Сифрей (мидраш)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|УРОВЕНЬ=
|НАЗВАНИЕ=
|ПОДЗА…») |
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Сифрей (ЭЕЭ)» в «Сифрей») |
Версия 21:49, 20 декабря 2011
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Сифрей (по-арамейски סִפְרֵי, соответствует ивритскому сфарим, «книги»), галахический мидраш на книги книги Числа и Второзаконие. Во времена амораев термин Сифрей обозначал собрание галахических барайт, а также собрание барайт, содержащих галахические установления, выведенные путем толкования библейских стихов. Вавилонские гаоны, а затем некоторые французские и германские ришоним включали в понятие Сифрей также мехилту (или мехилтот) на книгу Исход. Однако некоторые североафриканские ученые и после них большинство средневековых ученых употребляли термин Сифрей только применительно к сочинениям о книгах Числа и Второзаконие. Сифрей сформировалась в первых веках н. э. Основы Сифрей на книгу Числа были заложены школой рабби Акивы, галахические основы Сифрей на книгу Второзаконие — школой рабби Ишмаэля, но аггадические ее основы — школой рабби Акивы. В галахической части Сифрей встречаются законы, противоречащие Мишне, что указывает на древность источников Сифрей. Сифрей упоминается в Вавилонском Талмуде, материалы Сифрей используются в Таргуме Онкелоса (конец 4 в. – начало 5 в.). Вероятно, Сифрей была окончательно отредактирована в Эрец-Исраэль не ранее конца 4 в. Сифрей написана на чисто мишнаитском иврите с вкраплениями греческих слов.
Сифрей на Второзаконие изучается и исследуется больше, чем Сифрей на книгу Числа. В Сифрей на Второзаконие народ Израиля осуждается за грехи, но в то же время подчеркивается его избранность, говорится о будущем восстановлении могущественного царства, патриархам даются особые характеристики: Авраам — основатель монотеизма, Иаков — прототип еврейского народа, Моисей — вождь, испытывающий личные трудности при выполнении своей миссии. В Сифрей на книги Числа и Второзаконие используются различные способы толкования Библии (см. Герменевтика): кал ва-хомер, гзера шава, хеккеш, риббуй, миут и другие.
Параллельно Сифрей в тот же период в Эрец-Исраэль был составлен мидраш Сифрей зута (по-арамейски «малые книги»), называемый также Барайта де-сифрей, Сифрей Иерушалми, Сифрей катан, Сифрей шел-паним ахерим и т. д. Сифрей зута был потерян, но его фрагменты были обнаружены в Каирской генизе. Полный состав Сифрей зута не установлен до сих пор. Подобно Сифрей, Сифрей зута — толкование на книгу Числа; мидраш содержит в основном галахический материал, в том числе законы, не упоминающиеся ни в каких других источниках, а также элементы Аггады. Как и Сифрей, Сифрей зута написан на мишнаитском иврите с использованием греческих слов.