Кениты (кочевое племя)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|УРОВЕНЬ=
|НАЗВАНИЕ=
|ПОДЗА…») |
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Кениты (ЭЕЭ)» в «Кениты») |
Версия 16:57, 30 мая 2012
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Кениты (הַקֵּינִי, hа-кейни, קַיִן, Каин), племя или группа кланов, кочевавших в Синае, Негеве и на юге Иудеи, а позднее проникавших и на север Ханаана. Возможно, кениты упомянуты в форме к-н-й на египетском обелиске 12-й династии (начало 2 тысячелетия до н. э.), обнаруженном в Синае. Ряд сведений о первоначальном расселении кенитов дает и Библия (Быт. 15:19; Чис. 24:20–22; I Сам. 15:6).
Интересен факт, что тесть Моисея, жрец мидианитов Ховав (см. Итро), назван также кенитом (Суд. 1:16; 4:11). Видимо, смешение определенной части мидианитов с кенитами иногда приводило к их отождествлению. Важная роль, отводимая Библией семье Ховава-Итро, породила предположения (см. Р. де Во и др.) о значительном вкладе кенитов в развитие древнееврейской религии, вплоть до теории о том, что имя Бога Яхве было первоначально кенитским.
О поселении кенитов в Иудее сказано: «Сыны тестя Моисеева, кенита, пошли из Города Пальм [Иерихона?] с сынами Иехуды в пустыню Иудейскую, в Негев-Арад» (Суд. 1:16). Поэтому предполагается, что обнаруженное в Араде святилище 11 в. до н. э. принадлежало кенитам и в нем служили жрецы рода Ховава (подробнее см. Арад). В царствование Саула были известны «кенитский Негев» и «города кенитов» к югу от Иудеи (I Сам. 27:10; 30:29), позднее вошедшие в ее пределы. Имя кениты, возможно, сохранилось в названиях иудейских городов Кина и Каин (ИбН. 15:22, 57).
Еще ранее, в период Судей, от клана Ховава отделилось семейство кенита Хевера и переселилось на север, в район Изреельской долины, где продолжало жить в шатрах; во времена Деборы жена Хевера Яэль помогла израильтянам, убив ханаанейского полководца Сисру (Суд. 4:11, 17–22; 5:24–27).
Видимо, уже при первых израильских царях завершается процесс слияния кенитов с иудеями, чему способствовали давние дружественные отношения между кенитами и Израилем. Книга Хроник (I Хр. 2:55) возводит к кенитам (здесь — киним) рехавитов — группу, видимо, придерживавшуюся архаических форм еврейской религии.
Ввиду совпадения собирательного обозначения кенитов — «Каин» с именем Каина, сына Адама, выдвигались предположения о том, что Каин считался эпонимом кенитов, причем осуждение его на вечные скитания связано с кочевым образом жизни последних. С точки зрения этимологии и семантики, имя Каин связывают с арабским кайн, арамейским кинаа — `кузнец`; и действительно, Тувал-Каин — потомок Каина — зовется «ковачом всякой меди и железа» (Быт. 4:22). По всей вероятности, кениты были в основном бродячими кузнецами и занимались металлургией на всех стадиях производства и обработки металлов. Это ремесло было в древности характерно для кочевых племен, подобных бедуинским племенам Сулейб (Слейб) и Суна, которые были кузнецами и оружейниками.