|
|
Строка 11: |
Строка 11: |
| | ВИКИПЕДИЯ = | | | ВИКИПЕДИЯ = |
| | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = |
- | }}{{Начало_работы}}
| + | }} |
| {{Историческое государство | | {{Историческое государство |
| |название = Республика Болгария | | |название = Республика Болгария |
Строка 141: |
Строка 141: |
| |- | | |- |
| |} | | |} |
- |
| |
- | == Во время Второй Мировой войны ==
| |
- | {{main|Спасение евреев Болгарии}}
| |
- |
| |
- | 23.01.1941 г. пронацистское правительство [[Филов, Богдан|Б. Филова]] ввело антиеврейский Закон о защите нации, во многом копировавший [[Нюрнбергские расовые законы|законодательство Германии]]. Евреи в Болгарии были выселены в провинцию, а большая часть из них были отправлены в трудовые лагеря.
| |
- |
| |
- | 1 марта 1941 г. Болгария присоединилась к государствам оси (Германия, Италия, Япония), и немецкие войска вошли в страну.
| |
- |
| |
- | Летом 1942 г. болгарское правительство предоставило правительству Германии свободу действий по отношению к евреям — гражданам Болгарии, проживавшим вне Болгарии в странах, оккупированных немцами. 2 февраля 1943 г. Болгария согласилась выдать немцам 11 384 еврея из оккупированной ею [[Югославия - еврейская община|югославской Македонии]] и [[Греция - еврейская община|греческой Фракии]].
| |
- |
| |
- | 22 февраля глава болгарского комиссариата по еврейским делам А. Белев и специально прибывший в Софию помощник [[Эйхман, Адольф|А. Эйхмана]] Т. Даннеккер подписали соглашение о депортации двадцати тысяч евреев.
| |
- |
| |
- | Просочившиеся сведения о том, что около половины общего количества депортированных должны будут составить подданные Болгарии, вызвали сопротивление готовившейся акции даже в правительственном большинстве в парламенте. 17 марта 1943 г. правительству была вручена петиция против депортации, подписанная вице-председателем парламента [[Пешев, Димитр|Димитром Пешевым]] и 42 депутатами.
| |
- |
| |
- | Планировавшаяся царским правительством депортация была осуждена Священным синодом Болгарской православной церкви. Её высшие иерархи ([[Экзарх Стефан I]], [[Кирилл (болгарский патриарх)]]) лично участвовали в предотвращении отправки евреев из Болгарии.
| |
- |
| |
- | Немаую роль сыграла вдова государственного деятеля Петко Каравелова [[Екатерина Каравелова]] - одна из создателей Комитета защиты евреев.<ref>{{cite book | last = Груев | first = Стефан | author | year = 1991 | title = Корона от тръни. Царуването на Борис ІІІ 1918-1943 | publisher = издателства - Български писател и списание Летопис | location = София | pages = 387 - 393}}</ref>
| |
- |
| |
- | В результате протестов высылка болгарских евреев была приостановлена, но все македонские и фракийские евреи были депортированы в лагеря смерти [[Катовице]] и [[Треблинка]], [[Польша]], где подавляющее большинство их было уничтожено.<ref>[http://www.mediapool.bg/спасяването-на-българските-евреи-бе-тържествено-отбелязано-в-пловдив-news136935.html Спасяването на българските евреи бе тържествено отбелязано в Пловдив]</ref>
| |
- |
| |
- | Тем не менее, под нажимом Германии в мае 1943 г. правительство начало выселение евреев из Софии в провинцию, что должно было послужить первым шагом к их последующей депортации в немецкие [[Лагеря смерти|лагеря смерти]]. Ни массовая демонстрация евреев в Софии 24 мая, ни протесты ряда видных общественных и политических деятелей не остановили планомерного осуществления высылки. Были созданы лагеря принудительного труда и специальный концентрационный лагерь Сомовит на берегу Дуная.
