Ардон, Мордехай

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 28: Строка 28:
'''Ардон''' (Бронштейн) Мордехай (1896, Тухув, Польша, – 1992, Иерусалим), израильский художник. В 1920–25 гг. учился в Институте архитектуры в Веймаре под руководством Иттена, Клее, Кандинского и Фейнингера. В 1933 г. поселился в Палестине, где стал преподавателем, а с 1940 г. директором Школы искусств и ремесел [[Бецалель]].
'''Ардон''' (Бронштейн) Мордехай (1896, Тухув, Польша, – 1992, Иерусалим), израильский художник. В 1920–25 гг. учился в Институте архитектуры в Веймаре под руководством Иттена, Клее, Кандинского и Фейнингера. В 1933 г. поселился в Палестине, где стал преподавателем, а с 1940 г. директором Школы искусств и ремесел [[Бецалель]].
-
Произведения Ардона интеллектуальны по форме и эмоциональны по содержанию. После Второй мировой войны художник объединил в своем творчестве темы [[Иерусалим|Иерусалима]], Израиля, [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]] идеей воплощения в искусстве мистических аспектов [[Иудаизм|иудаизма]]. В постоянных поисках новых технических способов живописи Ардон в 1950 г. пришел к абстрактно-символическому стилю. Выпускник веймарского «Баухауза», Ардон на протяжении своей долгой творческой жизни сохранял приверженность к символическому решению картин, тяготея к монументальным образам. Во многих работах Ардона присутствуют одни и те же элементы: воплощающий определенную идею пейзаж Земли Израиля; космогоническое изображение неба, лестница [[Иаков|Иакова]], пергаменты и свитки с еврейскими текстами. Очень часты в картинах Ардона принятые в каббалистических (см. [[Каббала]]) рукописях изображения [[Сфирот|сфирот]]; иногда они буквально повторяют схему древних свитков, иногда распадаются на отдельные элементы. Столь же значимы в его произведениях буквы еврейского алфавита, вплетенные в ткань изобразительного сюжета. Нередко Ардон вводит в свои картины легко узнаваемые цитаты из знаменитых произведений искусства, придавая им символический смысл (например, в картинах «Дом маггида», 1954, Королевский музей изящных искусств Бельгии, Брюссель; «У врат Иерусалима», 1967, [[Израильский Музей|Израильский музей]], Иерусалим; триптих «Мисса Дура», 1960, Галерея Тейт, Лондон, и других). С 1965 г. Ардон подолгу жил в Париже. В 1970-е гг. художник создал программные картины, в их числе триптихи «Иом-Киппур» (1973–74, Музей искусства в Тель-Авиве; см. [[Иом-Киппур]]) и «Энтеббе» (1977, Галерея изобразительных искусств Мальборо, Лондон; см. [[«Энтеббе» Операция|«Энтеббе» операция]]). В 1978–80 гг. Ардон выполнил эскизы десяти гобеленов для иерусалимской больницы «Шаарей-Цедек» под общим названием «Сотворение», где использовано каббалистическое толкование истории создания алфавита. В 1984 г. в [[Еврейская Национальная И Университетская Библиотека|Еврейской национальной и университетской библиотеке]] в Иерусалиме установлен витраж, выполненный по эскизам Ардона в форме триптиха на сюжет «Видение Исайи о вечном мире» (см. [[Исайя]]).
 
-
В 1954 г. на двухгодичной выставке (Бьеннале) в Венеции получил премию ЮНЕСКО, в 1963 г. — [[Государственная Премия Израиля|Государственную премию Израиля]]. Произведения Ардона экспонируются в галереях Амстердама, Лондона, Нью-Йорка и в музеях Израиля.
+
 
 +
== Творческая биография ==
 +
 
 +
Произведения Ардона интеллектуальны по форме и эмоциональны по содержанию. После Второй мировой войны художник объединил в своем творчестве темы [[Иерусалим|Иерусалима]], Израиля, [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]] идеей воплощения в искусстве мистических аспектов [[Иудаизм|иудаизма]].
 +
 
 +
В постоянных поисках новых технических способов живописи Ардон в 1950 г. пришел к абстрактно-символическому стилю.
 +
 
 +
Выпускник веймарского «Баухауза», Ардон на протяжении своей долгой творческой жизни сохранял приверженность к символическому решению картин, тяготея к монументальным образам. Во многих работах Ардона присутствуют одни и те же элементы: воплощающий определенную идею пейзаж Земли Израиля; космогоническое изображение неба, лестница [[Иаков|Иакова]], пергаменты и свитки с еврейскими текстами.
 +
 
 +
Очень часты в картинах Ардона принятые в каббалистических (см. [[Каббала]]) рукописях изображения [[Сфирот|сфирот]]; иногда они буквально повторяют схему древних свитков, иногда распадаются на отдельные элементы. Столь же значимы в его произведениях буквы еврейского алфавита, вплетенные в ткань изобразительного сюжета. Нередко Ардон вводит в свои картины легко узнаваемые цитаты из знаменитых произведений искусства, придавая им символический смысл (например, в картинах «Дом маггида», 1954, Королевский музей изящных искусств Бельгии, Брюссель; «У врат Иерусалима», 1967, [[Израильский Музей|Израильский музей]], Иерусалим; триптих «Мисса Дура», 1960, Галерея Тейт, Лондон, и других).
 +
 
 +
С 1965 г. Ардон подолгу жил в Париже. В 1970-е гг. художник создал программные картины, в их числе триптихи «Иом-Киппур» (1973–74, Музей искусства в Тель-Авиве; см. [[Иом-Киппур]]) и «Энтеббе» (1977, Галерея изобразительных искусств Мальборо, Лондон; см. [[«Энтеббе» Операция|«Энтеббе» операция]]).
 +
 
 +
В 1978–80 гг. Ардон выполнил эскизы десяти гобеленов для иерусалимской больницы «Шаарей-Цедек» под общим названием «Сотворение», где использовано каббалистическое толкование истории создания алфавита. В 1984 г. в [[Еврейская Национальная И Университетская Библиотека|Еврейской национальной и университетской библиотеке]] в Иерусалиме установлен витраж, выполненный по эскизам Ардона в форме триптиха на сюжет «Видение Исайи о вечном мире» (см. [[Исайя]]).
 +
 
 +
В 1954 г. на двухгодичной выставке (Бьеннале) в Венеции получил премию ЮНЕСКО, в 1963 г. — [[Государственная Премия Израиля|Государственную премию Израиля]].  
 +
 
 +
Произведения Ардона экспонируются в галереях Амстердама, Лондона, Нью-Йорка и в музеях Израиля.
{{ElevenCopyRight|10276|АРДОН}}
{{ElevenCopyRight|10276|АРДОН}}

Версия 22:17, 12 декабря 2011

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья


Внешнее изображение (транслируется с http://www.eleven.co.il)
1068.jpg
Ардон Витраж М. Ардона «Видение Исайи о вечном мире» в Еврейской национальной и университетской библиотеке. Иерусалим.

Ардон (Бронштейн) Мордехай (1896, Тухув, Польша, – 1992, Иерусалим), израильский художник. В 1920–25 гг. учился в Институте архитектуры в Веймаре под руководством Иттена, Клее, Кандинского и Фейнингера. В 1933 г. поселился в Палестине, где стал преподавателем, а с 1940 г. директором Школы искусств и ремесел Бецалель.


Творческая биография

Произведения Ардона интеллектуальны по форме и эмоциональны по содержанию. После Второй мировой войны художник объединил в своем творчестве темы Иерусалима, Израиля, Катастрофы идеей воплощения в искусстве мистических аспектов иудаизма.

В постоянных поисках новых технических способов живописи Ардон в 1950 г. пришел к абстрактно-символическому стилю.

Выпускник веймарского «Баухауза», Ардон на протяжении своей долгой творческой жизни сохранял приверженность к символическому решению картин, тяготея к монументальным образам. Во многих работах Ардона присутствуют одни и те же элементы: воплощающий определенную идею пейзаж Земли Израиля; космогоническое изображение неба, лестница Иакова, пергаменты и свитки с еврейскими текстами.

Очень часты в картинах Ардона принятые в каббалистических (см. Каббала) рукописях изображения сфирот; иногда они буквально повторяют схему древних свитков, иногда распадаются на отдельные элементы. Столь же значимы в его произведениях буквы еврейского алфавита, вплетенные в ткань изобразительного сюжета. Нередко Ардон вводит в свои картины легко узнаваемые цитаты из знаменитых произведений искусства, придавая им символический смысл (например, в картинах «Дом маггида», 1954, Королевский музей изящных искусств Бельгии, Брюссель; «У врат Иерусалима», 1967, Израильский музей, Иерусалим; триптих «Мисса Дура», 1960, Галерея Тейт, Лондон, и других).

С 1965 г. Ардон подолгу жил в Париже. В 1970-е гг. художник создал программные картины, в их числе триптихи «Иом-Киппур» (1973–74, Музей искусства в Тель-Авиве; см. Иом-Киппур) и «Энтеббе» (1977, Галерея изобразительных искусств Мальборо, Лондон; см. «Энтеббе» операция).

В 1978–80 гг. Ардон выполнил эскизы десяти гобеленов для иерусалимской больницы «Шаарей-Цедек» под общим названием «Сотворение», где использовано каббалистическое толкование истории создания алфавита. В 1984 г. в Еврейской национальной и университетской библиотеке в Иерусалиме установлен витраж, выполненный по эскизам Ардона в форме триптиха на сюжет «Видение Исайи о вечном мире» (см. Исайя).

В 1954 г. на двухгодичной выставке (Бьеннале) в Венеции получил премию ЮНЕСКО, в 1963 г. — Государственную премию Израиля.

Произведения Ардона экспонируются в галереях Амстердама, Лондона, Нью-Йорка и в музеях Израиля.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья АРДОН в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация