Пасманик, Даниил Самойлович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Биография)
Строка 20: Строка 20:
'''Пасманик, Даниил Самойлович''' (Даниэль Гдальяху; 1869, Гадяч, Полтавская губерния, – 1930, Париж), русско-еврейский публицист и общественный деятель.  
'''Пасманик, Даниил Самойлович''' (Даниэль Гдальяху; 1869, Гадяч, Полтавская губерния, – 1930, Париж), русско-еврейский публицист и общественный деятель.  
-
== Биография ==
+
=== Текст заголовка ===== Биография ==
-
Сын [[Меламед|меламеда]]. После окончания гимназии в [[Полтава|Полтаве]] в 1887 г. поступил на медицинский факультет Цюрихского университета (окончил в 1892 г.). В 1892–99 гг. работал врачом в Болгарии, принимал активное участие в местной прессе (полемика с марксистом Х. Раковским). В 1899–1905 гг. был приват-доцентом медицинского факультета Женевского университета. С 1900 г. примкнул к сионистскому (см. [[Сионизм]]) движению и вскоре стал одним из его виднейших публицистов и теоретиков (сотрудничал в [[«Вельт Ди»|«Ди вельт»]], в «Будущности», с 1904 г. — член редколлегии журнала «Еврейская жизнь», а затем сменившего его [[«Рассвет»|«Рассвета»]]). В конце 1905 г. вернулся в Россию, сдал в Москве экзамен на звание врача, так как в Российской империи не признавали иностранные дипломы. Был сторонником так называемого синтетического сионизма (см. [[Гельсингфорсская Программа|Гельсингфорсская программа]]), вел борьбу за гражданские права еврейства России, выступал против [[Бунд|Бунда]], полемизировал с [[Ахад-hа-Ам|Ахад hа-Амом]], одним из первых разработал теорию движения [[Поалей Цион|Поалей Цион]] («Критика «теорий» Бунда»; «Национальный вопрос перед судом социал-демократии»; «Теория и практика поалейционизма» — все в 1906 г.). В 1906–17 гг. Пасманик был членом ЦК Сионистской организации России. Печатался (иногда под псевдоним Даниэль бен Шмуэль) в органе [[Сионистская Организация|Сионистской организации]] «Дос идише фолк» (Вильна), а также в сионистских журналах и альманахах на иврите, немецком, польском, сербском языках, участвовал в журнале «Еврейский мир», сотрудничал в «Еврейской энциклопедии» (см. [[Энциклопедии]]), выступал с лекциями о сионизме в разных городах России. В 1908–1910 гг. Пасманик жил в Женеве, с 1910 г. в Петербурге. Объявление войны 1914 г. застало Пасманика в Женеве (где жила его семья), и он с трудом добрался до России, чтобы вступить в армию. Служил в полевых госпиталях до февраля 1917 г., когда из-за тяжелой болезни был помещен в лазарет в Ялте. В период мировой войны Пасманик принимал участие в сионистских изданиях, в 1914 г. выпустил брошюру «Война и Палестина», в которой предсказывал, что после победы союзников страна Израиля будет передана еврейскому народу, в 1915 г. участвовал в нелегальном съезде сионистов в Москве. После февральской революции 1917 г. Пасманик вступил в партию конституционных демократов (кадетов), в 1917–19 гг. был редактором газеты «Ялтинский голос» и кадетского издания «Таврический голос» (Симферополь), в которых выступал в защиту генерала Л. Корнилова и белого движения, боролся против большевиков и социалистических партий. В 1918–19 гг. Пасманик принимал участие в краевом правительстве в Крыму, которое опиралось на Добровольческую армию и англо-французские войска. Его правые взгляды, а также обмен рукопожатиями с лидером черносотенцев В. Пуришкевичем, увидевшем в нем единомышленника, вызвали возмущение в еврейской и русской демократической среде. Однако в 1918 г. Пасманик был избран председателем Союза еврейских общин Крыма. В 1919 г. Пасманик эмигрировал во Францию, где в 1920–22 гг. в Париже совместно с В. Бурцевым редактировал белоэмигрантскую газету «Общее дело». В 1924 г. совместно с группой еврейских деятелей правого направления участвовал в берлинском сборнике «Россия и евреи» (статья «Чего же мы добиваемся?»). Связь с правыми кругами русской эмиграции (в том числе и монархистскими) отдалила Пасманика от сионистского движения, которое официально отреклось от него. Тем не менее [[Жаботинский, Владимир Евгеньевич|В. Жаботинский]] в некрологе Пасманика («Рассвет», 1930, № 28) отметил его большие заслуги перед сионизмом.
+
Сын [[Меламед|меламеда]]. После окончания гимназии в [[Полтава|Полтаве]] в 1887 году поступил на медицинский факультет Цюрихского университета (окончил в 1892 году).  
-
Перу Пасманика принадлежат сотни публикаций и десятки книг. Среди его основных работ: «Экономическое положение евреев в России» (1906), «Чартер и концессии» (1906), «Теория еврейского сейма» (1907), «История эмансипации евреев в Швейцарии» (1907), «Странствующий Израиль. Психология еврейства в рассеянии» (1910, перевод на немецкий язык — 1911, на идиш — 1918), «Судьбы еврейского народа. Проблемы еврейской общественности» (1917), «Русская революция и еврейство. Большевизм и иудаизм» (1923), «Что такое иудаизм?» (французское издание, 1930). В «Еврейской жизни» (1905–1906) под псевдонимом Д. Мирон Пасманик напечатал автобиографический роман «История еврейского интеллигента», а в 1926 г. издал мемуары «Революционные годы в Крыму». Пасманик также публиковал работы по медицине в специальных изданиях на немецком и французском языке.
+
В 1892–1899 гг. работал врачом в Болгарии, принимал активное участие в местной прессе (полемика с марксистом Х. Раковским).
 +
 
