Скрижали Завета
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
м (→История Скрижалей: дополнение) |
||
Строка 34: | Строка 34: | ||
== История Скрижалей == | == История Скрижалей == | ||
- | Скрижали Завета хранились в [[Ковчег Завета|Ковчеге Завета]], который находился в [[Скиния|Скинии]]. Впоследствии, Ковчег Завета был установлен [[Соломон]]ом в построенном им [[Иерусалимский Храм|Иерусалимском храме]]<ref>I Цар. 8:9</ref>. По [[талмуд]]ической традиции, разбитые скрижали также хранились в Ковчеге<ref>[[Талмуд]], Баба Батра 14б</ref>, и сыны Израиля носили их с собой, идя на войну<ref>Тосефта, Сота 7:18</ref>. Царь [[ | + | Скрижали Завета хранились в [[Ковчег Завета|Ковчеге Завета]], который находился в [[Скиния|Скинии]]. Впоследствии, Ковчег Завета был установлен [[Соломон]]ом в построенном им [[Иерусалимский Храм|Иерусалимском храме]]<ref>I Цар. 8:9</ref>. По [[талмуд]]ической традиции, разбитые скрижали также хранились в Ковчеге<ref>[[Талмуд]], Баба Батра 14б</ref>, и сыны Израиля носили их с собой, идя на войну<ref>Тосефта, Сота 7:18</ref>. |
+ | |||
+ | Царь [[Иошияhу]] (Иосия), предвидя разрушение Храма, спрятал Ковчег со скрижалями, чтобы предотвратить их осквернение руками врагов<ref>[[Талмуд]], Иома 52б</ref>. | ||
+ | |||
+ | Выражение лухот hа-брит служило прозвищем [[Иехуда hа-Наси|Иехуды hа-Наси]] (ТИ., Кил. 9:32б). Слова шиврей лухот («обломки скрижалей») впоследствии применялись к престарелым мудрецам, которым стала изменять память. | ||
== Скрижали в культуре и искусстве == | == Скрижали в культуре и искусстве == |
Версия 11:01, 8 июля 2012
Текст унаследован из Википедии | |
Скрижа́ли Заве́та или Скрижали свидетельства (от ивр. לוּחוֹת הַבְּרִית, лухот а-брит) — две каменные плиты, на которых были начертаны Десять заповедей.
Содержание |
Заключение Завета
Согласно Пятикнижию[1], Скрижали Завета были даны Моисею Богом на горе Синай. Десять заповедей («…наставление и заповедь, которые Я написал») были высечены на плитах «с обеих сторон, с той и с другой было на них написано. И скрижали эти было дело Божье, а письмена — письмена Божьи» (Исх.32:15-16). Эти скрижали Моисей разбил, увидев поклонение народа золотому тельцу (Исх.32:19). Впоследствии Моисей по Божьему велению высек из камня новые скрижали и поднялся с ними на гору второй раз (Исх.34:1-4). На этих скрижалях Бог во второй раз написал те же Десять заповедей (Втор.10:1-5). Скрижали Завета именуются также «скрижалями свидетельства» (Исх.34:29), так как они свидетельствуют о Завете, заключенном Богом с народом Израиля.
Заключение Завета с еврейским народом происходило в три этапа.
- Моисей поднялся на гору Синай и Бог объявил ему первые Десять заповедей.
- Затем Моисей вторично восходит на гору, где получает ещё много указаний, в частности, детальное описание как и из чего надлежит сделать Ковчег Завета, в котором потом надлежит хранить скрижали.
- И далее:«И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синай, дал ему две скрижали откровения, каменные скрижали, на которых было написано рукой Божьей.» (Исх.31:18)
- Спустившись с горы, он застал народ за поклонением золотому тельцу, и разбил скрижали. Левиты встали на сторону Моисея и убили всех, кто пропагандировал идею с тельцом.
- После этих проишествий Господь вновь обратился к Моисею:
Передача скрижалей — знаковый момент в истории народа. Считается, что с этого момента был заключен союз между Богом и еврейским народом. Это событие произошло 10 тишрея по еврейскому календарю. С тех пор этот день получил название День Искупления (Йом Кипур) — наиболее священный еврейский праздник.
История Скрижалей
Скрижали Завета хранились в Ковчеге Завета, который находился в Скинии. Впоследствии, Ковчег Завета был установлен Соломоном в построенном им Иерусалимском храме[2]. По талмудической традиции, разбитые скрижали также хранились в Ковчеге[3], и сыны Израиля носили их с собой, идя на войну[4].
Царь Иошияhу (Иосия), предвидя разрушение Храма, спрятал Ковчег со скрижалями, чтобы предотвратить их осквернение руками врагов[5].
Выражение лухот hа-брит служило прозвищем Иехуды hа-Наси (ТИ., Кил. 9:32б). Слова шиврей лухот («обломки скрижалей») впоследствии применялись к престарелым мудрецам, которым стала изменять память.
Скрижали в культуре и искусстве
Слова шиврей лухот («обломки скрижалей») применялись к престарелым мудрецам, которым стала изменять память.
Изображение Скрижалей Завета стало излюбленным еврейским символом; его помещают над ковчегом со свитками Торы в синагоге; на нём обычно пишут первые десять букв еврейского алфавита или первые слова Десяти заповедей.
Под влиянием христианского искусства итальянского Ренессанса почти во всех странах скрижали Завета стали изображаться как страницы раскрытой книги дугообразной сверху формы (Файл:The10Commandments.png).
Сноски и источники
- ↑ Исх.34:28; Втор.4:13, -11
- ↑ I Цар. 8:9
- ↑ Талмуд, Баба Батра 14б
- ↑ Тосефта, Сота 7:18
- ↑ Талмуд, Иома 52б
Ссылки
- Статья «Скрижали Завета» в Электронной еврейской энциклопедииbg:Скрижалиid:Loh Batu
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.