Нетурей карта
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) м («Нетурей карто» переименована в «Нетурей карта» поверх перенаправления) |
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — « ха-» на « hа-») |
||
Строка 23: | Строка 23: | ||
Насчитывает несколько десятков семей; сосредоточена главным образом в Иерусалиме (квартал Меа-Ше‘арим и рядом с ним) и частично — в Бней-Браке. Члены общины — ашкеназы; большинство их — потомки выходцев из «старого ишува», к которым присоединилась группа последователей И. Тейтельбаума из Сатмара, бывшего некоторое время (с 1953 г.) духовным вождем Наторей карта. Среди наиболее авторитетных лидеров общины — раввины из семей Блой, Каценеленбойген и Хирш. | Насчитывает несколько десятков семей; сосредоточена главным образом в Иерусалиме (квартал Меа-Ше‘арим и рядом с ним) и частично — в Бней-Браке. Члены общины — ашкеназы; большинство их — потомки выходцев из «старого ишува», к которым присоединилась группа последователей И. Тейтельбаума из Сатмара, бывшего некоторое время (с 1953 г.) духовным вождем Наторей карта. Среди наиболее авторитетных лидеров общины — раввины из семей Блой, Каценеленбойген и Хирш. | ||
- | Наторей карта в 1935 г. откололась от Агуддат Исраэль, попытавшейся умерить требования экстремистской группы о создании в Иерусалиме ультраортодоксальной общины, не поддерживающей никаких отношений с «сионистским» населением. Первоначально группа носила название Хеврат ха–хаим (буквально `община жизни`) в честь раввина Иосефа Хаима Зонненфельда и ставила целью создание общины, «свободной от влияния современного духа с его ложными идеями». Принадлежность к общине обуславливалась «обучением сыновей и дочерей в традиционном еврейском духе, без каких-либо изменений (школы для девочек, где преподается иврит, не дают образования в традиционном еврейском духе)». Фраза в скобках намекала на женские школы Агуддат Исраэль «Бет-Я‘аков», где преподавание ведется на иврите. Название Наторей карта было впервые использовано в 1938 г. группой молодежи из Хеврат | + | Наторей карта в 1935 г. откололась от Агуддат Исраэль, попытавшейся умерить требования экстремистской группы о создании в Иерусалиме ультраортодоксальной общины, не поддерживающей никаких отношений с «сионистским» населением. Первоначально группа носила название Хеврат ха–хаим (буквально `община жизни`) в честь раввина Иосефа Хаима Зонненфельда и ставила целью создание общины, «свободной от влияния современного духа с его ложными идеями». Принадлежность к общине обуславливалась «обучением сыновей и дочерей в традиционном еврейском духе, без каких-либо изменений (школы для девочек, где преподается иврит, не дают образования в традиционном еврейском духе)». Фраза в скобках намекала на женские школы Агуддат Исраэль «Бет-Я‘аков», где преподавание ведется на иврите. Название Наторей карта было впервые использовано в 1938 г. группой молодежи из Хеврат hа-хаим, резко выступившей против уплаты добровольного налога на оборону еврейского ишува (кофер hа-ишшув). |
- | Во время Второй мировой войны конфликт между Наторей карта и Агуддат Исраэль еще более углубился вследствие усилившегося сотрудничества последней с Еврейским агентством и другими сионистскими учреждениями и организациями. В 1945 г. на выборах в Ва‘ад | + | Во время Второй мировой войны конфликт между Наторей карта и Агуддат Исраэль еще более углубился вследствие усилившегося сотрудничества последней с Еврейским агентством и другими сионистскими учреждениями и организациями. В 1945 г. на выборах в Ва‘ад hа-‘эда hа-харедит Наторей карта и поддерживающие их элементы получили большинство голосов. Одним из первых актов комитета было изгнание из общины тех, чьи дочери учились в школах «Бет-Я‘аков». В Войну за независимость Наторей карта выступали против создания государства и контроля Израиля над Иерусалимом, пытаясь добиться интернационализации города. Во время боев в Иерусалиме группа Наторей карта с белым флагом направилась в сторону иорданских позиций; позднее Наторей карта стали декларативно поддерживать Организацию освобождения Палестины (ООП) и предприняли попытки установить контакты с ней. Государственный праздник День независимости Израиля отмечается общиной Наторей карта как траурная дата. |
Несмотря на свою малочисленность, Наторей карта пользуется определенным влиянием в широких ортодоксальных кругах (например, при организации демонстраций за строгое соблюдение субботы, против совместных купаний мужчин и женщин и т. д.). | Несмотря на свою малочисленность, Наторей карта пользуется определенным влиянием в широких ортодоксальных кругах (например, при организации демонстраций за строгое соблюдение субботы, против совместных купаний мужчин и женщин и т. д.). |
Версия 17:55, 5 декабря 2012
Регулярная исправленная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Нетурей карто (также Нетурей карта; арам. נְטוּרֵי קַרְתָּא; вариант арам. נָטוֹרֵי קַרְתָּא, Наторей карто — «стражи города») — иудейская ультра-ортодоксальная экстремистская[1] религиозная община, резко выступающая не только против сионизма (как и некоторые другие ультра-ортодоксальные течения), но и против существования Государства Израиль. Близка к Сатмарскому хасидизму.
Содержание |
Возникновение, расселение и численность
Нетурей Карта возникла в 1938 году как группа, отделившаяся от Агудат Исраэль, в настоящее время насчитывает около 5,000 членов, часть из них сосредоточены в Иерусалиме, располагает четырьмя основными синагогами: Tora Ve’Yira — в Иерусалиме, Tora U’Tefila — в Лондоне, Tora U’Tefila — в Нью-Йорке, Beis Yehudi — в г. Монси, штат Нью-Йорк).
Насчитывает несколько десятков семей; сосредоточена главным образом в Иерусалиме (квартал Меа-Ше‘арим и рядом с ним) и частично — в Бней-Браке. Члены общины — ашкеназы; большинство их — потомки выходцев из «старого ишува», к которым присоединилась группа последователей И. Тейтельбаума из Сатмара, бывшего некоторое время (с 1953 г.) духовным вождем Наторей карта. Среди наиболее авторитетных лидеров общины — раввины из семей Блой, Каценеленбойген и Хирш.
Наторей карта в 1935 г. откололась от Агуддат Исраэль, попытавшейся умерить требования экстремистской группы о создании в Иерусалиме ультраортодоксальной общины, не поддерживающей никаких отношений с «сионистским» населением. Первоначально группа носила название Хеврат ха–хаим (буквально `община жизни`) в честь раввина Иосефа Хаима Зонненфельда и ставила целью создание общины, «свободной от влияния современного духа с его ложными идеями». Принадлежность к общине обуславливалась «обучением сыновей и дочерей в традиционном еврейском духе, без каких-либо изменений (школы для девочек, где преподается иврит, не дают образования в традиционном еврейском духе)». Фраза в скобках намекала на женские школы Агуддат Исраэль «Бет-Я‘аков», где преподавание ведется на иврите. Название Наторей карта было впервые использовано в 1938 г. группой молодежи из Хеврат hа-хаим, резко выступившей против уплаты добровольного налога на оборону еврейского ишува (кофер hа-ишшув).
Во время Второй мировой войны конфликт между Наторей карта и Агуддат Исраэль еще более углубился вследствие усилившегося сотрудничества последней с Еврейским агентством и другими сионистскими учреждениями и организациями. В 1945 г. на выборах в Ва‘ад hа-‘эда hа-харедит Наторей карта и поддерживающие их элементы получили большинство голосов. Одним из первых актов комитета было изгнание из общины тех, чьи дочери учились в школах «Бет-Я‘аков». В Войну за независимость Наторей карта выступали против создания государства и контроля Израиля над Иерусалимом, пытаясь добиться интернационализации города. Во время боев в Иерусалиме группа Наторей карта с белым флагом направилась в сторону иорданских позиций; позднее Наторей карта стали декларативно поддерживать Организацию освобождения Палестины (ООП) и предприняли попытки установить контакты с ней. Государственный праздник День независимости Израиля отмечается общиной Наторей карта как траурная дата.
Несмотря на свою малочисленность, Наторей карта пользуется определенным влиянием в широких ортодоксальных кругах (например, при организации демонстраций за строгое соблюдение субботы, против совместных купаний мужчин и женщин и т. д.).
Члены общины живут главным образом на доходы от мелкой торговли и на пожертвования из-за границы, в основном — от сатмарских хасидов в США. Несколько семей Наторей карта живут в Нью-Йорке.
Идеология
- еврейский народ и «государство Израиль» это не одно и тоже. Бог установил еврейскому народу быть в изгнании две тысячи лет, и за это время народ не был вовлечён в политику, единственная цель еврейского народа — изучение и выполнение Божественных заповедей;
- Существование Израиля и сионизм, по мнению Нетурей Карта, противоречат закону Торы. Государство Израиль было создано сионистским движением — политической организацией, и сионисты установили контроль над еврейским народом при помощи террора, хитростей и ложной пропаганды.
- религиозные евреи, которые склоняются к сионизму, искажают Тору, приводя из нее цитаты, говорящие о том, что Создатель дал евреям Землю, и опуская цитаты, говорящие о том, что Он забрал ее у них, чтобы казалось, что евреям разрешено иметь свое собственное государство.
- Истребление евреев, в том числе и Холокост, по их мнению, является наказанием еврейскому народу за его грехи[[1]][[2]].
В палестино-израильском противостоянии занимают про-арабскую сторону ООП.
Бог установил Три Заклятия, когда он отослал еврейский народ в изгнание:
- евреи не должны никогда стремиться сами восстановить свое государство;
- они не должны восставать против народов, давшим им убежище;
- не приближать время избавления (даже молитвой). [2]
Община считает создание светского еврейского государства в Эрец-Исраэль богопротивным делом и потому не признает Государство Израиль. Большая часть членов Наторей карта отказывается получать израильские удостоверения личности, не признает юрисдикции израильских судов и Верховного раввината, не голосует на муниципальных и парламентских выборах.
О названии
Название организации взято из Иерусалимского Талмуда[3], в котором приведен следующий рассказ: реб Ами и реб Аси однажды пришли в город. Они спросили его обитателей: Кто стражи города? Жители города указали им на солдат и полицию. На что мудрецы ответили : «Эти не нетурей карта (стражи города), это — разрушители города. Настоящие Нетурей Карта — мудрецы и благочестивые люди. В их заслугу город защищен». [4]
Критика взглядов Нетурей Карто
См. также
Примечания
- ↑ Статья «Наторей карта» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Талмуд Вавилонский, трактат Кетубот 111а
- ↑ Хагига 1:7, 76в
- ↑ http://www.netureikartaru.com/ToraApproach.htm#r1
Ссылки
- Neturei Karta official home page
- Статья «Наторей карта» в Электронной еврейской энциклопедии
- Jews not Zionists FAQ’s, ten questions
- Jews Against Zionism
- Материалы по-русски
- Статья о «Нетурей карта»
- Иудаизм против сионизма
- Analysis of Neturei Karta
- Истинные иудеи против государства Израиль
- Мой кузен Мойша Гирш
- Кто такой "рав Элиягу Кауфман" из "Нетурей карта"?
Это незавершённая статья об иудаизме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |