Кипа (Ермолка)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Arielybot (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «'' ==» на « ==») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 12: | Строка 12: | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}} | }} | ||
- | + | ||
<!-- <ref>{{другое значение|У этого термина есть и другие значения, см. [[Кипа (значения)]]}}</ref> --> | <!-- <ref>{{другое значение|У этого термина есть и другие значения, см. [[Кипа (значения)]]}}</ref> --> | ||
[[Файл:Kippa judentum.JPG|Кипа (ермолка) с заколкой|thumb]][[Файл:Kippot.jpg|Вязаные ермолки на прилавке в Иерусалиме|thumb]] | [[Файл:Kippa judentum.JPG|Кипа (ермолка) с заколкой|thumb]][[Файл:Kippot.jpg|Вязаные ермолки на прилавке в Иерусалиме|thumb]] | ||
Строка 19: | Строка 19: | ||
[[Файл:Chisinau jew.jpg|thumb|left|Кишинёвский еврей, около 1900 г.]] | [[Файл:Chisinau jew.jpg|thumb|left|Кишинёвский еврей, около 1900 г.]] | ||
[[Файл:Na-nach-nachma-yarmulke.jpg|thumb|left|Белая кипа с кисточкой]] | [[Файл:Na-nach-nachma-yarmulke.jpg|thumb|left|Белая кипа с кисточкой]] | ||
- | |||
'''Кипа''' ('''киппа''') или '''Ермо́лка''' ([[иврит]]: כִּיפָּה ''кипа́'', мн.ч. ''кипот'', [[идиш]]: יאַרמלקע ''я́рмлке'') — [[Евреи|еврейский]] мужской традиционный головной убор. <!-- <ref>В словаре Даля ''ермолка'' — «лёгкая шапочка вплоть по голове, без околыша или какой-либо прибавки; особ. того вида, как нашивали её евреи».[http://slovardalja.net/word.php?wordid=7834 Ермолка] В Энциклопедии «Религия» Яндекса</ref> --> ''Кипа'' — «головной убор благочестивого еврея, символизирующий скромность, смирение и благоговение перед Всевышним. Представляет собой маленькую круглую (вязаную или сшитую из ткани) шапочку, прикрывающую макушку».<ref>[http://slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel/rel-0992.htm Киппа]</ref> Ермолку иногда прикрепляют к [[Волосы|волосам]] заколкой. | '''Кипа''' ('''киппа''') или '''Ермо́лка''' ([[иврит]]: כִּיפָּה ''кипа́'', мн.ч. ''кипот'', [[идиш]]: יאַרמלקע ''я́рмлке'') — [[Евреи|еврейский]] мужской традиционный головной убор. <!-- <ref>В словаре Даля ''ермолка'' — «лёгкая шапочка вплоть по голове, без околыша или какой-либо прибавки; особ. того вида, как нашивали её евреи».[http://slovardalja.net/word.php?wordid=7834 Ермолка] В Энциклопедии «Религия» Яндекса</ref> --> ''Кипа'' — «головной убор благочестивого еврея, символизирующий скромность, смирение и благоговение перед Всевышним. Представляет собой маленькую круглую (вязаную или сшитую из ткани) шапочку, прикрывающую макушку».<ref>[http://slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel/rel-0992.htm Киппа]</ref> Ермолку иногда прикрепляют к [[Волосы|волосам]] заколкой. | ||
- | == Обычай ношения ермолки и | + | == Обычай ношения ермолки == |
+ | На Западе человек оказывает уважение Богу, снимая шапку, у евреев — нося её. В течение дня, особенно во время молитвы или чтения Торы, голова должна быть покрыта кипой. Вместе с тем ношение ермолки является обычаем, но не законом. Ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы — в синагоге и во время еды. Реформистский иудаизм считает ношение кипы необязательным.<ref>[http://jhistory.nfurman.com/teacher/15_343.htm Энциклопедия «Еврейский мир» p. И. Телушкин]</ref><ref>[http://community.livejournal.com/mir_tory/18370.html Книга вопросов и ответов МААРШАЛя]</ref> Нерелигиозные евреи надевают кипу при посещении синагоги, во время траура по умершим и на бар-мицве (праздновании совершеннолетия). Неевреи тоже имеют право надеть ермолку, если хотят; в знак уважения к еврейским традициям они нередко так и делают. | ||
+ | |||
+ | === История обычая ношения кипы === | ||
+ | |||
{{Начало цитаты}}В давние времена головной убор был знаком контакта с Богом — голову покрывали во время служения Всевышнему (во время молитвы, произнося благословения, изучая Тору и т. д.). Тора (Шмот 28) предписывает коhенам, служащим в Храме, надевать головной убор. Некоторые евреи носили кипу постоянно — этим они хотели показать, что все их поступки направлены на Служение. Смысл этого обычая-правила — показать, что еврей осознает существование Всевышнего и Его мудрость, ценя это даже выше головы, наиболее развитой и важной части человека.{{Конец цитаты|источник=[http://www.jewish.ru/tradition/classics/law/2002/09/news994167153.php «Кипа – когда и зачем?»]}} | {{Начало цитаты}}В давние времена головной убор был знаком контакта с Богом — голову покрывали во время служения Всевышнему (во время молитвы, произнося благословения, изучая Тору и т. д.). Тора (Шмот 28) предписывает коhенам, служащим в Храме, надевать головной убор. Некоторые евреи носили кипу постоянно — этим они хотели показать, что все их поступки направлены на Служение. Смысл этого обычая-правила — показать, что еврей осознает существование Всевышнего и Его мудрость, ценя это даже выше головы, наиболее развитой и важной части человека.{{Конец цитаты|источник=[http://www.jewish.ru/tradition/classics/law/2002/09/news994167153.php «Кипа – когда и зачем?»]}} | ||
+ | Судя по фрескам в синагоге [[Дура-Европос]], в эллинистическом мире евреи ходили с непокрытыми головами. Трактат "[[Софрим]]", составленный в первые века н.э., разрешает человеку с непокрытой головой вести утреннюю молитву в синагоге (Софрим, 14:12). В [[Талмуд]]е рассказывается, что мать рава Нахмана покрывала ему голову с малолетства, видя в этом средство добиться его богобоязненности (Шабат 156б). Рав Ѓуна сын рава Йеѓошуа видел основание для особой награды свыше для себя в том, что он никогда не проходил четыре локтя с непокрытой головой (Шабат 118а). Из этих рассказов видно, что покрытие головы было исключением из правила. Важные, значительные раввины покрывали голову платком (Кидушин 8а, 29б, 30а, 31а, 33а). | ||
+ | |||
+ | В средние века покрытие головы считалось обычаем благочестивых (РОШ в "Орхот хаим" 48, от имени [[Маѓарама из Ротенбурга]]), но быстро стало общераспространённым обычаем ([[Зоѓар]] пишет, что [[Шхина]] пребывает над евреем, поэтому ходить с непокрытой головой не следует). [[Шулхан арух]] постановляет: "Запрещено проходить четыре локтя с непокрытой головой" (Орах хаим 2:6). | ||
+ | |||
+ | Интересно, что запрет произносить святые слова с непокрытой головой приводится в Шулхан арухе в значительно более мягкой формулировке: "Некоторые говорят, что запрещено произносить святые имена с непокрытой головой, и некоторые также говорят, что следует возражать против практики входить в синагогу с непокрытой головой" (Орах хаим 91:3). [[Маѓаршаль]] (р.[[Шломо Лурия]]), давший "ашкеназский ответ" на сефардскую книгу "Шулхан арух" - книгу "[[Ям шель Шломо]]" - пишет: "Мне неизвестен запрет читать благословения с непокрытой головой". Он считал, что только во время занятий святыми делами, например, молитвы, стоит покрывать голову, и то лишь из соображений повышенного благочестия. В других же обстоятельствах можно голову не покрывать. Рав [[Йосеф Капах]], религиозный авторитет йеменского еврейства ХХ в., также писал, что не существует ѓалахического обоснования обычая покрывать голову, но это достойный уважения обычай. И даже [[Виленский Гаон]] в своих примечаниях к "Шулхан аруху" (пар. 8) писал, что у обычая покрывать голову во время произнесения имён Всевышнего нет обоснований, но благочестивый или уважаемый человек может делать так. р.[[Давид Цви Ѓофман]] свидетельствует (респонсы "[[Меламед леѓоиль]]", 56), что когда он начал работать преподавателем в религиозной школе, которую создал и которой руководил р.[[Шимшон Рефаэль Ѓирш]], ученики там не покрывали голову на уроках по светским предметам. | ||
+ | |||
+ | Однако р.[[Давид ѓа-леви Сегаль]] в "[[Турей заѓав]]" (комментарии на "Шулхан арух", пар. 8) приводит мнение некоего раввина, гласящее, что покрытие головы - это заповедь Торы, выводимая из общего запрета "и по законам их [окружающих народов] не поступайте" (Ваикра, 18:3). "[[Мишна брура]]" приводит наставление книги "[[Шней лухот ѓа-брит]]" (р.[[Йешаяѓу ѓа-леви Ѓоровиц]]) благочестивому человеку даже спать в кипе. Многие [[хасид]]ы и сегодня поступают так. Многие современные [[поским]] (например, р.[[Овадья Йосеф]], "Йехаве даат" 4:1) постановили, что еврей должен ходить с покрытой головой постоянно<ref>סיריל כהן, הכיפה: היסטוריה של בגד וסמל דתי. אוניברסיטת בר-אילן, דף שבועי 937, פרשת בראשית תשע"ב</ref>. | ||
- | |||
== Разновидности ермолки == | == Разновидности ермолки == | ||
{{Начало цитаты}}Тем, кто думают, что выбрать ермолку — дело простое, предлагаю посетить магазин «Кипот Левин» на площади Шабат или «Кафтор ваферах» на улице Меа-Шеарим в Иерусалиме. Полки этих магазинов разделены на десятки мелких ячеек, в которых по размерам, материалу, форме разложены ермолки. Вязаные, гладкие черные, шёлковые черные, бархатные, маленькие на большую голову и большие — на маленькую, остроконечные и плоские, шести-, четырёх- и восьмиклинные. Свою ермолку религиозный еврей видит издалека, подходит прямо к полке с тем фасоном, который носят в его общине, и выбирает нужный размер. Хасид, например, никогда не купит бархатную или расшитую ермолку, не говоря уже о вязаной.{{Конец цитаты|источник=[http://toldot.ru/tora/articles/articles_1047.html?template=83 А. Фейгин «Еврейская одежда»]}} | {{Начало цитаты}}Тем, кто думают, что выбрать ермолку — дело простое, предлагаю посетить магазин «Кипот Левин» на площади Шабат или «Кафтор ваферах» на улице Меа-Шеарим в Иерусалиме. Полки этих магазинов разделены на десятки мелких ячеек, в которых по размерам, материалу, форме разложены ермолки. Вязаные, гладкие черные, шёлковые черные, бархатные, маленькие на большую голову и большие — на маленькую, остроконечные и плоские, шести-, четырёх- и восьмиклинные. Свою ермолку религиозный еврей видит издалека, подходит прямо к полке с тем фасоном, который носят в его общине, и выбирает нужный размер. Хасид, например, никогда не купит бархатную или расшитую ермолку, не говоря уже о вязаной.{{Конец цитаты|источник=[http://toldot.ru/tora/articles/articles_1047.html?template=83 А. Фейгин «Еврейская одежда»]}} | ||
Строка 40: | Строка 49: | ||
Еврейская народная этимология связывает слово с [[Арамейский язык|арамейской]] фразой ''йарэ малка'', означающей «трепет перед царём» (имеется в виду Всевышний). Другой вариант — что это «сокращение двух ивритских слов — ''йерэ ме-элока'' (боящийся Бога).»<ref>[http://jhistory.nfurman.com/teacher/15_343.htm Кипа или ермолка. Энциклопедия «Еврейский мир» p. И. Телушкин]</ref> | Еврейская народная этимология связывает слово с [[Арамейский язык|арамейской]] фразой ''йарэ малка'', означающей «трепет перед царём» (имеется в виду Всевышний). Другой вариант — что это «сокращение двух ивритских слов — ''йерэ ме-элока'' (боящийся Бога).»<ref>[http://jhistory.nfurman.com/teacher/15_343.htm Кипа или ермолка. Энциклопедия «Еврейский мир» p. И. Телушкин]</ref> | ||
- | + | На [[Иврит|иврите]] слово ''кипа'' означает «покрытие» или «купол». Израильтяне ставят ударение в слове ''кипа'' на втором слоге, как в иврите; в русском языке ударение обычно на первом слоге. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
Строка 60: | Строка 56: | ||
== См. также == | == См. также == | ||
- | |||
- | |||
- | |||
[[Категория:Еврейская одежда]] | [[Категория:Еврейская одежда]] |
Версия 20:45, 20 октября 2011
Регулярная исправленная статья | |
Кипа (киппа) или Ермо́лка (иврит: כִּיפָּה кипа́, мн.ч. кипот, идиш: יאַרמלקע я́рмлке) — еврейский мужской традиционный головной убор. Кипа — «головной убор благочестивого еврея, символизирующий скромность, смирение и благоговение перед Всевышним. Представляет собой маленькую круглую (вязаную или сшитую из ткани) шапочку, прикрывающую макушку».[1] Ермолку иногда прикрепляют к волосам заколкой.
Содержание |
Обычай ношения ермолки
На Западе человек оказывает уважение Богу, снимая шапку, у евреев — нося её. В течение дня, особенно во время молитвы или чтения Торы, голова должна быть покрыта кипой. Вместе с тем ношение ермолки является обычаем, но не законом. Ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы — в синагоге и во время еды. Реформистский иудаизм считает ношение кипы необязательным.[2][3] Нерелигиозные евреи надевают кипу при посещении синагоги, во время траура по умершим и на бар-мицве (праздновании совершеннолетия). Неевреи тоже имеют право надеть ермолку, если хотят; в знак уважения к еврейским традициям они нередко так и делают.
История обычая ношения кипы
В давние времена головной убор был знаком контакта с Богом — голову покрывали во время служения Всевышнему (во время молитвы, произнося благословения, изучая Тору и т. д.). Тора (Шмот 28) предписывает коhенам, служащим в Храме, надевать головной убор. Некоторые евреи носили кипу постоянно — этим они хотели показать, что все их поступки направлены на Служение. Смысл этого обычая-правила — показать, что еврей осознает существование Всевышнего и Его мудрость, ценя это даже выше головы, наиболее развитой и важной части человека.
Судя по фрескам в синагоге Дура-Европос, в эллинистическом мире евреи ходили с непокрытыми головами. Трактат "Софрим", составленный в первые века н.э., разрешает человеку с непокрытой головой вести утреннюю молитву в синагоге (Софрим, 14:12). В Талмуде рассказывается, что мать рава Нахмана покрывала ему голову с малолетства, видя в этом средство добиться его богобоязненности (Шабат 156б). Рав Ѓуна сын рава Йеѓошуа видел основание для особой награды свыше для себя в том, что он никогда не проходил четыре локтя с непокрытой головой (Шабат 118а). Из этих рассказов видно, что покрытие головы было исключением из правила. Важные, значительные раввины покрывали голову платком (Кидушин 8а, 29б, 30а, 31а, 33а).
В средние века покрытие головы считалось обычаем благочестивых (РОШ в "Орхот хаим" 48, от имени Маѓарама из Ротенбурга), но быстро стало общераспространённым обычаем (Зоѓар пишет, что Шхина пребывает над евреем, поэтому ходить с непокрытой головой не следует). Шулхан арух постановляет: "Запрещено проходить четыре локтя с непокрытой головой" (Орах хаим 2:6).
Интересно, что запрет произносить святые слова с непокрытой головой приводится в Шулхан арухе в значительно более мягкой формулировке: "Некоторые говорят, что запрещено произносить святые имена с непокрытой головой, и некоторые также говорят, что следует возражать против практики входить в синагогу с непокрытой головой" (Орах хаим 91:3). Маѓаршаль (р.Шломо Лурия), давший "ашкеназский ответ" на сефардскую книгу "Шулхан арух" - книгу "Ям шель Шломо" - пишет: "Мне неизвестен запрет читать благословения с непокрытой головой". Он считал, что только во время занятий святыми делами, например, молитвы, стоит покрывать голову, и то лишь из соображений повышенного благочестия. В других же обстоятельствах можно голову не покрывать. Рав Йосеф Капах, религиозный авторитет йеменского еврейства ХХ в., также писал, что не существует ѓалахического обоснования обычая покрывать голову, но это достойный уважения обычай. И даже Виленский Гаон в своих примечаниях к "Шулхан аруху" (пар. 8) писал, что у обычая покрывать голову во время произнесения имён Всевышнего нет обоснований, но благочестивый или уважаемый человек может делать так. р.Давид Цви Ѓофман свидетельствует (респонсы "Меламед леѓоиль", 56), что когда он начал работать преподавателем в религиозной школе, которую создал и которой руководил р.Шимшон Рефаэль Ѓирш, ученики там не покрывали голову на уроках по светским предметам.
Однако р.Давид ѓа-леви Сегаль в "Турей заѓав" (комментарии на "Шулхан арух", пар. 8) приводит мнение некоего раввина, гласящее, что покрытие головы - это заповедь Торы, выводимая из общего запрета "и по законам их [окружающих народов] не поступайте" (Ваикра, 18:3). "Мишна брура" приводит наставление книги "Шней лухот ѓа-брит" (р.Йешаяѓу ѓа-леви Ѓоровиц) благочестивому человеку даже спать в кипе. Многие хасиды и сегодня поступают так. Многие современные поским (например, р.Овадья Йосеф, "Йехаве даат" 4:1) постановили, что еврей должен ходить с покрытой головой постоянно[4].
Разновидности ермолки
Тем, кто думают, что выбрать ермолку — дело простое, предлагаю посетить магазин «Кипот Левин» на площади Шабат или «Кафтор ваферах» на улице Меа-Шеарим в Иерусалиме. Полки этих магазинов разделены на десятки мелких ячеек, в которых по размерам, материалу, форме разложены ермолки. Вязаные, гладкие черные, шёлковые черные, бархатные, маленькие на большую голову и большие — на маленькую, остроконечные и плоские, шести-, четырёх- и восьмиклинные. Свою ермолку религиозный еврей видит издалека, подходит прямо к полке с тем фасоном, который носят в его общине, и выбирает нужный размер. Хасид, например, никогда не купит бархатную или расшитую ермолку, не говоря уже о вязаной.
Существуют различные виды ермолок, и по их виду (цвету, размеру и материалу) можно легко определить не только религиозность еврея, но и к какому течению и направлению иудаизма относится человек, носящий ермолку. Ашкеназские кипы обычно сшиты из четырёх или шести клиньев ткани строгих цветов, как правило, чёрный верх и белая подкладка. Сефарды предпочитают меньшего размера, цветные, вязаные или украшенные вышивкой. Хасиды носят кипу под шляпой или меховой шапкой.[5] Белые кипы вайсе ярмулке носят, например, представители некоторых хасидских дворов, желающие намекнуть на принадлежность к изучающим каббалу (главным образом хасиды Реб Ареле (называемые также Толдес-Арн) и некоторая часть Бресловских и других хасидов, жителей квартала Меа Шеарим). Иногда такая кипа имеет помпончик и надпись "נ נח נחמ נחמן מאומן". Чёрная бархатная ермолка, отороченная чёрными или коричневыми лисьими или соболиными хвостами, служит основой хасидского парадного головного убора, называемого штраймл.
Для большинства ортодоксов шляпы, покрывающие всю голову, предпочтительнее ермолок. Хасиды в праздники надевают меховые шапки. Другие, более либеральные ортодоксы носят чёрные ермолки. Течение „современных ортодоксов“ (последователи рава Кука) предпочитает совсем маленькие вязаные ермолки. Выражение „кипа сруга“ („вязаная кипа“) означает общину современных ортодоксов, если о ком-то говорят: „Он кипа сруга“, — это значит, что он современный ортодокс.— p. И. Телушкин «Кипа или ермолка». Энциклопедия «Еврейский мир»
Про еврея, соблюдающего мицвот, но не афиширующего своё еврейство, говорят: "Он носит прозрачную кипу"
Этимология
Слово ермолка, вероятно, тюркского происхождения, по мнению ряда экспертов, от тюркского ягрмурлук — дождевик.[6] Непосредственным источником заимствования является польское слово jarmułka, означающее «шляпа»[7][8].
Еврейская народная этимология связывает слово с арамейской фразой йарэ малка, означающей «трепет перед царём» (имеется в виду Всевышний). Другой вариант — что это «сокращение двух ивритских слов — йерэ ме-элока (боящийся Бога).»[9]
На иврите слово кипа означает «покрытие» или «купол». Израильтяне ставят ударение в слове кипа на втором слоге, как в иврите; в русском языке ударение обычно на первом слоге.
Примечания
- ↑ Киппа
- ↑ Энциклопедия «Еврейский мир» p. И. Телушкин
- ↑ Книга вопросов и ответов МААРШАЛя
- ↑ סיריל כהן, הכיפה: היסטוריה של בגד וסמל דתי. אוניברסיטת בר-אילן, דף שבועי 937, פרשת בראשית תשע"ב
- ↑ Киппа
- ↑ Кипа - еврейский головной убор
- ↑ П. Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1999. Т. 1, с. 285
- ↑ Фасмер, Макс. Этимологический словарь русского языка. М., 1986. Т.2, с.195
- ↑ Кипа или ермолка. Энциклопедия «Еврейский мир» p. И. Телушкин
См. также
bs:Jarmulke ca:Quipà ceb:Kipa cs:Kipaeo:Kipaofa:کیپا fi:Kipaja:キッパー (民族衣装) ko:키파 lad:Kipa lt:Jarmulka ms:Kippah nl:Keppel (hoofddeksel) no:Kippa pl:Jarmułka pt:Quipásk:Kipa sv:Kippa tr:Kipazh:卡巴 (頭飾)Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.