Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 4
+
{{О��татье| ТИП СТ��ТЬИ = 4
-
| АВТОР1 =  
+
| ��ВТОР1 =  
-
| АВТОР2 =
+
| ��ВТОР2 =
-
| АВТОР3 =  
+
| ��ВТОР3 =  
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
+
| СУПЕРВ��ЙЗЕР =  
| ПРОЕКТ =  
| ПРОЕКТ =  
-
| ПОДТЕМА =  
+
| ПОДТЕМ�� =  
-
| КАЧЕСТВО =  
+
| К��ЧЕСТВО =  
-
| УРОВЕНЬ   =  
+
| УРОВЕ��Ь   =  
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ =
+
| Д��Т�� СОЗД����ИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ   =
+
| ��ЕОД��ОЗ����Ч��ОСТЬ   =
}}   
}}   
-
'''Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии''' — одна из ключевых научных проблем в изучении истории [[Хазарский каганат|Хазарского каганата]]. Она сводится к поиску материальных подтверждений бытования в Хазарии [[иудаизм]]а и к оценке того, в какой степени им было затронуто хазарское общество. Существующие на эту тему сообщения письменных источников трактуются по-разному, и в мировой историографии наблюдается несовпадение мнений.  
+
'''Ра��про��транение иудаизма в Хазарии по данным археологии''' — одна из ключевых научных проблем в изучении и��тории [[Хазар��кий каганат|Хазар��кого каганата]]. Она ��водит���� к пои��ку материальных подтверждений бытовани�� в Хазарии [[иудаизм]]а и к оценке того, в какой ��тепени им было затронуто хазар��кое обще��тво. Суще��твующие на ��ту тему ��ообщени�� пи��ьменных и��точников трактуют���� по-разному, и в мировой и��ториографии наблюдает���� не��овпадение мнений.  
-
Российские и украинские специалисты традиционно придерживается скептической оценки, считая что в иудаизм перешли только царский род и некоторая часть высшей знати. Напротив, западные и, в том числе, [[израиль]]ские историки настаивают на широком бытовании этой религии среди всех хазар, а также на её проникновении в среду подчинённых хазарам народов.  
+
Ро����ий��кие и украин��кие ��пециали��ты традиционно придерживает���� ��кептиче��кой оценки, ��чита�� что в иудаизм перешли только цар��кий род и некотора�� ча��ть вы��шей знати. ��апротив, западные и, в том чи��ле, [[израиль]]��кие и��торики на��таивают на широком бытовании ��той религии ��реди в��ех хазар, а также на её проникновении в ��реду подчинённых хазарам народов.  
-
В крайнем виде эти точки зрения превращаются в провозглашение насильственного характера иудаизации «сверху», преувеличение еврейского фактора в хазарской истории в ущерб остальным, а иногда в полное отождествление [[хазары|хазар]] с [[евреи|евреями]].  
+
В крайнем виде ��ти точки зрени�� превращают���� в провозглашение на��иль��твенного характера иудаизации «��верху», преувеличение еврей��кого фактора в хазар��кой и��тории в ущерб о��тальным, а иногда в полное отожде��твление [[хазары|хазар]] �� [[евреи|евре��ми]].  
-
Археологические данные должны стать решающими в решении этого спорного вопроса, а также ряда других, непосредственно с ним связанных:
+
��рхеологиче��кие данные должны ��тать решающими в решении ��того ��порного вопро��а, а также р��да других, непо��ред��твенно �� ним ��в��занных:
-
* Насколько [[ортодоксальный иудаизм|каноническим]] был хазарский иудаизм, как он взаимодействовал с [[язычество]]м? Отдельный вопрос был ли он [[Ортодоксальный иудаизм|раввинистическим]] (как считает большинство историков) или [[Караимы (религиозная группа)|караимским]]?
+
* ��а��колько [[ортодок��альный иудаизм|канониче��ким]] был хазар��кий иудаизм, как он взаимодей��твовал �� [[��зыче��тво]]м? Отдельный вопро�� был ли он [[Ортодок��альный иудаизм|раввини��тиче��ким]] (как ��читает большин��тво и��ториков) или [[Караимы (религиозна�� группа)|караим��ким]]?
-
* Можно ли говорить о «цивилизаторском» (культурном) влиянии хазарского иудаизма на контактировавшие с хазарами страны (например [[Киевская Русь|Древнюю Русь]])?
+
* Можно ли говорить о «цивилизатор��ком» (культурном) вли��нии хазар��кого иудаизма на контактировавшие �� хазарами ��траны (например [[Киев��ка�� Ру��ь|Древнюю Ру��ь]])?
-
* Насколько серьёзен вклад [[Гиюр|прозелитов-хазар]] в [[Ашкеназы|восточноевропейское еврейство]]?
+
* ��а��колько ��ерьёзен вклад [[Гиюр|прозелитов-хазар]] в [[��шкеназы|во��точноевропей��кое еврей��тво]]?
-
== Характеристика хазарского иудаизма по письменным источникам ==
+
== Характери��тика хазар��кого иудаизма по пи��ьменным и��точникам ==
-
Известно, что правители Хазарии перешли в иудаизм по собственной инициативе в нач. IX века. По легенде это произошло в ходе диспута, устроенного между представителями трёх вер.  
+
Изве��тно, что правители Хазарии перешли в иудаизм по ��об��твенной инициативе в нач. IX века. По легенде ��то произошло в ходе ди��пута, у��троенного между пред��тавител��ми трёх вер.  
-
Замена [[язычество|языческих]] верований [[монотеизм|монотеистической религией]] закономерный шаг, характерный для всех государств, достигших определённой (более высокой) стадии развития. Через него в разное время проходили все кочевые каганаты Евразийских степей и все соседи Хазарии (Дунайская и Волжская Болгарии, [[Русь]], [[Алания]]). Хазарский случай уникален тем, что в качестве официальной религии был выбран [[иудаизм]], который по своей природе является национальной религией евреев и не предусматривает обращение других народов. Кроме того, у евреев с эпохи Рассеяния не было государственности.
+
Замена [[��зыче��тво|��зыче��ких]] верований [[монотеизм|монотеи��тиче��кой религией]] закономерный шаг, характерный дл�� в��ех го��удар��тв, до��тигших определённой (более вы��окой) ��тадии развити��. Через него в разное врем�� проходили в��е кочевые каганаты Евразий��ких ��тепей и в��е ��о��еди Хазарии (Дунай��ка�� и Волж��ка�� Болгарии, [[Ру��ь]], [[��лани��]]). Хазар��кий ��лучай уникален тем, что в каче��тве официальной религии был выбран [[иудаизм]], который по ��воей природе ��вл��ет���� национальной религией евреев и не преду��матривает обращение других народов. Кроме того, у евреев �� ��похи Ра����е��ни�� не было го��удар��твенно��ти.
-
Согласно собственно хазарской традиции, отражённой в произведениях т. н. [[Еврейско-хазарская переписка|Еврейско-хазарской переписки]], причиной предпочтения иудаизма стало то, что его положения являются общими для христианства и ислама.  
+
Согла��но ��об��твенно хазар��кой традиции, отражённой в произведени��х т. н. [[Еврей��ко-хазар��ка�� перепи��ка|Еврей��ко-хазар��кой перепи��ки]], причиной предпочтени�� иудаизма ��тало то, что его положени�� ��вл��ют���� общими дл�� хри��тиан��тва и и��лама.  
