Бейт-Лехем (Вифлеем)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 18: | Строка 18: | ||
|оригинальное название = {{lang-ar|بَيْتِ لَحْمٍ}} | |оригинальное название = {{lang-ar|بَيْتِ لَحْمٍ}} | ||
|подчинение = столица провинции | |подчинение = столица провинции | ||
- | |страна = | + | |страна = Палестинская национальная администрация |
|герб = | |герб = | ||
|флаг = | |флаг = |
Версия 12:09, 19 ноября 2011
Регулярная исправленная статья | |
02/12/2010 | |
Город
Вифлеем
араб. بَيْتِ لَحْمٍ
|
Вифлее́м (ивр. בית לחם, Бейт-Лехем, букв. Дом Хлеба; араб. بيت لحم, Байт-Лахм, букв. Дом Мяса) — город в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в исторической области Иудея, столица провинции Вифлеем.
Содержание |
Значение
Вифлеем - это священный для христиан город, второй по значимости после Иерусалима, потому что здесь, согласно Евангелию (Лк.2:4-7, Мф.2:1-11), родился Иисус. В городе проживает одна из старейших христианских общин в мире, хотя в последние годы её численность сократилась вследствие эмиграции.
Расположен примерно в 8 км к югу от Иерусалима и в настоящее время фактически граничит с ним. Население Бейт-Лехема - 25,266 человек (2007)[1], с пригородами 42 тысячи человек, площадь 6 км².
История города
Древний период
Вифлеем — один из самых древних городов на Земле. Основан примерно в XVII-XVI веке до н. э. в земле Ханаанской. Сначала в городе проживали хананеи, после — иудеи.
Вифлеем в ТаНаХе
Вифлеем упоминается в Священном Писании как «дом Давида» или Ефрата (Эфрата, ивр. אפרת\ה, плодоносный). Около Вифлеема умерла при родах Вениамина Рахиль, одна из двух жён патриарха Иакова, её гробница находится неподалеку от въезда в город, к ней постоянно приходят паломники. Здесь родился царь Давид, тут же он был помазан на царство пророком Самуилом. В Вифлееме и его окрестностях происходит действие Книги Руфь (Руфь.1-4). Также город упомянут в Книге Иеремии.
Византийский период
В Вифлееме после второй римско-иудейской войны во II веке римляне поставили святилище Адонису, которое простояло до посещения Палестины святой Еленой, матерью первого императора-христианина Константин I Великого. Она посчитала, что на этом месте родился Иисус, поэтому вместо языческого святилища в 326 году здесь был возведен первый христианский храм.
Во время восстания самаритян Храм Рождества Христова был разрушен, но после его подавления Юстинианом Великим в 529 году восстановлен. В 614 году город захватили персы, но храм устоял. В 637 году Вифлеем был захвачен мусульманской армией, однако, второй халиф ислама Умар ибн Хаттаб оставил Храм во владении христиан.
Период крестоносцев
Несколько веков Святая земля находилась под влиянием мусульман, что вызывало недовольство в христианской Европе. В 1095 году по инициативе Папы Римского Урбана II был организован Первый крестовый поход. Главной его целью было освобождение Иерусалима, Вифлеема и Назарета. В 1099 году Иерусалим был взят крестоносцами, и три самых святых для христиан города вошли в Иерусалимское королевство, которое просуществовало до 1291 года, несмотря на то, что сам Иерусалим был взят Саладином ещё в конце 1187 года.
Хотя сам Саладин и его потомки весьма толерантно относились к христианам, и был даже открыт свободный доступ всем христианским паломникам в Святую землю, крестоносцы неоднократно предпринимали попытки захватить Иерусалим.
Османский и египетский период
С 1517 года до конца Первой мировой войны Иерусалим, Вифлеем и Святая земля в целом были частью Османской империи, за исключением десятилетнего перерыва, с 1831 по 1841 год, когда Палестиной владел египетский хедив Мухаммед Али. За исключением нескольких периодов, доступ в город христианам-паломникам был открыт. Однако само путешествие было небезопасным, многие погибали по пути в Святую землю.
В 1867 году город имел население 3-4 тыс. человек, преобладали православные и католики, было также 300 мусульман и 100 протестантов, не считая нескольких армян.
Отказ Османской империи предоставить России руководство христианскими храмами в Святой земле был поводом для начала Крымской войны. С конца XIX века начался распад Османской империи и её влияние на жизнь в Вифлееме, как и вообще в мире, стало постепенно снижаться.
Британский мандат и позднее
В 1918 году в ходе Первой мировой войны Вифлеем был занят английскими войсками.
В 1922 году после распада Османской империи Вифлеем стал частью Британской Палестины.
В 1947 году с принятием соответствующей резолюции ООН о разделе Британского мандата Вифлеем и Иерусалим стали особыми анклавами под юрисдикцией ООН (Большой Иерусалим).
В 1948 году в ходе арабо-израильской войны Вифлеем и Восточный Иерусалим были захвачены Иорданией и перешли под её контроль.
В 1967 году в ходе Шестидневной войны Вифлеем и Восточный Иерусалим были перешли под контроль Израиля.
В 1995 году в соответствии с мирными договорённостями Вифлеем отошел к Палестинской автономии, став центром одного из губернаторств, численностью около 130 тысяч человек.
В 2000 году в Вифлееме прошли празднования 2000-летия христианства, когда город посетили многие руководители государств и различных христианских конфессий.
Современный Вифлеем
Политика и безопасность
Вифлеем расположен на Западном Берегу Реки Иордан, относится к Палестинской автономии, поэтому иногда обстановка в городе бывает неспокойной. Вифлеем отделен от Израиля разделительной стеной, и в него можно попасть только через контрольно-пропускной пункт, который иногда закрывается из соображений безопасности на срок до нескольких дней.
