Зерубавель
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
(консолидация) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{О_статье\ЭЕЭ |
+ | | ТИП СТАТЬИ = 2 | ||
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 15: | Строка 16: | ||
'''Зоровавель''' ({{lang-he|זרובבל}} ''Зеруббавель'' — «семя [[Вавилон]]а», ассирийско-вавилонское имя) — известный вождь [[иудеи|иудеев]], под предводительством которого первая партия иудейских пленников вернулась из [[Вавилонский плен|вавилонского плена]] на родину. | '''Зоровавель''' ({{lang-he|זרובבל}} ''Зеруббавель'' — «семя [[Вавилон]]а», ассирийско-вавилонское имя) — известный вождь [[иудеи|иудеев]], под предводительством которого первая партия иудейских пленников вернулась из [[Вавилонский плен|вавилонского плена]] на родину. | ||
- | |||
- | |||
- | {{ | + | '''Зерубавель, Зрубавел''' (в русской традиции '''Зоровавель''') ({{lang-he|זְרֻבָּבֵל}}) - внук (или внучатый племянник) царя [[Иехояхин]]а; вместе с Иехошуа, сыном первосвященника Иехоцадака, возглавлял возвращение евреев из [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]] и руководил строительством [[Второй Храм|Второго храма]]. Подобно многим еврейским аристократам, близким к вавилонскому двору, носил вавилонское имя (Зер-Бабили — `семя [[Вавилон]]а`). |
- | + | == Биография == | |
+ | Роль Зрубавела как предводителя возвращавшихся и степень его участия в восстановлении Храма не могут быть воссозданы с полной достоверностью. Дата прибытия Зрубавела в [[Иерусалим]] неизвестна: в первой главе книги [[Эзра|Эзры]], в рассказе о возвращении вавилонских изгнанников после издания [[Кир]]ом соответствующего декрета (538 до н. э.) имя Зрубавела не упомянуто, а возвращение захваченных вавилонянами при разрушении Храма сосудов Кир поручает Шешбаццару, «князю Иудину», который в другом месте (Эз. 5:14) назван пэха (правитель области). Некоторые ученые отождествляют Шешбаццара с Шенаццаром, дядей Зрубавела. | ||
+ | С другой стороны, в третьей главе книги Эзры повествуется о том, что Зрубавел и Иехошуа воздвигли жертвенник, восстановили богослужение и на начальном этапе руководили строительством Храма. Они же отклонили просьбу «врагов Иехуды и Биньямина» (под которыми, по-видимому, подразумеваются [[самаритяне]]) участвовать в планируемом строительстве (Эз. 4:1–3). Из-за различных препятствий работы были прекращены и возобновились лишь в 520 г. до н. э. (Эз. 4). В этот период Зрубавел выступает в качестве лидера народа (Эз. 5:1–2) и становится главным героем пророчеств [[Хаггай|Хаггая]] и [[Зхария|Зхарии]], вдохновляющих и призывающих его завершить строительство Храма (Хаг. 1:14–15; Зх. 4:6–10). | ||
+ | |||
+ | Устами пророков провозглашается, что Зрубавел — «печать» в руках Господних, избранник Божий, которому предназначено завершить строительство Храма (Хаг. 2:23; Зх. 4:9). Тогда же (Хаг. 2:21) Зрубавел упоминается как правитель [[Иудея|Иудеи]], однако неясно, занимал ли он этот пост уже раньше или был назначен вступившим на персидский престол в 521 г. до н. э. Дарием. Ни Зрубавел, ни его сподвижник Иехошуа не упоминаются при описании освящения Храма (Эз. 6:15–22) и не фигурируют в дальнейшем в качестве лиц, занимавших какие-либо официальные должности. | ||
+ | |||
+ | Из аллегорических пророчеств Зхарии (4:10–14; 5) можно заключить, что между Зрубавелом и Иехошуа произошел разлад, и пророк стремился к примирению и возобновлению сотрудничества двух вождей. Судя по прорицаниям Зхарии и особенно Хаггая (Хаг. 2:20–23), эти пророки и, по-видимому, многие в народе ожидали, что Зрубавел восстановит царство [[Давид|Давида]]. По всей вероятности, эти настроения вызвали у Дария опасения, так как в первые годы его царствования в Персидской империи произошел ряд восстаний подвластных народов (некоторые из них закончились победой восставших); можно предположить, что эти опасения побудили Дария устранить Зрубавела с политической арены. | ||
+ | == Зрубавел в еврейской традиции == | ||
+ | В еврейской традиции имя Зрубавела прочно связано со строительством Второго храма. Зрубавел фигурирует в [[Аггада|Аггаде]] и [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|Апокрифы и псевдоэпиграфы|апокрифах]]; в средневековом [[ханукка]]льном гимне «Маоз цур», прославляющем избавителей Израиля, «конец Вавилона» ассоциируется с именем Зрубавела. | ||
+ | == Зрубавел в христианской традиции == | ||
+ | Имя его значится в евангельской «Книге родства», как имя одного из родоначальников Мессии, сына Давидова. О нём упоминается в Евангелии Матфея I, 12 и 13. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|11645|ЗРУБАВЕЛ}} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Категория:Библейские персонажи]] | ||
[[Категория:Эпоха Второго Храма]] | [[Категория:Эпоха Второго Храма]] | ||
- | |||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
- | + | <!-- | |
[[bo:བཟེ་རུ་པ་པེལ། (གསུང་རབ།)]] | [[bo:བཟེ་རུ་པ་པེལ། (གསུང་རབ།)]] | ||
[[ca:Zorobabel]] | [[ca:Zorobabel]] | ||
Строка 44: | Строка 58: | ||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} | ||
- | + | --> | |
- | + | ||
- | + |
Версия 12:09, 17 августа 2012
Источник: | ||||||||
|
Зоровавель (ивр. זרובבל Зеруббавель — «семя Вавилона», ассирийско-вавилонское имя) — известный вождь иудеев, под предводительством которого первая партия иудейских пленников вернулась из вавилонского плена на родину.
Зерубавель, Зрубавел (в русской традиции Зоровавель) (ивр. זְרֻבָּבֵל) - внук (или внучатый племянник) царя Иехояхина; вместе с Иехошуа, сыном первосвященника Иехоцадака, возглавлял возвращение евреев из пленения вавилонского и руководил строительством Второго храма. Подобно многим еврейским аристократам, близким к вавилонскому двору, носил вавилонское имя (Зер-Бабили — `семя Вавилона`).
Биография
Роль Зрубавела как предводителя возвращавшихся и степень его участия в восстановлении Храма не могут быть воссозданы с полной достоверностью. Дата прибытия Зрубавела в Иерусалим неизвестна: в первой главе книги Эзры, в рассказе о возвращении вавилонских изгнанников после издания Киром соответствующего декрета (538 до н. э.) имя Зрубавела не упомянуто, а возвращение захваченных вавилонянами при разрушении Храма сосудов Кир поручает Шешбаццару, «князю Иудину», который в другом месте (Эз. 5:14) назван пэха (правитель области). Некоторые ученые отождествляют Шешбаццара с Шенаццаром, дядей Зрубавела.
С другой стороны, в третьей главе книги Эзры повествуется о том, что Зрубавел и Иехошуа воздвигли жертвенник, восстановили богослужение и на начальном этапе руководили строительством Храма. Они же отклонили просьбу «врагов Иехуды и Биньямина» (под которыми, по-видимому, подразумеваются самаритяне) участвовать в планируемом строительстве (Эз. 4:1–3). Из-за различных препятствий работы были прекращены и возобновились лишь в 520 г. до н. э. (Эз. 4). В этот период Зрубавел выступает в качестве лидера народа (Эз. 5:1–2) и становится главным героем пророчеств Хаггая и Зхарии, вдохновляющих и призывающих его завершить строительство Храма (Хаг. 1:14–15; Зх. 4:6–10).
Устами пророков провозглашается, что Зрубавел — «печать» в руках Господних, избранник Божий, которому предназначено завершить строительство Храма (Хаг. 2:23; Зх. 4:9). Тогда же (Хаг. 2:21) Зрубавел упоминается как правитель Иудеи, однако неясно, занимал ли он этот пост уже раньше или был назначен вступившим на персидский престол в 521 г. до н. э. Дарием. Ни Зрубавел, ни его сподвижник Иехошуа не упоминаются при описании освящения Храма (Эз. 6:15–22) и не фигурируют в дальнейшем в качестве лиц, занимавших какие-либо официальные должности.
Из аллегорических пророчеств Зхарии (4:10–14; 5) можно заключить, что между Зрубавелом и Иехошуа произошел разлад, и пророк стремился к примирению и возобновлению сотрудничества двух вождей. Судя по прорицаниям Зхарии и особенно Хаггая (Хаг. 2:20–23), эти пророки и, по-видимому, многие в народе ожидали, что Зрубавел восстановит царство Давида. По всей вероятности, эти настроения вызвали у Дария опасения, так как в первые годы его царствования в Персидской империи произошел ряд восстаний подвластных народов (некоторые из них закончились победой восставших); можно предположить, что эти опасения побудили Дария устранить Зрубавела с политической арены.
Зрубавел в еврейской традиции
В еврейской традиции имя Зрубавела прочно связано со строительством Второго храма. Зрубавел фигурирует в Аггаде и Апокрифы и псевдоэпиграфы|апокрифах; в средневековом хануккальном гимне «Маоз цур», прославляющем избавителей Израиля, «конец Вавилона» ассоциируется с именем Зрубавела.
Зрубавел в христианской традиции
Имя его значится в евангельской «Книге родства», как имя одного из родоначальников Мессии, сына Давидова. О нём упоминается в Евангелии Матфея I, 12 и 13.