Эсав

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
Raphael (Обсуждение | вклад)
(консолидация)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье
+
{{Остатье\ЭЕЭ
-
|ТИП СТАТЬИ=2
+
|ТИП СТАТЬИ=1
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
+
|СУПЕРВАЙЗЕР=
-
|УРОВЕНЬ=1
+
|КАЧЕСТВО=
|КАЧЕСТВО=
-
|АВТОР1=
+
|УРОВЕНЬ=
 +
|НАЗВАНИЕ=
 +
|ПОДЗАГОЛОВОК=
 +
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
|АВТОР2=
|АВТОР2=
-
|АВТОР3=
+
|ТЕМА=
 +
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
 +
|ИЗ ЦИКЛА=
 +
|ПУБЛИКАЦИИ=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
|ВИКИПЕДИЯ=
|ВИКИПЕДИЯ=
-
|ПРОЕКТ=
+
|ИСТОЧНИК=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
-
|ПОДТЕМА=
+
}}
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
}}
+
-
'''Эсав''' (синод. Исав) ({{lang-he|עֵשָׂו}} (Esav, ʿĒśāw), «волосатый»; {{lang-el|Ἡσαῦ}}; {{Библия|Быт|25:25}}, ср. {{Библия2|Быт|27:16|,23}}) — сын [[Ицхак]]а и [[Ревекка|Ривки]], старше своего близнеца [[Иаков (в Библии)|Яакова]]; он продал свое первородство за красноватую снедь брату Яакову, почему и получил имя [[Эдом]], т.е красный ({{Библия|Быт|25:30}}; {{Библия|Евр|12:16}}). Книга Берешит описывает Эсава, любимого сына Ицхака, как искусного зверолова, «человека полей», в противоположность любимцу Ривки, кроткому Яакову, «живущему в шатрах» (Быт. 25:27); жены его были из [[ханаан|хананеянок]] (26,34,36). Благодаря хитрости Ривки он потерял благословение отца (27). После этого он со злобой преследовал своего брата до тех пор, пока они не встретились около Пенуэла и не примирились (гл. 33). Эсав является родоначальником эдомитян ([[Идумеи|идумеев]]; Быт. 36:1, 8-9).
 
-
Много внимания уделяется Эсаву в [[Аггада|Аггаде]]. Ставя ему в заслугу почитание Ицхака и подчеркивая искренность слез, пролитых Эсавом по отобранному у него обманом благословению отца ([[Мидраш]] Дварим Раба 1:14; [[Мидраш Танхума]], разд. Кдошим 15), агада в целом рисует Эсава чёрными красками, считая его нечестивым преступником. Таким образом, ушедшие от него первородство и благословение пришли к Яакову по праву.
 
-
Имя Эсава иногда употребляется как название страны и народа Эдома, например, {{Библия|Иер|49:10}}; {{Библия|Авд|6}}; встречаем также «горы Эсава», «дом Эсава» ({{Библия|Авд|8:18}}).
+
'''Эсав''' (синод. Исав) ({{lang-he|עֵשָׂו}} (Esav, ʿĒśāw), «волосатый»; {{lang-el|Ἡσαῦ}}) - первенец [[Ицхак]]а (Исаака) и [[Ревекка|Ревекки]], близнец [[Яаков (он же Израиль), праотец еврейского народа|Йакова]] (Иакова).
 +
== Имена ==
 +
Имя '''Эсав''' (עֵשָׂו) восходит к слову שֵׂעָר (саар) - "волосы", ведь, родился он "весь [покрытый] волосами, словно одеянием" (Берешит, 25:25).
-
Об отношениях между Яаковом и Эсавом срав. [[Книга Бытие|Быт]]. 25,23; [[Книга пророка Малахии|Мал]]. 1,2.
+
Имя '''Эдом''' (אֱדוֹם) означает не цвет волос (хотя он и был рыжим), а цвет похлёбки (הָאָדֹם), на которую он обменял первородство (см. ниже). Отсюда название эдомитян (идумеев; Быт. 36:1, 8–9).
-
{{bible-stub}}
+
== Эсав в Торе ==
 +
Книга [[Берешит]] описывает Эсава, любимого сына Ицхака, как искусного зверолова, «человека полей», в противоположность любимцу Ревекки, кроткому Йакову, «живущему в шатрах» (Быт. 25:27). Согласно библейскому рассказу, Бог открыл беременной Ревекке, что близнецы станут родоначальниками двух народов и народ, который произойдет от старшего из близнецов, будет в подчинении у потомков младшего (Быт. 25:22–23). Это пророчество в известном смысле отразилось на судьбе самих братьев: Йаков за чечевичную похлебку выкупил у голодного Эсава право первородства (Быт. 25:29–34) и под видом Эсава получил от отца благословение, предназначенное первенцу (Быт. 27:1–30). Вместо благословения первенца на долю Эсава выпало благословение, звучащее эхом предсказания, полученного Ревеккой, однако в последних словах Ицхака старшему сыну (Быт. 27:40) слышится намек на восстановление независимости Эдома при [[Соломон|Соломоне]] и [[Иорам|Иораме]] (I Ц. 11:14, 25; II Ц. 8:20–22).
-
== Ссылки ==
+
Эсав вознамерился убить Йакова, однако тот, по совету матери, отправился к брату Ревекки, [[Лаван]]у. Эсав со своими тремя женами, две из которых были [[ханаан]]еянками, а третья — дочерью [[Ишмаэль (Пятикнижие)|Ишмаэля]], с детьми, скотом и имуществом переселился в [[Сеир|Сеир]]. Когда после 20-летнего отсутствия Иаков вернулся в родные края, Эсав вышел ему навстречу и радушно принял брата.
-
{{Навигация
+
-
|Портал =
+
-
|Викисловарь =
+
-
|Викиучебник =
+
-
|Викицитатник =
+
-
|Викитека = Категория:Пятикнижие
+
-
|Викивиды =
+
-
|Викиновости =
+
-
|Викисклад = Category:Pentateuchs
+
-
|Метавики =
+
-
}}
+
-
* [http://www.eleven.co.il/article/11849 Электронная еврейская энциклопедия. Статья "Исав".]
+
 +
В сказаниях об Эсаве отразилась напряженность отношений между сынами Израиля (Йакова) и Эсава (Эдома). Эта персонификация используется также в книгах пророков (Амос 1:11).
 +
== Эсав в других источниках ==
 +
Много внимания уделяется Эсаву в [[Аггада|Аггаде]]. Ставя ему в заслугу почитание Ицхака и подчеркивая искренность слез, пролитых Эсавом по отобранному у него обманом благословению отца (Втор. Р. 1:14; Танх., Кдошим 15), аггадические источники ([[Мидраш]] Дварим Раба 1:14; [[Мидраш Танхума]], разд. Кдошим 15) вместе с тем отражают в основном сложившееся в народном сознании представление об Эсаве как об олицетворении греховности и зла, прародителе исторических врагов и угнетателей еврейского народа.
 +
Эсав предстает носителем «всех ненавистных Господу грехов» (Танх., Толдот 8); на его руках воспитывался [[Амалек]], приходившийся ему внуком (Быт. 36:12), родоначальник [[Амалекитяне|амалекитян]], злейших врагов Израиля, и ему Эсав наказал отомстить потомкам Йакова за нанесенную ему обиду (Втор. Р. 2:13; Ял. Шим., Хуккат 764).
-
[[Категория:Персонажи Пятикнижия]]
+
Ненавистный евреям царь [[Ирод]] был эдомитянином, и в талмудических источниках «злодейская» Римская империя почти всегда именуется [[Эдом]]ом, а ее правители [[Тит, Флавий Веспасиан|Тит]] и [[Адриан, Публий Элий|Адриан]] символически трактуются как его наследники (Гит. 56б, 57б; ТИ., Таан. 4:8, 68г). И имя Эсава иногда употребляется как название страны и народа Эдома, например, {{Библия|Иер|49:10}}; {{Библия|Авд|6}}; встречаем также «горы Эсава», «дом Эсава» ({{Библия|Авд|8:18}}).
-
[[Библейские сюжеты]]
+
-
[[ar:عيسو]]
+
В средние века эта метафорика распространилась в еврейской традиции на христианские государства, преследовавшие евреев.
-
[[be:Ісаў, сын Ісака]]
+
== См. также ==
-
[[br:Esau]]
+
[[Толдот (недельный раздел)]]
-
[[ca:Esaú]]
+
[[Эдом (древнее государство)]]
-
[[cs:Ezau]]
+
{{ElevenCopyRight|11849|ИСАВ}}
-
[[da:Esau]]
+
 
-
[[de:Esau]]
+
[[Категория:Персонажи Пятикнижия]]
-
[[el:Ησαύ]]
+
[[Категория:Библейские сюжеты]]
-
[[en:Esau]]
+
[[Категория:Библейские персонажи]]
-
[[es:Esaú]]
+
-
[[fa:عیسو]]
+
-
[[fi:Esau]]
+
-
[[fr:Ésaü]]
+
-
[[he:עשו]]
+
-
[[hr:Ezav]]
+
-
[[it:Esaù]]
+
-
[[ja:エサウ]]
+
-
[[lt:Ezavas]]
+
-
[[nl:Esau]]
+
-
[[no:Esau]]
+
-
[[pl:Ezaw]]
+
-
[[pt:Esaú]]
+
-
[[ro:Esau]]
+
-
[[sv:Esau]]
+
-
[[sw:Esau]]
+
-
[[tl:Esau]]
+
-
[[zh:以扫]]
+
-
{{checked_final}}
+

Версия 07:30, 20 июля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья


Эсав (синод. Исав) (ивр. עֵשָׂו‎ (Esav, ʿĒśāw), «волосатый»; греч. Ἡσαῦ) - первенец Ицхака (Исаака) и Ревекки, близнец Йакова (Иакова).

Содержание

Имена

Имя Эсав (עֵשָׂו) восходит к слову שֵׂעָר (саар) - "волосы", ведь, родился он "весь [покрытый] волосами, словно одеянием" (Берешит, 25:25).

Имя Эдом (אֱדוֹם) означает не цвет волос (хотя он и был рыжим), а цвет похлёбки (הָאָדֹם), на которую он обменял первородство (см. ниже). Отсюда название эдомитян (идумеев; Быт. 36:1, 8–9).

Эсав в Торе

Книга Берешит описывает Эсава, любимого сына Ицхака, как искусного зверолова, «человека полей», в противоположность любимцу Ревекки, кроткому Йакову, «живущему в шатрах» (Быт. 25:27). Согласно библейскому рассказу, Бог открыл беременной Ревекке, что близнецы станут родоначальниками двух народов и народ, который произойдет от старшего из близнецов, будет в подчинении у потомков младшего (Быт. 25:22–23). Это пророчество в известном смысле отразилось на судьбе самих братьев: Йаков за чечевичную похлебку выкупил у голодного Эсава право первородства (Быт. 25:29–34) и под видом Эсава получил от отца благословение, предназначенное первенцу (Быт. 27:1–30). Вместо благословения первенца на долю Эсава выпало благословение, звучащее эхом предсказания, полученного Ревеккой, однако в последних словах Ицхака старшему сыну (Быт. 27:40) слышится намек на восстановление независимости Эдома при Соломоне и Иораме (I Ц. 11:14, 25; II Ц. 8:20–22).

Эсав вознамерился убить Йакова, однако тот, по совету матери, отправился к брату Ревекки, Лавану. Эсав со своими тремя женами, две из которых были ханаанеянками, а третья — дочерью Ишмаэля, с детьми, скотом и имуществом переселился в Сеир. Когда после 20-летнего отсутствия Иаков вернулся в родные края, Эсав вышел ему навстречу и радушно принял брата.

В сказаниях об Эсаве отразилась напряженность отношений между сынами Израиля (Йакова) и Эсава (Эдома). Эта персонификация используется также в книгах пророков (Амос 1:11).

Эсав в других источниках

Много внимания уделяется Эсаву в Аггаде. Ставя ему в заслугу почитание Ицхака и подчеркивая искренность слез, пролитых Эсавом по отобранному у него обманом благословению отца (Втор. Р. 1:14; Танх., Кдошим 15), аггадические источники (Мидраш Дварим Раба 1:14; Мидраш Танхума, разд. Кдошим 15) вместе с тем отражают в основном сложившееся в народном сознании представление об Эсаве как об олицетворении греховности и зла, прародителе исторических врагов и угнетателей еврейского народа.

Эсав предстает носителем «всех ненавистных Господу грехов» (Танх., Толдот 8); на его руках воспитывался Амалек, приходившийся ему внуком (Быт. 36:12), родоначальник амалекитян, злейших врагов Израиля, и ему Эсав наказал отомстить потомкам Йакова за нанесенную ему обиду (Втор. Р. 2:13; Ял. Шим., Хуккат 764).

Ненавистный евреям царь Ирод был эдомитянином, и в талмудических источниках «злодейская» Римская империя почти всегда именуется Эдомом, а ее правители Тит и Адриан символически трактуются как его наследники (Гит. 56б, 57б; ТИ., Таан. 4:8, 68г). И имя Эсава иногда употребляется как название страны и народа Эдома, например, Иер.49:10; Авд.6; встречаем также «горы Эсава», «дом Эсава» (Авд.8:18).

В средние века эта метафорика распространилась в еврейской традиции на христианские государства, преследовавшие евреев.

См. также

Толдот (недельный раздел) Эдом (древнее государство)

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ИСАВ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация