Анкона (порт)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Населённые пункты по алфавиту» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Категории к переименованию:Населённые пункты по алфавиту» с помощью HotCat) |
||
Строка 42: | Строка 42: | ||
- | + | ||
[[Категория:Населённые пункты по алфавиту]] | [[Категория:Населённые пункты по алфавиту]] |
Версия 18:34, 7 ноября 2011
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
뿃뻃
Источник: | ||||||||
|
Анкона, порт на побережье Адриатического моря в Италии. Евреи жили в окрестностях Анконы уже в 967 г. Около 1300 г. в городе существовала организованная еврейская община. В 1492 г. в Анкону начали прибывать евреи-беженцы из Сицилии, а после 1510 г. — из Неаполитанского королевства. В 1529 г. общину посетил Шломо Молхо, и его приезд породил мессианские чаяния.
Переход Анконы в 1532 г. под власть папского легата имел для общины весьма важные последствия. Вначале в политике папы Павла III преобладали торговые интересы, и он приглашал левантийских купцов селиться в Анконе независимо от их религиозной принадлежности. В 1541 г. он содействовал поселению в Анконе евреев, изгнанных из Неаполя, а в 1547 г. пригласил туда марранов, которым обещал защиту от инквизиции. Такую же благожелательную к евреям и марранам позицию занимал папа Юлий III.
Однако в 1555 г. папа Павел IV начал преследование евреев на территории папских владений. Евреи Анконы были заперты в гетто, им было запрещено владеть недвижимостью и разрешалось торговать только подержанной одеждой. Особым преследованиям подверглись марраны. Многим из них удалось бежать, но остальные (51 человек) были арестованы и преданы суду. 25 марранов были сожжены заживо на кострах в том же 1555 г. В ответ на это дона Грация Мендес (см. Наси, Иосеф) организовала бойкот Анконы.
Происшедшая в Анконе трагедия побудила евреев впервые использовать экономическое давление как средство борьбы с гонителями, что одновременно породило споры о преимуществах и возможной опасности для мирового еврейства от использования такого рода действий. В конце 16 в. община Анконы была низведена до жалкого состояния, которое сохранялось в течение двух столетий. Иногда происходило временное улучшение, которое объяснялось экономическими интересами папской власти. В 1775 г. папа Пий VI вновь начал проводить в жизнь самые жестокие антиеврейские законы.
Во время оккупации Анконы армией Наполеона (1797–99) были отменены наиболее унизительные для евреев законы. В 1814 г., после падения Наполеона, Анкона вновь вошла в состав папских владений, и было восстановлено прежнее ограничительное законодательство. В 19 в. еврейское население Анконы насчитывало приблизительно 1600 человек. Анконская община, благодаря своей сравнительно большой численности в средние века и широким международным связям на протяжении нескольких столетий, привлекала к себе многих известных раввинов и ученых; там жили, в частности, гуманист Иехуда Мессер Леон (15 в.), врач Аматус Лузитанский, путешественник Моше Басола (16 в.) и многие другие известные еврейские деятели (17–19 вв.).
В годы Второй мировой войны немцы, а под конец и итальянские фашисты, налагали на евреев денежные поборы, под угрозой их уничтожения. После войны в Анконе оставалось 400 евреев, а в 1969 г. их численность сократилась до 300 человек.
ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