Добровейн, Исай Александрович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
Katerina (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 15: | Строка 15: | ||
'''Исай Александрович Добровейн''' (наст. имя и фамилия ''Ицхок Зорахович Барабейчик''; [[15 февраля]] [[1891]], [[Нижний Новгород]], [[Россия]] — [[9 декабря]] [[1953]], [[Осло]], [[Норвегия]]) — российский пианист, дирижёр и композитор. | '''Исай Александрович Добровейн''' (наст. имя и фамилия ''Ицхок Зорахович Барабейчик''; [[15 февраля]] [[1891]], [[Нижний Новгород]], [[Россия]] — [[9 декабря]] [[1953]], [[Осло]], [[Норвегия]]) — российский пианист, дирижёр и композитор. | ||
- | Концертировал как [[пианист]], дирижировал театральными оркестрами ([[1920]]—[[1922]]). Дружил с [[Горький, Максим|Горьким]], [[Нансен, Фритьоф|Нансеном]]. Известно, в частности, что Добровейн играл для [[Ленин, Владимир Ильич|Ленина]] его любимую сонату [[Бетховен, Людвиг ван|Бетховена]] «[[Аппассионата]]». | + | == Биография == |
+ | Концертировал как [[пианист]] с пяти лет, дирижировал театральными оркестрами ([[1920]]—[[1922]]). Дружил с [[Горький, Максим|Горьким]], [[Нансен, Фритьоф|Нансеном]]. Известно, в частности, что Добровейн играл для [[Ленин, Владимир Ильич|Ленина]] его любимую сонату [[Бетховен, Людвиг ван|Бетховена]] «[[Аппассионата]]». | ||
- | С [[1923]] г. жил за рубежом, в [[1929]] г. получил гражданство Норвегии. Руководил филармоническими оркестрами [[Берлин]]а ([[1924]]) и Осло ([[1928]]—[[1931]]), Будапештской оперой ([[1927]]—[[1928]]), Сан-Францисским ([[1931]]—[[1934]]) и [[Гётеборгский симфонический оркестр|Гётеборгским]] симфоническими оркестрами ([[1941]]—[[1953]]). Автор фортепианных и скрипичных произведений, [[Романс (музыка)|романсов]], театральной музыки. | + | По рекомендации [[Шор, Давид|Д. Шора]] вместе со старшим братом был принят в Московскую консерваторию, где учился в 1901–11 гг. у К. Игумнова (фортепьяно) и С. Танеева (композиция). В 1911 — 12 гг. совершенствовался в [[Вена|Вене]] у Л. Годовского. В 1917–21 гг. — профессор Московского филармонического училища, в 1921–22 гг. — дирижер Большого театра. Добровейн играл однажды для Ленина в доме у Е. Пешковой концертную фортепьянную программу, включавшую «Аппассионату» Л. Бетховена, что впоследствии было описано [[Горький, Максим|М. Горьким]] в очерке «Владимир Ильич Ленин» и воссоздано в некоторых других произведениях советского искусства. Факт эмиграции Добровейна (вскоре после выступления перед Лениным) в Советском Союзе не афишировался. |
+ | |||
+ | == Эмиграция == | ||
+ | С [[1923]] г. жил за рубежом, в [[1929]] г. получил гражданство Норвегии, но в период гитлеровской оккупации переехал в [[Швеция|Швецию]]. Практически прекратил фортепьянные концерты и стал симфоническим и оперным дирижером, в особенности прославившимся пропагандой русской музыки. В 1923 — 1927 гг. работал в Германии, в частности, впервые поставил там оперу «Борис Годунов» М. Мусоргского. В 1927–28 гг. руководил оперным театром в Софии, в 1931–35 гг. — симфоническим оркестром в [[Сан-Франциско]], в те же годы дирижировал крупнейшими оркестрами, был дирижером в оперных театрах Европы и Америки. После создания в 1936 г. [[Израильский Филармонический Оркестр|Израильского филармонического оркестра]] Добровейн дирижировал этим оркестром в его первом сезоне (1937) и впоследствии регулярно выступал с ним. | ||
+ | |||
+ | Руководил филармоническими оркестрами [[Берлин]]а ([[1924]]) и Осло ([[1928]]—[[1931]]), Будапештской оперой ([[1927]]—[[1928]]), Сан-Францисским ([[1931]]—[[1934]]) и [[Гётеборгский симфонический оркестр|Гётеборгским]] симфоническими оркестрами ([[1941]]—[[1953]]). Автор фортепианных и скрипичных произведений, [[Романс (музыка)|романсов]], театральной музыки. В 1941–45 гг. руководил Королевской оперой в Стокгольме. | ||
+ | |||
+ | == Послевоенные годы == | ||
+ | В 1948–53 гг. много работал в Милане, в театре «Ла Скала», в основном ставя русские классические оперы. Сезон 1948–49 гг., проведенный Добровейном в «Ла Скала», включавший блистательную постановку «Хованщины» М. Мусоргского с Б. Христовым в главной роли, был назван «русским». Среди ряда сделанных Добровейном звукозаписей выделяется запись «Бориса Годунова» с труппой Парижской оперы и Б. Христовым — одна из лучших записей этой оперы. Кроме русской музыки репертуар Добровейна включал в основном сочинения западноевропейских романтиков, среди которых особо успешно он дирижировал симфониями И. Брамса. Добровейна-дирижера отличали артистизм и яркий темперамент, исключительное чувство ритма и мастерское владение оркестром, высокая музыкальная культура и непосредственность интерпретации. | ||
+ | |||
+ | Сочинения Добровейна близки по стилю романтикам и А. Скрябину. Наиболее значительные из них — опера «Тысяча и одна ночь» (1922), концерты и сонаты для фортепиано, сонаты для скрипки, отдельные пьесы, в том числе с ярко выраженными еврейскими интонациями («Еврейская мелодия» для скрипки и фортепиано и другие). | ||
+ | |||
+ | Брат Добровейна, Барабейчик Лев Александрович (1889–1975), пианист и педагог, в 1921–60 гг. — музыкант оркестра Большого театра в Москве. | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
- | |||
* [http://www.norge.ru/music/dobrovejn.html Биография на русском языке] | * [http://www.norge.ru/music/dobrovejn.html Биография на русском языке] | ||
* [http://www.simax.no/artikkel.php?id=953 Биография на английском языке] | * [http://www.simax.no/artikkel.php?id=953 Биография на английском языке] | ||
- | |||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Музыканты по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]] | ||
+ | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
[[de:Issay Dobrowen]] | [[de:Issay Dobrowen]] | ||
[[en:Issay Dobrowen]] | [[en:Issay Dobrowen]] | ||
Строка 49: | Строка 49: | ||
[[ja:イサイ・ドブローウェン]] | [[ja:イサイ・ドブローウェン]] | ||
[[lt:Isajus Dobroveinas]] | [[lt:Isajus Dobroveinas]] | ||
- | [[no:Issay Dobrowen]] | + | [[no:Issay Dobrowen]] |
- | + | ||
- | + | {{WikiCopyRight}} | |
+ | {{ElevenCopyRight|11445|ДОБРОВЕЙН Исай Александрович}} | ||
+ | {{checked_final}} |
Версия 23:10, 15 февраля 2012
Источник: | ||||||||
|
Исай Александрович Добровейн (наст. имя и фамилия Ицхок Зорахович Барабейчик; 15 февраля 1891, Нижний Новгород, Россия — 9 декабря 1953, Осло, Норвегия) — российский пианист, дирижёр и композитор.
Содержание |
Биография
Концертировал как пианист с пяти лет, дирижировал театральными оркестрами (1920—1922). Дружил с Горьким, Нансеном. Известно, в частности, что Добровейн играл для Ленина его любимую сонату Бетховена «Аппассионата».
По рекомендации Д. Шора вместе со старшим братом был принят в Московскую консерваторию, где учился в 1901–11 гг. у К. Игумнова (фортепьяно) и С. Танеева (композиция). В 1911 — 12 гг. совершенствовался в Вене у Л. Годовского. В 1917–21 гг. — профессор Московского филармонического училища, в 1921–22 гг. — дирижер Большого театра. Добровейн играл однажды для Ленина в доме у Е. Пешковой концертную фортепьянную программу, включавшую «Аппассионату» Л. Бетховена, что впоследствии было описано М. Горьким в очерке «Владимир Ильич Ленин» и воссоздано в некоторых других произведениях советского искусства. Факт эмиграции Добровейна (вскоре после выступления перед Лениным) в Советском Союзе не афишировался.
Эмиграция
С 1923 г. жил за рубежом, в 1929 г. получил гражданство Норвегии, но в период гитлеровской оккупации переехал в Швецию. Практически прекратил фортепьянные концерты и стал симфоническим и оперным дирижером, в особенности прославившимся пропагандой русской музыки. В 1923 — 1927 гг. работал в Германии, в частности, впервые поставил там оперу «Борис Годунов» М. Мусоргского. В 1927–28 гг. руководил оперным театром в Софии, в 1931–35 гг. — симфоническим оркестром в Сан-Франциско, в те же годы дирижировал крупнейшими оркестрами, был дирижером в оперных театрах Европы и Америки. После создания в 1936 г. Израильского филармонического оркестра Добровейн дирижировал этим оркестром в его первом сезоне (1937) и впоследствии регулярно выступал с ним.
Руководил филармоническими оркестрами Берлина (1924) и Осло (1928—1931), Будапештской оперой (1927—1928), Сан-Францисским (1931—1934) и Гётеборгским симфоническими оркестрами (1941—1953). Автор фортепианных и скрипичных произведений, романсов, театральной музыки. В 1941–45 гг. руководил Королевской оперой в Стокгольме.
Послевоенные годы
В 1948–53 гг. много работал в Милане, в театре «Ла Скала», в основном ставя русские классические оперы. Сезон 1948–49 гг., проведенный Добровейном в «Ла Скала», включавший блистательную постановку «Хованщины» М. Мусоргского с Б. Христовым в главной роли, был назван «русским». Среди ряда сделанных Добровейном звукозаписей выделяется запись «Бориса Годунова» с труппой Парижской оперы и Б. Христовым — одна из лучших записей этой оперы. Кроме русской музыки репертуар Добровейна включал в основном сочинения западноевропейских романтиков, среди которых особо успешно он дирижировал симфониями И. Брамса. Добровейна-дирижера отличали артистизм и яркий темперамент, исключительное чувство ритма и мастерское владение оркестром, высокая музыкальная культура и непосредственность интерпретации.
Сочинения Добровейна близки по стилю романтикам и А. Скрябину. Наиболее значительные из них — опера «Тысяча и одна ночь» (1922), концерты и сонаты для фортепиано, сонаты для скрипки, отдельные пьесы, в том числе с ярко выраженными еврейскими интонациями («Еврейская мелодия» для скрипки и фортепиано и другие).
Брат Добровейна, Барабейчик Лев Александрович (1889–1975), пианист и педагог, в 1921–60 гг. — музыкант оркестра Большого театра в Москве.
Ссылки
- Биография на русском языке
- Биография на английском языкеja:イサイ・ドブローウェン
lt:Isajus Dobroveinas no:Issay Dobrowen
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ДОБРОВЕЙН Исай Александрович в ЭЕЭ