Тетуан (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|УРОВЕНЬ=
|НАЗВАНИЕ=
|ПОДЗА…») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Тетуан''' (в древности назывался Тамуд), портовый город на севере [[Марокко]]. | + | '''Тетуан''' (в древности назывался Тамуд), портовый город на севере [[Марокко]]. |
+ | == Четырнадцатый - шестнадцатый век == | ||
- | В | + | В 1399 г. Тетуан был разрушен испанцами и восстановлен незадолго до 1492 г. мусульманами, использовавшими город исключительно как прибежище для мусульман и до некоторой степени евреев — изгнанников из [[Испания|Испании]]. |
- | До 1772 г. Тетуан был резиденцией дипломатических представителей европейских наций. После того, как христианам было запрещено проживать в Тетуане, европейские представители были вынуждены перебраться в квартал близ [[Танжер|Танжера]], их место заняли консулы и консульские агенты из местных евреев. Число евреев в городе обычно составляло около трех тысяч человек, однако в отдельные периоды достигало восьми тысяч и более. Ни в одном другом месте выходцы из Испании и [[Португалия|Португалии]] не сохранили в такой чистоте свой язык (кастильский испанский), традиции и обычаи. До середины 18 в. община предоставляла убежище [[Марраны|марранам]], которые здесь открыто возвращались к иудаизму. В 18 в. многие евреи из других общин Марокко, привлеченные экономическим расцветом города, переселялись в Тетуан и приносили с собой распространенный на севере страны еврейский диалект хакетие (смесь кастильского, арабского и иврита). Но в сентябре 1859 г., после начала войны с Испанией, местные жители учинили резню в Тетуане, убив около четырехсот евреев и вынудив остальных бежать из города. | + | Подъем еврейской общины Тетуана начался в 1511 г.; благоприятное отношение правителей города к евреям позволило им достичь значительных успехов в морской торговле, которая была сосредоточена исключительно в их руках до начала 20 в. |
+ | |||
+ | Отношения между евреями и мусульманами — выходцами из Андалусии оставались дружественными. | ||
+ | == Восемнадцатый век == | ||
+ | |||
+ | В 1727 г. в городе насчитывалось семь синагог. | ||
+ | В 1790 г. по приказу нового султана Мулай Язида начались жестокие преследования евреев, включая грабежи, изнасилования и убийства. Преследования были местью за то, что за несколько лет до этого еврейская община Тетуана отказалась ссудить ему деньги на восстание против его отца. | ||
+ | |||
+ | В 1822 г. один из сыновей Мулай Язида, в свою очередь намеревавшийся захватить трон отца, ограбил евреев города, и награбленных средств хватило на создание весьма значительного воинского контингента. Еврейская община города жестоко пострадала также в 1860 г. во время испано-марокканской войны. | ||
+ | |||
+ | До 1772 г. Тетуан был резиденцией дипломатических представителей европейских наций. После того, как христианам было запрещено проживать в Тетуане, европейские представители были вынуждены перебраться в квартал близ [[Танжер|Танжера]], их место заняли консулы и консульские агенты из местных евреев. Число евреев в городе обычно составляло около трех тысяч человек, однако в отдельные периоды достигало восьми тысяч и более. Ни в одном другом месте выходцы из Испании и [[Португалия|Португалии]] не сохранили в такой чистоте свой язык (кастильский испанский), традиции и обычаи. До середины 18 в. община предоставляла убежище [[Марраны|марранам]], которые здесь открыто возвращались к иудаизму. В 18 в. многие евреи из других общин Марокко, привлеченные экономическим расцветом города, переселялись в Тетуан и приносили с собой распространенный на севере страны еврейский диалект хакетие (смесь кастильского, арабского и иврита). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Но в сентябре 1859 г., после начала войны с Испанией, местные жители учинили резню в Тетуане, убив около четырехсот евреев и вынудив остальных бежать из города. | ||
Выходцы из Тетуана были среди первых евреев, поселившихся в Мелилье, [[Гибралтар|Гибралтаре]], [[Буэнос-Айрес|Буэнос-Айресе]], Монтевидео, [[Рио-Де-Жанейро|Рио-де-Жанейро]], [[Лима|Лиме]] и Каракасе. В 19 в. Танжер был обязан своим процветанием Тетуану. Эмиграция евреев из Тетуана резко увеличилась, когда в августе 1807 г. право проживания евреев было ограничено одним кварталом (см. [[Гетто]]), в котором они селились вплоть до 1912 г. Община содержала собственные частные школы, где обучение шло на кастильском языке. В городе существовало несколько значительных [[Иешива|иешив]]. [[Альянс]] открыл в Тетуане первую школу в 1862 г., большую часть бюджета на содержание которой жертвовали местные еврейские филантропы. | Выходцы из Тетуана были среди первых евреев, поселившихся в Мелилье, [[Гибралтар|Гибралтаре]], [[Буэнос-Айрес|Буэнос-Айресе]], Монтевидео, [[Рио-Де-Жанейро|Рио-де-Жанейро]], [[Лима|Лиме]] и Каракасе. В 19 в. Танжер был обязан своим процветанием Тетуану. Эмиграция евреев из Тетуана резко увеличилась, когда в августе 1807 г. право проживания евреев было ограничено одним кварталом (см. [[Гетто]]), в котором они селились вплоть до 1912 г. Община содержала собственные частные школы, где обучение шло на кастильском языке. В городе существовало несколько значительных [[Иешива|иешив]]. [[Альянс]] открыл в Тетуане первую школу в 1862 г., большую часть бюджета на содержание которой жертвовали местные еврейские филантропы. |
Версия 16:45, 14 ноября 2012
Источник: | ||||||||
|
Тетуан (в древности назывался Тамуд), портовый город на севере Марокко.
Четырнадцатый - шестнадцатый век
В 1399 г. Тетуан был разрушен испанцами и восстановлен незадолго до 1492 г. мусульманами, использовавшими город исключительно как прибежище для мусульман и до некоторой степени евреев — изгнанников из Испании.
Подъем еврейской общины Тетуана начался в 1511 г.; благоприятное отношение правителей города к евреям позволило им достичь значительных успехов в морской торговле, которая была сосредоточена исключительно в их руках до начала 20 в.
Отношения между евреями и мусульманами — выходцами из Андалусии оставались дружественными.
Восемнадцатый век
В 1727 г. в городе насчитывалось семь синагог. В 1790 г. по приказу нового султана Мулай Язида начались жестокие преследования евреев, включая грабежи, изнасилования и убийства. Преследования были местью за то, что за несколько лет до этого еврейская община Тетуана отказалась ссудить ему деньги на восстание против его отца.
В 1822 г. один из сыновей Мулай Язида, в свою очередь намеревавшийся захватить трон отца, ограбил евреев города, и награбленных средств хватило на создание весьма значительного воинского контингента. Еврейская община города жестоко пострадала также в 1860 г. во время испано-марокканской войны.
До 1772 г. Тетуан был резиденцией дипломатических представителей европейских наций. После того, как христианам было запрещено проживать в Тетуане, европейские представители были вынуждены перебраться в квартал близ Танжера, их место заняли консулы и консульские агенты из местных евреев. Число евреев в городе обычно составляло около трех тысяч человек, однако в отдельные периоды достигало восьми тысяч и более. Ни в одном другом месте выходцы из Испании и Португалии не сохранили в такой чистоте свой язык (кастильский испанский), традиции и обычаи. До середины 18 в. община предоставляла убежище марранам, которые здесь открыто возвращались к иудаизму. В 18 в. многие евреи из других общин Марокко, привлеченные экономическим расцветом города, переселялись в Тетуан и приносили с собой распространенный на севере страны еврейский диалект хакетие (смесь кастильского, арабского и иврита).
Но в сентябре 1859 г., после начала войны с Испанией, местные жители учинили резню в Тетуане, убив около четырехсот евреев и вынудив остальных бежать из города.
Выходцы из Тетуана были среди первых евреев, поселившихся в Мелилье, Гибралтаре, Буэнос-Айресе, Монтевидео, Рио-де-Жанейро, Лиме и Каракасе. В 19 в. Танжер был обязан своим процветанием Тетуану. Эмиграция евреев из Тетуана резко увеличилась, когда в августе 1807 г. право проживания евреев было ограничено одним кварталом (см. Гетто), в котором они селились вплоть до 1912 г. Община содержала собственные частные школы, где обучение шло на кастильском языке. В городе существовало несколько значительных иешив. Альянс открыл в Тетуане первую школу в 1862 г., большую часть бюджета на содержание которой жертвовали местные еврейские филантропы.
Община Тетуана была самой большой среди еврейских общин Испанского Марокко — 7630 человек из общего числа 14196 евреев (1949). В 1951 г. после переселения многих евреев в Израиль и в интернациональную зону Танжера в Испанском Марокко осталось около восьми тысяч евреев, из которых 4122 жили в Тетуане. Численность еврейского населения продолжала падать и уже в 1968 г. составляла менее тысячи человек; большинство еврейских учреждений в городе было закрыто.