Броер, Мордехай
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Игорь (Обсуждение | вклад) м |
Игорь (Обсуждение | вклад) м |
||
Строка 87: | Строка 87: | ||
В целом, р. Броер связывает "источники" [[Библейская Критика|Документальной гипотезы]] с основополагающими аспектами ("категориями") Божественного проявления - "источник E" с "[[Малхут (сфира)|Царством]]", "[[Гвура (сфира)|Судом]]" и "[[Нуква (парцуф)|Женским Ликом]]"; "источник J" - с "[[Рахамим (сфира)|Милосердием]]" и "[[Зеир Анпин (парцуф)|Малым Ликом]]"; "источник D" - с "[[Хохма (сфира)|Мудростью]]", "[[Бина (сфира)|Разумом]]", "[[Аба (парцуф)|Ликом Отца]]" и "[[Има (парцуф)|Ликом Матери]]"; "источник P" - с "[[Кетер (сфира)|Венцом]]", "[[Арих Анпин (парцуф)|Долготерпеливым Ликом]]" и "[[Атик (парцуф)|Ликом Ветхого Днями]]". | В целом, р. Броер связывает "источники" [[Библейская Критика|Документальной гипотезы]] с основополагающими аспектами ("категориями") Божественного проявления - "источник E" с "[[Малхут (сфира)|Царством]]", "[[Гвура (сфира)|Судом]]" и "[[Нуква (парцуф)|Женским Ликом]]"; "источник J" - с "[[Рахамим (сфира)|Милосердием]]" и "[[Зеир Анпин (парцуф)|Малым Ликом]]"; "источник D" - с "[[Хохма (сфира)|Мудростью]]", "[[Бина (сфира)|Разумом]]", "[[Аба (парцуф)|Ликом Отца]]" и "[[Има (парцуф)|Ликом Матери]]"; "источник P" - с "[[Кетер (сфира)|Венцом]]", "[[Арих Анпин (парцуф)|Долготерпеливым Ликом]]" и "[[Атик (парцуф)|Ликом Ветхого Днями]]". | ||
- | Сам р. Броер неоднократно указывал на своих предшественников в разработке "подхода категорий"<ref>http://www.vbm-torah.org/vtc/0022147.html</ref><ref>http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/deot/broyer3.htm</ref> | + | Сам р. Броер неоднократно указывал на своих предшественников в разработке "подхода категорий" - прежде всего, [[Гинцбург, Арье Лейб (Шаагат Арье)|"Шаагат Арье"]]<ref>http://www.vbm-torah.org/vtc/0022147.html</ref> и [[Розенцвейг, Франц|Ф. Розенцвейга]]<ref>http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/deot/broyer3.htm</ref>. При этом он подчеркивал уникальность и новизну своих собственных открытий. |
При жизни рава Броера его подход был воспринят как черезчур радикальный и не получил широкого распространения. В последние годы жизни р. Броера его подход подвергался значительной критике. Так, представители различных течений религиозного сионизма ([[Тау, Цви Исраэль|р. Ц.-И. Тау]]<ref>צדיק באמונתו יחיה - על הגישה ללימוד תנ"ך</ref>, [[Лихтенштейн, Моше|р. М. Лихтенштейн]]<ref>http://www.etzion.org.il/dk/1to899/851mamar.htm</ref>) указывали на то, что р. Броер обращается к "нечистым и недостоверным" источникам знания (т.е., к Библейской критике), ради собственных теорий пренебрегает традиционными еврейскими комментариями, привносит излишний элемент "внутреннего конфликта" в Библейский текст даже там, где можно обойтись без этого. Отдельные ученики р. Броера (напр. [[Bин-Нун, Йоель|р. Й. Бин-Нун]]<ref>http://www.etzion.org.il/dk/1to899/863mamar.htm</ref>) указывали на неоправданное привлечение каббалистической символики и методологические погрешности, характерные для "подхода категорий". С другой стороны, [[Кноль, Исраэль|И. Кноль]] обвинил<ref>http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/deot/kanohel.htm</ref> р. Броера в недостаточной последовательности. Вместе с тем, в настоящее время подход р. Броера все более распространяется и получает развитие в работах его многочисленных учеников. | При жизни рава Броера его подход был воспринят как черезчур радикальный и не получил широкого распространения. В последние годы жизни р. Броера его подход подвергался значительной критике. Так, представители различных течений религиозного сионизма ([[Тау, Цви Исраэль|р. Ц.-И. Тау]]<ref>צדיק באמונתו יחיה - על הגישה ללימוד תנ"ך</ref>, [[Лихтенштейн, Моше|р. М. Лихтенштейн]]<ref>http://www.etzion.org.il/dk/1to899/851mamar.htm</ref>) указывали на то, что р. Броер обращается к "нечистым и недостоверным" источникам знания (т.е., к Библейской критике), ради собственных теорий пренебрегает традиционными еврейскими комментариями, привносит излишний элемент "внутреннего конфликта" в Библейский текст даже там, где можно обойтись без этого. Отдельные ученики р. Броера (напр. [[Bин-Нун, Йоель|р. Й. Бин-Нун]]<ref>http://www.etzion.org.il/dk/1to899/863mamar.htm</ref>) указывали на неоправданное привлечение каббалистической символики и методологические погрешности, характерные для "подхода категорий". С другой стороны, [[Кноль, Исраэль|И. Кноль]] обвинил<ref>http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/deot/kanohel.htm</ref> р. Броера в недостаточной последовательности. Вместе с тем, в настоящее время подход р. Броера все более распространяется и получает развитие в работах его многочисленных учеников. |
