История Страны Израиля в Средние Века
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «История евреев в средневековье » с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
||
Строка 91: | Строка 91: | ||
{{примечания}} | {{примечания}} | ||
- | + | ||
[[Категория:История евреев в средневековье ]]{{checked_final}} | [[Категория:История евреев в средневековье ]]{{checked_final}} |
Версия 20:22, 10 июля 2011
Регулярная статья | |
Содержание |
Византийский период
После раздела Римской империи в 395 году, Палестина стала провинцией Византии. К этому времени среди местного эллинизированного населения сформировалась сильная христианская община, известная как Иерусалимская православная церковь. Несмотря на значительное уменьшение численности евреев ко второй половине V века, в Галилее даже в этот период сохранялось еврейское большинство. [1]
Кодекс Феодосия II (438) свел воедино все более ранние антиеврейские законы и добавил запрещение строительства новых синагог.
В VI в., в царствование Юстиниана I отношение к евреям стало еще хуже. Евреи были обложены тяжелыми налогами, им было запрещено свидетельствовать в суде против христиан и занимать почетные должности.
Были введены также значительные религиозные ограничения. Император пытался вмешиваться во внутреннюю религиозная жизнь еврейских общин и даже поставить иудаизм вне закона. В ослабленной империи конца VI в. – начала VII в. усилились антиеврейские выступления и участились случаи насильственного обращения евреев в христианство. Эти притеснения вынудили евреев к ряду вооруженных выступлений против Византии.
В правление императора Ираклия евреи присоединились к армии персов, воевавшей против Византии, и помогли ей захватить Иерусалим (614). Однако евреи были обложены большими налогами, а недовольные были высланы в Персию. Тогда евреи перешли на сторону Византии. Император Ираклий даровал им амнистию и обещал улучшить их положение. Но после изгнания персов из Иерусалима (629) Ираклий под нажимом христианского духовенства отказался выполнить свое обещание; начались жесточайшие погромы, после которых уцелели лишь немногие евреи, бежавшие в Египет или укрывшиеся в горах.[2]
В 629—630 еврейское присутствие в регионе достигло своего минимума за всю трёхтысячелетнюю историю, но полностью не исчезло.
Период арабского владычества (638—1099)
Первое вторжение арабов в Палестину датируется 634 годом, когда войска халифа Абу Бакра захватили византийскую крепость Босра на западном берегу реки Иордан. Полностью вытеснить византийцев им удалось только после битвы при Ярмуке, после которой в 638 году патриарх Софроний передал ключи от Иерусалима халифу Омару. Таким образом, Палестина была завоёвана у Византии мусульманами.[3]
В последующие шесть веков контроль над этой территорией переходил от Омейядов[4] к Аббасидам,[5] к крестоносцам и обратно.
Эпоха арабского владычества в Палестине делится на четыре периода:
- завоевание и освоение страны (638—660 годы);
- династия Омейядов (661—750);
- династия Аббасидов (750—969);
- династия Фатимидов (969—1099).
В арабский период в Иерусалиме на Храмовой горе были построены мечети Аль-Акса и Купол Скалы[6]. Под влиянием ислама местное некогда эллинизированное население арабизировалось.
Период крестоносцев (1099—1291)
В 1099 европейские крестоносцы штурмом взяли Иерусалим, а их предводитель Готфрид Бульонский учредил Иерусалимское королевство. Власть королевства помимо Страны Израиля распространялась на Ливан и приморскую Сирию.
Крестоносцы полностью вырезали еврейские общины всех захваченных городов (Иерусалим, Рамла и Яффа) и запретили въезд евреев в свои владения. Но впоследствии они были вынуждены смягчить этот запрет. Благодаря особенностям венецианских законов вскоре возникла маленькая еврейская община в венецианском квартале Ако.[7] В сельской местности Галилеи сохранились небольшие общины, которых крестоносцы не заметили.
Когда крестоносцы открыли транспортные маршруты из Европы, паломничества на Святую Землю стало популярным. В то же время, всё большее число евреев стремились вернуться на родину. Документы того периода показывают, что 300 раввинов из Франции и Англии прибыли группой, при этом некоторые поселились в Аккре (Акко), другие в Иерусалиме.[8]
Биньямин из Туделы и Птахия из Регенсбурга (посетившие Иерусалимское королевство в 1160 и 1180 гг. соответственно) нашли благоустроенные еврейские общины в Ашкелоне, Рамле, Кейсарии, Тверии и Акко. В записках Йехуды Аль-Харизи говорится о процветающей общине в Иерусалиме, который он посетил в 1216 г. Видимо, не пострадавшие общины самаритян существовали в этот период в Шхеме, Ашкелоне и Кейсарии.
Малочисленность рыцарства, внутренняя вражда европейских колонизаторов, нерегулярность поддержки со стороны европейских метрополий привели к падению королевства. В 1187 году Салах-ад-Дин взял Иерусалим, а в 1291 году пала последняя крепость крестоносцев Акра.
Период мамлюков (1291—1516)
В 1260 году мамлюки под предводительством Бейбарса последовательно захватили замки крестоносцев в северной Палестине: в 1265 прекратили свое сопротивление Цезария и Арсуф, а в 1266 Сафед[9].
Источники
Ссылки
- Макс Даймонт, Евреи, Бог и история
- С.М. Дубнов, Краткая история евреев
- С.М. Дубнов, Новейшая история евреев
- Пол Джонсон. "Популярная история евреев"
- Яаков Изакс, Наш народ. История еврейского народа
- Курс лекций «История еврейства», Д-р Элиягу Иешурун, составитель русской версии: проф. Йегуда Айзенберг
- р. Моше Ойербах, учебник «История еврейского народа»
- Сесиль Рот, История евреев с древнейших времён по Шестидневную войну, Иерусалим, 1967
- Зеэв Султанович, Живая связь. Еврейская история, традиции и культура
- Рут Сэмюэлс, По тропам еврейской истории
- Л.Шиффман, От текста к традиции. История иудаизма
- Курс лекций по истории еврейского народа, подготовлен научным коллективом под руководством профессора Одеда Шремера
- Очерки по истории еврейского народа под редакцией С.Эттингера
- Ресурс по истории еврейского народа
- Исторические карты и иллюстрации
- Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"
- История еврейского народа,подборка статей и очерков
- Электронная еврейская энциклопедия.
- Сайта Министерства иностранных дел Израиля, раздел "История"
- Jewish Virtual Library
Литература
- Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)
Примечания
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокEretz_hist
не указан текст - ↑ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Византия"
- ↑ Ancient Palestine (англ.). Microsoft Encarta (2007). Проверено 30 сентября 2007.
- ↑ Palestine: The Rise of Islam (англ.) (2007). Проверено 19 сентября 2007.
- ↑ Palestine: Abbasid rule (англ.) (2007). Проверено 19 сентября 2007.
- ↑ Первый мусульманский период в Палестине
- ↑ Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) Стр. 127-128 Венецианская колония в Аккре (Ако) существовала до 1291 года (захвата города арабами). Коммуна Венеции натурализовала всех жителей колоний, в том числе евреев. Они обладали гражданством в пределах колоний. Такие евреи были в Ако.
- ↑ The Crusader Period (1095-1291) in Jewish Virtual Library по материалам Сайта Министерства иностранных дел Израиля, раздел "История"
- ↑ Мамелюкский период