Мордехай Бен Хиллел hа-Коhен
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{ElevenConsolidate| or Мордехай or Мордехай, Ицхак or Мордехай (ЭЕЭ) or Мордехай (имя) or [[Мордех…») |
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «Хиллел» на «Гилель») |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Мордехай Бен | + | '''Мордехай Бен Гилель hа-Кохен''' (1240?, Германия, – 1298, Нюрнберг), раввин и талмудист. Потомок [[Элиэзер Бен Иоэль hа-Леви Из Бонна|Элиэзера бен Иоэля hа-Леви]], родственник [[Ашер Бен Иехиэль|Ашера бен Иехиэля]], ученик [[Меир Бен Барух Из Ротенбурга|Меира бен Баруха из Ротенбурга]]. Жил в Госляре, затем в [[Нюрнберг|Нюрнберге]], где погиб мученической смертью вместе со своей женой Зелдой и пятью детьми во время резни, устроенной рыцарем Риндфлейшем. |
- | Мордехай бен | + | Мордехай бен Гилель известен как составитель галахического (см. [[Галаха]]) свода «Сефер Мордехай» («Книга Мордехая», также «Мордехай») в стиле [[Тосафот|тосафот]], представляющей собой глоссы к «Сефер hа-халахот» [[Алфаси, Ицхак Бен Яаков|Ицхак Алфаси]]. Целью книги было, используя авторитет Алфаси, распространить труды по Галахе немецких и французских авторов. Многие из талмудических (см. [[Талмуд]]) авторитетов известны только благодаря тому, что их упоминает и цитирует Мордехай бен Гилель. Большой объем книги и связанные с этим трудности рукописного копирования привели к возникновению многочисленных вариантов, которые можно объединить в две основные версии — рейнскую и австрийскую. Австрийская версия книги «Мордехай», имевшая хождение в [[Австрия|Австрии]], [[Венгрия|Венгрии]] и Богемии, цитировала главным образом австрийские и английские авторитеты; рейнская — основывалась на суждениях талмудистов, живших в [[Германия|Германии]] и [[Франция|Франции]], и по объему была в три раза меньше австрийской. |
В 1376 г. эльзасский раввин Шмуэль бен Ахарон Шлетштадт составил сокращенную рейнскую версию «Мордехай hа-катан» («Малый Мордехай»), добавив к этому свои глоссы «Хаггахот Мордехай» («Глоссы к Мордехаю») и некоторые отрывки из австрийской версии. Книгу «Мордехай» сокращали также более поздние переписчики и издатели. Впервые она была опубликована вместе с первым изданием Талмуда, а именно с трактатами «Брахот» и «Беца» (1483–84, Сончино, Италия), затем многократно переиздавалась, причем издатели, пытаясь примирить разные имевшиеся в их распоряжении версии, вносили новые расхождения в текст. В разных библиотеках мира сохранились рукописи и издания «Мордехая». Все они отличаются друг от друга и от первой, не сокращенной версии — так называемой «Мордехай hа-гадол» («Большой Мордехай»). Несмотря на запрет вводить галахические постановления, основываясь на книге «Мордехай», авторитет ее был очень высок, и ее использовали и цитировали такие известные талмудисты, как [[Иссерлес, Моше Бен Исраэль|Моше Иссерлес]], [[Иссерлейн|Исраэль Иссерлейн]], [[Каро, Иосеф Бен Эфраим|Иосеф Каро]], Иосеф Оттоленги (см. [[Оттоленги, семья]]) и другие. | В 1376 г. эльзасский раввин Шмуэль бен Ахарон Шлетштадт составил сокращенную рейнскую версию «Мордехай hа-катан» («Малый Мордехай»), добавив к этому свои глоссы «Хаггахот Мордехай» («Глоссы к Мордехаю») и некоторые отрывки из австрийской версии. Книгу «Мордехай» сокращали также более поздние переписчики и издатели. Впервые она была опубликована вместе с первым изданием Талмуда, а именно с трактатами «Брахот» и «Беца» (1483–84, Сончино, Италия), затем многократно переиздавалась, причем издатели, пытаясь примирить разные имевшиеся в их распоряжении версии, вносили новые расхождения в текст. В разных библиотеках мира сохранились рукописи и издания «Мордехая». Все они отличаются друг от друга и от первой, не сокращенной версии — так называемой «Мордехай hа-гадол» («Большой Мордехай»). Несмотря на запрет вводить галахические постановления, основываясь на книге «Мордехай», авторитет ее был очень высок, и ее использовали и цитировали такие известные талмудисты, как [[Иссерлес, Моше Бен Исраэль|Моше Иссерлес]], [[Иссерлейн|Исраэль Иссерлейн]], [[Каро, Иосеф Бен Эфраим|Иосеф Каро]], Иосеф Оттоленги (см. [[Оттоленги, семья]]) и другие. | ||
- | Кроме книги «Мордехай» сохранились написанный Мордехаем бен | + | Кроме книги «Мордехай» сохранились написанный Мордехаем бен Гилельем трактат в стихах о законах [[Кашрут|кашрута]] и поэма о правилах огласовки (см. [[Иврит Язык|Иврит язык]]). |
{{ElevenCopyRight|12843|МОРДЕХАЙ БЕН ХИЛЛЕЛ hа-КОХЕН}} | {{ElevenCopyRight|12843|МОРДЕХАЙ БЕН ХИЛЛЕЛ hа-КОХЕН}} |
Версия 07:47, 28 декабря 2011
Статья импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и (возможно) должна быть консолидирована с одной из нижеследующих, уже имеющихся статьей: or Мордехай or Мордехай, Ицхак or Мордехай (ЭЕЭ) or Мордехай (имя) or Мордехай Анелевич or Мордехай Анилевич or Мордехай Бен Давид or Мордехай Вануну or Мордехай Гольденберг or Мордехай Гур or Мордехай Дубин or Мордехай Иосифович Султанский or Мордехай Кедар or Мордехай Кейдар or Мордехай Лапид or Мордехай Нурок or Мордехай Элияhу or Мордехай Элияу or Мордехай Элияху or Мордехай Элон
Источник: | ||||||||
|
Мордехай Бен Гилель hа-Кохен (1240?, Германия, – 1298, Нюрнберг), раввин и талмудист. Потомок Элиэзера бен Иоэля hа-Леви, родственник Ашера бен Иехиэля, ученик Меира бен Баруха из Ротенбурга. Жил в Госляре, затем в Нюрнберге, где погиб мученической смертью вместе со своей женой Зелдой и пятью детьми во время резни, устроенной рыцарем Риндфлейшем.
Мордехай бен Гилель известен как составитель галахического (см. Галаха) свода «Сефер Мордехай» («Книга Мордехая», также «Мордехай») в стиле тосафот, представляющей собой глоссы к «Сефер hа-халахот» Ицхак Алфаси. Целью книги было, используя авторитет Алфаси, распространить труды по Галахе немецких и французских авторов. Многие из талмудических (см. Талмуд) авторитетов известны только благодаря тому, что их упоминает и цитирует Мордехай бен Гилель. Большой объем книги и связанные с этим трудности рукописного копирования привели к возникновению многочисленных вариантов, которые можно объединить в две основные версии — рейнскую и австрийскую. Австрийская версия книги «Мордехай», имевшая хождение в Австрии, Венгрии и Богемии, цитировала главным образом австрийские и английские авторитеты; рейнская — основывалась на суждениях талмудистов, живших в Германии и Франции, и по объему была в три раза меньше австрийской.
В 1376 г. эльзасский раввин Шмуэль бен Ахарон Шлетштадт составил сокращенную рейнскую версию «Мордехай hа-катан» («Малый Мордехай»), добавив к этому свои глоссы «Хаггахот Мордехай» («Глоссы к Мордехаю») и некоторые отрывки из австрийской версии. Книгу «Мордехай» сокращали также более поздние переписчики и издатели. Впервые она была опубликована вместе с первым изданием Талмуда, а именно с трактатами «Брахот» и «Беца» (1483–84, Сончино, Италия), затем многократно переиздавалась, причем издатели, пытаясь примирить разные имевшиеся в их распоряжении версии, вносили новые расхождения в текст. В разных библиотеках мира сохранились рукописи и издания «Мордехая». Все они отличаются друг от друга и от первой, не сокращенной версии — так называемой «Мордехай hа-гадол» («Большой Мордехай»). Несмотря на запрет вводить галахические постановления, основываясь на книге «Мордехай», авторитет ее был очень высок, и ее использовали и цитировали такие известные талмудисты, как Моше Иссерлес, Исраэль Иссерлейн, Иосеф Каро, Иосеф Оттоленги (см. Оттоленги, семья) и другие.
Кроме книги «Мордехай» сохранились написанный Мордехаем бен Гилельем трактат в стихах о законах кашрута и поэма о правилах огласовки (см. Иврит язык).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МОРДЕХАЙ БЕН ХИЛЛЕЛ hа-КОХЕН в ЭЕЭ