-
Современные историки среди реальных причин выбора называют стремление хазар сохранить независимость от враждебных [[Византия|Византии]] и [[Арабский халифат|Арабского халифата]] и указывают на связь правящего хазарского клана с еврейскими общинами, издавна жившими на территории страны.  
+
Современные и��торики ��реди реальных причин выбора называют ��тремление хазар ��охранить незави��имо��ть от враждебных [[Византи��|Византии]] и [[��раб��кий халифат|��раб��кого халифата]] и указывают на ��в��зь прав��щего хазар��кого клана �� еврей��кими общинами, издавна жившими на территории ��траны.  
-
Есть основания полагать, что иудаизация была связана с борьбой за власть. Инициаторами смены веры выступали не [[каган]]ы, опорой которых был языческий культ, а представители другого [[Буланиды|знатного рода]] — беки («цари»), которым удалось лишить каганов реальной власти.
+
Е��ть о��новани�� полагать, что иудаизаци�� была ��в��зана �� борьбой за вла��ть. Инициаторами ��мены веры вы��тупали не [[каган]]ы, опорой которых был ��зыче��кий культ, а пред��тавители другого [[Буланиды|знатного рода]] — беки («цари»), которым удало��ь лишить каганов реальной вла��ти.
-
Все традиционные представления об этапах иудаизации хазар основаны на толковании письменных источников (причём лишь одной версии, признанной канонической). На самом деле неизвестны даты жизни [[Овадия (хазарский царь)|царя Овадии]] и содержание его реформ.<ref>Голден Питер. Достижения и перспективы хазарских исследований. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне". Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим «Мосты культуры», Москва, 2005, стр, 43</ref>
+
В�&#65533;е традиционные пред�&#65533;тавлени�&#65533; об �&#65533;тапах иудаизации хазар о�&#65533;нованы на толковании пи�&#65533;ьменных и�&#65533;точников (причём лишь одной вер�&#65533;ии, признанной канониче�&#65533;кой). �&#65533;а �&#65533;амом деле неизве�&#65533;тны даты жизни [[Овади�&#65533; (хазар�&#65533;кий царь)|цар�&#65533; Овадии]] и �&#65533;одержание его реформ.<ref>Голден Питер. До�&#65533;тижени�&#65533; и пер�&#65533;пективы хазар�&#65533;ких и�&#65533;�&#65533;ледований. В �&#65533;борнике "Хазары. Евреи и �&#65533;лав�&#65533;не". Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Мо�&#65533;ковича, �&#65533;. Федорчука, �&#65533;. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иеру�&#65533;алим «Мо�&#65533;ты культуры», Мо�&#65533;ква, 2005, �&#65533;тр, 43</ref>
-
== Археология ==
+
== �&#65533;рхеологи�&#65533; ==
-
Памятники на основной территории каганата (Равнинный Дагестан, Нижнее Поволжье, Подонье, Крым) связываются с [[Салтово-маяцкая культура|Салтово-маяцкой археологической культурой]]. Её исследования начались на рубеже XIX-|XX вв. и приобрели систематический характер в советское время.  
+
Пам�&#65533;тники на о�&#65533;новной территории каганата (Равнинный Даге�&#65533;тан, �&#65533;ижнее Поволжье, Подонье, Крым) �&#65533;в�&#65533;зывают�&#65533;�&#65533; �&#65533; [[Салтово-ма�&#65533;цка�&#65533; культура|Салтово-ма�&#65533;цкой археологиче�&#65533;кой культурой]]. Её и�&#65533;�&#65533;ледовани�&#65533; начали�&#65533;ь на рубеже XIX-|XX вв. и приобрели �&#65533;и�&#65533;тематиче�&#65533;кий характер в �&#65533;овет�&#65533;кое врем�&#65533;.  
-
В настоящее время в научный оборот введено более тысячи памятников всех типов: стационарных и временных поселений, крепостей, могильников. К сожалению, коренная территория Хазарии — Нижнее Поволжье обследовано недостаточно и общепринятые археологические признаки собственно хазарского этноса пока не выработаны.
+
В на�&#65533;то�&#65533;щее врем�&#65533; в научный оборот введено более ты�&#65533;�&#65533;чи пам�&#65533;тников в�&#65533;ех типов: �&#65533;тационарных и временных по�&#65533;елений, крепо�&#65533;тей, могильников. К �&#65533;ожалению, коренна�&#65533; территори�&#65533; Хазарии — �&#65533;ижнее Поволжье об�&#65533;ледовано недо�&#65533;таточно и общеприн�&#65533;тые археологиче�&#65533;кие признаки �&#65533;об�&#65533;твенно хазар�&#65533;кого �&#65533;тно�&#65533;а пока не выработаны.
-
После многочисленных археологических исследований археологи констатируют, что основная масса народа оставалась языческой. Причем язычество было здесь не пережиточным явлением, а полноправной религией народных масс.<ref>С.А Плетнева. Хазары и Хазарский каганат в сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим «Мосты культуры», Москва, 2005 С. 22.</ref> И эту точку зрения разделяют российские и украинские археологи, имеющие большой фонд информации, полученный в ходе раскопок территорий [[Хазарский каганат|Хазарского каганата]] (Мнение западных, и в частности [[израиль]]ских археологов, сильно отличается).
+
По�&#65533;ле многочи�&#65533;ленных археологиче�&#65533;ких и�&#65533;�&#65533;ледований археологи кон�&#65533;татируют, что о�&#65533;новна�&#65533; ма�&#65533;�&#65533;а народа о�&#65533;тавала�&#65533;ь �&#65533;зыче�&#65533;кой. Причем �&#65533;зыче�&#65533;тво было зде�&#65533;ь не пережиточным �&#65533;влением, а полноправной религией народных ма�&#65533;�&#65533;.<ref>С.�&#65533; Плетнева. Хазары и Хазар�&#65533;кий каганат в �&#65533;борнике "Хазары. Евреи и �&#65533;лав�&#65533;не. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Мо�&#65533;ковича, �&#65533;. Федорчука, �&#65533;. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иеру�&#65533;алим «Мо�&#65533;ты культуры», Мо�&#65533;ква, 2005 С. 22.</ref> И �&#65533;ту точку зрени�&#65533; раздел�&#65533;ют ро�&#65533;�&#65533;ий�&#65533;кие и украин�&#65533;кие археологи, имеющие большой фонд информации, полученный в ходе ра�&#65533;копок территорий [[Хазар�&#65533;кий каганат|Хазар�&#65533;кого каганата]] (Мнение западных, и в ча�&#65533;тно�&#65533;ти [[израиль]]�&#65533;ких археологов, �&#65533;ильно отличает�&#65533;�&#65533;).
-
В связи с последними археологическими раскопками серии городищ, эта точка зрения становится все более обоснованной. Уловимых следов иудаизма на территориях раскопок не зафиксировано, а наоборот появляется всё больше свидетельств о господстве язычества в Хазарском каганате VIII—X вв.  
+
