Демонология в иудаизме

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
м (переименовал «Демонология (ЭЕЭ)» в «Демонология»)

Версия 17:46, 6 апреля 2013


Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья



Демонология Кимпетцетл (листок)


Демонология, учение о злых духах. В монотеистических религиях, в том числе в иудаизме, демоны, или злые духи, могут выполнять роль слуг или посланцев единого Бога (в чем демонология смыкается с учением об ангелах), осуществляющих миссию введения человека во грех либо наказания согрешившего.

В Библии, в отличие от современного ей языческого политеизма, демонам не отводится никакой самостоятельной роли. Несчастья, болезни и т. п. ниспосылаются Богом, который может при этом пользоваться находящимися под его властью ангелами или духами. Так, например, возмущавший Саула злой дух был «злой дух от Господа» (I Сам. 16:14). Поэтому идея магии, преследующей цель отпугивания или изгнания злых демонов, враждебна теологической доктрине Библии. Уже в книге Завета, наиболее древнем своде законов, содержащемся в Библии, приводится заповедь «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. 22:17; ср. Втор. 18:10–12). Библия требовала искоренения всяких попыток общения с демонами; Саул, например, изгнал «волшебников и гадателей» из страны (I Сам. 28:3). Народные представления о демонах в библейский период во многом сходны с представлениями, распространенными у других народов, в частности у народов Ближнего Востока: демоны мыслятся обитающими в пустынях и в развалинах (Лев. 16:10; Ис. 13:21; 34:14), они смущают дух человека, вводят его в заблуждение и т. п. (I Сам. 16:15; I Ц. 22:22–23). Существенно, однако, что демоны всегда посылаются Богом. Среди упоминаемых в библейской литературе демонов — иноземные божества, называемые шедим — слово, обычно переводимое как `демоны` или `дьяволы`, и родственное аккадскому sedu — `демон` (Втор. 32:17; Пс. 106:37); сеирим, или `волосатые демоны`, обитавшие в развалинах (Лев. 17:7; II Хр. 11:15); первоначально ханаанские божества Решеф (Втор. 32:24; Пс. 78:48) и Мавет (`смерть`; Ис. 28:15, 18; Иер. 9:20); Девер (`мор`; Хав. 3:5; Пс. 91:6) — демонический спутник Бога в войне; Лилит и Азазел.

Литература периода Второго храма, включая рукописи Мертвого моря (см. Мёртвого моря свитки), трактующая вопросы демонологии, обнаруживает существование новой, сравнительно с предшествующим периодом, дуалистической тенденции (см. Дуализм): по меньшей мере, в определенных течениях иудаизма (например, у ессеев) демоны начинают рассматриваться в качестве существ, правящих силами зла и лжи. Предводителем сил зла выступает владыка демонов, называемых Блияал, Мастема или Сатан (см. Сатана). В этот период демоны мыслятся не столько как причиняющие телесные и психические страдания, сколько в качестве злых искусителей. Демонологические представления этого периода оказали влияние на формирование демонологии Нового завета.

В Талмуде содержатся упоминания о существовании веры в демонов уже в эпоху таннаев. Иерусалимский Талмуд фактически свободен от демонологии; в нем упоминаются лишь три вида демонов: маззиким (вредоносные духи), шедим и рухот. В то же время амораи Вавилонского Талмуда весьма часто упоминают о демонах (очевидно, под влиянием веры в демонов, широко распространенной в Вавилонии). В Талмуде в основном фигурируют злые демоны; они окружают человека со всех сторон, так как обитают в воздухе, воде, на деревьях и на крышах домов; демоны невидимы, весьма многочисленны и причиняют людям всевозможные неприятности; их царь — Асмодей, согласно другой аггаде — Самаэль (ангел смерти), убивающий людей смертоносным ядом (сам hа-мавет). Он именуется также главой дьяволов (рош-станим). Царица демонов Аграт бат Махалат, иногда отождествляемая с Лилит, носится по воздуху в колеснице в сопровождении десяти тыс. вредоносных демонов. В Талмуде и мидрашах часто упоминается демон Кетев Мерири, имя которого встречается еще в Библии (Втор. 32:24). Он вредит человеку в определенные часы суток и особенно опасен в период между 17 таммуза и 9 ава. В остальное время его функции исполняет другой демон. Народная фантазия наделяла этих демонов весьма конкретными чертами.

В Талмуде и мидрашах содержатся рассказы о том, как царь Соломон пользовался услугами демонов обоего пола при строительстве Храма (Гит. 68б). Демоны приносили Соломону из Индии воду, с помощью которой он выращивал растения, невиданные в Эрец-Исраэль (Мидраш Кохелет Р. 2:7). Защитой от демонов служило изучение Писания. Особая защитная сила приписывалась псалму 91. Согласно преданию, его читал Моисей во время восхождения на гору Синай. Мидраш рекомендует читать этот псалом, «ибо весь мир полон злых духов и маззиким» (Танх. Мишпатим 19). Толкование этого псалма в мидрашах содержит обширные сведения по демонологии талмудической эпохи (например, Мид. Пс. 91; Танх. Мишпатим 19; Чис. Р. 12:3–4). Талмуд уподобляет действие, совершенное под давлением силы, дьявольскому принуждению (РхШ. 28а), что свидетельствует о признании власти демонов над человеком и бессилии перед нею человеческой воли. Несмотря на обширный материал, рассеянный по Талмуду и мидрашам, демонология в талмудической литературе не несет на себе признаков какой-либо систематизации, хотя отдельным демонам и приписываются определенные функции. Все комментаторы и кодификаторы Талмуда принимали веру в демонов; единственным, кто отвергал демонологию, был Маймонид.

Демонология каббалы характеризуется как использованием всех демонологических мотивов, присутствующих в Талмуде и мидрашах, так и введением новых элементов, основные из которых: попытка систематизации демонологии для приведения ее в соответствие с каббалистической доктриной; введение в демонологию новых мотивов, почерпнутых из нееврейских источников, в основном из средневековой арабской и христианской демонологии и из германского и славянского фольклора. Идеи ранних испанских каббалистов, в частности Нахманида, оказали влияние на всю последующую еврейскую литературу, трактующую проблемы демонологии. Согласно испанским каббалистам, демоны созданы не из четырех элементов, из которых состоят все вещи в мире (воды, земли, огня и воздуха), а только из двух — огня и воздуха, и по этой причине они недоступны человеческому восприятию; тем не менее демоны подчинены законам природы: они умирают и разлагаются, как и все смертное. По Нахманиду, демоны принадлежат к роду Самаэля, который является душою планеты Марс, тогда как Исав (символ христиан) — его подданный среди народов. Каббалисты Кастилии связывают существование демонов с последней из десяти ступеней «левой стороны», то есть изнанки Божественной эманации.

Книга Зохар, однако, следуя талмудической легенде, возводит происхождение демонов к союзу между людьми и демоническими силами. Некоторые демоны, например Лилит, были созданы Богом в первые шесть дней творения в качестве бестелесных душ; они стремились обрести телесный облик, сожительствуя с людьми, — сначала с Адамом, а затем с его потомками. Рожденные от такого сожительства демоны также стремятся к сожительству с людьми. Сексуальный аспект отношений между людьми и демонами занимает видное место в Зохаре, равно как и в ряде более поздних каббалистических сочинений; описания демонов в этих сочинениях обнаруживают разительное сходство с суккубами и инкубами христианской демонологии. Согласно книге Зохар, души порочных людей после смерти становятся злыми духами (маззиким). Вместе с тем существуют и добрые демоны, готовые помогать людям; эти демоны находятся под властью Асмодея, признают Тору и считаются «еврейскими демонами». Другие демонологические системы, связанные с испанской каббалой, ставят во главе демонов трех царей: Халаму, Самаэля и Кафкафуни. Эти демонологические системы, как правило, содержат списки ангелов и демонов, ответственных за ночные часы семи дней недели, либо демонологическую интерпретацию некоторых болезней, например эпилепсии. Эти системы не всегда обнаруживают связь с каббалистической демонологией, и некоторые из них, вероятно, предшествуют ей.

Среди евреев Северной Африки и Ближнего Востока было распространено смешение элементов каббалистической и арабской демонологии. Демонологические представления ашкеназов отражены в писаниях Иехуды бен Шмуэля хе-Хасида и его учеников. О распространении занятий магией в некоторых кругах ашкеназского еврейства свидетельствует Нахманид. Маасе-бух содержит подробные сведения о демонологических представлениях евреев-ашкеназов в эпоху позднего средневековья. Наряду с народными поверьями, в еврейскую демонологию проникли элементы, заимствованные из христианской магической литературы. Подобная каббалистическая система демонологии, относящаяся к периоду изгнания из Испании и приписываемая каббалисту Иосефу Тайтацаку из Салоник (16 в.), изложена в книге «hа-мал’ах hа-мешив» («Ответствующий ангел»). В этой системе иерархия демонов возглавляется Самаэлем, покровителем Эдома, и покровителем Египта, Амоном, который олицетворяет ислам. Амон фигурирует в многочисленных источниках этого периода.

Хаим Витал утверждал под влиянием европейской демонологии эпохи Возрождения, что демоны созданы всего из одного элемента, а не из двух. Лурианская космическая каббала часто говорит о носителях зла — клиппот (`скорлупа`), которые должны быть приведены к повиновению с помощью соблюдения предписаний Торы; однако она обычно не дает клиппот собственных имен и не отождествляет их с демонами. Такое отождествление имеется в книге Шимшона из Острополя (умер в 1648 г.) «Сефер карнаим» («Книга лучей», 1709) — последнем оригинальном сочинении по каббалистической демонологии.

См. также Диббук, Магия, Монотеизм, Фольклор.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ДЕМОНОЛОГИЯ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация