Оршанский, Илья Григорьевич
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
Katerina (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 12: | Строка 12: | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}} [[Файл:Оршанский_Илья_Григорьевич.jpg|thumb|Оршанский Илья Григорьевич]] | }} [[Файл:Оршанский_Илья_Григорьевич.jpg|thumb|Оршанский Илья Григорьевич]] | ||
- | '''Оршанский Илья Григорьевич ( | + | '''Оршанский Илья Григорьевич (1846, Екатеринослав, ныне Днепропетровск, – 1875, там же)''' — русский юрист, публицист и историк; брат [[Оршанский, Исаак Григорьевич|Исаака Григорьевича Оршанского]].Писал по-русски. |
- | Родился в [[Днепропетровск|Екатеринославе]] в зажиточной [[Евреи|еврейской семье]]; учился сперва в еврейской школе, где основательно изучил талмудическую и древнееврейскую литературу, затем в [[Харьковский университет|харьковском]] и [[Новороссийский университет|новороссийском университетах]]. Участвуя в русских и еврейских газетах и в специально-юридических журналах, Оршанский, как юрист-теоретик, приобрел прочную известность в русской цивилистической литературе. | + | == Биография == |
+ | Родился в [[Днепропетровск|Екатеринославе]] в зажиточной [[Евреи|еврейской семье]]; учился сперва в еврейской школе, где основательно изучил талмудическую и древнееврейскую литературу, затем в [[Харьковский университет|харьковском]] и [[Новороссийский университет|новороссийском университетах]]. Участвуя в русских и еврейских газетах и в специально-юридических журналах, Оршанский, как юрист-теоретик, приобрел прочную известность в русской цивилистической литературе. В 1868 г. окончил юридический факультет Новороссийского университета в Одессе со степенью кандидата прав. Предложение получить кафедру на факультете при условии крещения Оршанский решительно отверг. | ||
- | Главная заслуга его состоит в том, что он пытался осветить смысл многих действующих норм и господствующее направление судебной практики с точки зрения общих принципов, добытых из исторического развития западноевропейского права, и показать наличность у нас факторов и начал, пережитых в [[Западная Европа|Западной Европе]] и часто сливаемых, по недоразумению, в одно безразличное целое с новыми. Раскрыть происходящие отсюда у русских юристов противоречия и путаницу в понятиях и составляло задачу Оршанского. Умело соединяя исторические очерки развития отдельных [[Институт|институтов]] и начал права с критическим рассмотрением множества судебных решений, он в тоже время вводит читателя в научное понимание права и придает научным положениям реальный практический смысл. В этом отношении статьи Оршанского: "О значении и пределах свободы воли в праве" (написана под сильным влиянием Лассаля), "Роль казенного интереса в русском праве", "Духовный суд и брачное право", "Частный закон и общее правило" и ряд других содержат много метких и ценных замечаний, указывающих практике возможность сознательного приспособления старого права к новым формам жизни. | + | Главная заслуга его состоит в том, что он пытался осветить смысл многих действующих норм и господствующее направление судебной практики с точки зрения общих принципов, добытых из исторического развития западноевропейского права, и показать наличность у нас факторов и начал, пережитых в [[Западная Европа|Западной Европе]] и часто сливаемых, по недоразумению, в одно безразличное целое с новыми. Раскрыть происходящие отсюда у русских юристов противоречия и путаницу в понятиях и составляло задачу Оршанского. Умело соединяя исторические очерки развития отдельных [[Институт|институтов]] и начал права с критическим рассмотрением множества судебных решений, он в тоже время вводит читателя в научное понимание права и придает научным положениям реальный практический смысл. В этом отношении статьи Оршанского: "О значении и пределах свободы воли в праве" (написана под сильным влиянием Лассаля), "Роль казенного интереса в русском праве", "Духовный суд и брачное право", "Частный закон и общее правило" и ряд других содержат много метких и ценных замечаний, указывающих практике возможность сознательного приспособления старого права к новым формам жизни. |
+ | |||
+ | == Творчество и научные работы == | ||
+ | Первые литературные опыты Оршанского на иврите были опубликованы в начале 1860-х гг. в газете [[«hа-Мелиц»]] и «hа-Кармел». В 1863–64 гг. написал на русском языке «Талмудические сказания об Александре Македонском» (издано в 1867) и «Быль, рассказанная моим приятелем» (издано в 1878). В 1869–71 гг. Оршанский был помощником редактора русско-еврейской газеты «День», где опубликовал ряд статей по вопросам экономического, общественного и юридического положения евреев в России. Эти статьи вошли впоследствии в два тома его сочинений: «Евреи в России» (1872, 2-е издание — 1877) и «Русское законодательство о евреях» (1877). При разработке юридической стороны еврейского вопроса в России Оршанский придерживался строгой объективности, всецело стоял на почве фактов и сравнительного анализа, благодаря чему ему удалось доказать, что положение евреев в России аналогично тому, в котором они находились в средневековой Западной Европе. Помимо обильно представленного законодательного материала, достоинством этих трудов является серьезная попытка проследить его историческую мотивацию. В статье о [[Погромы|погроме]] в Одессе Оршанский открыто возложил на власти ответственность за кровавые события и указал одесскому еврейству на его право и обязанность привлечь к суду виновников и требовать законным путем компенсации пострадавшим. Публикация статьи привела к закрытию газеты «День» (лето 1871 г.). Оршанский переехал в Петербург, где стал сотрудничать в газете «Новое время», публикуя очерки, посвященные общим вопросам русского права. Работы Оршанского, содержащие серьезную критику гражданских законов и предложения по их реформе, многие современники причисляли к лучшим произведениям русской юридической литературы. Перу Оршанского принадлежит также первое исследование истории становления [[Хасидизм|хасидизма]] с учетом общественного и экономического положения евреев Украины в 18 в. — «Мысли о хасидизме» (1871). Литературное наследие Оршанского издано в шести томах и представляет значительный интерес в истории еврейской публицистики и русской юридической литературы. | ||
Иногда у Оршанского, несмотря на большую эрудицию, заметен недостаток последовательной научной подготовки, выражающийся в поспешных суждениях и в неустойчивости некоторых взглядов (особенно в статьях, посвященных русскому обычному праву, имущественным отношениям супругов и критике решений сената). В статьях Оршанского, посвященных [[Евреи|еврейскому]] вопросу, ценно стремление осветить этот вопрос независимо от национальных пристрастий, с точки зрения исторических факторов. Многочисленные работы Оршанского собраны в следующих сборниках: "Исследования по русскому праву" (СПб., 1892: здесь помещена обширная биография Оршанского), "Исследования по русскому праву обычному и брачному" (СПб., 1879), "Исследования по русскому праву семейному и наследственному" (СПб., 1877) и "Русское законодательство о евреях" (СПб. 1877). | Иногда у Оршанского, несмотря на большую эрудицию, заметен недостаток последовательной научной подготовки, выражающийся в поспешных суждениях и в неустойчивости некоторых взглядов (особенно в статьях, посвященных русскому обычному праву, имущественным отношениям супругов и критике решений сената). В статьях Оршанского, посвященных [[Евреи|еврейскому]] вопросу, ценно стремление осветить этот вопрос независимо от национальных пристрастий, с точки зрения исторических факторов. Многочисленные работы Оршанского собраны в следующих сборниках: "Исследования по русскому праву" (СПб., 1892: здесь помещена обширная биография Оршанского), "Исследования по русскому праву обычному и брачному" (СПб., 1879), "Исследования по русскому праву семейному и наследственному" (СПб., 1877) и "Русское законодательство о евреях" (СПб. 1877). | ||
+ | |||
+ | Оршанский умер в молодом возрасте от туберкулеза. В 1890 г. на могиле Оршанского был поставлен памятник, выполненный [[Гинцбург, Илья Яковлевич|И. Гинцбургом]] по эскизу [[Антокольский, Марк|М. Антокольского]]. | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
- | + | [[Категория:Евреи в Рос.Имп. - Светская культура]] | |
- | + | ||
- | + | ||
- | {{WikiCopyRight}} | + | {{WikiCopyRight}}{{ElevenCopyRight|13099|ОРШАНСКИЙ Илья Григорьевич}} |
{{checked_final}} | {{checked_final}} |
Версия 09:26, 6 марта 2012
Источник: | ||||||||
|
Оршанский Илья Григорьевич (1846, Екатеринослав, ныне Днепропетровск, – 1875, там же) — русский юрист, публицист и историк; брат Исаака Григорьевича Оршанского.Писал по-русски.
Биография
Родился в Екатеринославе в зажиточной еврейской семье; учился сперва в еврейской школе, где основательно изучил талмудическую и древнееврейскую литературу, затем в харьковском и новороссийском университетах. Участвуя в русских и еврейских газетах и в специально-юридических журналах, Оршанский, как юрист-теоретик, приобрел прочную известность в русской цивилистической литературе. В 1868 г. окончил юридический факультет Новороссийского университета в Одессе со степенью кандидата прав. Предложение получить кафедру на факультете при условии крещения Оршанский решительно отверг.
Главная заслуга его состоит в том, что он пытался осветить смысл многих действующих норм и господствующее направление судебной практики с точки зрения общих принципов, добытых из исторического развития западноевропейского права, и показать наличность у нас факторов и начал, пережитых в Западной Европе и часто сливаемых, по недоразумению, в одно безразличное целое с новыми. Раскрыть происходящие отсюда у русских юристов противоречия и путаницу в понятиях и составляло задачу Оршанского. Умело соединяя исторические очерки развития отдельных институтов и начал права с критическим рассмотрением множества судебных решений, он в тоже время вводит читателя в научное понимание права и придает научным положениям реальный практический смысл. В этом отношении статьи Оршанского: "О значении и пределах свободы воли в праве" (написана под сильным влиянием Лассаля), "Роль казенного интереса в русском праве", "Духовный суд и брачное право", "Частный закон и общее правило" и ряд других содержат много метких и ценных замечаний, указывающих практике возможность сознательного приспособления старого права к новым формам жизни.
Творчество и научные работы
Первые литературные опыты Оршанского на иврите были опубликованы в начале 1860-х гг. в газете «hа-Мелиц» и «hа-Кармел». В 1863–64 гг. написал на русском языке «Талмудические сказания об Александре Македонском» (издано в 1867) и «Быль, рассказанная моим приятелем» (издано в 1878). В 1869–71 гг. Оршанский был помощником редактора русско-еврейской газеты «День», где опубликовал ряд статей по вопросам экономического, общественного и юридического положения евреев в России. Эти статьи вошли впоследствии в два тома его сочинений: «Евреи в России» (1872, 2-е издание — 1877) и «Русское законодательство о евреях» (1877). При разработке юридической стороны еврейского вопроса в России Оршанский придерживался строгой объективности, всецело стоял на почве фактов и сравнительного анализа, благодаря чему ему удалось доказать, что положение евреев в России аналогично тому, в котором они находились в средневековой Западной Европе. Помимо обильно представленного законодательного материала, достоинством этих трудов является серьезная попытка проследить его историческую мотивацию. В статье о погроме в Одессе Оршанский открыто возложил на власти ответственность за кровавые события и указал одесскому еврейству на его право и обязанность привлечь к суду виновников и требовать законным путем компенсации пострадавшим. Публикация статьи привела к закрытию газеты «День» (лето 1871 г.). Оршанский переехал в Петербург, где стал сотрудничать в газете «Новое время», публикуя очерки, посвященные общим вопросам русского права. Работы Оршанского, содержащие серьезную критику гражданских законов и предложения по их реформе, многие современники причисляли к лучшим произведениям русской юридической литературы. Перу Оршанского принадлежит также первое исследование истории становления хасидизма с учетом общественного и экономического положения евреев Украины в 18 в. — «Мысли о хасидизме» (1871). Литературное наследие Оршанского издано в шести томах и представляет значительный интерес в истории еврейской публицистики и русской юридической литературы.
Иногда у Оршанского, несмотря на большую эрудицию, заметен недостаток последовательной научной подготовки, выражающийся в поспешных суждениях и в неустойчивости некоторых взглядов (особенно в статьях, посвященных русскому обычному праву, имущественным отношениям супругов и критике решений сената). В статьях Оршанского, посвященных еврейскому вопросу, ценно стремление осветить этот вопрос независимо от национальных пристрастий, с точки зрения исторических факторов. Многочисленные работы Оршанского собраны в следующих сборниках: "Исследования по русскому праву" (СПб., 1892: здесь помещена обширная биография Оршанского), "Исследования по русскому праву обычному и брачному" (СПб., 1879), "Исследования по русскому праву семейному и наследственному" (СПб., 1877) и "Русское законодательство о евреях" (СПб. 1877).
Оршанский умер в молодом возрасте от туберкулеза. В 1890 г. на могиле Оршанского был поставлен памятник, выполненный И. Гинцбургом по эскизу М. Антокольского.
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ОРШАНСКИЙ Илья Григорьевич в ЭЕЭ