В �&#65533;в�&#65533;зи �&#65533; по�&#65533;ледними археологиче�&#65533;кими ра�&#65533;копками �&#65533;ерии городищ, �&#65533;та точка зрени�&#65533; �&#65533;тановит�&#65533;�&#65533; в�&#65533;е более обо�&#65533;нованной. Уловимых �&#65533;ледов иудаизма на территори�&#65533;х ра�&#65533;копок не зафик�&#65533;ировано, а наоборот по�&#65533;вл�&#65533;ет�&#65533;�&#65533; в�&#65533;ё больше �&#65533;видетель�&#65533;тв о го�&#65533;под�&#65533;тве �&#65533;зыче�&#65533;тва в Хазар�&#65533;ком каганате VIII—X вв.  
-
Эти научные изыскания делают все яснее религиозную ситуацию в Хазарии. Вплоть до X в. Хазария не была затронута мировыми религиями, имеется в виду не только [[иудаизм]] но и [[христианство]] и [[ислам]]. Ни одна из вышеуказанных религий не подействовала на религиозно-мифологическую систему верований в Хазарии, их истоки прослеживаются в общеиндоевропейских истоках и от них к иранским. Исследования в этом направлении оказались более плодотворными <ref>В.Е. Флерова «Образы и Сюжеты Мифологии Хазарии» (Изд."Гешарим" Мосты культуры ([[Иерусалим]]), 2001. С. 22-23.)</ref>.   
+
Эти научные изы�&#65533;кани�&#65533; делают в�&#65533;е �&#65533;�&#65533;нее религиозную �&#65533;итуацию в Хазарии. Вплоть до X в. Хазари�&#65533; не была затронута мировыми религи�&#65533;ми, имеет�&#65533;�&#65533; в виду не только [[иудаизм]] но и [[хри�&#65533;тиан�&#65533;тво]] и [[и�&#65533;лам]]. �&#65533;и одна из вышеуказанных религий не подей�&#65533;твовала на религиозно-мифологиче�&#65533;кую �&#65533;и�&#65533;тему верований в Хазарии, их и�&#65533;токи про�&#65533;леживают�&#65533;�&#65533; в общеиндоевропей�&#65533;ких и�&#65533;токах и от них к иран�&#65533;ким. И�&#65533;�&#65533;ледовани�&#65533; в �&#65533;том направлении оказали�&#65533;ь более плодотворными <ref>В.Е. Флерова «Образы и Сюжеты Мифологии Хазарии» (Изд."Гешарим" Мо�&#65533;ты культуры ([[Иеру�&#65533;алим]]), 2001. С. 22-23.)</ref>.   
-
Как замечает [[Плетнева, Светлана Александровна|С.А Плетнева]], из археологических исследований можно заметить исчезновения солярных амулетов, посвящённых ''Тенгри-хану'', и, как она предполагает, это произошло из-за усиления [[иудаизм]]а, который вытеснил из каганата "централизованный феодальный культ бога неба". По её мнению это произошло только в IX в., хотя другие более архаичные культы и сам шаманизм сосуществовали с [[иудаизм]]ом до конца каганата. Другие археологи возражают, предполагая что противопоставление язычества, в частности культа неба, иудаизму вряд ли имеет под собой основу.<ref name="">Флёрова В.С. С., 2000б</ref>
+
Как замечает [[Плетнева, Светлана �&#65533;лек�&#65533;андровна|С.�&#65533; Плетнева]], из археологиче�&#65533;ких и�&#65533;�&#65533;ледований можно заметить и�&#65533;чезновени�&#65533; �&#65533;ол�&#65533;рных амулетов, по�&#65533;в�&#65533;щённых ''Тенгри-хану'', и, как она предполагает, �&#65533;то произошло из-за у�&#65533;илени�&#65533; [[иудаизм]]а, который выте�&#65533;нил из каганата "централизованный феодальный культ бога неба". По её мнению �&#65533;то произошло только в IX в., хот�&#65533; другие более архаичные культы и �&#65533;ам шаманизм �&#65533;о�&#65533;уще�&#65533;твовали �&#65533; [[иудаизм]]ом до конца каганата. Другие археологи возражают, предполага�&#65533; что противопо�&#65533;тавление �&#65533;зыче�&#65533;тва, в ча�&#65533;тно�&#65533;ти культа неба, иудаизму вр�&#65533;д ли имеет под �&#65533;обой о�&#65533;нову.<ref name="">Флёрова В.С. С., 2000б</ref>
-
Даже в таких поздних территориях проживания хазар как Крым, в том числе хорошо исследованном [[Херсонес]]е, следы еврейского присутствия прослеживаются только в V в. Правда на [[Тамань|Тамани]] были найдены надгробные стелы с изображением иудейской символики, свидетельствуют о том, что в этом регионе иудеи присутствовали ([[Фанагория]], [[Тьмутаракань|Таматархе]]) до V в. На обратных сторонах этих стел иногда попадались тамгообразные знаки, возможно, что возвышались они над могилами хазарских [[прозелит]]ов.<ref>С.А Плетнева. Хазары и Хазарский каганат в сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим «Мосты культуры», Москва, 2005 С. 22.</ref>
+
Даже в таких поздних территори�&#65533;х проживани�&#65533; хазар как Крым, в том чи�&#65533;ле хорошо и�&#65533;�&#65533;ледованном [[Хер�&#65533;оне�&#65533;]]е, �&#65533;леды еврей�&#65533;кого при�&#65533;ут�&#65533;тви�&#65533; про�&#65533;леживают�&#65533;�&#65533; только в V в. Правда на [[Тамань|Тамани]] были найдены надгробные �&#65533;телы �&#65533; изображением иудей�&#65533;кой �&#65533;имволики, �&#65533;видетель�&#65533;твуют о том, что в �&#65533;том регионе иудеи при�&#65533;ут�&#65533;твовали ([[Фанагори�&#65533;]], [[Тьмутаракань|Таматархе]]) до V в. �&#65533;а обратных �&#65533;торонах �&#65533;тих �&#65533;тел иногда попадали�&#65533;ь тамгообразные знаки, возможно, что возвышали�&#65533;ь они над могилами хазар�&#65533;ких [[прозелит]]ов.<ref>С.�&#65533; Плетнева. Хазары и Хазар�&#65533;кий каганат в �&#65533;борнике "Хазары. Евреи и �&#65533;лав�&#65533;не. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, [[Мо�&#65533;кович, Вольф �&#65533;брамович|В. Мо�&#65533;ковича]], �&#65533;. Федорчука, �&#65533;. Кулика, Д. Шапиро. Сери�&#65533; Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иеру�&#65533;алим «Мо�&#65533;ты культуры», Мо�&#65533;ква, 2005 ISBN 5-93273-196-6; �&#65533;тр. 22.</ref>
-
В [[Боспор]]е найдены некоторые иудейские надгробия, но само кладбище ещё не изучено.<ref>И. А. Завадская, Хронология памятников ранесредневековой христианской архетиктуры Херсонеса МАИЭТ. Вып. VII. [[Симферополь]], 2000. С. 79.)</ref> Конечно было бы несправедливо не заметить о перспективах в будущих раскопках в бассейне Нижнего [[Дон]]а и Нижней [[Волга|Волги]], и возможности обнаружений следов хазарского иудаизма.
+
В [[Бо�&#65533;пор]]е найдены некоторые иудей�&#65533;кие надгроби�&#65533;, но �&#65533;амо кладбище ещё не изучено.<ref>И. �&#65533;. Завад�&#65533;ка�&#65533;, Хронологи�&#65533; пам�&#65533;тников ране�&#65533;редневековой хри�&#65533;тиан�&#65533;кой архетиктуры Хер�&#65533;оне�&#65533;а М�&#65533;ИЭТ. Вып. VII. Симферополь, 2000. С. 79.)</ref> Конечно было бы не�&#65533;праведливо не заметить о пер�&#65533;пективах в будущих ра�&#65533;копках в ба�&#65533;�&#65533;ейне �&#65533;ижнего [[Дон]]а и �&#65533;ижней Волги, и возможно�&#65533;ти обнаружений �&#65533;ледов хазар�&#65533;кого иудаизма.
 +
 
 +
== Проблема трактовки археологиче�&#65533;ких находок ==
 +
С другой �&#65533;тороны, возникает проблема: какими должны быть материальные �&#65533;леды ра�&#65533;про�&#65533;транени�&#65533; иудаизма?
 +
 
 +
При �&#65533;том �&#65533;ледует уче�&#65533;ть, прежде в�&#65533;его, �&#65533;ледующие факты:
 +
* В географиче�&#65533;ких у�&#65533;лови�&#65533;х территории Хазар�&#65533;кого каганата не могли �&#65533;охранить�&#65533;�&#65533; предметы из ткани, кожи (пергамента), почти никогда - дерева. Металличе�&#65533;кие предметы, как правило, переплавл�&#65533;ли�&#65533;ь или разъедены коррозией. О�&#65533;тала�&#65533;ь только керамика, здани�&#65533; и могилы.
 +
* �&#65533;е изве�&#65533;тно в точно�&#65533;ти, какие правила [[Ѓалаха|Ѓалахи]] дей�&#65533;твовали в том ме�&#65533;те в то врем�&#65533;, на�&#65533;колько они �&#65533;овпадали �&#65533; �&#65533;овременными.
 +
* При прин�&#65533;тии новой религии большин�&#65533;тво [[Прозелиты|прозелитов]], о�&#65533;обенно из про�&#65533;тых людей, долгое врем�&#65533; �&#65533;охран�&#65533;ют �&#65533;тарые бытовые привычки, порождённые �&#65533;тарым культом и у�&#65533;лови�&#65533;ми жизни. �&#65533;апример, невозможно было ожидать, что люди откажут�&#65533;�&#65533; от охоты ради пропитани�&#65533; из-за противоречий �&#65533; [[кашрут]]ом - �&#65533;ледовательно, ко�&#65533;ти диких животных продолжали попадать в помойки.
 +
 
 +
[[Плетнёва, Светлана �&#65533;лек�&#65533;андровна|Плетнёва]] �&#65533;делала вывод о �&#65533;лабом ра�&#65533;про�&#65533;транении [[иудаизм]]а, не найд�&#65533; значимого количе�&#65533;тва иудей�&#65533;ких могил. Однако неизве�&#65533;тны подробно�&#65533;ти погребальных обр�&#65533;дов хазар�&#65533;ких евреев IX века, о�&#65533;обенно [[Прозелиты|прозелитов]] и как должны были изменить�&#65533;�&#65533; их могилы по �&#65533;равнению �&#65533; �&#65533;зыче�&#65533;кими.
 +
 
 +
Возможно, обычай кла�&#65533;ть в могилы вещи продержал�&#65533;�&#65533; долго. �&#65533;адгробные плиты �&#65533; еврей�&#65533;кими надпи�&#65533;�&#65533;ми и �&#65533;имволикой почти точно указывают на принадлежно�&#65533;ть могилы. Однако в �&#65533;тепной зоне, где така�&#65533; плита должна была быть очень дорога, у какой доли на�&#65533;елени�&#65533; была возможно�&#65533;ть её у�&#65533;тановить?
== См. также ==
== См. также ==
-
* [[Хазарский каганат]]
+
* [[Хазар�&#65533;кий каганат]]
* [[Хазары]]
* [[Хазары]]
-
== Примечания ==
+
== Примечани�&#65533; ==
-
{{примечания}}
+
{{примечани�&#65533;}}
== Литература ==
== Литература ==
-
* Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим «Мосты культуры», Москва, 2005
+
* Хазары. Евреи и �&#65533;лав�&#65533;не. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Мо�&#65533;ковича, �&#65533;. Федорчука, �&#65533;. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иеру�&#65533;алим «Мо�&#65533;ты культуры», Мо�&#65533;ква, 2005
-
* [[Артамонов, Михаил Илларионович|М.И Артамонов]] (История хазар. Л., 1962. С.38).
+
* [[�&#65533;ртамонов, Михаил Илларионович|М.И �&#65533;ртамонов]] (И�&#65533;тори�&#65533; хазар. Л., 1962. С.38).
-
* Е.Березанский "Евреи, хазары, Русь". Герцлия, "Исрадон", 2006
+
* Е.Березан�&#65533;кий "Евреи, хазары, Ру�&#65533;ь". Герцли�&#65533;, "И�&#65533;радон", 2006
-
* [[Гумилев|Л.Н Гумилев]], Древняя Русь и Великая Степь.
+
* [[Гумилев|Л.�&#65533; Гумилев]], Древн�&#65533;�&#65533; Ру�&#65533;ь и Велика�&#65533; Степь.
-
* ''Кёстлер А. '' [http://www.lib.ru/INPROZ/KESTLER/hazary.txt Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие]. — СПб, 2001. ISBN 5-8071-0076-X [http://biblebelievers.org.au/13trindx.htm Английский текст]
+
* ''Кё�&#65533;тлер �&#65533;. '' [http://www.lib.ru/INPROZ/KESTLER/hazary.txt Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её на�&#65533;ледие]. — СПб, 2001. ISBN 5-8071-0076-X [http://biblebelievers.org.au/13trindx.htm �&#65533;нглий�&#65533;кий тек�&#65533;т]
-
* [http://www.russiancity.ru/ybooks/y1.htm  ''Плетнева С. А.'' «От кочевий к городам» (М.,1967).]
+
* [http://www.russiancity.ru/ybooks/y1.htm  ''Плетнева С. �&#65533;.'' «От кочевий к городам» (М.,1967).]
-
* ''Флерова В. Е.''. «Хазарские курганы с ровиками: Центральная Азия или Восточная Европа?» // Российская археология. 2001. № 2.
+
* ''Флерова В. Е.''. «Хазар�&#65533;кие курганы �&#65533; ровиками: Центральна�&#65533; �&#65533;зи�&#65533; или Во�&#65533;точна�&#65533; Европа?» // Ро�&#65533;�&#65533;ий�&#65533;ка�&#65533; археологи�&#65533;. 2001. № 2.
-
== Ссылки ==
+
== С�&#65533;ылки ==
-
* [http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=DA06F9382D5045E1B2B2C3A7B6D9907F ''Талашов М. В.'' Наследие древних тюрков в хазарии: миф или реальность.]  
+
* [http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=DA06F9382D5045E1B2B2C3A7B6D9907F ''Талашов М. В.'' �&#65533;а�&#65533;ледие древних тюрков в хазарии: миф или реально�&#65533;ть.]  
-
* [http://www.astrakhan.ru/history/read/14/ Религиозные верования Хазарии]
+
* [http://www.astrakhan.ru/history/read/14/ Религиозные веровани�&#65533; Хазарии]
-
[[Категория:Хазары]]
+
[[Категори�&#65533;:Хазары]]
-
[[Категория:История евреев России/Украины]]
+
[[Категори�&#65533;:И�&#65533;тори�&#65533; евреев Ро�&#65533;�&#65533;ии/Украины]]
-
[[Категория:История иудаизма]]
+
[[Категори�&#65533;:И�&#65533;тори�&#65533; иудаизма]]
-
[[Категория:Гиюр, прозелиты в иудаизме]]
+
[[Категори�&#65533;:Гиюр, прозелиты в иудаизме]]
-
[[Категория:Караимы]]
+
[[Категори�&#65533;:Караимы]]
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}
-
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
+
[[Категори�&#65533;:требует категоризации]]{{checked_final}}

Версия 17:17, 6 августа 2011

{{О��татье| ТИП СТ��ТЬИ = 4 | ��ВТОР1 = | ��ВТОР2 = | ��ВТОР3 = | СУПЕРВ��ЙЗЕР = | ПРОЕКТ = | ПОДТЕМ�� = | К��ЧЕСТВО = | УРОВЕ��Ь = | Д��Т�� СОЗД����ИЯ = | ВИКИПЕДИЯ = | ��ЕОД��ОЗ����Ч��ОСТЬ = }} Ра��про��транение иудаизма в Хазарии по данным археологии — одна из ключевых научных проблем в изучении и��тории [[Хазар��кий каганат|Хазар��кого каганата]]. Она ��водит���� к пои��ку материальных подтверждений бытовани�� в Хазарии иудаизма и к оценке того, в какой ��тепени им было затронуто хазар��кое обще��тво. Суще��твующие на ��ту тему ��ообщени�� пи��ьменных и��точников трактуют���� по-разному, и в мировой и��ториографии наблюдает���� не��овпадение мнений.

Ро����ий��кие и украин��кие ��пециали��ты традиционно придерживает���� ��кептиче��кой оценки, ��чита�� что в иудаизм перешли только цар��кий род и некотора�� ча��ть вы��шей знати. ��апротив, западные и, в том чи��ле, израиль��кие и��торики на��таивают на широком бытовании ��той религии ��реди в��ех хазар, а также на её проникновении в ��реду подчинённых хазарам народов.

В крайнем виде ��ти точки зрени�� превращают���� в провозглашение на��иль��твенного характера иудаизации «��верху», преувеличение еврей��кого фактора в хазар��кой и��тории в ущерб о��тальным, а иногда в полное отожде��твление хазар �� евре��ми.

��рхеологиче��кие данные должны ��тать решающими в решении ��того ��порного вопро��а, а также р��да других, непо��ред��твенно �� ним ��в��занных:

  • ��а��колько [[ортодок��альный иудаизм|канониче��ким]] был хазар��кий иудаизм, как он взаимодей��твовал �� [[��зыче��тво]]м? Отдельный вопро�� был ли он [[Ортодок��альный иудаизм|раввини��тиче��ким]] (как ��читает большин��тво и��ториков) или [[Караимы (религиозна�� группа)|караим��ким]]?
  • Можно ли говорить о «цивилизатор��ком» (культурном) вли��нии хазар��кого иудаизма на контактировавшие �� хазарами ��траны (например [[Киев��ка�� Ру��ь|Древнюю Ру��ь]])?
  • ��а��колько ��ерьёзен вклад прозелитов-хазар в [[��шкеназы|во��точноевропей��кое еврей��тво]]?

Содержание

Характери��тика хазар��кого иудаизма по пи��ьменным и��точникам

Изве��тно, что правители Хазарии перешли в иудаизм по ��об��твенной инициативе в нач. IX века. По легенде ��то произошло в ходе ди��пута, у��троенного между пред��тавител��ми трёх вер.

Замена [[��зыче��тво|��зыче��ких]] верований монотеи��тиче��кой религией закономерный шаг, характерный дл�� в��ех го��удар��тв, до��тигших определённой (более вы��окой) ��тадии развити��. Через него в разное врем�� проходили в��е кочевые каганаты Евразий��ких ��тепей и в��е ��о��еди Хазарии (Дунай��ка�� и Волж��ка�� Болгарии, [[Ру��ь]], [[��лани��]]). Хазар��кий ��лучай уникален тем, что в каче��тве официальной религии был выбран иудаизм, который по ��воей природе ��вл��ет���� национальной религией евреев и не преду��матривает обращение других народов. Кроме того, у евреев �� ��похи Ра����е��ни�� не было го��удар��твенно��ти.

Согла��но ��об��твенно хазар��кой традиции, отражённой в произведени��х т. н. [[Еврей��ко-хазар��ка�� перепи��ка|Еврей��ко-хазар��кой перепи��ки]], причиной предпочтени�� иудаизма ��тало то, что его положени�� ��вл��ют���� общими дл�� хри��тиан��тва и и��лама.

Современные и��торики ��реди реальных причин выбора называют ��тремление хазар ��охранить незави��имо��ть от враждебных [[Византи��|Византии]] и [[��раб��кий халифат|��раб��кого халифата]] и указывают на ��в��зь прав��щего хазар��кого клана �� еврей��кими общинами, издавна жившими на территории ��траны.

Е��ть о��новани�� полагать, что иудаизаци�� была ��в��зана �� борьбой за вла��ть. Инициаторами ��мены веры вы��тупали не каганы, опорой которых был ��зыче��кий культ, а пред��тавители другого знатного рода — беки («цари»), которым удало��ь лишить каганов реальной вла��ти.

В��е традиционные пред��тавлени�� об ��тапах иудаизации хазар о��нованы на толковании пи��ьменных и��точников (причём лишь одной вер��ии, признанной канониче��кой). ��а ��амом деле неизве��тны даты жизни [[Овади�� (хазар��кий царь)|цар�� Овадии]] и ��одержание его реформ.[1]

��рхеологи��

Пам��тники на о��новной территории каганата (Равнинный Даге��тан, ��ижнее Поволжье, Подонье, Крым) ��в��зывают���� �� [[Салтово-ма��цка�� культура|Салтово-ма��цкой археологиче��кой культурой]]. Её и����ледовани�� начали��ь на рубеже XIX-|XX вв. и приобрели ��и��тематиче��кий характер в ��овет��кое врем��.

В на��то��щее врем�� в научный оборот введено более ты����чи пам��тников в��ех типов: ��тационарных и временных по��елений, крепо��тей, могильников. К ��ожалению, коренна�� территори�� Хазарии — ��ижнее Поволжье об��ледовано недо��таточно и общеприн��тые археологиче��кие признаки ��об��твенно хазар��кого ��тно��а пока не выработаны.

По��ле многочи��ленных археологиче��ких и����ледований археологи кон��татируют, что о��новна�� ма����а народа о��тавала��ь ��зыче��кой. Причем ��зыче��тво было зде��ь не пережиточным ��влением, а полноправной религией народных ма����.[2] И ��ту точку зрени�� раздел��ют ро����ий��кие и украин��кие археологи, имеющие большой фонд информации, полученный в ходе ра��копок территорий [[Хазар��кий каганат|Хазар��кого каганата]] (Мнение западных, и в ча��тно��ти израиль��ких археологов, ��ильно отличает����).

В ��в��зи �� по��ледними археологиче��кими ра��копками ��ерии городищ, ��та точка зрени�� ��тановит���� в��е более обо��нованной. Уловимых ��ледов иудаизма на территори��х ра��копок не зафик��ировано, а наоборот по��вл��ет���� в��ё больше ��видетель��тв о го��под��тве ��зыче��тва в Хазар��ком каганате VIII—X вв.

Эти научные изы��кани�� делают в��е ����нее религиозную ��итуацию в Хазарии. Вплоть до X в. Хазари�� не была затронута мировыми религи��ми, имеет���� в виду не только иудаизм но и [[хри��тиан��тво]] и [[и��лам]]. ��и одна из вышеуказанных религий не подей��твовала на религиозно-мифологиче��кую ��и��тему верований в Хазарии, их и��токи про��леживают���� в общеиндоевропей��ких и��токах и от них к иран��ким. И����ледовани�� в ��том направлении оказали��ь более плодотворными [3].

Как замечает [[Плетнева, Светлана ��лек��андровна|С.�� Плетнева]], из археологиче��ких и����ледований можно заметить и��чезновени�� ��ол��рных амулетов, по��в��щённых Тенгри-хану, и, как она предполагает, ��то произошло из-за у��илени�� иудаизма, который выте��нил из каганата "централизованный феодальный культ бога неба". По её мнению ��то произошло только в IX в., хот�� другие более архаичные культы и ��ам шаманизм ��о��уще��твовали �� иудаизмом до конца каганата. Другие археологи возражают, предполага�� что противопо��тавление ��зыче��тва, в ча��тно��ти культа неба, иудаизму вр��д ли имеет под ��обой о��нову.[4]

Даже в таких поздних территори��х проживани�� хазар как Крым, в том чи��ле хорошо и����ледованном [[Хер��оне��]]е, ��леды еврей��кого при��ут��тви�� про��леживают���� только в V в. Правда на Тамани были найдены надгробные ��телы �� изображением иудей��кой ��имволики, ��видетель��твуют о том, что в ��том регионе иудеи при��ут��твовали ([[Фанагори��]], Таматархе) до V в. ��а обратных ��торонах ��тих ��тел иногда попадали��ь тамгообразные знаки, возможно, что возвышали��ь они над могилами хазар��ких прозелитов.[5]

В [[Бо��пор]]е найдены некоторые иудей��кие надгроби��, но ��амо кладбище ещё не изучено.[6] Конечно было бы не��праведливо не заметить о пер��пективах в будущих ра��копках в ба����ейне ��ижнего Дона и ��ижней Волги, и возможно��ти обнаружений ��ледов хазар��кого иудаизма.

Проблема трактовки археологиче��ких находок

С другой ��тороны, возникает проблема: какими должны быть материальные ��леды ра��про��транени�� иудаизма?

При ��том ��ледует уче��ть, прежде в��его, ��ледующие факты:

  • В географиче��ких у��лови��х территории Хазар��кого каганата не могли ��охранить���� предметы из ткани, кожи (пергамента), почти никогда - дерева. Металличе��кие предметы, как правило, переплавл��ли��ь или разъедены коррозией. О��тала��ь только керамика, здани�� и могилы.
  • ��е изве��тно в точно��ти, какие правила Ѓалахи дей��твовали в том ме��те в то врем��, на��колько они ��овпадали �� ��овременными.
  • При прин��тии новой религии большин��тво прозелитов, о��обенно из про��тых людей, долгое врем�� ��охран��ют ��тарые бытовые привычки, порождённые ��тарым культом и у��лови��ми жизни. ��апример, невозможно было ожидать, что люди откажут���� от охоты ради пропитани�� из-за противоречий �� кашрутом - ��ледовательно, ко��ти диких животных продолжали попадать в помойки.

[[Плетнёва, Светлана ��лек��андровна|Плетнёва]] ��делала вывод о ��лабом ра��про��транении иудаизма, не найд�� значимого количе��тва иудей��ких могил. Однако неизве��тны подробно��ти погребальных обр��дов хазар��ких евреев IX века, о��обенно прозелитов и как должны были изменить���� их могилы по ��равнению �� ��зыче��кими.

Возможно, обычай кла��ть в могилы вещи продержал���� долго. ��адгробные плиты �� еврей��кими надпи����ми и ��имволикой почти точно указывают на принадлежно��ть могилы. Однако в ��тепной зоне, где така�� плита должна была быть очень дорога, у какой доли на��елени�� была возможно��ть её у��тановить?

См. также

  • [[Хазар��кий каганат]]
  • Хазары

Примечани��

{{примечани��}}

Литература

  • Хазары. Евреи и ��лав��не. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Мо��ковича, ��. Федорчука, ��. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иеру��алим – «Мо��ты культуры», Мо��ква, 2005
  • [[��ртамонов, Михаил Илларионович|М.И ��ртамонов]] (И��тори�� хазар. Л., 1962. С.38).
  • Е.Березан��кий "Евреи, хазары, Ру��ь". Герцли��, "И��радон", 2006
  • Л.�� Гумилев, Древн���� Ру��ь и Велика�� Степь.
  • Кё��тлер ��. Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её на��ледие. — СПб, 2001. ISBN 5-8071-0076-X ��нглий��кий тек��т
  • Плетнева С. ��. «От кочевий к городам» (М.,1967).
  • Флерова В. Е.. «Хазар��кие курганы �� ровиками: Центральна�� ��зи�� или Во��точна�� Европа?» // Ро����ий��ка�� археологи��. 2001. № 2.

С��ылки

[[Категори��:Хазары]] [[Категори��:И��тори�� евреев Ро����ии/Украины]] [[Категори��:И��тори�� иудаизма]] [[Категори��:Гиюр, прозелиты в иудаизме]] [[Категори��:Караимы]]


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась. [[Категори��:требует категоризации]]


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация