | '''Шапира, Герман''' (Цви Хирш; 1840, Эржвилки, Ковенская губерния, ныне Эржвилкис, Литва, – 1898, Кельн) - математик, общественный деятель, публицист. | ||
+ | == Начало жизни == | ||
+ | Родился в ортодоксальной семье; его отец был ''[[Писец|софер стам]]'' и [[меламед]]. | ||
+ | Уже в детстве отличался незаурядными способностями: в возрасте девяти лет прочитал философское сочинение [[Маймонид|Маймонида]] «Море невухим». Учился в [[Иешива|иешиве]] местечка Кретинген Ковенской губернии (ныне Кретинга, [[Литва]]). По получении [[Смиха|смихи]] стал [[раввин]]ом и руководителем [[йешивы]] в небольшом литовском местечке. | ||
+ | == Математика == | ||
+ | Учебник математики, случайно попавший ему в руки в 1864 г., пробудил в нем интерес к этой науке, и в 1866 г. он переселился в [[Каунас|Ковну]], а затем в [[Вильнюс|Вильну]], где начал самостоятельно изучать светские дисциплины и европейские языки. | ||
+ | В 1867 г. поступил в Промышленную академию в [[Берлин]]е. Вынужденно прервав в 1871 г. учебу (из-за недостатка средств), вернулся в Россию. Был служащим торговых фирм в [[Одесса|Одессе]], [[Киев]]е, [[Житомир]]е и [[Витебск]]е. В период русско-турецкой войны 1877–78 гг. занимался военными поставками. | ||
+ | Скопив сумму, необходимую для продолжения учебы, поступил в 1878 г. в Гейдельбергский университет; в 1880 г. получил степень доктора математики. | ||
+ | == Научная работа == | ||
+ | В том же году издал в переводе с [[иврит]]а на немецкий язык средневековый учебник геометрии «Мишнат hа-миддот». В 1881 г. в «Записках математического отдела Новороссийского общества естествоиспытателей» была напечатана его первая крупная научная работа «Основания теории общих кофункций с приложениями», за которой последовали другие публикации, получившие высокую оценку видных математиков мира. | ||
+ | Попытка получить место преподавателя Новороссийского университета (Одесса) не увенчалась успехом, и в 1882 г. он окончательно переселился в Гейдельберг, где стал приват-доцентом, а в 1887 г. — экстраординарным профессором. Несмотря на это, до конца жизни бедствовал и зависел от случайных заработков (например, занимался починкой часов). Многие из математических трудов не были завершены или остались в рукописи. | ||
- | + | == Предшественник сионизма == | |
+ | С 1881 г. Шапира участвовал в еврейском национальном движении. Он стал одним из организаторов кружка [[Ховевей Цион]] в Одессе, а в 1884 г. основал в Гейдельберге общество «Цион», которое провозгласило своей целью создание еврейских сельскохозяйственных поселений в [[Эрец-Исраэль]]. | ||
- | + | В публицистических статьях, опубликованных в 1882 г. в [[«hа-Мелиц»]], была впервые выдвинута идея создания в Эрец-Исраэль ''еврейского университета'' для подготовки исследователей (в таких областях, как математика, астрономия, химия, агрономия и т. п.), учителей и [[раввин]]ов. Он считал, что языком преподавания в этом университете станет немецкий, однако первостепенное внимание будет уделяться изучению [[иврит]]а, ''который со временем превратится в разговорный язык''. | |
- | + | На [[Катовицкий съезд|Катовицком съезде]] Ховевей Цион в 1884 г. Шапира предложил учредить фонд для приобретения земельных участков в [[Эрец-Исраэль]]. Неудачи движения, переросшие в конце 1880-х гг. в его кризис, вызвали у него разочарование и побудили его отойти на время от общественной и публицистической деятельности. | |
- | В | + | В 1-й половине 1890-х гг. Шапира вернулся к религии и традиционному образу жизни, увлекся идеей синтеза [[иудаизм]]а и современной науки. Эта идея разрабатывается в двух фрагментах из незавершенной книги, напечатанных в 1894 г. в журнале [[Брайнин, Реувен|Р. Брайнина]] «Ми-мизрах у-ми-маарав». |
- | + | == Сионизм == | |
+ | В 1897 г. после недолгих колебаний Шапира поддержал [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]], вступил с ним в переписку и принял участие в работе [[Сионистские конгрессы|1-го Сионистского конгресса ]]), где повторил свои предложения об учреждении «общееврейского фонда» для покупки земли в Эрец-Исраэль и создании там ''еврейского университета''. | ||
+ | Первое из них было одобрено 5-м Сионистским конгрессом (1901), который решил учредить [[Еврейский Национальный Фонд]], второе — 11-м Сионистским конгрессом (1913). | ||
+ | |||
+ | В последние годы жизни Шапира активно занимался пропагандой идей сионизма. Сборник его статей по проблемам еврейского национального движения вышел в свет (под редакцией [[Динур|Б. Динура]]) в 1925 г. | ||
+ | |||
+ | В 1953 г. его останки были перевезены в Израиль и захоронены на горе Герцля в Иерусалиме. | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|14739|ШАПИРА Герман}} | ||
[[Категория:Еврейские движения, партии, организации ]] | [[Категория:Еврейские движения, партии, организации ]] | ||
+ | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Раввины Литвы]] | ||
+ | [[Категория:Учёные по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Математики по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Сионизм]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в Российской империи/СССР/СНГ]] |
Версия 14:48, 21 декабря 2012
Источник: | ||||||||
|
Шапира, Герман (Цви Хирш; 1840, Эржвилки, Ковенская губерния, ныне Эржвилкис, Литва, – 1898, Кельн) - математик, общественный деятель, публицист.
Содержание |
Начало жизни
Родился в ортодоксальной семье; его отец был софер стам и меламед.
Уже в детстве отличался незаурядными способностями: в возрасте девяти лет прочитал философское сочинение Маймонида «Море невухим». Учился в иешиве местечка Кретинген Ковенской губернии (ныне Кретинга, Литва). По получении смихи стал раввином и руководителем йешивы в небольшом литовском местечке.
Математика
Учебник математики, случайно попавший ему в руки в 1864 г., пробудил в нем интерес к этой науке, и в 1866 г. он переселился в Ковну, а затем в Вильну, где начал самостоятельно изучать светские дисциплины и европейские языки.
В 1867 г. поступил в Промышленную академию в Берлине. Вынужденно прервав в 1871 г. учебу (из-за недостатка средств), вернулся в Россию. Был служащим торговых фирм в Одессе, Киеве, Житомире и Витебске. В период русско-турецкой войны 1877–78 гг. занимался военными поставками.
Скопив сумму, необходимую для продолжения учебы, поступил в 1878 г. в Гейдельбергский университет; в 1880 г. получил степень доктора математики.
Научная работа
В том же году издал в переводе с иврита на немецкий язык средневековый учебник геометрии «Мишнат hа-миддот». В 1881 г. в «Записках математического отдела Новороссийского общества естествоиспытателей» была напечатана его первая крупная научная работа «Основания теории общих кофункций с приложениями», за которой последовали другие публикации, получившие высокую оценку видных математиков мира.
Попытка получить место преподавателя Новороссийского университета (Одесса) не увенчалась успехом, и в 1882 г. он окончательно переселился в Гейдельберг, где стал приват-доцентом, а в 1887 г. — экстраординарным профессором. Несмотря на это, до конца жизни бедствовал и зависел от случайных заработков (например, занимался починкой часов). Многие из математических трудов не были завершены или остались в рукописи.
Предшественник сионизма
С 1881 г. Шапира участвовал в еврейском национальном движении. Он стал одним из организаторов кружка Ховевей Цион в Одессе, а в 1884 г. основал в Гейдельберге общество «Цион», которое провозгласило своей целью создание еврейских сельскохозяйственных поселений в Эрец-Исраэль.
В публицистических статьях, опубликованных в 1882 г. в «hа-Мелиц», была впервые выдвинута идея создания в Эрец-Исраэль еврейского университета для подготовки исследователей (в таких областях, как математика, астрономия, химия, агрономия и т. п.), учителей и раввинов. Он считал, что языком преподавания в этом университете станет немецкий, однако первостепенное внимание будет уделяться изучению иврита, который со временем превратится в разговорный язык.
На Катовицком съезде Ховевей Цион в 1884 г. Шапира предложил учредить фонд для приобретения земельных участков в Эрец-Исраэль. Неудачи движения, переросшие в конце 1880-х гг. в его кризис, вызвали у него разочарование и побудили его отойти на время от общественной и публицистической деятельности.
В 1-й половине 1890-х гг. Шапира вернулся к религии и традиционному образу жизни, увлекся идеей синтеза иудаизма и современной науки. Эта идея разрабатывается в двух фрагментах из незавершенной книги, напечатанных в 1894 г. в журнале Р. Брайнина «Ми-мизрах у-ми-маарав».
Сионизм
В 1897 г. после недолгих колебаний Шапира поддержал Т. Герцля, вступил с ним в переписку и принял участие в работе 1-го Сионистского конгресса ), где повторил свои предложения об учреждении «общееврейского фонда» для покупки земли в Эрец-Исраэль и создании там еврейского университета.
Первое из них было одобрено 5-м Сионистским конгрессом (1901), который решил учредить Еврейский Национальный Фонд, второе — 11-м Сионистским конгрессом (1913).
В последние годы жизни Шапира активно занимался пропагандой идей сионизма. Сборник его статей по проблемам еврейского национального движения вышел в свет (под редакцией Б. Динура) в 1925 г.
В 1953 г. его останки были перевезены в Израиль и захоронены на горе Герцля в Иерусалиме.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШАПИРА Герман в ЭЕЭ