Религия и население
В конце 1940-х годов христиане составляли 85-90 процентов от общего населения Вифлеема. Однако, во второй половине XX века происходила массовая эмиграция христиан из Палестины и с Ближнего Востока - в Западную Европу и Америку.
Подобно Рамалле, когда вплотную к христианскому городу возникла быстро растущая мусульманская деревня, которая со временем поглотила его, так и на окраине Вифлеема появилась деревня Бейт-Сахур, которая сегодня вошла в черту города, резко снизив в нем влияние христиан.
Бегство христиан из Вифлеема
До подписания в 1993 году Норвежских соглашений, предусматривающих передачу города под контроль Палестинской автономии, христианских арабов в городе было 60 процентов.
Услышав о возможности перехода Вифлеема под суверенитет ПА, главы монастырей Вифлеема и Бейт-Джаллы обратились к США и Израиль с просьбой отказаться от своих планов. Покойный мэр Вифлеема Элиас Фрейдж умолял израильские власти о том же.
«Если вы передадите эту территорию палестинской администрации, Вифлеем станет городом церквей, лишенных христиан»[2]
В целых реализации мирного процесса им было отказано. В результате, в 2001 году количество арабов-христиан в Вифлееме оценивалось уже в 15-20 процентов от общего населения города[3], а в 2007 году - всего 12 процентов[4]. В общей сложности, только в период с 2002 по 2006 гг. город покинули свыше 2800 арабов-христиан, переехавших в другие государства[5].
Наиболее массовая эмиграция христиан со всей территории ПА происходила именно из Вифлеема. Она была вызвана экономическими причинами, ситуацией в сфере безопасности, но важную роль сыграло также все возрастающее давление мусульманских соседей.
Наука и образование
В Бейт-Лехеме находится Вифлеемский католический университет, а также обычные школы. Вифлеемский католический университет был основан в 1973 году, и в данный момент количество студентов превышает 2 200 человек.
С 1988 по 2008 год президент Вифлеемского католического университета Мишель Асад Саббах исполнял обязанности латинского Иерусалимского патриарха, став первым арабом — главой католиков латинского обряда на Святой земле[6].
Климат
Вифлеем расположен на возвышенности на высоте 760 метров над уровнем моря, поэтому климат немного прохладнее, чем в низинах. Температура января — +9,0°С, июля-августа — +23,5-24,0°С. С мая по октябрь стоит сухая жаркая погода, практически без осадков. Зимой осадки выпадают в виде дождя. Снег выпадает крайне редко и не каждый год. Среднегодовая норма осадков — 570 миллиметров. Дневные температуры зимой +12-14°С, летом — около +30°C. Относительная влажность колеблется от 75-80 % зимой до 35-40 % летом.
Достопримечательности
Основная достопримечательность города - это христианская святыня Пещера Рождества. Над пещерой построена Базилика Рождества Христова, которая находится на площади Яслей и снаружи больше похожа на небольшую крепость, чем на храм. Базилика построена в 326 году при святой Елене. В 529 году церковь была разрушена во время восстания самаритян против Византии. Сразу после подавления восстания император Юстиниан Великий восстановил её и значительно расширил.
В городе и окрестностях есть множество святых и исторических мест, основные из них[7]:
Святые места в самом Вифлееме:
- Гробница Рахили (Куббат Рахиль) на въезде в Вифлеем со стороны Иерусалима, на старой Хевронской дороге. Почитается иудеями, христианами и мусульманами.
- Пруды Соломона, расположенные около дороги из Вифлеема в Хеврон, три огромных резервуара для сбора воды, часть древней системы водоснабжения Иерусалима.
- Прямо под Базиликой Рождества Христова расположены:
- Пещера Рождества
- Пещера Святого Иеронима. Здесь он прожил десятки лет и здесь же был похоронен.
- Пещера Вифлеемских младенцев
- Базилику Рождества Христова окружают:
- Православный греческий монастырь, примыкает с юго-востока.
- Францисканский монастырь с церковью Святой Екатерины, главным католическим храмом города, примыкает с севера.
- Армянский монастырь, примыкает с юго-запада.
- «Молочная пещера», расположенная неподалеку от базилики Рождества.
- Православный греческий монастырь VI века на месте, где царь Давид напился из источника во время битвы с филистимлянами.
Интересные факты
- Согласно местному закону, мэром Вифлеема должен быть христианин[8].
- Более десяти населённых пунктов в США названы в честь Вифлеема (Бетлеем).
- Несколько городов имеют название Белен (Белем), это испано-португальский вариант названия.
- В Галилее есть мошав Бейт Лехем hа-Глилит (буквально «Галилейский Вифлеем»).
- Слово «бедлам» также имеет прямое происхождение от названия города Вифлеем.
Ссылки
Бейт-Лехем (Вифлеем) на Викискладе? |
- Сайт Муниципалитета Вифлеема
- Вифлеем (статья в Православной энциклопедии)
- Михаил Скабалланович. Вифлеем — родина Христа. Очерк о Вифлееме начала XX века.
Примечания
- ↑ 2007 PCBS Census (PDF) Palestinian Central Bureau of Statistics
- ↑ Йорам Эттингер. Арабы-христиане заметены в Аннаполисе под ковер
- ↑ Русская энциклопедия Традиция. Вифлеем
- ↑ Средневековые пытки над христианами дошли до Палестины
- ↑ US Department of State. International Religious Freedom Report 2006
- ↑ Латинско-Католическая Патриархия. — Христианские конфессии на Святой земле
- ↑ Святая Земля: Исторический путеводитель по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана / Ред. М. В. Бибиков. М., 2000. С.94-103
- ↑ Христиане и мусульмане Вифлеема живут дружно
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.