Екатерина Каравелова
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Семейство) |
(→Общественная деятельность) |
||
Строка 70: | Строка 70: | ||
== Общественная деятельность == | == Общественная деятельность == | ||
- | Вопреки тяжкой потере, продолжала принимать деятельное участие в общественной и | + | Вопреки тяжкой потере, продолжала принимать деятельное участие в общественной и культурной жизни страны. Около 25 лет она была в центре политической жизни в Болгарии. |
- | + | После жестокой расправы с ''Илинденским восстанием'' Каравелова встала во главе женского комитета за освобождение девушек-бойцов из турецких зинданов. Принимала участие в собравшейся 28 марта 1904 г. в [[Лондон]]е "Македонской конференции". | |
- | После войны | + | Во время Балканских войн (1912-1913 гг.) Екатерина Каравелова была главной медицинской сестрой в ''Военном училище''. После этих войн, когда Болгария была в изоляции, Каравелова поехала в Россию, где использовала личные связи в правящих кругах для восстановления добрых отношений между двумя странами. |
+ | |||
+ | Во время [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] она заботилась о раненых и больных. После Ньойского договора<ref>об условиях мира для побеждённой Болгарии - Л.Г.</ref> она занималась облегчением участи тысяч болгарских заложников. | ||
+ | |||
+ | Подготовила протест против условий Ньойского договора, который Болгарский женский союз разослал женским союзам за границей. На конгрессе лиги в Дублине горячо защищала национальные интересы своего народа. В течение 25 лет была председательницей Болгарского женского союза. | ||
Представляла Болгарию на ІV конгрессе Международной женской лиги за мир и свободу (1 – 7 мая 1924 г. в [[Вашингтон]]е). Произносила речи, посвящённые борьбе за мир во всех странах. В октябре 1924 г. выступала с речами в Русе. В 1925 году избрана председательницей болгарской секции '''Международной женской лиги за мир и свободу'''. | Представляла Болгарию на ІV конгрессе Международной женской лиги за мир и свободу (1 – 7 мая 1924 г. в [[Вашингтон]]е). Произносила речи, посвящённые борьбе за мир во всех странах. В октябре 1924 г. выступала с речами в Русе. В 1925 году избрана председательницей болгарской секции '''Международной женской лиги за мир и свободу'''. | ||
Строка 80: | Строка 84: | ||
Во время многочисленных поездок по Европе и США Екатерина Каравелова непрестанно и неутомимо работала для ''болгарских национальных интересов''. <ref>{{cite book | coauthors = колектив | year = 1929 | title = Юбилеенъ сборникъ. Екатерина Каравелова 1878 - 1928 | publisher = издателство — Държавна печатница | location = София | pages = }}</ref> | Во время многочисленных поездок по Европе и США Екатерина Каравелова непрестанно и неутомимо работала для ''болгарских национальных интересов''. <ref>{{cite book | coauthors = колектив | year = 1929 | title = Юбилеенъ сборникъ. Екатерина Каравелова 1878 - 1928 | publisher = издателство — Държавна печатница | location = София | pages = }}</ref> | ||
- | |||
- | |||
== Участие в Комитете защиты евреев == | == Участие в Комитете защиты евреев == |
Версия 05:02, 8 октября 2011
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
3.10.2011 | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Екатерина Каравелова | |
Файл:Ekaterina Karavelova - 1926.gif | |
Род деятельности: |
общественная деятельница, учительница, писательница и преводчица |
---|---|
Дата рождения: |
21 октября 1860 |
Место рождения: |
Русчук, Болгария |
Гражданство: | |
Дата смерти: |
1 апреля 1947 (86 лет) |
Место смерти: |
София, Болгария |
Екатерина Великова Пенева — Каравелова - учредитель Болгарского женского союза, председатель Болгарской секции Международной женской лиги за мир и свободу, одна из создателей Комитета защиты евреев, супруга Петко Каравелова.[1]
Содержание |
Ранние годы
Екатерина Каравелова родилась 21 октября 1860 г. в Русчуке, административном центре Дунайского вилайета, в семье кожухаря Велико Пенева.
Большую роль в её будущем сыграла тётя Кирияки Минкова, родственница хозяина Южнославянского пансиона в городе Николаеве, Украина. Она предложила отправить 10-летнюю Катю учиться в Россию.
В 1870 г. Екатерина Пенева покинула Русчук и после краткого пребывания в Южнославянском пансионе в Николаеве и в Левашевском пансионе в Киеве была направлена в Москву, в дома генерала Всеволода Николаевича Лермонтова, чья супруга была членом Славянского общества. Катю записали в ІV Московскую женскую гимназию, которую она через семь лет закончила с золотой медалью.
Одна из дочерей генерала была подругой Софьи Ковалевской, будущей первой в мире женщины-профессора. Она бывала в доме и общалась с Катей.
3 августа 1878 г. Катя уехала из Москвы в Болгарию. 12 августа прибыла в Русе. В конце сентября она открыла в своём доме школу для нескольких детей, разделив их по возрасту на подготовительный, первый и второй классы. Она сама преподавала все предметы, в т.ч. русский, французский и немецкий языки.
В кконце 1878/1879 учебного года Екатерина Пенева провела экзамен своих учеников, на котором присуствовали учителя Мужской гимназии. Он прошёл блестяще; несмотря на плохой болгарский язык, широкие познания и старания дали результаты. На второй учебный год, 1879/1980, Екатерина Пенева была назначена главной учительницей классов для девочек, помещавшихся в Мужской гимназии.
Встреча с Каравеловым
Петко Каравелов, часто приезжая в Русе к своему брату, навещал Екатерину. Они были знакомы ещё в Москве, где он был студентом. 4 октября 1879 г. они обручились, а свадьба была назначена на 13 января 1880 года.
21 октября 1879 года состоялись выборы в Первое обикновено народно собрание. Либеральная партия получила большинство, и Петко Каравелов преехал в Софию. Венчание состоялось в русенской церкви "Св. Троица". Екатерина Каравелова стала причастна к идеалам и делу своего супруга.[2]
Политика
В Русе она оставалась до начала июня 1880 г., когда Петко Каравелов стал министром финансов в правительстве Драгана Цанкова. В Софии она стала его сотрудницей и секретаршей. С 26 июня 1884 г. до 9 августа 1886 г. Каравелов был министром-председателем. На этом посту он совершил своё главное политическое дало: объединение Болгарии. Весть об Объединении застала Екатерину Каравелову в Русе. В ночь с 6 на 7 сентября русенци ей устроили шумную овацию. Утром, по прибытии Петко Каравелова, она встретилась с царём Александром I Батенбергом.
При окончательном своём отъезде из Болгарии, в последнем своём Манифесте от 26 августа 1886 г. Александр I Батенберг назначил регентами Петко Каравелова, Стефана Стамболова и Саву Муткурова. Каравелов ушёл в отставку 1 ноября 1886 г. и был заменен Георгием Живковым. Когда Петко и его единомышленники были арестованы во время русенского бунта офицеров-русофилов в феврале 1887 г., Екатерина Каравелова обошла всех европейских дипломатических агентов в София с настойчивыми просьбами заступитьс за заключённых. Вмешательство дипломатов его спасло, но ненависть к ней стамболовистов усилилась.
В 1891 г. Каравелов был обвинен в соучастии в убийстве министра Христо Белчева. Осуждённый Военным судом, в 1892 г. он был заключен в Чёрной мечети. Безоглядная политическая борба не пощадила и его супругу. 30 ноября 1891 г. Екатерина Каравелова была помещена под домашний арест. 10 феваля 1892 г. она предстала перед судом по обвинению в предательстве, поскольку способствовала иностранному вмешателству, получая помощь от иностранных дипломатов в Болгарии.
Стефан Стамболов требовал осудить её на смерть. Судебный заседатель Калпакчиев, не уверенный в её вине, посоветовался с русенским митрополитом дедом Григорием, который ему приказал голосовать по совести, а не как велел Стамболов. Это и блестящая защита доктора права Константина Стоилова спасло её от виселицы. Пока длился процесс, Екатерина Каравелова жила с детьми в Русе, где два года работала учительницей.
В 1901 г. Петко Каравелов в третий раз стал министром-председателем, и Екатерина Каравелова снова была учительницей в Первой софийской девичьей гимназии, где работала до смерти супруга 24 января 1903 г.
Общественная деятельность
Вопреки тяжкой потере, продолжала принимать деятельное участие в общественной и культурной жизни страны. Около 25 лет она была в центре политической жизни в Болгарии.
После жестокой расправы с Илинденским восстанием Каравелова встала во главе женского комитета за освобождение девушек-бойцов из турецких зинданов. Принимала участие в собравшейся 28 марта 1904 г. в Лондоне "Македонской конференции".
Во время Балканских войн (1912-1913 гг.) Екатерина Каравелова была главной медицинской сестрой в Военном училище. После этих войн, когда Болгария была в изоляции, Каравелова поехала в Россию, где использовала личные связи в правящих кругах для восстановления добрых отношений между двумя странами.
Во время Первой мировой войны она заботилась о раненых и больных. После Ньойского договора[3] она занималась облегчением участи тысяч болгарских заложников.
Подготовила протест против условий Ньойского договора, который Болгарский женский союз разослал женским союзам за границей. На конгрессе лиги в Дублине горячо защищала национальные интересы своего народа. В течение 25 лет была председательницей Болгарского женского союза.
Представляла Болгарию на ІV конгрессе Международной женской лиги за мир и свободу (1 – 7 мая 1924 г. в Вашингтоне). Произносила речи, посвящённые борьбе за мир во всех странах. В октябре 1924 г. выступала с речами в Русе. В 1925 году избрана председательницей болгарской секции Международной женской лиги за мир и свободу. В 1926 году к болгарской секции присоединился Македонский женский союз - организация женщин-беженок из Македонии, осевших в Болгарии.[4]
Во время многочисленных поездок по Европе и США Екатерина Каравелова непрестанно и неутомимо работала для болгарских национальных интересов. [5]
Участие в Комитете защиты евреев
Екатерина Каравелова участвовала активнейшим образом в создании Комитета защиты евреев в Германии вместе с писателем Антоном Страшимировым, профессором Асеном Златаровым, профессором Петко Стайновым и др. Тогдашние газеты "Мир" и "Слово" публиковали статьи по поводу создания комитета, где писали, что не дело Болгарии, тем более её отдельных граждан, вмешиваться в дела великой Германии. 3 июля 1933 г. было проведено собрание, на котором выступили Екатерина Каравелова и Антон Страшимиров.[6]
Нацистские репрессии против евреев
В Законе о защите нации (вступил в действие 23 января 1941 г.) "регулировались общественные отношения, связанные со статусом тайных организаций, лиц еврейского происхождения, их имущества, противонациональных и сомнительных проявлений во время на Второй мировой войны".
В августе 1942 по указу был установлен более строгий режим для евреев и было создано Комиссарство по еврейским вопросам (КЕВ), во главе с Белевым. С того момента болгарские евреи были принуждены носить жёлтую звезду на груди, их дома и магазины были маркированы особыми знаками.
Митрополит Стефан обеспечил, чтобы эти ограничения не распространялись на всех крещёных евреев. 2 марта 1943 г. кабинет одобрил Указ № 127, дававший инструкции КЕВ депортировать вовне границ страны, в согласии с германскими властями, до 20 000 евреев, живущих в недавно освобождённых землях.[7]
Противодействие планам нацистов
Когда стало известно по неофициальным каналам о тайном плане, подпредседатель на парламента Пешев и другие члены парламента, решили действовать серьёзно. 9 марта с утра они встретились в кабинете Димитра Пешева с Яко Барухом, полковником Аврамом Таджером (самым высшим болгарским офицером — евреем) и с другими еврейскими лидерами, которые согласились поставить вопрос перед Народным собранием ещё тем же вечером.
21 мая 1943 года софийские евреи получили приказы о выселении, дававщие им три дня срока, чтобы покинуть столицу. Одна группа опозиционных деятелей, руководимая Николой Мушановым, Димо Казасовым, Дамяном Велчевым, Атанасом Буровым, Николой Петковым и Кимоном Георгиевым, отправила протестное письмо правительству.
Еврейские лидеры вошли в контакт с секретарём царя Бориса III Ханджиевым и с Екатериной Каравеловой, которые обещали поговорит с царём. Митрополит Стефан и его коллеги из Святого синода обещли свою полную поддержку.
Каравелова пыталась организовать серьёзную встречу с царём Борисом ІІІ, но он был в своей охотничьей хижине в Риле.[8] По совету митрополита Стефана главния раввин д-р Ашел Хананел, возглавил небольшую делегацию в дом Екатерины Каравеловой, где они вместе написали петицию царю. Все её подписали, после чего пошли и попросили княгиню Евдокию, папского наместника — монсеньора Джузепе Мацоли и католических свещенников царицы Йоанны (известной симпатиями к евреям) поддержать петицию.[9]
Творчество
Екатерина Каравелова занималась и писательской деятельностью. Писала политические фейлетоны, литературную критику, переводы. На страницах старой "Тырновской конституции" имеются её примечания под различными псевдонимами. Владела русским, французским и немецким языками. Переводила Толстого, Достоевского, Гюго, Мопассана, Флобера, Диккенса и др.
В 1889 г. Петко Каравелов под псевдонимом Камен Чернев основал "Библиотеку Св. Климента". Две трети переводов там - Екатерины Каравеловой. К памфлетам Пол Луи Курье она написала обстоятельную историко-литературную характеристику. К "Эгмонту" Гёте дала критический анализ драмы.[10]
Семья
Петко и Екатерина Каравеловы имели троих детей. Первая дочь, Радка, умерла до 3-хлетнего возраста. Вторая, Виола, угасла с помрачённым сознанием вследствии безследного изчезновения её супруга - журналиста и общественного деятеля Йосифа Хербста. Третья, Лора, погибла от пули своего мужа, поэта Пейо Яворова.
Отличия и признание
Екатерина Каравелова была награждена многими государственными и международными почётными знаками.[11]
- Орден „За человеколюбие“
- Орден „За Гражданские заслуги“ I степени
- Орден „За культуру и искусство“ - серебрянный
- Памятный крест „О независимости Болгарии 1908 года“
- Два раза награждена с медалью „Красный крест“
- и много других знаков и лент с вензелями.
Екатерина Каравелова умерла 1 апреля 1947 г. и была погребена по личному разпорежению Георгия Димитрова возле её супруга Петко Каравелова. Могила находится при апсиде православного храма "Семи святых" (бывшая так называемая Чёрная мечеть).
Имя Екатерины Каравеловой носят общества, улицы, училища, библиотеки в разных населённых пунктах в Болгарии и других странах, а также и морской мыс Каравеловой в Антарктиде.[12]
Источники и ссылки
Литература
- A Biographical Dictionary of Women's Movements and Feminisms Central, Eastern, and South Eastern Europe, 19th and 20th Centuries. — Budapest and New York: Central European University Press, 2006. ISBN 978-963-7326-39-4
- Стефан Груев. Корона от тръни. Царуването на Борис ІІІ 1918-1943. — София: издателства — Български писател и списание Летопис, 1991.
- Фани Дренкова. Като антична трагедия. Съдбата на Екатерина Каравелова и нейното семейство в писма, дневници, фотографии. — София: издателство — Наука и изкуство, 1984.
- Цветана Кьосева Първите дами на царска България. — София: Университетско издателство „Св. Климент Охридски“, Държавна агенция „Архиви“ и Национален исторически музей, 2010. — С. 15.ISBN 978-954-07-2940-4
- Петко Пеев. Петко Каравелов, година ІІІ, кн. 10. — София: Библиотека Наши времена, 1946.
- Юбилеенъ сборникъ. Екатерина Каравелова 1878 - 1928. — София: издателство — Държавна печатница, 1929.
- קשלס Life, "History of Jews in Bulgaria", Volume III — the Holocaust. — Tel Aviv: издател - אשר חננאל, 1969.
- Portraits de traductrices. — Ottawa: Presses Université Ottawa, 2002. — ISBN 2760305465
Примечания
- ↑ Цветана Кьосева Първите дами на царска България. — София: Университетско издателство „Св. Климент Охридски“, Държавна агенция „Архиви“ и Национален исторически музей, 2010. — С. 15.ISBN 978-954-07-2940-4
- ↑ Петко Пеев Петко Каравелов, година ІІІ, кн. 10. — София: Библиотека Наши времена, 1946.
- ↑ об условиях мира для побеждённой Болгарии - Л.Г.
- ↑ A Biographical Dictionary of Women's Movements and Feminisms Central, Eastern, and South Eastern Europe, 19th and 20th Centuries. — Budapest and New York: Central European University Press, 2006. — С. 233.ISBN 978-963-7326-39-4
- ↑ Юбилеенъ сборникъ. Екатерина Каравелова 1878 - 1928. — София: издателство — Държавна печатница, 1929.
- ↑ Фани Дренкова Като антична трагедия. Съдбата на Екатерина Каравелова и нейното семейство в писма, дневници, фотографии. — София: издателство — Наука и изкуство, 1984. — С. 517.
- ↑ То есть в захваченных Болгарией частях Греции и югославской Македонии, по официальной болгарской идеологии являющихся исконно болгарскими. Ныне они снова не принадлежат Болгарии. Л.Гроервейдл
- ↑ קשלס Life, "History of Jews in Bulgaria", Volume III — the Holocaust. — Tel Aviv: издател - אשר חננאל, 1969. — С. 168 - 169.
- ↑ Стефан Груев Корона от тръни. Царуването на Борис ІІІ 1918-1943. — София: издателства — Български писател и списание Летопис, 1991. — С. 387 - 393.
- ↑ Portraits de traductrices. — Ottawa: Presses Université Ottawa, 2002. — С. 205 - 233.ISBN 2760305465
- ↑ Юбилеенъ сборникъ. Екатерина Каравелова 1878 - 1928. — София: издателство — Държавна печатница, 1929. — С. 43.
- ↑ Справочник на българските географски имена в Антарктика (Bulgarian Antarctic Gazetteer)