 +
В 1899–1905 гг. был приват-доцентом медицинского факультета Женевского университета.
 +
 
 +
С 1900 года примкнул к сионистскому (см. [[Сионизм]]) движению и вскоре стал одним из его виднейших публицистов и теоретиков (сотрудничал в [[«Вельт Ди»|«Ди вельт»]], в «Будущности», с 1904 года — член редколлегии журнала «Еврейская жизнь», а затем сменившего его [[«Рассвет»|«Рассвета»]]).
 +
 
 +
В конце 1905 года вернулся в Россию, сдал в Москве экзамен на звание врача, так как в Российской империи не признавали иностранные дипломы. Был сторонником так называемого синтетического сионизма (см. [[Гельсингфорсская Программа|Гельсингфорсская программа]]), вел борьбу за гражданские права еврейства России, выступал против [[Бунд|Бунда]], полемизировал с [[Ахад-hа-Ам|Ахад hа-Амом]], одним из первых разработал теорию движения [[Поалей Цион|Поалей Цион]] («Критика «теорий» Бунда»; «Национальный вопрос перед судом социал-демократии»; «Теория и практика поалейционизма» — все в 1906 года).
 +
 
 +
В 1906–1917 гг. Пасманик был членом ЦК Сионистской организации России. Печатался (иногда под псевдоним Даниэль бен Шмуэль) в органе [[Сионистская Организация|Сионистской организации]] «Дос идише фолк» (Вильна), а также в сионистских журналах и альманахах на иврите, немецком, польском, сербском языках, участвовал в журнале «Еврейский мир», сотрудничал в «Еврейской энциклопедии» (см. [[Энциклопедии]]), выступал с лекциями о сионизме в разных городах России.
 +
 
 +
В 1908–1910 гг. Пасманик жил в Женеве, с 1910 года в Петербурге. Объявление войны 1914 года застало Пасманика в Женеве (где жила его семья), и он с трудом добрался до России, чтобы вступить в армию. Служил в полевых госпиталях до февраля 1917 года, когда из-за тяжелой болезни был помещен в лазарет в Ялте.
 +
 
 +
В период мировой войны Пасманик принимал участие в сионистских изданиях, в 1914 году выпустил брошюру «Война и Палестина», в которой предсказывал, что после победы союзников страна Израиля будет передана еврейскому народу, в 1915 г. участвовал в нелегальном съезде сионистов в Москве.
 +
 
 +
После февральской революции 1917 года Пасманик вступил в партию конституционных демократов (кадетов), в 1917–1919 гг. был редактором газеты «Ялтинский голос» и кадетского издания «Таврический голос» (Симферополь), в которых выступал в защиту генерала Л. Корнилова и белого движения, боролся против большевиков и социалистических партий. В 1918–1919 гг. Пасманик принимал участие в краевом правительстве в Крыму, которое опиралось на Добровольческую армию и англо-французские войска. Его правые взгляды, а также обмен рукопожатиями с лидером черносотенцев В. Пуришкевичем, увидевшем в нем единомышленника, вызвали возмущение в еврейской и русской демократической среде. Однако в 1918 году Пасманик был избран председателем Союза еврейских общин Крыма.
 +
 
 +
В 1919 году Пасманик эмигрировал во Францию, где в 1920–1922 гг. в Париже совместно с В. Бурцевым редактировал белоэмигрантскую газету «Общее дело».
 +
 
 +
В 1924 году совместно с группой еврейских деятелей правого направления участвовал в берлинском сборнике «Россия и евреи» (статья «Чего же мы добиваемся?»). Связь с правыми кругами русской эмиграции (в том числе и монархистскими) отдалила Пасманика от сионистского движения, которое официально отреклось от него. Тем не менее [[Жаботинский, Владимир Евгеньевич|В. Жаботинский]] в некрологе Пасманика («Рассвет», 1930, № 28) отметил его большие заслуги перед сионизмом.
 +
 
 +
Перу Пасманика принадлежат сотни публикаций и десятки книг. Среди его основных работ: «Экономическое положение евреев в России» (1906), «Чартер и концессии» (1906), «Теория еврейского сейма» (1907), «История эмансипации евреев в Швейцарии» (1907), «Странствующий Израиль. Психология еврейства в рассеянии» (1910, перевод на немецкий язык — 1911, на идиш — 1918), «Судьбы еврейского народа. Проблемы еврейской общественности» (1917), «Русская революция и еврейство. Большевизм и иудаизм» (1923), «Что такое иудаизм?» (французское издание, 1930). В «Еврейской жизни» (1905–1906) под псевдонимом Д. Мирон Пасманик напечатал автобиографический роман «История еврейского интеллигента», а в 1926 году издал мемуары «Революционные годы в Крыму». Пасманик также публиковал работы по медицине в специальных изданиях на немецком и французском языке.
{{ElevenCopyRight|13157|ПАСМАНИК Даниил Самойлович}}
{{ElevenCopyRight|13157|ПАСМАНИК Даниил Самойлович}}

Версия 18:17, 18 ноября 2011


Статья импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и (возможно) должна быть консолидирована с одной из нижеследующих, уже имеющихся статьей:  or Пасманик, Даниил Самойлович




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья


Пасманик, Даниил Самойлович (Даниэль Гдальяху; 1869, Гадяч, Полтавская губерния, – 1930, Париж), русско-еврейский публицист и общественный деятель.

= Текст заголовка ===== Биография

Сын меламеда. После окончания гимназии в Полтаве в 1887 году поступил на медицинский факультет Цюрихского университета (окончил в 1892 году).

В 1892–1899 гг. работал врачом в Болгарии, принимал активное участие в местной прессе (полемика с марксистом Х. Раковским).

В 1899–1905 гг. был приват-доцентом медицинского факультета Женевского университета.

С 1900 года примкнул к сионистскому (см. Сионизм) движению и вскоре стал одним из его виднейших публицистов и теоретиков (сотрудничал в «Ди вельт», в «Будущности», с 1904 года — член редколлегии журнала «Еврейская жизнь», а затем сменившего его «Рассвета»).

В конце 1905 года вернулся в Россию, сдал в Москве экзамен на звание врача, так как в Российской империи не признавали иностранные дипломы. Был сторонником так называемого синтетического сионизма (см. Гельсингфорсская программа), вел борьбу за гражданские права еврейства России, выступал против Бунда, полемизировал с Ахад hа-Амом, одним из первых разработал теорию движения Поалей Цион («Критика «теорий» Бунда»; «Национальный вопрос перед судом социал-демократии»; «Теория и практика поалейционизма» — все в 1906 года).

В 1906–1917 гг. Пасманик был членом ЦК Сионистской организации России. Печатался (иногда под псевдоним Даниэль бен Шмуэль) в органе Сионистской организации «Дос идише фолк» (Вильна), а также в сионистских журналах и альманахах на иврите, немецком, польском, сербском языках, участвовал в журнале «Еврейский мир», сотрудничал в «Еврейской энциклопедии» (см. Энциклопедии), выступал с лекциями о сионизме в разных городах России.

В 1908–1910 гг. Пасманик жил в Женеве, с 1910 года в Петербурге. Объявление войны 1914 года застало Пасманика в Женеве (где жила его семья), и он с трудом добрался до России, чтобы вступить в армию. Служил в полевых госпиталях до февраля 1917 года, когда из-за тяжелой болезни был помещен в лазарет в Ялте.

В период мировой войны Пасманик принимал участие в сионистских изданиях, в 1914 году выпустил брошюру «Война и Палестина», в которой предсказывал, что после победы союзников страна Израиля будет передана еврейскому народу, в 1915 г. участвовал в нелегальном съезде сионистов в Москве.

После февральской революции 1917 года Пасманик вступил в партию конституционных демократов (кадетов), в 1917–1919 гг. был редактором газеты «Ялтинский голос» и кадетского издания «Таврический голос» (Симферополь), в которых выступал в защиту генерала Л. Корнилова и белого движения, боролся против большевиков и социалистических партий. В 1918–1919 гг. Пасманик принимал участие в краевом правительстве в Крыму, которое опиралось на Добровольческую армию и англо-французские войска. Его правые взгляды, а также обмен рукопожатиями с лидером черносотенцев В. Пуришкевичем, увидевшем в нем единомышленника, вызвали возмущение в еврейской и русской демократической среде. Однако в 1918 году Пасманик был избран председателем Союза еврейских общин Крыма.

В 1919 году Пасманик эмигрировал во Францию, где в 1920–1922 гг. в Париже совместно с В. Бурцевым редактировал белоэмигрантскую газету «Общее дело».

В 1924 году совместно с группой еврейских деятелей правого направления участвовал в берлинском сборнике «Россия и евреи» (статья «Чего же мы добиваемся?»). Связь с правыми кругами русской эмиграции (в том числе и монархистскими) отдалила Пасманика от сионистского движения, которое официально отреклось от него. Тем не менее В. Жаботинский в некрологе Пасманика («Рассвет», 1930, № 28) отметил его большие заслуги перед сионизмом.

Перу Пасманика принадлежат сотни публикаций и десятки книг. Среди его основных работ: «Экономическое положение евреев в России» (1906), «Чартер и концессии» (1906), «Теория еврейского сейма» (1907), «История эмансипации евреев в Швейцарии» (1907), «Странствующий Израиль. Психология еврейства в рассеянии» (1910, перевод на немецкий язык — 1911, на идиш — 1918), «Судьбы еврейского народа. Проблемы еврейской общественности» (1917), «Русская революция и еврейство. Большевизм и иудаизм» (1923), «Что такое иудаизм?» (французское издание, 1930). В «Еврейской жизни» (1905–1906) под псевдонимом Д. Мирон Пасманик напечатал автобиографический роман «История еврейского интеллигента», а в 1926 году издал мемуары «Революционные годы в Крыму». Пасманик также публиковал работы по медицине в специальных изданиях на немецком и французском языке.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПАСМАНИК Даниил Самойлович в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация