Хиви hа-Балхи
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|УРОВЕНЬ=
|НАЗВАНИЕ=
|ПОДЗА…») |
Architect (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Хиви Ха-Балхи (ЭЕЭ)» в «Хиви hа-Балхи (ЭЕЭ)»: Замена текста — «Ха-» на «hа-») |
Версия 17:03, 1 марта 2012
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Хиви hа-Балхи (вторая половина 9 в.), вольномыслящий критик Библии. О жизни Хиви hа-Балхи известно очень мало. Он происходил из Балхи в персидском Хорасане (ныне в Афганистане), который был местом соприкосновения многочисленных религиозных течений — раввинистического иудаизма, караимства (см. Караимы), шиитского ислама в его различных сектантских формах, несторианского христианства, буддизма и зороастризма. Хиви hа-Балхи — автор полемического труда, который содержал 200 критических замечаний к тексту Библии. Хиви не принадлежал ни к раббанитам, ни к караимам, и представители обоих течений осудили его книгу. Его сочинение не сохранилось и восстанавливается на основе цитат в трудах критиковавших его позднейших авторов. По-видимому, Хиви hа-Балхи писал по-арабски. Из цитат, приводимых его критиками, следует, что он критически относился к Библии. Хиви hа-Балхи подвергал критике библейскую концепцию Бога, библейские заповеди и библейские повествования. Из 200 полемических комментариев к Библии исследователям удалось восстановить лишь около трети; их можно подразделить на следующие темы: Бог несправедлив, бесчувственен и потакает злу; Бог не всезнающ; Бог не всемогущ; Бог меняет свои решения и, значит, непоследователен; Бог любит кровь и жертвоприношения; Библии присущ антропоморфизм; Бог не совершает чудес; в Библии допускается существование многих богов; Библия содержит противоречия; многие библейские заповеди и повествования нелогичны. Из приводимых цитат также следует, что Хиви hа-Балхи не верил в творение мира из «ничего» и в свободу воли.
Хиви hа-Балхи был эклектиком, и большинство его идей неоригинальны. Некоторые из его критических идей восходят к раввинистическим источникам, другие почерпнуты из книг исламских и христианских еретиков, а также из трудов последних защитников зороастризма. Вместе с тем, яростные нападки на Хиви как раввинистических, так и караимских авторов свидетельствуют о значительном воздействии его труда на его современников. Хулители критика презрительно называли его Хиви hа-Калби (`собачий`). Спустя 60 лет после выхода его книги Саадия Гаон опроверг аргументы Хиви hа-Балхи в книге, фрагменты которой сохранились в Каирской генизе. Хиви hа-Балхи был бы окончательно забыт, если бы в 12 в. Аврахам Ибн Эзра не привел его полемические аргументы в своем комментарии к Пятикнижию. Аргументы Хиви hа-Балхи были взяты на вооружение антирелигиозными пропагандистами в Советском Союзе в борьбе с иудаизмом.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХИВИ hа-БАЛХИ в ЭЕЭ