Благословение
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (→См. также: дополнение) |
|||
Строка 16: | Строка 16: | ||
[[Файл:Isaac Blessing Jacob - Govert Flinck.jpg|thumb|150px|left|Исаак благословляет Иакова]] | [[Файл:Isaac Blessing Jacob - Govert Flinck.jpg|thumb|150px|left|Исаак благословляет Иакова]] | ||
- | + | # В [[Иудаизм|иудейской]] традиции (''Браха́'' — {{lang-he|ברכה}}) — молитвенное пожелания успеха, счастья, долголетия человеку. Обычай благословлять людей ведет начало из глубокой древности и, вероятно, основывается на том благословении, которое [[Бог]] дал нашим прародителям (Бытие, I, 28; IX, 1). | |
Символом благословения в [[каббала|каббале]] является буква «бэт» ({{lang-he|ב}})<ref>[[Зоар]], [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/2863 Буквы раби Амнона-Саба]</ref>. | Символом благословения в [[каббала|каббале]] является буква «бэт» ({{lang-he|ב}})<ref>[[Зоар]], [http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/2863 Буквы раби Амнона-Саба]</ref>. | ||
- | + | # Благословениями также называются краткие молитвы или отрывки молитв, начинающиеся и/или заканчивающиеся формулировкой "Благословен [Ты, Господь]..." Они бывают трёх видов: | |
* Благословения за удовольствия (בכרות הנהנין) | * Благословения за удовольствия (בכרות הנהנין) | ||
* Благословения перед исполнением заповеди (ברכות המצוות) | * Благословения перед исполнением заповеди (ברכות המצוות) | ||
* Благословения благодарности (ברכות ההודיה) | * Благословения благодарности (ברכות ההודיה) | ||
+ | == Этимология слова == | ||
+ | Корень ברך (брх) этимологически связан со словом берех — `колено`, и в [[Библия|Библии]] глагол барах встречается как в значении `становиться на колени` (Пс. 95:6), так и в значении `благословлять` (ИбН. 24:10), что указывает на прямую связь между этими двумя действиями (очевидно, первоначально при обряде благословения благословляемый обязательно становился на колени). | ||
+ | == Определение благословения == | ||
+ | Осуществление благословения предполагается с помощью Бога, и поэтому лишь благословение, опирающееся на силу Божью, является действенным. Благословение [[Моисей|Моисея]] обладает несомненной силой из-за его близости к Богу, и он уже одним поднятием рук обеспечивает Израилю победу над врагами. После смерти Моисея функция благословения переходит к [[Аарон|Аарону]], также благословляющему народ поднятием рук (Лев. 9:22), а затем и к его потомкам — [[Кохен|коhенам]] (Чис. 6:23; см. также [[Биркат-Коханим|Биркат-коханим]]). Бог может вложить благословение даже в уста того, кто намеревался изречь проклятие, как это произошло с [[Валаам|Валаамом]]. | ||
+ | |||
+ | В семье функция благословения принадлежит главе семьи. Так, [[Ной]] благословляет [[Сим|Сима]] и [[Яфет|Яфета]] (Быт. 9:26–27), [[Исаак]] — [[Иаков|Иакова]], а затем и [[Исав|Исава]] (Быт. 27, 28:1–4). В свою очередь, Иаков благословляет своих сыновей (Быт. 49), а также внуков [[Эфраим|Эфраима]] и [[Менашше]] (Быт. 48:13–22). | ||
+ | Что касается обряда благословения, то у евреев он состоял в поднятии десницы или обеих рук и в возложении их на главу благословляемого (Бытие, XL VIII, 14, Лев. IX, 22). | ||
+ | |||
+ | Кодификация включения имени Божия в благословение происходит в талмудический период. Подчеркивается милосердие Божие к тому, кто своими благословениями призывает такое милосердие на других (Быт. Р. 59:5). Еврею вменяется в обязанность отвечать [[амен]] и на благословение, произнесенное неевреем (ТИ., Бр. 8:9). Большое значение уделяется благословению, высказанному старшим в семье или в роду и вообще стариком; получение их благословения рассматривалось как весьма желательное (Руфь Р. 6:2). Важность благословения отца особенно подчеркивается в книге [[Бен-Сиры Премудрость|Премудрость Бен-Сиры]] (3:9). | ||
+ | |||
+ | Библейские рассказы о родительском благословении и соответствующие предписания талмудического периода легли в основу обычая благословлять детей в канун суббот, праздников и [[Иом-Киппур]]а, а также тогда, когда кто-нибудь из родителей или детей уезжает из дому на какой бы то ни было длительный срок. Детей — как маленьких, так и взрослых — обычно благословляет отец, а в особых случаях и мать. При этом, положив руку на голову ребенка, произносят сначала: «Бог да сотворит тебе, как Эфраиму и Менашше» (Быт. 48:20) — при благословении мальчиков, или «Бог да сотворит тебе как Сарре, Ревекке, Рахили и Лие» (ср. Руфь 4:11) — при благословении девочек, а затем произносят формулу биркит-коханим (Чис. 6:24–26). Дети получают родительское благословение также перед обрядом бракосочетания и у смертного одра родителей. Если живы дедушка и бабушка, принято, особенно накануне [[Иом-Киппур]]а и перед свадьбой, получать и их благословение. | ||
+ | |||
+ | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
Строка 29: | Строка 42: | ||
== См. также == | == См. также == | ||
- | * [[Биркат hа-Мазон]] | + | * [[Биркат hа-Мазон]]; |
- | * [[Благословение луны]] | + | * [[Благословение луны]]; |
+ | * [[Бенедикция]]; | ||
+ | * [[Проклятие]] | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|10645|БЛАГОСЛОВЕНИЕ}} | ||
- | + | [[Категория:Еврейские законы и обычаи]] | |
[[Категория:Литургия, молитвы и благословения]] | [[Категория:Литургия, молитвы и благословения]] |
Текущая версия на 20:07, 9 июля 2012
Регулярная исправленная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
23/01/2011 | |
Благослове́ние (ивр. בְּרָכָה) — многозначный термин.
- В иудейской традиции (Браха́ — ивр. ברכה) — молитвенное пожелания успеха, счастья, долголетия человеку. Обычай благословлять людей ведет начало из глубокой древности и, вероятно, основывается на том благословении, которое Бог дал нашим прародителям (Бытие, I, 28; IX, 1).
Символом благословения в каббале является буква «бэт» (ивр. ב)[1].
- Благословениями также называются краткие молитвы или отрывки молитв, начинающиеся и/или заканчивающиеся формулировкой "Благословен [Ты, Господь]..." Они бывают трёх видов:
- Благословения за удовольствия (בכרות הנהנין)
- Благословения перед исполнением заповеди (ברכות המצוות)
- Благословения благодарности (ברכות ההודיה)
Содержание |
Этимология слова
Корень ברך (брх) этимологически связан со словом берех — `колено`, и в Библии глагол барах встречается как в значении `становиться на колени` (Пс. 95:6), так и в значении `благословлять` (ИбН. 24:10), что указывает на прямую связь между этими двумя действиями (очевидно, первоначально при обряде благословения благословляемый обязательно становился на колени).
Определение благословения
Осуществление благословения предполагается с помощью Бога, и поэтому лишь благословение, опирающееся на силу Божью, является действенным. Благословение Моисея обладает несомненной силой из-за его близости к Богу, и он уже одним поднятием рук обеспечивает Израилю победу над врагами. После смерти Моисея функция благословения переходит к Аарону, также благословляющему народ поднятием рук (Лев. 9:22), а затем и к его потомкам — коhенам (Чис. 6:23; см. также Биркат-коханим). Бог может вложить благословение даже в уста того, кто намеревался изречь проклятие, как это произошло с Валаамом.
В семье функция благословения принадлежит главе семьи. Так, Ной благословляет Сима и Яфета (Быт. 9:26–27), Исаак — Иакова, а затем и Исава (Быт. 27, 28:1–4). В свою очередь, Иаков благословляет своих сыновей (Быт. 49), а также внуков Эфраима и Менашше (Быт. 48:13–22). Что касается обряда благословения, то у евреев он состоял в поднятии десницы или обеих рук и в возложении их на главу благословляемого (Бытие, XL VIII, 14, Лев. IX, 22).
Кодификация включения имени Божия в благословение происходит в талмудический период. Подчеркивается милосердие Божие к тому, кто своими благословениями призывает такое милосердие на других (Быт. Р. 59:5). Еврею вменяется в обязанность отвечать амен и на благословение, произнесенное неевреем (ТИ., Бр. 8:9). Большое значение уделяется благословению, высказанному старшим в семье или в роду и вообще стариком; получение их благословения рассматривалось как весьма желательное (Руфь Р. 6:2). Важность благословения отца особенно подчеркивается в книге Премудрость Бен-Сиры (3:9).
Библейские рассказы о родительском благословении и соответствующие предписания талмудического периода легли в основу обычая благословлять детей в канун суббот, праздников и Иом-Киппура, а также тогда, когда кто-нибудь из родителей или детей уезжает из дому на какой бы то ни было длительный срок. Детей — как маленьких, так и взрослых — обычно благословляет отец, а в особых случаях и мать. При этом, положив руку на голову ребенка, произносят сначала: «Бог да сотворит тебе, как Эфраиму и Менашше» (Быт. 48:20) — при благословении мальчиков, или «Бог да сотворит тебе как Сарре, Ревекке, Рахили и Лие» (ср. Руфь 4:11) — при благословении девочек, а затем произносят формулу биркит-коханим (Чис. 6:24–26). Дети получают родительское благословение также перед обрядом бракосочетания и у смертного одра родителей. Если живы дедушка и бабушка, принято, особенно накануне Иом-Киппура и перед свадьбой, получать и их благословение.
Примечания
См. также
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья БЛАГОСЛОВЕНИЕ в ЭЕЭ