Майднер, Людвиг
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|УРОВЕНЬ=
|НАЗВАНИЕ=
|ПОДЗА…») |
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Майднер, Людвиг (ЭЕЭ)» в «Майднер, Людвиг») |
Версия 16:18, 16 августа 2012
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Майднер, Людвиг (Meidner, Ludwig; 1884, Бернштадт, Силезия, – 1966, Дармштадт), немецкий живописец, иллюстратор, писатель. В 1901 г. начал работать учеником каменщика. Тогда воспринял социалистические идеи, стал атеистом. В 1903–1905 гг. учился в Королевской художественной школе в Бреслау (ныне Вроцлав). В 1906–1907 гг. посещал в Париже академии Жюлиана и Кормона. Дружил с А. Модильяни. В 1908–14 гг. жил в Берлине, вошел в круг авангардистов. В 1912 г. вместе с И. Штейнгардтом организовал группу художников-экспрессионистов «Патетики». Вернулся к еврейству и стал исполнять предписания религии. В 1913 г. встретился с Г. Аполлинером, Р. Делоне и Соней Делоне. Сильное влияние на него оказало созданное ими художественное направление «орфизм».
С 1914 г. Майднер создавал работы пацифистского характера, одновременно появились рисунки на библейские темы. В 1916–18 гг. был призван в армию. Писал поэтические произведения, так называемую гимническую прозу («В затылке — звездное море», 1918; «Крик в сентябре», 1920). В 1919 г. вступил в Художественный совет рабочих и написал «Социалистический манифест» — призыв к братству людей и народов.
Постепенно Майднер отходил от экспрессионизма, одновременно с этим возрастала степень его религиозности. В 1924–25 гг. преподавал в Художественной школе в Шарлоттенбурге (Берлин). В 1935–39 гг. преподавал рисование в еврейской школе «Явне» в Кельне. Его произведения были представлены на мюнхенской выставке «Дегенеративное искусство», устроенной нацистами.
В 1939 г. эмигрировал с семьей в Англию, жил в Лондоне (с перерывом в 1940–41 гг., когда как германский подданный он был интернирован на остров Мэн). В эмиграции Майднер увлекся творчеством английского поэта и художника конца 18 в. – начала 19 в. У. Блейка. Майднера привлекала также английская карикатура того времени. Он создал серию рисунков и акварелей, изображающих евреев в синагоге во время богослужения. В 1952 г. вернулся в ФРГ забытым художником, но продолжал работать. Нашел прибежище в еврейском доме для престарелых во Франкфурте-на-Майне, затем жил в близлежащем селении Марксхайм в горах Таунус. В 1963 г. переехал в Дармштадт. В 1964 г. пришло позднее признание, Майднер был избран членом Академии искусств в Берлине.
Уже в ранних работах Майднер предстает как художник чрезвычайно экспрессивный, даже экстатичный. Его связывают с экспрессионизмом повышенная выразительность форм и цвета, а в смысле идейном — протест против современного состояния общества. В творчестве Майднера причудливо переплетаются социалистические идеи, эсхатологические настроения и ортодоксальный иудаизм. Его искусство приобретает визионерскую окраску. Художника обуревают видения горящих и рушащихся городов («Апокалиптический пейзаж», 1912, частное собрание, Реклинхаузен; «Апокалиптический город», 1913, художественный музей, Саарбрюкен). Социалистические идеи нашли выражение в картине «Революция» (около 1913 г., Национальная галерея, Берлин), где изображен рабочий на баррикаде с красным флагом на фоне пожаров и дыма.
В это же время Майднер создает много автопортретов, живописных и графических. Он фиксирует себя в сложных поворотах, гримасничая и жестикулируя (1912–13). Программным произведением этого времени является картина «Я и город» (1913, частное собрание, Кельн), где художник изобразил себя в чрезвычайно экспрессивной манере на фоне рушащихся зданий. С начала Первой мировой войны Майднер рисовал сцены ужасов военного времени («В окопах», рисунки, 1914; «Граната», 1915), предвосхищая работы О. Дикса и Г. Гросса.
Майднер был острым и своеобразным портретистом. Его модели, в основном друзья и люди искусства и культуры, изображались им в экспрессивной манере, с искажениями и утрированно, но при этом с большим сходством («Портрет поэта И. Бехера», 1916, Академия искусств, Берлин; «Портрет писателя М. Хермана-Нейссе», 1920, Гессенский музей, Дармштадт).
Со времени возвращения к еврейству все большую роль в творчестве Майднера занимали произведения на библейские темы. Это главным образом изображения патриархов и пророков — могучих, охваченных экстазом людей (серия больших рисунков, 1919–20 гг.).
В 1930-е гг. портреты Майднера изображают сдержанных, задумчивых людей («Портрет берлинского раввина доктора Л. Бека», 1931, Израильский музей, Иерусалим). В годы нацизма художник создает реалистические зарисовки своего еврейского окружения («Старая еврейка», 1935). Характерно, что с этого времени Майднер стал подписываться буквами еврейского алфавита.
В последние годы жизни создал ряд превосходных автопортретов, полных серьезности и мудрости (1954, 1962, 1963).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МАЙДНЕР Людвиг в ЭЕЭ