Версия 13:15, 20 июня 2011
Регулярная статья | |
Нехама Симонович (Полонски) | |
24/02/2011 | |
рав Мордехай Броер (Mordechai Breuer, מרדכי ברויאר) (14 мая 1921 (1 ияра 5681), Карлсруэ, Германия - 24 февраля 2007 (6 адара 5767), Иеруслим) - лауреат Премии Израиля, выдающийся исследователь ТаНаХа, один из ведущих в мире экспертов по его текстологии, создатель уникального подхода к пониманию смысла Танаха, называемого "Метод категорий" (Шитат hа-бхинот),являющегося религиозным ответом Библейской Критике.
Содержание |
Биография
Мордехай Броер родился в Германии в городе Карлсруэ. Его отец Шимон Броер был математиком, мать Лея - сестрой Авраама Френкеля.Мать умерла, когда ребенок еще был маленьким, и его отец женился вторично, на Агате (Гите) Идель. Его дядя, Ицхак Броер был крупным деятелем еврейской ортодоксальной общины в Германии. Со стороны деда, рав Броеp правнук выдающегося раввина и комментатора Писания Ш.Р.Гирша, основателя школы "Тора им Дерех Эрец" (сочетание изучение Торы с участием в светской жизни).
Был двоюродным братом Урсулы Меркин (1919-2006) – американки еврейско-немецкого происхождения, широко известной своей филантропической деятельностью. Брат Урсулы, имевший такое же имя (Мордехай Броер), был также известным ученым.
В возрасте 12 лет приехал с семьей в Израиль и учился в школе Хорев, а после этого в иешиве Коль Тора и в иешиве Хеврон.
В 1947 году был преподавателем иешивы Бней Акива в Кфар hа-Роэ и был послан от имени Бней Акива на Кипр в еврейский лагерь для перемещенных лиц. Во время Войны за Независимость был инструктором звена в движении Бней Акива, защищавшего крепость Бирию.
С 1949 по 1965 преподавал в иешиве hа-Даром в Реховоте, где сблизился с равом Йеhудой Амиталем, в то время возглавлявшего ешиву "haр Эцион". Там он начал давать уроки "Шитат hа-Бхинот", не уточняя, обычно, что на создание этого подхода была Библейская Критика.
С 1966 по 1967 год работал инспектором министерства просвeщения в области преподавания Устной Торы. С 1967 по 1982 год преподавал Танах в Михлалелет Иерушалаим (Иерусалимском Женском Коледже). Начиная с 1969 давал уроки Танаха в иешиве hар Эцион. В 1999 году был удостоен Премии Израиля в области религиозной литературы. Еврейский Университет присвоил ему звание почетного доктора.
Жил в Иерусалимском районе Байт ве-Ган и проводил там уроки Танаха и Талмуда. Отец двоих детей. Его сын Йоханан Броер являлся главой кафедры иврита в Еврейском Университете.
Уточнение огласовок ТаНаХа
В конце 1950-ых годов рав Броер занялся уточнением текстологии распространенного издания ТаНаХа выпущенного Меиром hа-леви Летресом в 19 веке. Он не счел удовлетворительной эту версию Писания, и поэтому занялся глубоким исследованием текста Танаха с целью подготовки нового издания, которое планировало выпустить в свет издательство "Мосад hа-Рав Кук" в рамках проекта "Даат Микра".
Следует подчеркнуть,что разночтения в разных рукописях Танаха сводятся почти исключительно к различиям в огласовках и форме написания слов (полное или краткое), а сам текст всюду одинаков. Тем не менее, установление точного текста, максимально приближенного к утвержденному традицией Масоры, является важнейшим делом.
Рав Броер не принял мнение исследователей текста Танаха, считавших, что нет единой верной версии огласовки Танаха, утвержденного Масорой. Он провел сравнение пяти различных рукописей Танаха, и, учитывая заметки Масоры, реконструировал версию огласовки Танаха, представляющийся наиболее достоверным. Оказалось, что полученная таким образом версия огласовки Танаха почти идентична тем, которые поддерживали ведущие еврейские авторитеты прошлых поколений. Рама, Ор Тора, Минхат Шай и другие.
Больше того, когда ему удалось сравнить реконструированный текст с версией "Кетер Арам Цова" (Кодекс Алепо) – рукописью десятого века, текст которой считается на сегодня наиболее точным, - оказалось, что выверенный р. Броером текст почти полностью с ним совпадает. Таким образом, получило подтверждение предположение рава Броера, что существовала единая версия Масоры, а различия образовались впоследствии и объясняются ошибками переписчиков.
Текст Танах с огласовками под редакцией рава Броера публиковался начиная с семидесятых годов в изданиях "Датат Микра", а также и отдельным изданием.
Новое издание Танаха рава Броера было опубликовано в 1998 году, издании Хорев. В 2001 году вышло еще одно издание, основанное на тексте р. Броера в графическом стиле "Кетер Арам Цова". Еврейский университет основываясь на этом издании выпустил издание Танаха "Кетер Иерушалаим – Танах Еврейского Университета", чем дал академическое признание исследованию рава Броера. (כתר ירושלים, Keter Yerushalayim) [1], [2])
"Подход категорий"
Подход категорий рава Броера является кардинальным изменением в отношении религиозного исследователя к "Библейской критике".
Библейская критика в девятнадцатом веке растревожила умы, обнаружив в Торе и Танахе множество внутренних противоречий и сделав на основании этого вывод, что Тора была составлена из нескольких независимых источников. Наличие противоречий между разными местами Торы было отмечено уже в Талмуде, но классические комментаторы предпочитали гармонизировать противоречия, - т.е. найти подход, сглаживающий их, делающий Танахичесий рассказ непротиворечивым.
Рав Броер, сформулировал другое отношение к противоречиям. В статье: "Простой смысл Писания – опасности и возможности" - он пишет:
- Мы вынуждены заключить, что противоречия между первой и второй главами Торы невозможно разрешить – и они и не требуют разрешения, поскольку они выражают различные мировоззрения, которые противоречат друг другу в своей основе. И глубина противоречия между ними сродни противоречию между "Милосердием" и "Судом". И так же, как нет милосердия в суде и нет Откровения в Природном мире, - так нет и места Ган Эдену в мире, в котором мы существуем.
- И, несмотря на это, описала Тора два мира один рядом с другим, - чтобы научить нас, что Бог соединяет милосердие с судом, что Он сотворил мир, в котором нет чистого суда, а всегда в суде есть доля милосердия.
- И такую задачу выполняют в Торе две первые главы. Мир, построенный на принципах суда – подходит описанному в первой главе; мир, построенный на чистом милосердии – подходит описанному во второй главе, а вместе они описывают мир, в котором соединены милосердие с судом. Мир, в котором есть и Природа и Откровение. Это природа, в которой возможно откровение и откровение, которое не уничтожает природу. Это суд оставляющий место милосердию.
С этой точки зрения различные описания мира в Торе и Танахе, различные подходы, которые противоречат друг другу в человеческом понимании, - на самом деле существуют параллельно и вместе образуют Божественную реальность, которая не может быть воспринята человеком как единая, в силу человеческой ограниченности. Первая и вторая глава книги Бытия, в подходе р. Броера, создают базу для двух главных подходов к описанию мира в Танахе. Первое описание мира – это описание мира как мира естественного, подчиняющегося естественным законам, второе описание, это описание мира откровения, мира контакта с Богом.
Свой метод рав Броер сформулировал в первый раз в 1960 статье "Вера и наука в комментариях Писания" в журнале "Деот". [3]
Подход р. Броера принципиально отличается от подходов других еврейских мыслителей Нового времени, пытавшихся ответить на вызов "Библейской критике" - в частности, от "опровержения" выводов Библейской критики (р. Д.-Ц. Гоффманн), от отрицания какого бы то ни было "еврейского содержания" в методах и проблематике Библейской критики (позиция, последовательно отстаиваемая р. Ш.-Р. Гиршем и др. И. Броером, а в смягченной форме - р. Й.-Д. Соловейчиком и Дж. Кугелем), и от адаптации Библейской критики для целей исторического анализа текста Танаха (У. Кассуто, Й. Койфман, р. Дж. Милгром, И. Кноль).
Среди ключевых особенностей подхода р. Броера можно выделить следующие[4][5][6]:
- Стремление "раскрыть святость", заключенную в концепциях и методологии Библейской критики (в соответствви с принципом קידוש החול, провозглашенным (А.-И. Куком).
- Активное использование Библейской критики для разбора положений Устной Торы, явно противоречащих "простому смыслу" Письменной Торы.
- Индифферентность к историческому анализу текста Танаха.
- Последовательный "кантианский" взгляд - признание принципиальной невозможности доказать (или опровергнуть) Божественное происхождение текста Торы с помощью рациональной аргументации.
- Отстаивание буквального понимания приципа "Тора дана с Небес" (תורה מן השמים), и отрицание любых гипотез, датирующих написание отдельных фрагментов Торы после смерти Моше.
- Критическое отношение к декларациям о поиске "простого смысла" Торы (פשוטו של מקרא).
- Подчеркивание эзотерического аспекта (נסתר) в толковании Библейского текста.
В целом, р. Броер связывает "источники" Документальной гипотезы с основополагающими аспектами ("категориями") Божественного проявления - "источник E" с "Царством", "Судом" и "Женским Ликом"; "источник J" - с "Милосердием" и "Малым Ликом"; "источник D" - с "Мудростью", "Разумом", "Ликом Отца" и "Ликом Матери"; "источник P" - с "Венцом", "Долготерпеливым Ликом" и "Ликом Ветхого Днями".
Сам р. Броер неоднократно указывал на своих предшественников в разработке "подхода категорий" - прежде всего, "Шаагат Арье"[7] и Ф. Розенцвейга[8]. При этом он подчеркивал уникальность и новизну своих собственных открытий.
При жизни рава Броера его подход был воспринят как черезчур радикальный и не получил широкого распространения. В последние годы жизни р. Броера его подход подвергался значительной критике. Так, представители различных течений религиозного сионизма (р. Ц.-И. Тау[9], р. М. Лихтенштейн[10]) указывали на то, что р. Броер обращается к "нечистым и недостоверным" источникам знания (т.е., к Библейской критике), ради собственных теорий пренебрегает традиционными еврейскими комментариями, привносит излишний элемент "внутреннего конфликта" в Библейский текст даже там, где можно обойтись без этого. Отдельные ученики р. Броера (напр. р. Й. Бин-Нун[11]) указывали на неоправданное привлечение каббалистической символики и методологические погрешности, характерные для "подхода категорий". С другой стороны, И. Кноль обвинил[12] р. Броера в недостаточной последовательности. Вместе с тем, в настоящее время подход р. Броера все более распространяется и получает развитие в работах его многочисленных учеников.
Премии
- В 1984 Броеру была присуждена Премия Бялика за вклад в еврейскую мысль. [13]
- В 1999 Броеру была присуждена Премия Израиля по раввинистической литературы за исследование текста и огласовок ТаНаХа. [14]
Статьи рава Броера в интернете
- Версии текста Танаха
- מקראות שיש להם הכרע, מגדים י'
- אמונה ומדע בנוסח המקרא, באתר "דעת"
- Подход категорий
- אמונה ומדע בפרשנות המקרא - מאמר ראשון, מאמר שני, "דעות" תש"ך
- תורת התעודות של בעל שאגת אריה, מגדים ב'
- על ביקורת המקרא, מגדים ל'
- בין אמונה לביקורת, מגדים ל"ג
- Комментарии Торы и галаха
- עקידת יצחק ובחירת ירושלים, באתר "דעת"
- עירוב תבשילין, סיני צ-צא תשמ"ד
- סדר הקרבת מוסף של יום הכיפורים, סיני קח, תשנ"א
- פירוש רבי שמשון רפאל הירש לתורה, מחניים 4 ב' תשנ"ג
Сноски
- ↑ http://www.jerusalem-crown.co.il/website_en/index.asp
- ↑ http://www.jerusalem-crown.co.il/website/index.asp
- ↑ http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/deot/broyer.htm
- ↑ http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/deot/broyer3.htm
- ↑ http://www.daat.ac.il/daat/tanach/tora/mikra.htm
- ↑ http://www.etzion.org.il/dk/1to899/864mamar.htm
- ↑ http://www.vbm-torah.org/vtc/0022147.html
- ↑ http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/deot/broyer3.htm
- ↑ צדיק באמונתו יחיה - על הגישה ללימוד תנ"ך
- ↑ http://www.etzion.org.il/dk/1to899/851mamar.htm
- ↑ http://www.etzion.org.il/dk/1to899/863mamar.htm
- ↑ http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/deot/kanohel.htm
- ↑ "List of Bialik Prize recipients 1933-2004 (in Hebrew), Tel Aviv Municipality website". http://www.tel-aviv.gov.il/Hebrew/_MultimediaServer/Documents/12516738.pdf.
- ↑ "Israel Prize Official Site - Recipients in 1999 (in Hebrew)". http://cms.education.gov.il/EducationCMS/Units/PrasIsrael/TashnagTashsab/TASNAG_TASNAT_Rikuz.htm?DictionaryKey=Tashnat