| |
- |
| |
- | После смерти царя Бориса III (28 августа 1943 г.) новое правительство во главе с Д. Божиловым пришло к выводу, что необходимо смягчить отношение к евреям с целью продемонстрировать державам антигитлеровской коалиции готовность Болгарии проводить более независимую политику. Подробности о спасении на болгарских евреев (на английском языке) можно прочитать на [http://www.bulgaria-embassy.org/WebPage/About%20Bulgaria/Jewish%20Heritage.htm сайте посольства Републики Болгария в США].
| |
- |
| |
- | В декабре 1943 г. выселенным евреям было разрешено возвращаться в Софию по личным делам на короткие сроки. В начале 1944 г. небольшое число еврейских семейств получило разрешение выехать в [[Палестина|Палестину]]. Правительство И. Багрянова, пришедшее к власти в мае 1944 г. и начавшее переговоры с Англией и США с целью вывода Болгарии из состояния войны, отменило 29 августа все антиеврейские законы и постановления.
| |
- | [[Image:JewishMemorial.jpg|right|thumb|230px|Мемориал еврейской общины Керджали]]
| |
- | В сентябре 1944 г. СССР объявил войну Болгарии, и советские войска вступили на болгарскую территорию. Было создано коалиционное правительство Отечественного фронта под руководством коммунистической партии.
| |
- |
| |
- | В конце 1944 г. был учрежден специальный суд, расследовавший преступления против евреев и сурово каравший преступников. Но тот же суд, преследовавший прежде всего противников коммунизма, отправил в концлагерь [[Пешев, Димитр|Димитра Пешева]]. В марте 1945 г. был издан закон о реституциях, предусматривавший возмещение евреям всех их имущественных и финансовых потерь. Однако он был осуществлен лишь в незначительной степени.
| |
- |
| |
- | == Евреи Болгарии и сионизм ==
| |
- | С конца XIX в. среди евреев Болгарии началось [[Сионизм|сионистское]] движение. В период между мировыми войнами сионистские организации доминировали в жизни еврейских общин. Им принадлежала и практически решающая роль в центральном представительном органе еврейства Болгарии — Консистории, состоявшей из представителей всех еврейских общин страны. После прихода к власти правительства под руководством коммунистов был создан всецело контролируемый ими Еврейский комитет Отечественного фронта. В 1945 г. еврейское коммунистическое руководство заявило от имени всех евреев Болгарии о прекращении связей со всеми международными еврейскими организациями, как сионистскими, так и несионистскими.
| |
- |
| |
- | В мае 1946 г. между коммунистами и [[сионист]]ами было заключено формальное соглашение о равном представительстве в Консистории и других еврейских общественных организациях, однако коммунистам удалось добиться фактически полного контроля в них с помощью примкнувших к ним социал-демократов и прокоммунистических «беспартийных». [[Сионизм]] был подвергнут политическому шельмованию как буржуазное и шовинистическое течение. Однако сионистская деятельность продолжалась. Большинство еврейской молодежи входило в [[Ѓе-Халуц]] hа-цаир и [[Ѓа-Шомер hа-цаир]]. До 1948 г. регулярно издавались еженедельники [[Поалей Цион]] и [[Общие сионисты (партия)|общих сионистов]].
| |
- |
| |
- | Отечественный фронт враждебно относился к эмиграции евреев, особенно в [[Страна Израиля|Палестину]]. Только после принятия [[План ООН раздела Палестины|резолюции о разделе Палестины в Организации Объединенных Наций]] правительство разрешило эмиграцию молодых мужчин и женщин «для борьбы против империализма». Последовала массовая алия 1948–51 гг., когда в [[Израиль]] прибыло 37 260 человек, в то время как за период с 1919 г. до 15 мая 1948 г. число репатриантов из Болгарии достигло всего 7057. До конца 1972 г. репатриировалось еще 2508 человек.
| |
- |
| |
- | В 1957 г. Консистория была заменена Еврейским культурно-просветительным обществом, полностью подконтрольным правительству. Это общество устраивало лекции и выставки, содержало театральную труппу и издавало «Еврейски вести», где в основном печатались новости из зарубежных еврейских газет. В подчинении общества находилась и центральная еврейская религиозная организация — Еврейский религиозный совет.
| |
- |
| |
- | В 1961-1962 г. государство отняло всю собственность, принадлежавшую еврейской общине. Собственость была возвращена после 10 ноября 1989 г., за исключением участка, на котором построен отель "Рила".<ref>[http://www.state.gov/p/eur/rls/or/69520.htm Сайт правительства Болгарии]</ref>
| |
- |
| |
- | Религиозная жизнь находилась в упадке. Правительство Болгарии неодобрительно относилось к установлению связей между евреями Болгарии и зарубежными еврейскими общинами. Еврейское население Болгарии в 1973 г. составляло семь тысяч человек.
| |
- |
| |
- | По различным оценкам, в начале 1970-х гг. в стране проживали шесть–семь тысяч евреев, на рубеже 1970–80-х гг. — пять–шесть тысяч, в первой половине 1990-х гг. — от 2200 до пяти тысяч, в том числе две–три тысячи в Софии. Помимо столицы, еврейские общины существовали в Пловдиве, Русе, Кюстендиле, Плевене, Бургасе, Варне, Ямболе и Самокове. По данным на середину 1970-х гг., 10% экономически активного еврейского населения Болгарии составляли служащие, 22% — работники торговли, 18% — ученые, писатели и художники, 13% — инженеры и техники, 6% — врачи, 4% — портные, 2% — адвокаты, 25% — представители прочих профессий. Уровень ассимиляции болгарского еврейства был весьма высок: около 2/3 юношей и девушек вступали в смешанные браки.
| |
- |
| |
- | == В период коммунистического строя ==
| |
- | Коммунистический режим Т. Живкова, правившего Болгарией с 1950-х гг., не проявлял враждебности к ассимилированным нерелигиозным евреям, их дискриминация не практиковалась. В Центральный комитет Болгарской коммунистической партии входили три еврея, столько же — в Народное собрание (парламент) Болгарии; один занимал пост заместителя министра. Из деятелей еврейского происхождения наибольшей известности удостоился композитор П. Владигеров.
| |
- |
| |
- | Антисионистская и антиизраильская кампания в болгарских средствах массовой информации лишь изредка приобретала антисемитскую окраску. В 1981 г. официальная печать Болгарии приветствовала присуждение Нобелевской премии по литературе Э. Канетти; при этом особо подчеркивалось его болгарское происхождение. В 1983 г. в стране отмечалось 40-летие спасения евреев Болгарии от нацистского геноцида, в связи с чем пропаганда, вопреки фактам, утверждала, что основную роль в срыве планов депортации болгарского еврейства в лагеря смерти сыграли коммунисты.
| |
- |
| |
- | До конца 1980-х гг. в Болгарии существовали лишь две разрешенные еврейские организации. Еврейское культурно-просветительное общество, находившееся под полным контролем коммунистов и входившее в Отечественный фронт (блок партий и общественных организаций, действовавших под эгидой компартии), имело отделения в Софии и десяти провинциальных городах. Центральный совет общества неоднократно принимал в 1970-х гг. резолюции, осуждающие Израиль. Издававшаяся обществом два раза в месяц газета «Еврейски вести» (на болгарском языке) вела антисионистскую и антирелигиозную пропаганду. Общество выпускало также ежегодник исследований по истории и культуре болгарского еврейства «Годишник».
| |
- |
| |
- | В Еврейский религиозный совет (консисторию) входили представители общин, назначенные их руководящими советами (по рекомендации властей в такие советы входило по пять человек). В Софии еврейская община насчитывала 200–300 членов, в остальных городах — не более нескольких десятков. Действующие [[синагоги]] сохранялись лишь в Софии (где миньян собирался только по субботам и праздникам), Самокове и Пловдиве (последняя открывалась лишь на [[Рош hа-Шана]] и [[Йом-Кипур]]).
| |
- |
| |
- | В 1970-х гг. [[синагога]] Бургаса была превращена в картинную галерею, Пазарджика — в музей, Видина — в концертный зал. В стране не оставалось раввинов и шохетов; [[хазан]] софийской синагоги М. Мешулам был единственным в стране. Не существовало еврейских учебных заведений. В 1970-х гг. власти запрещали еврейским организациям страны вступать в какие-либо контакты с евреями других стран, особенно с израильтянами.
| |
- |
| |
- | В первой половине 1980-х гг. этот запрет был частично снят; глава Еврейского религиозного совета профессор С. Исраэль и руководитель софийской общины Й. Леви стали участвовать в работе европейской секции Всемирного еврейского конгресса (в качестве наблюдателей) и Европейского совета еврейских социальных служб. Во второй половине 1980-х гг. была налажена доставка в Софию [[Маца|мацы]] и [[Суккот|«четырех предметов»]] из Югославии. Еврейское культурно-просветительное общество и Еврейский религиозный совет направляли детей на отдых в еврейский летний лагерь близ Сплита.
| |
- |
| |
- | == После падения Коммунистического строя ==
| |
- | Общественно-политические реформы, начавшиеся в Болгарии после падения режима Т. Живкова (ноябрь 1989 г.), способствовали некоторой активизации еврейской жизни. В Софии открылась еврейская воскресная школа. В противовес Еврейскому культурно-просветительному обществу (принявшему название «Шалом»), большинство руководителей которого было назначено коммунистами, возникла организация Сион, провозгласившая своей целью возрождение еврейской культуры, восстановление связей с мировым еврейством, помощь нуждающимся евреям Болгарии, налаживание деловых контактов с еврейскими бизнесменами за рубежом ради привлечения инвестиций в болгарскую экономику.
| |
- |
| |
- | В первой половине 2000-х гг. численность евреев в Болгарии не превышала 2200–2400 человек. Сокращение числа болгарских евреев произошло из-за выезда в [[Израиль]], в [[США]] и другие страны, а также из-за ассимиляционных процессов, сопровождавшихся очень высоким процентом смешанных браков, низкими показателями рождаемости у еврейских женщин, в результате чего смертность среди евреев превышает рождаемость и происходит старение еврейской общины.
| |
- |
| |
- | [[Синагога|Синагоги]] в Болгарии есть в Софии и Пловдиве, но в них нет постоянных [[раввин]]ов. Большинство еврейского населения страны проживает в Софии, только несколько десятков человек живут в Пловдиве. Основная общинная организация болгарских евреев — «Шалом». Община выпускает бюллетень «Еврейские вести» и «Ежегодник». В Софии проводятся занятия в воскресной школе, в которой обучается около ста детей. Еврейские дети в государственных школах могут изучать [[Иврит|иврит]].
| |
- |
| |
- | В Болгарии активно действует [[Джойнт (организация)|Джойнт]], помогающий пожилым людям. Джойнт и другие международные еврейские организации предоставили крупные средства для проведения реставрационных работ в Большой софийской синагоге, одной из самых больших [[Сефарды|сефардских]] синагог в мире. При синагоге действует небольшой музей, экспозиции которого рассказывают о [[Спасение болгарских евреев|спасении болгарских евреев]] во время [[Холокост|Второй мировой войны]].
| |
- |
| |
- | С 1993 г. в Софии работает издательство «Шалом», выпускающее на болгарском языке произведения [[Оз, Амос|А. Оза]], [[Кишон, Эфраим|Э. Кишона]], труды [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]], [[Жаботинский, Зеэв (Владимир Евгеньевич)|В. Жаботинского]]. В 1993 г. был создан еврейский оркестр «Симха» под руководством Г. Леви.
| |
- |
| |
- | Евреи Болгарии отличаются высоким образовательным уровнем, среди них много представителей свободных профессий. С. Пасси занимал пост министра иностранных дел Болгарии.
| |
- |
| |
- | == Антисемитизм ==
| |
- | В Болгарии довольно редки проявления антисемитизма. На парламентских выборах летом 2005 г. националистическая партия «Атака» получила 8% голосов избирателей и сформировала четвертую по численности депутатов парламентскую фракцию. Члены партии, в том числе депутаты парламента, неоднократно позволяли себе антисемитские высказывания, публикуя их в интернете.
| |
- |
| |
- | В критике действий министра иностранных дел С. Пасси часто проявлялись антисемитские мотивы, в частности, его обвиняли в незаконном покровительстве израильским компаниям, однако ни одно из обвинений не было доказано.
| |
- |
| |
- | В 2009 году городской совет Софии решил назвать одну из улиц столицы именем нацистского преступника [[Филов, Богдан|Богдана Филова]]. Это решение удалось отменить после длительной политической борьбы в 2010 году.<ref>[http://www.mediapool.bg/герб-и-бсп-отмениха-наименуването-на-улица-на-проф-богдан-филов-news156959.html ГЕРБ и БСП отмениха наименуването на улица на проф. Богдан Филов]</ref>
| |
- |
| |
- | == Связи с Израилем ==
| |
- | Болгария признала [[Государство Израиль]] и установила с ним дипломатические отношения сразу после его провозглашения, но разорвала их после Шестидневной войны. Тем не менее, торговые связи Болгарии с Израилем, прерванные в 1967 г., были возобновлены в 1968 г. В 1974 г. израильский экспорт в Болгарию составил 1,8 млн. долларов, а импорт в Израиль — 0,7 млн. долларов.
| |
- |
| |
- | До конца 1980-х гг. Болгария следовала в отношении Израиля руслу советской политики. Никаких политических контактов между двумя странами не поддерживалось. Торговый обмен был ничтожен: в 1976 г. стоимость импорта из Израиля в Болгарию составила 1,073 млн. долларов, экспорта из Болгарии в Израиль — 1,513 млн.; в 1977 г. соответственно 1,6 и 1,7 млн. Болгарские власти запрещали репатриацию в Израиль даже престарелым евреям. С 1990 г. положение изменилось. В мае 1990 г. между Израилем и Болгарией были установлены дипломатические отношения. Началось развитие экономических и культурных связей.
| |
- |
| |
- | В июне 1991 г. визит в Болгарию нанес президент Израиля [[Герцог, Хаим|Х. Герцог]], который стал первым в истории главой иностранного государства, посетившим болгарский парламент, в августе 1991 г. — премьер-министр Израиля [[Шамир, Ицхак|И. Шамир]]. В марте 1992 г. официальный визит в Израиль нанес премьер-министр Б. Ф. Димитров, в декабре 1993 г. — президент страны Ж. Желев. С 1990 г. возобновилась, хотя и в очень ограниченных масштабах, алия из Болгарии.
| |
- |
| |
- | 4 мая 1990 г., после 23-летнего перерыва, Израиль и Болгария возобновили дипломатические отношения. Страны подписали соглашение о воздушном сообщении, о сотрудничестве в сфере телекоммуникаций, туризма, сельского хозяйства, о взаимной защите инвестиций. Между двумя странами существуют хорошие отношения, развиваются хозяйственные, культурные и научные связи, увеличиваются израильские вложения в экономику Болгарии. В 1990 г. израильский экспорт в Болгарию составлял 5,5 млн. долларов, а импорт из Болгарии — 8,6 млн. долларов. В 2000 г. размер израильского экспорта вырос до 30 млн. долларов, размер импорта рос менее значительными темпами и составил в 2000 г. 11 млн. долларов.
| |
- |
| |
- | В июне 2002 г. Болгарию с дружественным визитом посетил первый заместитель премьер-министра и министр иностранных дел [[Перес, Шимон|Ш. Перес]]. В феврале 2006 г. Израиль и Болгария подписали соглашение о сотрудничестве в области науки, культуры и образования на 2006–2008 гг. 25 мая 2003 г. в Болгарии и Израиле в торжественной обстановке отмечалась 60-летняя годовщина спасения болгарских евреев в годы [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]].
| |
- |
| |
- | Когда в Израиле умер знаменитый дирижёр и композитор [[Грациани, Ицхак|Ицхак Грациани]], уроженец Болгарии, в Софии его именем назвали улицу.<ref>[http://novinar.bg/news/politcejski-adresi_MjM3NTs3NA==.html ПОЛИЦЕЙСКИ АДРЕСИ на сайте НОВИНАР]</ref>
| |
- |
| |
- | == Источники и ссылки ==
| |
- | * КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 483–486+206–208
| |
- | * [http://bg.wikipedia.org/wiki/Евреи Статья "Евреи" из болгарского раздела Википедии]
| |
- | * [http://www.omda.bg/bulg/news/personal/evr_hist.htm#worldwar ИСТОРИЧЕСКА СПРАВКА ЗА ЕВРЕИТЕ В БЪЛГАРИЯ]
| |
- | * [http://www.state.gov/p/eur/rls/or/69520.htm Сайт правительства Болгарии]
| |
- | * [http://www.bulgaria-embassy.org/WebPage/About%20Bulgaria/Jewish%20Heritage.htm Сайт посольства Републики Болгария в США]
| |
- | * [http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/bulgaria.html#ancient "Bulgaria" in Jewish Virtual Library]
| |
- | * [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1583&letter=B&search=Thrace#4578 Gotthard Deutsch, M. Franco "Bulgaria" in Jewish Encyclopedia]
| |
- | * [http://bgsoldier.eamci.bg/Scripts/isapiVWB.dll/theme?THEMEID=48832 Europa-Asien Mensch-Computer-Interaktion]
| |
- | * [http://www.mediapool.bg/спасяването-на-българските-евреи-бе-тържествено-отбелязано-в-пловдив-news136935.html Спасяването на българските евреи бе тържествено отбелязано в Пловдив]
| |
- | * [http://www.mediapool.bg/герб-и-бсп-отмениха-наименуването-на-улица-на-проф-богдан-филов-news156959.html ГЕРБ и БСП отмениха наименуването на улица на проф. Богдан Филов]
| |
- |
| |
- | == Литература ==
| |
- | * Solomon Abraham Cohen, Responsa, Leghorn, 1592
| |
- | * "Маiм Rabbim", Amsterdam, 1637
| |
- |
| |
- | Примечания
| |
- | {{Примечания}}
| |
- |
| |
- | {{ElevenCopyRight|10695|Болгария}}
| |
- |
| |
- | [[Категория:История еврейского народа]]
| |
- | [[Категория:История евреев Болгарии]]
| |
- | [[Категория:Евреи в Европе]]
| |
Древнейшие дошедшие до нас данные о евреях на территории нынешней Болгарии относятся к периоду правления Калигулы (37–41). Известно о наличии в это время еврейского населения в Македонии. К концу II в. относится найденная в селе Гиген близ города Никополя латинская надпись с изображением меноры, что свидетельствует о существовании здесь в то время еврейской общины.
Указ Феодосия I губернаторам Фракии и Иллирии в 379 году показывает, что евреев преследовали в этих областях и синагоги уничтожали.[1]
Во времена византийского императора Льва III (718–41) многие евреи бежали в Болгарию от преследований. Религия ранних христиан Болгарии включала и элементы иудаизма. Имена князей Болгарии того времени (Давид, Моисей, Аарон, Самуил) свидетельствуют о еврейском влиянии.
Болгарский царь Крум привёл сколько-то евреев среди 30000 пленников из Фессалии в 811 году. Отношение болгар к евреям в то время было благожелательным.
Во времена Первого болгарского царства основную еврейскую общину в Болгарии составляли романиоты - евреи из Греции. Они жили в отдельных кварталах некоторых больших городов страны. Среди них было много богатых, но были и бедняки, и деклассированные элементы. Известно, например, что палачи в столице - Тырново - были евреи-романиоты.
В конце ХІІ века еврейские купцы из Венеции, Генуи и Рагузы (Дубровника) открыли свои конторы в портовых городах Болгарии, особенно в Видине.[6] В начале ХІІІ в. число евреев увеличилось.
Когда татары вторглись в Болгарию около 1290 года, их хан Щока был убит евреем при осаде Тырнова.
По меркам средних веков, отношение болгар к евреям было сравнительно терпимо. В 1335 году царь Иван Александр (1331-1371) женился на еврейке Саре из Тырнова.[7] Перед свадьбой она крестилась и приняла имя Теодора. Она была инициатором двух церковных соборов в столице - городе Велико Търново, которые судили иудеев (обвинявшихся в святотатстве над христианскими священными книгами. Наказания за это (только высших руководителей общины) - бичевание, позорный столб, изгнание из страны и - в исключительно редких случаях - смерть.
Последний болгарский средневековый царь Иван Шишман (1371-1396) в 1376 году принял евреев, которые были изгнаны из Венгрии и поселились в Никополе, Плевне и Видине. Вероятно, после смерти Ивана Шишмана начались нападки на евреев Тырнова, что привело к их переезду в Никополь.
Община Софии, основанная византийскими евреями в конце X века, возвела синагогу, которая до сих пор известна под названием "Кагал де лос грегос". Ашкеназские евреи обосновались в Софии в 1360 году.
Общины в Филиппополе (1344), в Загоре (1344), в Никополе и Силистрии (1377) существовали в то время, когда Болгария попала в руки турок.
В 1470 г. в Болгарию прибыли евреи, изгнанные из Баварии. Испанские евреи, по-видимому, попали в Болгарию из Салоник и Италии после 1494 г.
В Османской империи евреи получили статус зимми. С тех пор сефарды составляют 90% болгарских евреев. Позднее в Болгарию продолжали прибывать ашкеназы из германских земель. Романиоты растворились без остатка среди этих общин.
На Балканах евреи столкнулись с сильной конкуренцией во всех областях своих традиционных занятий. Хотя некоторые еврейские семьи были приближены ко двору султанов и даже становились их кредиторами, в целом балканские евреи никогда не имели таких сильных экономических позиций, как евреи в других частях Европы.
В XVI – начале XVII вв. в Софии были три еврейские общины: романиотская (то есть выходцев из Византии), ашкеназская и сефардская. Однако в 1640 г. для всех общин был назначен общий раввин.
Во время войны за независимость Болгарии (1876–78) имущество евреев было разграблено, а в городах Видине, Казанлыке и Свиштове, где население считало их сторонниками турок, евреи подверглись репрессиям и были изгнаны.
При отступлении турок из Софии (1878), сопровождавшемся грабежами и поджогами, евреи создали отряды самообороны (милицию), а также пожарную команду, которая продолжала действовать и после провозглашения Болгарии независимым княжеством (1879).
Берлинский конгресс (1878) обязал балканские страны предоставить равноправие евреям. Тырновская конституция гарантировала одинаковые гражданские права всем общинам в Болгарии, в том числе и евреям.
В Софии была построена самая большая в Европа сефарадская синагога (открыта 9 сентября 1909 г.)
Болгарские евреи активно участвовали в Сербско-болгарской войне и в Балканских войнах. В начале 30-х годов в Еврейской больнице (теперь "Ендокринологията") в Софии был открыт памятник погибшим за Болгарию евреям.[8]
Однако правительство Болгарии и большинство политических партий страны проводили антисемитскую политику. Антиеврейское законодательство осуществлялось окольным путем посредством издания тайных инструкций. Продолжались кровавые наветы. После националистического переворота 1923 г. антисемитизм в Болгарии резко усилился. Возникло много антисемитских националистических организаций.