Салантер, Исраэль

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Биография)
(Биография)
Строка 27: Строка 27:
В 1842 году оставил работу в иешиве и, объединив вокруг себя группу наиболее талантливых учеников, основал Мусар-штибл (Дом этики), где занятия строились на изучении классических книг мусара — таких, как «Ховот алевавот» («Обязанности сердец») раввина [[Бахья ибн Пакуда|Бахьи ибн Пакуды]] и «Месилат йешарим» («Путь праведных») раввина [[Луцатто, Моше Хаим (РаМХаЛь)|Моше Хаима Луцатто]] ([[Рамхаль|Рамхаля]]).
В 1842 году оставил работу в иешиве и, объединив вокруг себя группу наиболее талантливых учеников, основал Мусар-штибл (Дом этики), где занятия строились на изучении классических книг мусара — таких, как «Ховот алевавот» («Обязанности сердец») раввина [[Бахья ибн Пакуда|Бахьи ибн Пакуды]] и «Месилат йешарим» («Путь праведных») раввина [[Луцатто, Моше Хаим (РаМХаЛь)|Моше Хаима Луцатто]] ([[Рамхаль|Рамхаля]]).
-
В 1848 году царским правительством в Вильно было открыто училище, которое должно было готовить раввинов «нового типа» (знающих русский язык). Исраэлю Салантеру предложили место преподавателя, но он отказался. Как показало время, такое решение оказалось дальновидным, потому что из-за вольномыслия, царствовашего в этом учебном заведении, путь раввина выбирали лишь единицы.
+
В 1848 году в Вильно вспыхнула эпидемия холеры. Собрав значительные благотворительные средства, раввин Салантер арендовал больницу. В ней работали его ученики. Он навещал больных постоянно. В субботние дни следил, чтобы больные не ограничивали себя галахическими запретами, — ведь, когда жизни человека угрожает опасность, отменяются все запреты [[шаббат]]а. В эти трагические дни он и его ученики публично совершали запрещенные в субботу действия по уходу за больными — например, рубили дрова и разводили огонь, чтобы прогреть больничные помещения и вскипятить воду.
-
 
+
-
В том же 1848 году в Вильно вспыхнула эпидемия холеры. Собрав значительные благотворительные средства, раввин Салантер арендовал больницу. В ней работали его ученики. Он навещал больных постоянно. В субботние дни следил, чтобы больные не ограничивали себя галахическими запретами, — ведь, когда жизни человека угрожает опасность, отменяются все запреты [[шаббат]]а. В эти трагические дни он и его ученики публично совершали запрещенные в субботу действия по уходу за больными — например, рубили дрова и разводили огонь, чтобы прогреть больничные помещения и вскипятить воду.
+
В 1857 году он отправился в [[Германия|Германию]], приняв предложение прочитать студентам [[Кёнигсбергский университет|Кёнигсбергского университета]] курс лекций по иудаизму. В результате его лекции и его учение получили признание среди немецких [[ортодокс]]ов, и в 1860 году, переехав в [[Пруссия|прусский]] город [[Мемель]] (ныне [[Клайпеда]], [[Литва]]), он стал издавать еженедельный журнал «Ха-твуна», пропагандировавший идеологию [[мусар]].  
В 1857 году он отправился в [[Германия|Германию]], приняв предложение прочитать студентам [[Кёнигсбергский университет|Кёнигсбергского университета]] курс лекций по иудаизму. В результате его лекции и его учение получили признание среди немецких [[ортодокс]]ов, и в 1860 году, переехав в [[Пруссия|прусский]] город [[Мемель]] (ныне [[Клайпеда]], [[Литва]]), он стал издавать еженедельный журнал «Ха-твуна», пропагандировавший идеологию [[мусар]].  

Версия 06:25, 24 июня 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Кобринский, Александр Михайлович
Дата создания: 23.06.2011

Раби Исраэль Салантер (3 ноября 1810, Жагаре, Литва — 2 февраля 1883, Кёнигсберг)

Содержание

Биография

Родился в религиозной еврейской семье: отец р. Зеев Вольф бен Арье Лейб Липкин возглавлял в Жагоре иешиву.

В двенадцатилитнем возрасте С. женился на дочери раввина из города Саланта и взял фамилию Салантер (по названию города, в котором жил).

В возрасте 14 лет послал свои хидушим (аналитические комментарии к Талмуду) одному из высших галахических авторитетов Европы р. Акиве Эгеру и получил одобрительный отзыв.

Большинство из методов духовной работы, которые С. впоследствии сделал достоянием всего еврейского мира, были разработаны его наставником р. Йосефом Зунделем, положившим в основу приемы воспитания, апробированные в иешивах раввина Хаима из Воложина и раввина Акивы Эгера, а еще раньше — в доме учения Виленского Гаона, сформулировавшего исходный постулат будущей школы мусара: "Основа человеческой жизни — постоянно преодолевать дурные качества характера; и если человек этого не делает, то для чего он живет?!".

В 1840 году начал преподавать в иешиве города Вильно. Главное внимание уделял морали, самопознанию и самосовершенствованию.

В 1842 году оставил работу в иешиве и, объединив вокруг себя группу наиболее талантливых учеников, основал Мусар-штибл (Дом этики), где занятия строились на изучении классических книг мусара — таких, как «Ховот алевавот» («Обязанности сердец») раввина Бахьи ибн Пакуды и «Месилат йешарим» («Путь праведных») раввина Моше Хаима Луцатто (Рамхаля).

В 1848 году в Вильно вспыхнула эпидемия холеры. Собрав значительные благотворительные средства, раввин Салантер арендовал больницу. В ней работали его ученики. Он навещал больных постоянно. В субботние дни следил, чтобы больные не ограничивали себя галахическими запретами, — ведь, когда жизни человека угрожает опасность, отменяются все запреты шаббата. В эти трагические дни он и его ученики публично совершали запрещенные в субботу действия по уходу за больными — например, рубили дрова и разводили огонь, чтобы прогреть больничные помещения и вскипятить воду.

В 1857 году он отправился в Германию, приняв предложение прочитать студентам Кёнигсбергского университета курс лекций по иудаизму. В результате его лекции и его учение получили признание среди немецких ортодоксов, и в 1860 году, переехав в прусский город Мемель (ныне Клайпеда, Литва), он стал издавать еженедельный журнал «Ха-твуна», пропагандировавший идеологию мусар.

В 1880—1882 гг. жил в Париже, где занимался распространением еврейских знаний и способствовал укреплению еврейских учреждений.

В 1882 году вернулся в Кёнигсберг.

Личность и учение раввина Исраэля Салантера оказали заметное влияние на развитие ортодоксального еврейства.

После его смерти по вопросу — должен ли "мусар" стать в иешивах частью учебной программы — столкнулись разнополюсные мнения. Некоторые раввины считали этический самоанализ опасным для психического здоровья.

Сыновья

  • Арье Лейб Липкин-Хоровиц (1840—1903) — раввин; талмудист-философ, автор нескольких трактатов,
  • Ицхак Липкин — раввин,
  • Иомтов-Липман Изрилевич Липкин [1845(?)—75] — выдающийся математик и механик (умер от оспы).

Из творческого наследия

  • «Иггерет ха-мусар» («Послание о морали»), 1858.
  • «Имрей бина» («Разумные речения»), 1878.
  • «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева»), 1883.

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках