Лесьмян, Болеслав

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)

Версия 18:28, 21 июля 2012


Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Лесьмян, Болеслав (псевдоним, настоящая фамилия Лесман; Leśmian, Bolesław; 1877, Варшава, – 1937, там же), польский поэт. Родился в ассимилированной (см. Ассимиляция) семье. С детства жил в Киеве, где окончил классическую гимназию, а в 1903 г. — юридический факультет. Печатался с 1899 г. (по другим данным, с 1894 г.). В 1901–1907 гг. сотрудничал в символистском журнале «Химера» (органе литературного течения «Молодая Польша»). Опубликовал также циклы стихов на русском языке «Песни Василисы Премудрой» (журнал «Золотое руно», №11–12, 1906) и «Лунное похмелье» («Весы», №10, 1907). Посетил Германию, Италию, Швейцарию, в 1904–1906 гг. и 1913–14 гг. жил во Франции. В 1911 г. Лесьмян основал в Варшаве экспериментальный Художественный театр, а в 1914–18 гг. был литературным руководителем театра в Лодзи. В 1918–34 гг. работал нотариусом в Грубешове и Замосци (с 1922 г.). В 1933 г. избран членом Польской академии литературы. В 1935 г. вернулся в Варшаву.

Сплетение сказочного и реального миров, фантазии и гротеска, иронии и патетики, наивно-восторженного мировосприятия и глубокой философичности в стихах Лесьмяна (сб. «Сад на распутье», 1912; «Луг», 1920) реализуется часто в окрашенных мистицизмом образах славянского фольклора или в мотивах восточных легенд и сказок («Сказание о Сезаме», 1913; «Приключения Синдбада-Морехода», 1914), а также в противостоящих им порой описаниях природы. Ее чистота и неистощимое богатство служат Лесьмяну антитезой пылкости и спонтанности человеческих чувств, трагизму человеческой судьбы и безысходности смерти. Эта антитеза особенно явственна в сборнике «Студеное питье» (1936) и отчасти в посмертно изданном стихотворении «Лесное деяние» (1938), где Лесьмян отходит от сказки и делает попытку обратиться к реальным человеческим характерам. Идеалом Лесьмяна становится эпоха Возрождения, где «человеческий гений почти получил права гражданства», и мифическое представление о поэте как первозданном человеке. В редком для Лесьмяна обращении к библейским мотивам (поэма «Элиаш», 1936), поэт трактует образ пророка Илии как тип Прометея-богоборца, стремящегося проникнуть в тайны мироздания. Богатство лексики Лесьмяна, широкое использование им, наряду с архаизмами и диалектизмами, собственных неологизмов, а также ломка традиционных форм стиха определили место Лесьмяна, одного из наиболее оригинальных польских лириков, как связующего звена между символистами и экспрессионистами, а также сюрреалистами. Многие из стихотворений Лесьмяна были впервые опубликованы лишь в полном собрании сочинений, вышедшем в 1957 г. В 1960-х гг., когда пробудился интерес к творчеству Лесьмяна (включая его драматургию и эссеистику), он, наряду с Ф. Кафкой, предстал в ряде исследований польских литературоведов как один из пионеров сюрреализма в литературе. Произведения Лесьмяна переводились на многие языки, в том числе на русский («Стихи», М., 1971).

Кузен Лесьмяна, Ян Бжехва (Лесман; 1900–1966), польский поэт, сатирик и популярный детский писатель.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛЕСЬМЯН Болеслав в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация