Денме
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Ссылки) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
- | }} | + | }} |
[[Файл:Dyonmye.PNG|right|thumb|]] | [[Файл:Dyonmye.PNG|right|thumb|]] | ||
- | '''Дёнме''' ({{lang-tr|dönme}}, | + | '''Дёнме''' ({{lang-tr|dönme}}, отступники, буквально — «перевернутый», «обращенный») — [[каббала|каббалистическая]] секта, вышедшая из [[иудаизм]]а и образованная в Турции небольшой группой приверженцев лжемессии [[Саббатай Цви|Саббатая (Шабтая) Цви]], которая вслед за своим учителем приняла [[Ислам|ислам]]. Основана [[Кверидо, Якоб|Якобом Кверидо]], братом последней жены Шабтая Цви. |
- | + | Внешне соблюдая предписания [[Коран]]а, дёнме, однако, исповедовали саббатианство и считали себя носителями истинного иудаизма. Дёнме верили в божественность Саббатая Цви, следовали мистическому учению о «трех узах веры» и отвергали практические предписания [[Галаха|Галахи]]; отмечали [[Ава Девятое|Девятое ава]] как день рождения своего учителя, а 22 адара праздновали свой оргиастический хаг hа-кевес (`праздник овцы`), сопровождавшийся обменом женами, которому они придавали мистический смысл. | |
- | + | Секта была основана в [[1683]] в [[Салоники|Салониках]] (отсюда другое принятое в Турции название секты — Selânikli). Согласно учению дёнме, Шабтай Цви является [[Мессия|Мессией]]. Его переход в [[ислам]] объяснялся тем, что он должен был опустить душу мессии до самой глубины греховности, чтобы подобрать последние Искры Божественного Света, которые упали в самую бездну. Позже с учением дёнме познакомился [[Якоб Франк]] и cам заразился идеей мессианства и Святого Отступничества, вызвав массовый переход [[Польша|польских]] евреев в [[католичество]]. | |
- | В [[1716]] часть измирларов объявили главой группы [[Руссо, Берахия|Берахию Руссо]] (он же Осман- Баба), сына Якоба Керидо, воплощением ([[Реинкарнация|Гилгул]]) Шабтая Цви, так образовалась группа Каракашлар (на | + | К концу 17 века бо́льшая часть дёнме сосредоточилась в [[Салоники|Салониках]], образовав там самостоятельную замкнутую общину, члены которой избегали вступать в брак как с мусульманами, так и с евреями. Численность дёнме постоянно росла: в 1683 году к ним примкнули 250 семей салоникских саббатианцев (к концу 17 века численность дёнме составляла 3 000 человек), а в последующее столетие — многие саббатианские группы, главным образом из Польши. |
+ | |||
+ | Внутренние конфликты в конце XVII — начале XVIII вв. привели к расколу дёнме на группировки Измирлар (выходцы из [[Измир]]а) и Якоблар (от имени шурина лжемессии [[Керидо, Якоб|Яакова Керидо]], провозглашенного духовным наследником Саббатая Цви). В 1716 г. часть измирларов, объявив главу группы Брухью Руссо (он же Осман Баба) воплощением (см. [[Гилгул]]) Саббатая Цви, выделилась в группировку Каракашлар (на турецком — `чернобровые`), а в 1720 г. возникла группировка Капанджилар (буквально `владельцы весов`), прокламировавшая возврат к «чистому саббатианству» и отвергавшая как авторитет Яакова, так и мессианство Брухьи. Группировки дёнме питали взаимную неприязнь и не роднились одна с другой. | ||
+ | |||
+ | В [[1716]] часть измирларов объявили главой группы [[Руссо, Берахия|Берахию Руссо]] (он же Осман- Баба), сына Якоба Керидо, воплощением ([[Реинкарнация|Гилгул]]) Шабтая Цви, так образовалась группа Каракашлар (на турецком — ''чернобровые''). В [[1720 год]]у возникла группировка Капанджилар (''владельцы весов''), отвергающая авторитет Якоба и Берахии. | ||
Различные группы дёнме находились в ссоре и не роднились одна с другой. | Различные группы дёнме находились в ссоре и не роднились одна с другой. | ||
- | + | В XIX веке начался быстрый процесс ассимиляции дёнме в турецкой среде. К началу первой мировой войны численность дёнме составляла 10-15 тыс. человек. В 1923 г., после того как дёнме (вместе с изгнанным турецким населением) переселились из Салоник в Турцию, произошел фактический распад общины. | |
- | Браки дёнме заключали только внутри общины, что привело к частичной [[генетическая рецессия|генетической рецессии]]. | + | Браки дёнме заключали только внутри общины, что привело к частичной [[генетическая рецессия|генетической рецессии]]. Многие члены секты принимали активное участие в движении [[младотурки|младотурков]] или поддерживали их в начале [[XX век]]а. В состав революционного правительства, сформированного в 1909 г., вошли несколько дёнме, а министром финансов стал предводитель каракашларов [[Джавид-бей]] (1875—1926). |
Во время [[Греко-турецкий обмен населением|обмена населением]] между [[Греция|Грецией]] и [[Турция|Турцией]] приверженцы дёнме были причислены к мусульманам и вынуждены были покинуть [[Салоники]]. | Во время [[Греко-турецкий обмен населением|обмена населением]] между [[Греция|Грецией]] и [[Турция|Турцией]] приверженцы дёнме были причислены к мусульманам и вынуждены были покинуть [[Салоники]]. | ||
Строка 33: | Строка 37: | ||
В Турции весьма популярны слухи (которые, однако, нигде открыто не обосновывались), что [[Кемаль Ататюрк]] вышел тоже из рядов дёнме, и что его сторонники мстили султану Абдул-Хамиду за то, что он препятствовал деятельности [[Герцль, Теодор|Теодора Герцля]] в [[Палестина|Палестине]]. Радикальные исламисты обвиняют в революции трёх врагов — «сионистов, масонов и дёнме». | В Турции весьма популярны слухи (которые, однако, нигде открыто не обосновывались), что [[Кемаль Ататюрк]] вышел тоже из рядов дёнме, и что его сторонники мстили султану Абдул-Хамиду за то, что он препятствовал деятельности [[Герцль, Теодор|Теодора Герцля]] в [[Палестина|Палестине]]. Радикальные исламисты обвиняют в революции трёх врагов — «сионистов, масонов и дёнме». | ||
- | Так или иначе, дёнме принадлежали к интеллектуальной элите и при этом оставались закрытым сообществом, что приводило к появлению различных слухов и подозрений в заговорах. К концу XX века дёнме полностью интегрировались в светскую Турцию и перестали заключать браки исключительно внутри общины. Сейчас замкнутый характер имеет только группа каракашларов. | + | Так или иначе, дёнме принадлежали к интеллектуальной элите и при этом оставались закрытым сообществом, что приводило к появлению различных слухов и подозрений в заговорах. К концу XX века дёнме полностью интегрировались в светскую Турцию и перестали заключать браки исключительно внутри общины. Сейчас замкнутый характер имеет только группа каракашларов. |
- | Отношение ортодоксального еврейства Турции к дёнме было резко отрицательным: члены секты рассматривались как окончательно порвавшие связь с иудаизмом отступники. Однако в быту дёнме и евреи нередко поддерживали нормальные отношения. | + | Отношение ортодоксального еврейства Турции к дёнме было резко отрицательным: члены секты рассматривались как окончательно порвавшие связь с иудаизмом отступники. Однако в быту дёнме и евреи нередко поддерживали нормальные отношения, существовала также и более умеренная точка зрения, согласно которой следует помогать дёнме в ситуациях, связанных с соблюдением еврейского религиозного закона (например, обрезания). |
- | Сейчас в Турции проживают около | + | Немногие семьи дёнме и поныне помнят о причастности к секте и воспринимаются мусульманским окружением как ее члены. Сейчас в Турции проживают около 2 500 дёнме (по другим оценкам — десятки тысяч, по отдельным оценкам даже миллион {{нет АИ|30|11|2009}}). В частности, к ним принадлежал бывший министр иностранных дел [[Исмаил Джем]]. |
Турецкие антисемитские движения всегда атаковали дёнме, их также обвиняли в организации [[Протоколы сионских мудрецов|всеобщего заговора]] и в том, что они — тайная сила, которая управляет турецким правительством. | Турецкие антисемитские движения всегда атаковали дёнме, их также обвиняли в организации [[Протоколы сионских мудрецов|всеобщего заговора]] и в том, что они — тайная сила, которая управляет турецким правительством. | ||
Строка 52: | Строка 56: | ||
* [http://www.habervitrini.com/haber.asp?id=127119 Статья] [[Эмин Чёлашан|Эмина Чёлашана]] {{tr icon}} | * [http://www.habervitrini.com/haber.asp?id=127119 Статья] [[Эмин Чёлашан|Эмина Чёлашана]] {{tr icon}} | ||
* [http://arsiv.hurriyetim.com.tr/hur/turk/00/09/17/yasam/01yas.htm Новая книга Шевкета Эйги о саббатианцах] {{tr icon}} | * [http://arsiv.hurriyetim.com.tr/hur/turk/00/09/17/yasam/01yas.htm Новая книга Шевкета Эйги о саббатианцах] {{tr icon}} | ||
- | * [http://www.habervitrini.com/haber.asp?id=129383 Саббатианский конфликт между] [[Ахмет Хакан|Ахметом Хаканом]] и [[Мехмед Шевкет Эйги|М. Шевкет Эйги]] | + | * [http://www.habervitrini.com/haber.asp?id=129383 Саббатианский конфликт между] [[Ахмет Хакан|Ахметом Хаканом]] и [[Мехмед Шевкет Эйги|М. Шевкет Эйги]] {{tr icon}} |
- | + | ||
+ | {{ElevenCopyRight|11400|ДЁНМЕ}} | ||
[[Категория:Саббатианство,франкизм]] | [[Категория:Саббатианство,франкизм]] |
Версия 08:30, 10 января 2012
Регулярная исправленная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Дёнме (тур. dönme, отступники, буквально — «перевернутый», «обращенный») — каббалистическая секта, вышедшая из иудаизма и образованная в Турции небольшой группой приверженцев лжемессии Саббатая (Шабтая) Цви, которая вслед за своим учителем приняла ислам. Основана Якобом Кверидо, братом последней жены Шабтая Цви.
Внешне соблюдая предписания Корана, дёнме, однако, исповедовали саббатианство и считали себя носителями истинного иудаизма. Дёнме верили в божественность Саббатая Цви, следовали мистическому учению о «трех узах веры» и отвергали практические предписания Галахи; отмечали Девятое ава как день рождения своего учителя, а 22 адара праздновали свой оргиастический хаг hа-кевес (`праздник овцы`), сопровождавшийся обменом женами, которому они придавали мистический смысл.
Секта была основана в 1683 в Салониках (отсюда другое принятое в Турции название секты — Selânikli). Согласно учению дёнме, Шабтай Цви является Мессией. Его переход в ислам объяснялся тем, что он должен был опустить душу мессии до самой глубины греховности, чтобы подобрать последние Искры Божественного Света, которые упали в самую бездну. Позже с учением дёнме познакомился Якоб Франк и cам заразился идеей мессианства и Святого Отступничества, вызвав массовый переход польских евреев в католичество.
К концу 17 века бо́льшая часть дёнме сосредоточилась в Салониках, образовав там самостоятельную замкнутую общину, члены которой избегали вступать в брак как с мусульманами, так и с евреями. Численность дёнме постоянно росла: в 1683 году к ним примкнули 250 семей салоникских саббатианцев (к концу 17 века численность дёнме составляла 3 000 человек), а в последующее столетие — многие саббатианские группы, главным образом из Польши.
Внутренние конфликты в конце XVII — начале XVIII вв. привели к расколу дёнме на группировки Измирлар (выходцы из Измира) и Якоблар (от имени шурина лжемессии Яакова Керидо, провозглашенного духовным наследником Саббатая Цви). В 1716 г. часть измирларов, объявив главу группы Брухью Руссо (он же Осман Баба) воплощением (см. Гилгул) Саббатая Цви, выделилась в группировку Каракашлар (на турецком — `чернобровые`), а в 1720 г. возникла группировка Капанджилар (буквально `владельцы весов`), прокламировавшая возврат к «чистому саббатианству» и отвергавшая как авторитет Яакова, так и мессианство Брухьи. Группировки дёнме питали взаимную неприязнь и не роднились одна с другой.
В 1716 часть измирларов объявили главой группы Берахию Руссо (он же Осман- Баба), сына Якоба Керидо, воплощением (Гилгул) Шабтая Цви, так образовалась группа Каракашлар (на турецком — чернобровые). В 1720 году возникла группировка Капанджилар (владельцы весов), отвергающая авторитет Якоба и Берахии.
Различные группы дёнме находились в ссоре и не роднились одна с другой.
В XIX веке начался быстрый процесс ассимиляции дёнме в турецкой среде. К началу первой мировой войны численность дёнме составляла 10-15 тыс. человек. В 1923 г., после того как дёнме (вместе с изгнанным турецким населением) переселились из Салоник в Турцию, произошел фактический распад общины.
Браки дёнме заключали только внутри общины, что привело к частичной генетической рецессии. Многие члены секты принимали активное участие в движении младотурков или поддерживали их в начале XX века. В состав революционного правительства, сформированного в 1909 г., вошли несколько дёнме, а министром финансов стал предводитель каракашларов Джавид-бей (1875—1926).
Во время обмена населением между Грецией и Турцией приверженцы дёнме были причислены к мусульманам и вынуждены были покинуть Салоники.
Обладая хорошим образованием и секулярными взглядами, многие из дёнме активно поддержали революцию и Ататюрка.
В Турции весьма популярны слухи (которые, однако, нигде открыто не обосновывались), что Кемаль Ататюрк вышел тоже из рядов дёнме, и что его сторонники мстили султану Абдул-Хамиду за то, что он препятствовал деятельности Теодора Герцля в Палестине. Радикальные исламисты обвиняют в революции трёх врагов — «сионистов, масонов и дёнме».
Так или иначе, дёнме принадлежали к интеллектуальной элите и при этом оставались закрытым сообществом, что приводило к появлению различных слухов и подозрений в заговорах. К концу XX века дёнме полностью интегрировались в светскую Турцию и перестали заключать браки исключительно внутри общины. Сейчас замкнутый характер имеет только группа каракашларов.
Отношение ортодоксального еврейства Турции к дёнме было резко отрицательным: члены секты рассматривались как окончательно порвавшие связь с иудаизмом отступники. Однако в быту дёнме и евреи нередко поддерживали нормальные отношения, существовала также и более умеренная точка зрения, согласно которой следует помогать дёнме в ситуациях, связанных с соблюдением еврейского религиозного закона (например, обрезания).
Немногие семьи дёнме и поныне помнят о причастности к секте и воспринимаются мусульманским окружением как ее члены. Сейчас в Турции проживают около 2 500 дёнме (по другим оценкам — десятки тысяч, по отдельным оценкам даже миллион ). В частности, к ним принадлежал бывший министр иностранных дел Исмаил Джем.
Турецкие антисемитские движения всегда атаковали дёнме, их также обвиняли в организации всеобщего заговора и в том, что они — тайная сила, которая управляет турецким правительством.
Турецкий журналист и активист дёнме Ильгаз Зорлу, основаваший в 2000 издательство «Zvi Publishers», хотел признания его евреем, но бет дин отказался признавать его евреем без полного обращения в иудаизм, отверг его претензии. Он заявил, что принял иудаизм в Израиле и подал иск об официальном изменении в его документах вероисповедания с ислама на иудаизм. Суд удовлетворил его требования. (7 августа 2000). Это также вызвало скандал, в частности, из-за того, что он сотрудничал с антисемитскими активистами, такими как Мехмед Шевкет Эйги (тур. Mehmed Şevket Eygi).
Ссылки
- Donmeh West — The Neo-Sabbatian Collective of the internet
- Donmeh — Frequently Asked Questions
- Об обвинениях, предъявляемых дёнме радикальными группировками (нем.)
- Об отношении к дёнме в Турции (нем.)
- Ilgaz Zorlu. Evet ben Selanikliyim Шаблон:Tr icon
- Дёнме: криптоиудеи под турецкой властью. Якоб М. Ландау Jewish Political Studies Review 19:1-2, Jerusalem Center for Public Affairs (англ.)
- Статья Эмина Чёлашана Шаблон:Tr icon
- Новая книга Шевкета Эйги о саббатианцах Шаблон:Tr icon
- Саббатианский конфликт между Ахметом Хаканом и М. Шевкет Эйги Шаблон:Tr icon