Гликман, Гавриил Давидович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4 | АВТОР1 = | АВТОР2 = | АВТОР3 = | СУПЕРВАЙЗЕР = | ПРОЕКТ = | ПОДТЕМА = | К…»)
(Ссылки)
 
Строка 75: Строка 75:
[[Категория:Художники России]]
[[Категория:Художники России]]
   
   
-
{{WikiCopyRight}}[[Категория:требует категоризации]]
+
{{WikiCopyRight}}

Текущая версия на 16:48, 26 октября 2011

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Гавриил Давидович Гликман
Дата рождения:

14 июля 1913

Место рождения:

Бешенковичи, Витебская губерния

Дата смерти:

4 января 2003

Место смерти:

Мюнхен

Гражданство:

Союз Советских Социалистических Республик СССР
Германия Германия

Жанр:

Авангард, Экспрессионизм

Гавриил Давидович Гликман (14 июля 1913, Бешенковичи Витебской губернии — 4 января 2003) — российский художник и скульптор, эмигрировавший из СССР в 1980 году.

Биография

Гавриил Давидович Гликман родился 14 июля 1913 года в селе Бешенковичи Витебской губернии. В детстве посещал Витебское художественное училище и мальчиком наблюдал, как работают Марк Шагал[1] и Казимир Малевич. В 1929 году семья переехала в Ленинград. В 1937 году поступил в Академию Художеств на отделение скульптуры. Учился у профессора М. Г. Манизера. Закончил он ее только в 1947 году из-за начавшейся войны. В 1941 году ушел на фронт и дошел до Берлина, окончив войну в чине лейтенанта артиллерии.[2]

После войны Гликман занимается скульптурой. Его авторству принадлежит множество памятников и мемориальных досок различным деятелям культуры и искусства, а также знаковым историческим фигурам России. Среди них памятники М. В. Ломоносову (Ломоносов), Емельяну Пугачеву (Саранск), И. И. Газе, А. Ф. Иоффе, К. Э. Циолковскому (Петропавловская крепость). Кроме того Гавриил Гликман создал скульптуры, посвященные Бетховену, Баху (Петербургская филармония), Комиcсаржевской (Театр Комисcаржевской), Пушкину, Достоевскому (а также героине его незаконченного романа Неточке Незвановой), Шостаковичу, Мравинскому.

Известный прежде всего как скульптор, Гавриил Гликман втайне занимался и портретной живописью. Его картины не вписывались в формат советского искусства и Дмитрий Шостакович, с которым скульптор был дружен, шутя, советовал ему «спрятать их в бункер до поры до времени». Как отмечал Гавриил Заполянский,

Портреты Гавриила Гликмана — Цветаева! Мандельштам! Ахматова! Пастернак! Кафка! Евтушенко! — неожиданны по своей изысканности и свободе, по смелости вторжения в характеры великих и по согласию-несогласию с ними. Дерзость, доброта, эпатаж. Особенно интересны портреты тех, кого он хорошо знал: как холоден, непримиримо грозен, жесток в оценках всевидящий глаз Шостаковича! Как странно неузнаваемо-узнаваем Евгений Евтушенко: эта строптивость великодушия, эта неумолимость доброты, эта распирающая воля таланта! Могуч и трагичен Мейерхольд: это озарения памяти, это перевоплощение в своего героя[3].

Владимир Ковнер так характеризовал его портретные работы:

Его кисти принадлежат жуткие до сумасшествия, страшной болью исполненные портреты Шостаковича и Пастернака, Мандельштама в тюремной рубашке, Цветаевой с петлёй на шее, будто специально созданные как иллюстрации к стихам Галича[4].


Тем не менее, в 1968 году он решается выставить их в Ленинградском доме композиторов. Выставка закрылась со скандалом через два дня, обернувшись угрозой для дальнейшей карьеры скульптора. В 1980 году Гавриил Гликман эмигрирует в Германию. После ряда переездов он останавливается в Мюнхене, где и проживает с 1982 по 2003 годы. В немецких городах также установлены памятники работы Гликмана — это памятники Достоевскому в Висбадене и Баден-бадене.[4]

Помимо Шостаковича Гликман был дружен с дирижером Евгением Мравинским, о котором он сохранил яркие воспоминания. Ими он поделился в небольшом очерке Маэстро Мравинский, вошедшим в книгу его воспоминаний «Размышления с кистью в руке», опубликованную уже в эмиграции.

Примечания

  1. Картина Гликмана 'Марк и Гавриил' 1981 года посвящена этому событию. Гликман считал Шагала своим учителем.
  2. Гавриил Заполянский. Гавриил Гликман: возвращение // «Алеф», 2006, ноябрь.
  3. 4,0 4,1 История ломоносовского краеведа Владимира Журавлева о скитаниях памятника Ломоносову и судьбе его автора. Информация с официального сайта депутата Муниципального Совета Ломоносова 4 созыва С. В. Петровой.

Ссылки

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация