Канетти, Элиас

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Ссылки)
Строка 32: Строка 32:
| Сайт =
| Сайт =
}}
}}
-
 
+
'''Элиас Канетти''' ({{lang-en|Elias Canetti}}, 25 июля 1905, Рущук, ныне Русе, Болгария  14 августа 1994, Цюрих) — [[Австрия|австрийский]], [[Болгария|болгарский]], [[Великобритания|британский]] писатель, драматург, культуролог, социальный мыслитель. Писал на немецком языке.
-
'''Элиас Канетти''' ({{lang-en|Elias Canetti}}, [[25 июля]] [[1905]][[14 августа]] [[1994]]) — [[Австрия|австрийский]], [[Болгария|болгарский]], [[Великобритания|британский]] [[писатель]], [[Драматургия|драматург]], [[Культурология|культуролог]], социальный [[мыслитель]].
+
== Биография ==
== Биография ==
-
Родился в г. Русе в Болгарии и всю жизнь сохранял болгарское гражданство. Происходит из [[евреи|еврейской]] ([[сефарды|сефардской]]) семьи, где говорили на [[ладино (язык)|ладино]]. Детство и юность его прошли в Болгарии, Великобритании, Швейцарии, Австрии и Германии. Закончил химический факультет [[Венский университет|Венского университета]]. В [[1938 год]]у в связи с [[аншлюс]]ом Австрии уехал в [[Париж]], затем в [[Лондон]]. С [[1952 год]]а — гражданин Великобритании.
+
Родился в г. Русе в Болгарии и всю жизнь сохранял болгарское гражданство. Происходит из [[евреи|еврейской]] ([[сефарды|сефардской]]) семьи, где говорили на [[ладино (язык)|ладино]].  
 +
 
 +
В 1911 г. семья Канетти переехала в Англию, а с 1914 г., после смерти ее главы, до 1916 г. жила в Вене, с 1916 г. — в Цюрихе, с 1921 г. — во Франкфурте-на-Майне.
 +
 
 +
В 1924–29 гг. Канетти учился на химическом факультете Венского университета (окончил со степенью доктора), но посвятил себя литературному творчеству.  
 +
 
 +
В 1938 году в связи с [[аншлюс]]ом Австрии уехал в [[Париж]], затем в [[Лондон]]. С 1952 года — гражданин Великобритании.
[[Файл:Elias Canetti tomb-stone.jpg|thumb|left|Могила Канетти на кладбище в [[Цюрих]]е]]
[[Файл:Elias Canetti tomb-stone.jpg|thumb|left|Могила Канетти на кладбище в [[Цюрих]]е]]
 +
 +
== Литературные занятия ==
 +
Живя в Вене, он в 1928–29 гг. выезжал в Берлин, где встречи с [[Бабель, Исаак Эммануилович|И. Бабелем]] во многом определили отношение Канетти к литературному творчеству как к полной самоотдаче и научили пристальной наблюдательности к жизни. Наставником Канетти был писатель К. Краус (1874–1936), сильнейшее влияние на него оказали [[Брох, Герман|Г. Брох]] и [[Кафка, Франц|Ф. Кафка]].
 +
 +
Характер его произведений во многом объясняется сефардской ментальностью: поразительная творческая фантазия, идущая от испанской литературы, переплетается в них с еврейской склонностью к антитезе и абстракции. Творческий метод Канетти — гротесковое преувеличение явлений действительности как средство их демаскировки, раскрытия внутренней сущности различных процессов в их всеобщности. Универсализм Канетти заключается в его стремлении найти место явлениям современной ему действительности в цепи мировой истории, вывести некие всеобщие законы.
== Творчество ==
== Творчество ==
-
Самое известное произведение писателя — роман «Ослепление», в котором, продолжая традиции [[Кафка, Франц|Ф. Кафки]], писатель пишет об абсурдности и сумасшествии окружающего мира. В [[1981 год]]у это произведение было удостоено [[Нобелевская премия по литературе|Нобелевской премии по литературе]]. Удивительно, что в данном произведении было откровенно предсказано появление в шахматном мире Роберта Фишера (хотя первоначально фамилия персонажа Фишерль и действие происходит во сне).
+
В 1930–31 гг. Канетти написал свой первый роман «Ослепление» (издан в 1935 г.; английский перевод под названием «Аутодафе» — 1946), который вызвал восхищение [[Манн, Томас|Т. Манна]]. Согласно неосуществленному замыслу, это — первый из восьми романов цикла «Человеческая комедия безумных». Продолжая традиции [[Кафка, Франц|Ф. Кафки]], писатель пишет об абсурдности и сумасшествии окружающего мира.  
 +
 
 +
В центре каждого романа должен был находиться персонаж на грани безумия, олицетворяющий в преувеличенном виде определенные феномены времени (по мысли Канетти, невозможно изобразить действительность обычными средствами реализма). Следуя традиции австрийского социального романа, Канетти стремился показать соотношение индивида и общества.
 +
 
 +
Герой романа «Ослепление» синолог Кин живет в полной изоляции от мира, среди книг своей гигантской библиотеки. Женитьба на вульгарной и жадной экономке, столкновение с грубыми сторонами бытия завершаются для Кина безумием, и он погибает в огне вместе с подожженными им книгами. Судьба Кина — символ капитуляции чистого интеллекта перед действительностью.
 +
 
 +
Канетти живописует «абстрактный ландшафт души», но читатель без труда узнает место действия — Вену. Блестящий стилист, Канетти изображает своих персонажей с помощью точных речевых характеристик. Канетти считает, что каждый человек представляет собой особое языковое явление, которое отличает его от других (теория «акустической маски»): своей манерой говорить он неосознанно выдает себя.
 +
 
 +
В «Ослеплении» содержатся все элементы будущего творчества Канетти, в первую очередь драматургический характер его таланта. Удивительно, что в данном произведении было откровенно предсказано появление в шахматном мире Роберта Фишера (хотя первоначально фамилия персонажа Фишерль и действие происходит во сне).
 +
 
 +
В 1981 году это произведение было удостоено [[Нобелевская премия|Нобелевской премии по литературе]].
 +
 
 +
Канетти написал три пьесы: «Свадьба» (1932), «Комедия тщеславия» (1934), «Обреченные» (1952). Для Канетти цель драматургии — через конкретный сюжет изобразить мир в целом. Театр служит не для развлечения, он должен обострять мысль. «Комедия тщеславия» предвосхитила «1984» Дж. Орвелла, вскрыв природу массовой истерии и культа властителя.
 +
 
 +
== Научные и публицистические работы ==
 +
Над антрополого-психологической книгой «Массы и власть» (1960) о структуре и механизме власти Канетти работал 30 лет. В ней Канетти относит [[Гитлер, Адольф|Гитлера]] к параноидальному типу деспота, ставя его в общий ряд с многими властителями разных времен. А поведение толпы, как цивилизованной, так и полудикой, определяют, по мнению Канетти, одни и те же психологические законы и экономические факторы.
 +
 
 +
Тяготение Канетти к постановке универсальных проблем определило его отношение к своему еврейству: «Как еврей я ношу в себе общечеловеческое наследие». В путевых заметках о поездке по Северной Африке («Голоса Марракеша», 1967), в которых он поэтизирует нищих, слепых, физически ущербных за их привязанность к жизни, Канетти счел нужным отметить, что среди евреев Марокко он видел «какие угодно лица, но только не тупые».
 +
 
 +
В 1969 г. Канетти опубликовал снабженные его комментариями письма Ф. Кафки к Фелиции Бауэр, в 1973 г. — отрывки из своих дневников и афоризмы («Провинция человека», 1–2 тт., 1973). В первой автобиографической книге «Спасенный язык» (1977) Канетти описал свое детство и сложные отношения с одаренной и властной матерью, привязанность которой к немецкой культуре определила во многом его жизнь и творчество; вторую книгу — «Факел в ухе» (1978) он посвятил артистической и литературной жизни Вены в 1920-х гг.; третья — «Другой процесс» вышла в 1985 г., четвертая — «Игра глаз. История жизни в 1931–1937» — в 1986 г.
== Библиография ==
== Библиография ==
-
* ''Свадьба'' (Hochzeit) [[1932]]
+
* ''Свадьба'' (Hochzeit) 1932
-
* ''Ослепление'' (Die Blendung) [[1935]]
+
* ''Ослепление'' (Die Blendung) 1935
-
* ''Комедия тщеславия'' (Komedie der Eitelkeit) [[1950]]
+
* ''Комедия тщеславия'' (Komedie der Eitelkeit) 1950
-
* ''Масса и власть'' (Masse und Macht) [[1962]]
+
* ''Масса и власть'' (Masse und Macht) 1962
-
* ''Ограниченные сроком'' (Die Befristeten) [[1964]]
+
* ''Ограниченные сроком'' (Die Befristeten) 1964
-
* ''Провинция человека'' (Die Provinz des Menschen: Aufzeichnungen) [[1973]]
+
* ''Провинция человека'' (Die Provinz des Menschen: Aufzeichnungen) 1973
-
* ''Характеры'' (Der Ohrenzeuge: Fünfzig Charaktere) [[1974]]
+
* ''Характеры'' (Der Ohrenzeuge: Fünfzig Charaktere) 1974
-
* ''Спасённый язык. История одной юности'' (Die gerettete Zunge: Geschichte einer Jugend) [[1977]]
+
* ''Спасённый язык. История одной юности'' (Die gerettete Zunge: Geschichte einer Jugend) 1977
* ''С факелом в ухе. История жизни 1921—1931'' (Die Fackel im Ohr: Lebensgeschichte 1921—1931) [[1980]]
* ''С факелом в ухе. История жизни 1921—1931'' (Die Fackel im Ohr: Lebensgeschichte 1921—1931) [[1980]]
* ''Перемигивание'' (Das Augenspiel) [[1985]]
* ''Перемигивание'' (Das Augenspiel) [[1985]]
Строка 63: Строка 92:
== Ссылки ==
== Ссылки ==
* [http://noblit.ru/content/category/4/101/33/ Элиас Канетти: биография, произведения]
* [http://noblit.ru/content/category/4/101/33/ Элиас Канетти: биография, произведения]
-
 
-
{{writer-stub}}
 
{{Нобелевская премия по литературе 1976—2000}}
{{Нобелевская премия по литературе 1976—2000}}
-
 
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}
 +
{{ElevenCopyRight|11949|КАНЕТТИ Элиас}}
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
Строка 74: Строка 101:
[[Категория:Еврейские писатели]]
[[Категория:Еврейские писатели]]
[[Категория:Евреи в Европе]]
[[Категория:Евреи в Европе]]
 +
<!--
 +
[[Файл: 11949_L.jpg|thumb|250px|left|[[Канетти, Элиас]] Э. Канетти.]]
 +
-->

Версия 13:53, 25 августа 2012

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Элиас Канетти
болг. Елиас Канети
англ. Elias Canetti
Файл:Canetti.jpg
Дата рождения:

25 июля 1905

Место рождения:

Русе, Болгария

Дата смерти:

14 августа 1994

Место смерти:

Цюрих, Швейцария

Гражданство:

Болгария Болгария
Великобритания Великобритания

Род деятельности:

писатель, драматург

Премии:

Нобелевская (1981)

Элиас Канетти (англ. Elias Canetti, 25 июля 1905, Рущук, ныне Русе, Болгария — 14 августа 1994, Цюрих) — австрийский, болгарский, британский писатель, драматург, культуролог, социальный мыслитель. Писал на немецком языке.

Содержание

Биография

Родился в г. Русе в Болгарии и всю жизнь сохранял болгарское гражданство. Происходит из еврейской (сефардской) семьи, где говорили на ладино.

В 1911 г. семья Канетти переехала в Англию, а с 1914 г., после смерти ее главы, до 1916 г. жила в Вене, с 1916 г. — в Цюрихе, с 1921 г. — во Франкфурте-на-Майне.

В 1924–29 гг. Канетти учился на химическом факультете Венского университета (окончил со степенью доктора), но посвятил себя литературному творчеству.

В 1938 году в связи с аншлюсом Австрии уехал в Париж, затем в Лондон. С 1952 года — гражданин Великобритании.

Файл:Elias Canetti tomb-stone.jpg
Могила Канетти на кладбище в Цюрихе

Литературные занятия

Живя в Вене, он в 1928–29 гг. выезжал в Берлин, где встречи с И. Бабелем во многом определили отношение Канетти к литературному творчеству как к полной самоотдаче и научили пристальной наблюдательности к жизни. Наставником Канетти был писатель К. Краус (1874–1936), сильнейшее влияние на него оказали Г. Брох и Ф. Кафка.

Характер его произведений во многом объясняется сефардской ментальностью: поразительная творческая фантазия, идущая от испанской литературы, переплетается в них с еврейской склонностью к антитезе и абстракции. Творческий метод Канетти — гротесковое преувеличение явлений действительности как средство их демаскировки, раскрытия внутренней сущности различных процессов в их всеобщности. Универсализм Канетти заключается в его стремлении найти место явлениям современной ему действительности в цепи мировой истории, вывести некие всеобщие законы.

Творчество

В 1930–31 гг. Канетти написал свой первый роман «Ослепление» (издан в 1935 г.; английский перевод под названием «Аутодафе» — 1946), который вызвал восхищение Т. Манна. Согласно неосуществленному замыслу, это — первый из восьми романов цикла «Человеческая комедия безумных». Продолжая традиции Ф. Кафки, писатель пишет об абсурдности и сумасшествии окружающего мира.

В центре каждого романа должен был находиться персонаж на грани безумия, олицетворяющий в преувеличенном виде определенные феномены времени (по мысли Канетти, невозможно изобразить действительность обычными средствами реализма). Следуя традиции австрийского социального романа, Канетти стремился показать соотношение индивида и общества.

Герой романа «Ослепление» синолог Кин живет в полной изоляции от мира, среди книг своей гигантской библиотеки. Женитьба на вульгарной и жадной экономке, столкновение с грубыми сторонами бытия завершаются для Кина безумием, и он погибает в огне вместе с подожженными им книгами. Судьба Кина — символ капитуляции чистого интеллекта перед действительностью.

Канетти живописует «абстрактный ландшафт души», но читатель без труда узнает место действия — Вену. Блестящий стилист, Канетти изображает своих персонажей с помощью точных речевых характеристик. Канетти считает, что каждый человек представляет собой особое языковое явление, которое отличает его от других (теория «акустической маски»): своей манерой говорить он неосознанно выдает себя.

В «Ослеплении» содержатся все элементы будущего творчества Канетти, в первую очередь драматургический характер его таланта. Удивительно, что в данном произведении было откровенно предсказано появление в шахматном мире Роберта Фишера (хотя первоначально фамилия персонажа Фишерль и действие происходит во сне).

В 1981 году это произведение было удостоено Нобелевской премии по литературе.

Канетти написал три пьесы: «Свадьба» (1932), «Комедия тщеславия» (1934), «Обреченные» (1952). Для Канетти цель драматургии — через конкретный сюжет изобразить мир в целом. Театр служит не для развлечения, он должен обострять мысль. «Комедия тщеславия» предвосхитила «1984» Дж. Орвелла, вскрыв природу массовой истерии и культа властителя.

Научные и публицистические работы

Над антрополого-психологической книгой «Массы и власть» (1960) о структуре и механизме власти Канетти работал 30 лет. В ней Канетти относит Гитлера к параноидальному типу деспота, ставя его в общий ряд с многими властителями разных времен. А поведение толпы, как цивилизованной, так и полудикой, определяют, по мнению Канетти, одни и те же психологические законы и экономические факторы.

Тяготение Канетти к постановке универсальных проблем определило его отношение к своему еврейству: «Как еврей я ношу в себе общечеловеческое наследие». В путевых заметках о поездке по Северной Африке («Голоса Марракеша», 1967), в которых он поэтизирует нищих, слепых, физически ущербных за их привязанность к жизни, Канетти счел нужным отметить, что среди евреев Марокко он видел «какие угодно лица, но только не тупые».

В 1969 г. Канетти опубликовал снабженные его комментариями письма Ф. Кафки к Фелиции Бауэр, в 1973 г. — отрывки из своих дневников и афоризмы («Провинция человека», 1–2 тт., 1973). В первой автобиографической книге «Спасенный язык» (1977) Канетти описал свое детство и сложные отношения с одаренной и властной матерью, привязанность которой к немецкой культуре определила во многом его жизнь и творчество; вторую книгу — «Факел в ухе» (1978) он посвятил артистической и литературной жизни Вены в 1920-х гг.; третья — «Другой процесс» вышла в 1985 г., четвертая — «Игра глаз. История жизни в 1931–1937» — в 1986 г.

Библиография

  • Свадьба (Hochzeit) 1932
  • Ослепление (Die Blendung) 1935
  • Комедия тщеславия (Komedie der Eitelkeit) 1950
  • Масса и власть (Masse und Macht) 1962
  • Ограниченные сроком (Die Befristeten) 1964
  • Провинция человека (Die Provinz des Menschen: Aufzeichnungen) 1973
  • Характеры (Der Ohrenzeuge: Fünfzig Charaktere) 1974
  • Спасённый язык. История одной юности (Die gerettete Zunge: Geschichte einer Jugend) 1977
  • С факелом в ухе. История жизни 1921—1931 (Die Fackel im Ohr: Lebensgeschichte 1921—1931) 1980
  • Перемигивание (Das Augenspiel) 1985

Ссылки

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КАНЕТТИ Элиас в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация