Евреи Биляд-эль-Судан

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Исламская эра)
Строка 78: Строка 78:
Кроме того, можно заметить, что евреи должны быть найдены в берберском племени "kṣurs" на всем протяжении южного Марокко и в соседних районах Сахары. Так, в Оутате около Тафилета есть род из примерно 500 евреев;<ref>Horowitz, l.c. p. 202</ref> и в Фигуиге род из 100 евреев.<ref>там же, стр. 204</ref>. Переходя далее к югу от Тафилета к Туату, есть большая община евреев в оазисе Альхамада, и в Тементите, в двух неделях пути из Тафилета, 6000 или 8000 жителей, как говорят, потомки евреев, принявших [[ислам]].<ref>там же, стр. 205</ref> Даже далеко на западе, в провинции Сус, есть Огулмин с 3000 жителей, из которых 100, как говорят, евреи.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=5&letter=D DAGGATUN by Richard Gottheil in Jewish Encyclopedia]</ref>  
Кроме того, можно заметить, что евреи должны быть найдены в берберском племени "kṣurs" на всем протяжении южного Марокко и в соседних районах Сахары. Так, в Оутате около Тафилета есть род из примерно 500 евреев;<ref>Horowitz, l.c. p. 202</ref> и в Фигуиге род из 100 евреев.<ref>там же, стр. 204</ref>. Переходя далее к югу от Тафилета к Туату, есть большая община евреев в оазисе Альхамада, и в Тементите, в двух неделях пути из Тафилета, 6000 или 8000 жителей, как говорят, потомки евреев, принявших [[ислам]].<ref>там же, стр. 205</ref> Даже далеко на западе, в провинции Сус, есть Огулмин с 3000 жителей, из которых 100, как говорят, евреи.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=5&letter=D DAGGATUN by Richard Gottheil in Jewish Encyclopedia]</ref>  
 +
 +
=== Связи даггатунов ===
 +
[[Image:Berber Trade with Timbuktu 1300s.jpg|thumb|right|300px|Караван приближается к Тимбукту в 1853 (из ''Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африке'' профессора Генриха Барта, том 4, Лондон 1858)]]
<!--  
<!--  
 +
The Daggatuns (whose name may perhaps be derived from the Arabic "tughatun" = infidels) were a nomadic tribe of Jewish origin living in the neighborhood of Tamentit, in the oasis of Tuat in the Moroccan [[Sahara]]. An account of the Daggatun was first given by Rabbi Mordechai Abi Serour of Akka (Morocco), who in 1857 journeyed through the Sahara to Timbuctu, and whose account of his travels was published in the "Bulletin de la Société de Géographie".<ref>Dec., 1895; see "Bulletin de l'Alliance Israèlite" vol. ii. 42, 1880; "La Grand Encyclopedie," xxiii. 254; Meakin, "Land of the Moors," p.17</ref> According to Rabbi Sarur, the Daggatun lived in tents and resembled the Berber [[Taureg people|Kel Tamesheq]] (Tuareg), among whom they live, in language, religion, and general customs.  They are subject to the Tuaregs, who do not intermarry with them. Rabbi Sarur also states that their settlement in the Sahara dates from the end of the 7th century (Muslim chronology) when 'Abd al-Malik ascended the throne and conquered as far as Morocco. At Tamentit he tried to convert the inhabitants to Islam; and as the Jews offered great resistance he exiled them to the desert of Ajaj, as he did also the Tuaregs, who had only partially accepted Islam. Cut off from any connection with their brethren, these Jews in the Sahara gradually lost their Jewish practises and became nominally [[Muslim]]s. 
 +
 +
Other accounts place a group of "Arabs" driven to Ajaj  as being identified with the Mechagra mentioned by Erwin von Bary <ref>"Ghat et les Tuareg de l'Air," p. 181</ref>, among whom a few Jews are said still to dwell there. Victor J. Horowitz<ref>''Marokko.'', Leipzig 1887, pp. 58 seq.</ref> also speaks of many free tribes in the desert regions who are Jews by origin, but who have gradually thrown off Jewish customs and have apparently accepted [[Islam]]. Among these tribes, he says, are the Daggatun, numbering several thousands and scattered over several [[oasis|oases]] in the Sahara, even as far as the River Dialiva (Djoliba?) or [[Niger]]. He says, also, that they are very warlike and in constant conflict with the Tuareg. According to Horowitz, the Mechagra mentioned above are also to be reckoned as one of these Jewish tribes. Horowitz had never been to Africa, but relied mainly on rumours spread in the European Jewish community.
-
=== Daggatun связи ===
 
[[Image: берберские Торговля с Тимбукту 1300s.jpg | пальца | справа | 300px | Караван приближается Тимбукту в 1853 году (от''Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африки''профессора д-ра Генриха Барта, т. IV, Лондон. 1858)]]
[[Image: берберские Торговля с Тимбукту 1300s.jpg | пальца | справа | 300px | Караван приближается Тимбукту в 1853 году (от''Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африки''профессора д-ра Генриха Барта, т. IV, Лондон. 1858)]]
Daggatuns (чье имя, быть может происходит от арабского "tughatun" = неверных) были кочевым племенем еврейского происхождения, живущих в окрестности Tamentit, в оазис Туат в марокканском [[Сахара]]. Счет Daggatun впервые было дано раввин Мордехай Аби Серур Акко (Марокко), который в 1857 году путешествовал по Сахаре Тимбукту, и чей отчет о своих путешествиях была опубликована в "Вестнике Сосьете де-ла-де géographie". <Ref > Декабрь, 1895, см. "Вестник де l'Альянс Израильтянин" об. II. 42, 1880; "Ла Гранд Энциклопедии", XXIII. 254; Микин, "Земля мавров", стр.17 </ исх> По словам раввина Сарур, Daggatun жили в палатках и напоминали берберские [[Taureg люди | Кель Tamesheq]] (туареги), среди которых они живут, в языке, религии, и общее таможни. Они подчиняются туареги, которые не породниться с ними. Раввин Сарур также говорится, что их поселения в Сахаре относится к концу 7-го века (мусульманской хронологии), когда Абд аль-Малик вступил на престол и захватил насколько Марокко. На Tamentit он пытался обратить жителей в ислам, и, как евреев предлагали большое сопротивление, он сослан им в пустыню Аджадж, как он сделал также туареги, который лишь частично приняли ислам. Отрезанные от какой-либо связи со своими собратьями, эти евреи в пустыне Сахара постепенно утратили еврейские практики и стал номинально [[мусульманской]] s.
Daggatuns (чье имя, быть может происходит от арабского "tughatun" = неверных) были кочевым племенем еврейского происхождения, живущих в окрестности Tamentit, в оазис Туат в марокканском [[Сахара]]. Счет Daggatun впервые было дано раввин Мордехай Аби Серур Акко (Марокко), который в 1857 году путешествовал по Сахаре Тимбукту, и чей отчет о своих путешествиях была опубликована в "Вестнике Сосьете де-ла-де géographie". <Ref > Декабрь, 1895, см. "Вестник де l'Альянс Израильтянин" об. II. 42, 1880; "Ла Гранд Энциклопедии", XXIII. 254; Микин, "Земля мавров", стр.17 </ исх> По словам раввина Сарур, Daggatun жили в палатках и напоминали берберские [[Taureg люди | Кель Tamesheq]] (туареги), среди которых они живут, в языке, религии, и общее таможни. Они подчиняются туареги, которые не породниться с ними. Раввин Сарур также говорится, что их поселения в Сахаре относится к концу 7-го века (мусульманской хронологии), когда Абд аль-Малик вступил на престол и захватил насколько Марокко. На Tamentit он пытался обратить жителей в ислам, и, как евреев предлагали большое сопротивление, он сослан им в пустыню Аджадж, как он сделал также туареги, который лишь частично приняли ислам. Отрезанные от какой-либо связи со своими собратьями, эти евреи в пустыне Сахара постепенно утратили еврейские практики и стал номинально [[мусульманской]] s.
Строка 123: Строка 128:
-
 
-
===Daggatun connection===
 
-
[[Image:Berber Trade with Timbuktu 1300s.jpg|thumb|right|300px|Caravan approaching Timbuktu in 1853 (from ''Travels and Discoveries in Northern and Central Africa'' by Prof. Dr. Heinrich Barth, vol. iv, London 1858)]]
 
-
The Daggatuns (whose name may perhaps be derived from the Arabic "tughatun" = infidels) were a nomadic tribe of Jewish origin living in the neighborhood of Tamentit, in the oasis of Tuat in the Moroccan [[Sahara]]. An account of the Daggatun was first given by Rabbi Mordechai Abi Serour of Akka (Morocco), who in 1857 journeyed through the Sahara to Timbuctu, and whose account of his travels was published in the "Bulletin de la Société de Géographie".<ref>Dec., 1895; see "Bulletin de l'Alliance Israèlite" vol. ii. 42, 1880; "La Grand Encyclopedie," xxiii. 254; Meakin, "Land of the Moors," p.17</ref> According to Rabbi Sarur, the Daggatun lived in tents and resembled the Berber [[Taureg people|Kel Tamesheq]] (Tuareg), among whom they live, in language, religion, and general customs.  They are subject to the Tuaregs, who do not intermarry with them. Rabbi Sarur also states that their settlement in the Sahara dates from the end of the 7th century (Muslim chronology) when 'Abd al-Malik ascended the throne and conquered as far as Morocco. At Tamentit he tried to convert the inhabitants to Islam; and as the Jews offered great resistance he exiled them to the desert of Ajaj, as he did also the Tuaregs, who had only partially accepted Islam. Cut off from any connection with their brethren, these Jews in the Sahara gradually lost their Jewish practises and became nominally [[Muslim]]s. 
 
-
 
-
Other accounts place a group of "Arabs" driven to Ajaj  as being identified with the Mechagra mentioned by Erwin von Bary <ref>"Ghat et les Tuareg de l'Air," p. 181</ref>, among whom a few Jews are said still to dwell there. Victor J. Horowitz<ref>''Marokko.'', Leipzig 1887, pp. 58 seq.</ref> also speaks of many free tribes in the desert regions who are Jews by origin, but who have gradually thrown off Jewish customs and have apparently accepted [[Islam]]. Among these tribes, he says, are the Daggatun, numbering several thousands and scattered over several [[oasis|oases]] in the Sahara, even as far as the River Dialiva (Djoliba?) or [[Niger]]. He says, also, that they are very warlike and in constant conflict with the Tuareg. According to Horowitz, the Mechagra mentioned above are also to be reckoned as one of these Jewish tribes. Horowitz had never been to Africa, but relied mainly on rumours spread in the European Jewish community.
 
==Rabbi Mordechai Aby Serour and the last Timbuktu community==
==Rabbi Mordechai Aby Serour and the last Timbuktu community==

Версия 09:02, 21 августа 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 20.08.2011


Файл:SONGHAI empire map.PNG
Сонгайская империя в 1500 году

Евреи Билад аль-Судан (иврит אַהַל יַהוּדּ בִּלַדּ אַל סוּדָּן название на иудейско-арабском языке) еврейских общин Западной Африки, которые были связаны с известными еврейскими общинами Ближнего Востока, Северной Африки или Испании и Португалии.

Различные исторические записи свидетельствуют о их присутствии в некоторое время в Гане, Мали и империи Сонгаи, которая тогда называлась Билад ас-Судан (по-арабски Земля чёрных. Евреев из Испании, Португалии и Марокко и в последующие годы также сформировали общины у берегов Сенегала и на островах Кабо-Верде. После подъёма ислама в Северной и Западной Африке эти общины прекратили своё существование и с тех пор исчезли из-за миграции и ассимиляции.

Содержание

Древняя история

По мнению большинства историков, самые ранние еврейские поселения в АфрикЕ были в таких местах, как Египет, Тунис и Марокко. Евреи поселились около Верхнего Нила в Элефантине в Египте. Эти общины были увеличены на последующее прибытие евреев после разрушения Второго Храма в Иерусалиме в 70 г. н.э., когда 30 тысяч еврейских рабов были расселены вокруг Карфагена римским императором Титом.

Африка упоминается в различных еврейских источниках в связи с Тарсисом и Офиром.[1] Септуагинта [2] и Иероним[3], который учился у евреев, и очень часто арамейский Таргум в Невиим отождествляет библейский Фарсис с Карфагеном, который был родиной ряда раввинов, упомянутых в Талмуде. Африке, в более широком смысле, четко указана как место, куда отправились Десять потерянных колен, будучи изгнаны ассирийцами.[4] С этим связана идея, что река Самбатион находится в Африке. Арабы, которые также знают легенду Бени Муса ("Сынов Моисея"), согласны с евреями в помещении этой земли в Африке.

Еще в римские времена марокканские евреи начали путешествовать внутри страны, чтобы торговать с группами берберов, большинство из которых были кочевниками, жившими в отдаленных районах Атласских гор. Евреи жили бок о бок с берберами, поддерживая и экономические, и культурные связи, а некоторые берберы даже начали практиковать иудаизм. С другой стороны, берберских духовно преобразовали еврейский ритуал, расцветив его с верой в силу демонов и святых.

Раннее средневековье

Когда мусульмане охватила север Африки, евреи и берберы бросил вызов их вместе. Через горы Атлас, легендарная королева Kahina главе племени берберов седьмого века, евреев и других североафриканских этнических групп в бою против вторгающихся исламских воинов.

В X-м веке, когда социальные и политические условия в Багдаде становились все более враждебны к евреям, многие еврейские торговцы ушли оттуда в Магриб, в частности, в Тунис. В течение следующих двух-трёх веков они стали особой социальной группой купцов, известной по всему Средиземноморью как Магреби, передавая это название от отца к сыну.

Согласно записям, например Тарик аль-Судан, первое зарегистрированное еврейское присутствие, возможно, появились в Западной Африке с приходом первого правителя - Зувы и его брата в город Коукия, расположенный недалеко от реки Нигер. Он был известен только как Зува Алайман (что означает «Пришедший из Йемена"). Некоторые местные легенды говорят, что Зува Алайман был членом одной из еврейских общин, которые были высланы из Йемена эфиопами или добровольно переехали в VI веке н.э. после поражения Зу Нуваса. В Тарик аль-Судан, говорится, что было 14 правителей - Зува из династии Кукийа после Зувы Алаймана до проникновения ислама в регион.[5]

Торговля и создание общин

В VIII-ом веке раданиты, группы многоязычных еврейских торговцев, которые ходили по всему известному миру на суше и на море, включая пересечение Сахары, поселились в Тимбукту и его окрестностях. [6]

Кроме того, рукопись Тарик аль-фаттах описывает общину под названием Бани Исраеель, которая в 1402 году существовала в Тирдиме, владела 333 колодцами, и имела семь князей:

  • Джабрут бин-Хашима
  • Тоэльйаман бин-Абдель Хаким
  • Зеор бин-Салам
  • Абдель-Латиф бин-Солайман
  • Малик бин-Айюб
  • Фадиль бин-Мзар
  • Шалеб бин-Юсеф

Там написано также, что они имели армию из 1500 человек.[7]

Другие источники утверждают, что другие еврейские общины в регионе были образованы эмиграцией из Марокко, Египта и Португалии. Когда шотландский исследователь Мунго Парк путешествовал по Западной Африке в конце XVIII века, он был проинформирован арабами, встреченными возле Уалаты, что было много говорящих на арабском языке евреев в Тимбукту, чьи молитвы были похожи на молитвы мавров.[8]

Некоторые общины, как говорят, состояли из берберских евреев, как группа Кал Тамашек, известных как Иддао Исхаак, которая приехала из Северной Африки в Западную Африку для торговли, а также лиц, бежавших от исламского вторжения в Северную Африку.[9]

Исламская эра

В XIV веке многие мавры и евреи, спасавшиеся от преследования в Испании, мигрировали на юг в район Тимбукту - в то время часть империи Сонгаи. Среди них была семья Кехат (Ka'ти), потомки Исмаэля Ян Кот Аль-Яhуди из Щеиды, Марокко. Члены этой известной семьи основали три деревни, которые все еще существуют около Тимбукту - Киршамба, Хайбомо и Конгоугара.

В 1492 году Аския Мохаммад I пришел к власти в ранее толерантной области Тимбукту и постановил, что евреи должны принять ислам или уйти. Иудаизм стал незаконным в Мали, как это было в католической Испании в том же году . Это было сделано по совету Мухаммада аль-Магили.

"В Гаруре было несколько очень богатых евреев. Вмешательство проповедника (Мухаммид аль-Maгили) из Тлемсена привело к разграблению их товаров, и большинство из них были убиты населением. Это событие произошло в том же году, когда евреи были изгнаны из Испании и Сицилии Католическим королём".

Лев Африканский также писал:

"Этот король (Тимбукту) - непримиримый враг иудеев. Он не желает, чтобы хотя бы один из них жил в его городе. Если он услышит, какой-либо из барбарийских купцов водит с ними знакомство или ведёт торговлю, то конфискует его имущество". Лев Африканский, XVI век.[10]

Евреи Сахары

Основные статьи: Даггатуны, Марокко

В статье Ричарда Готтели "DAGGATUN" в Еврейской Энциклопедии 1911-1912 годов, отражавшей ситуацию на конец XIX века, написано следующее.

Представляется, что есть мало сомнений в том, что значительная примесь еврейской крови у у берберов, живущих в марокканской и алжирской Сахаре. На самом деле, эти берберы, как говорят, были в свое время евреями;[11] по другой традиции, они являются потомками филистимлян, изгнанных из Ханаана.[12]

Наличие большого числа евреев в этой части Африки подтверждено, не только многими священными местами и святынями, имеющими библейские имена, которые являются святыми и для магометане, и для евреев, но и наличием здесь большого числа еврейских саг, которые Бассет собрал в работе, приведенной выше. Л. Рюин говорит:[13] "Некоторые берберские племена были в течение длительного времени евреями по религии, особенно в городе Амес, и сегодня, даже, мы видим, среди ханенша из Сукахраса (Алжир) полукочевые колена Израилевы, целиком посвященные сельскому хозяйству".[14]

Кроме того, можно заметить, что евреи должны быть найдены в берберском племени "kṣurs" на всем протяжении южного Марокко и в соседних районах Сахары. Так, в Оутате около Тафилета есть род из примерно 500 евреев;[15] и в Фигуиге род из 100 евреев.[16]. Переходя далее к югу от Тафилета к Туату, есть большая община евреев в оазисе Альхамада, и в Тементите, в двух неделях пути из Тафилета, 6000 или 8000 жителей, как говорят, потомки евреев, принявших ислам.[17] Даже далеко на западе, в провинции Сус, есть Огулмин с 3000 жителей, из которых 100, как говорят, евреи.[18]

Связи даггатунов

Файл:Berber Trade with Timbuktu 1300s.jpg
Караван приближается к Тимбукту в 1853 (из Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африке профессора Генриха Барта, том 4, Лондон 1858)


См. также

Источники и ссылки

Литература

  • "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979
  • Wars of the Jews: A Military History from Biblical to Modern Times, Hipporcrene Books, New York, 1990, by Monroe Rosenthal and Isaac Mozeson
  • Jewish Communities in Exotic Places, Jason Aronson Inc., Jerusalem, by Ken Blady
  • Jews In Africa: Ancient Black African Relations, Fact Paper 19-II, By Samuel Kurinsky
  • Hebrewisms of West Africa: From Nile to Niger With the Jews, The Dial Press, NY, 1931, by Joseph J. Williams
  • Jews of a Saharan Oasis: Elimination of the Tamantit Community, Markus Wiener Publishers, Princeton, NJ, 2006, by John Hunwick
  • Jews in Africa: Part 1 The Berbers and the Jews, by Sam Timinsky (Hebrew History Federation)
  • The Jews of Timbuktu, Washington Jewish Week, December 30, 1999, by Rick Gold
  • Les Juifs à Tombouctou, or Jews of Timbuktu, Recueil de sources écrites relatives au commerce juif à Tombouctou au XIXe siècle, Editions Donniya, Bamako, 1999 by Professor Ismael Diadie Haidara
  • Jews in Cape Verde and on the Guinea Coast, Paper presented at the University of Massachusetts-Dartmouth, February 11, 1996, by Richard Lobban

Примечания

  1. Тамид, 32b, и параллельная колонка, где "Земля Африканская", очевидно, - то же, что Карфаген.
  2. Исаия 23:01
  3. на Иехезкиэль 25:7
  4. Mek., Bo, 17; Tosef., Shab. vii. 25; Deut. R. v. 14; и особенно Sanh. 94a
  5. Tarikh es-Soudan, Paris, 1900, by Abderrahman ben-Abdall es-Sadi (trad. O. Houdas) pages 5-10
  6. [Примечание: Это предыдущее заявление не дает точную ссылку]
  7. Tarikh al-fattash, by Mahmoud Kati ben El-Hajj El Motaoukkal Kati, 1657, pages 62-63
  8. Jews of a Saharan Oasis: Elimination of the Tamantit Community (Евреи сахарского оазиса: ликвидация общины Тамантит), Markus Wiener Publishers, Princeton, NJ, 2006, by John Hunwick. page 67
  9. Primak, Karen Евреи в местах, о которых вы никогда не думали = Jews in Places You Never Thought of. — ISBN 0881256080
  10. "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979, стр. 346
  11. "Jewish Quarterly Review" iv. 375
  12. Basset, "Nedromah", p. 13
  13. L. Ruin "Origines Berbers," p. 406
  14. см. "Rev. Arch. de Constantine," 1867, p. 102
  15. Horowitz, l.c. p. 202
  16. там же, стр. 204
  17. там же, стр. 205
  18. DAGGATUN by Richard Gottheil in Jewish Encyclopedia
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация