Библейская критика

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
Строка 13: Строка 13:
}}   
}}   
{{Полуфабрикат}}
{{Полуфабрикат}}
-
[[Файл:Genesis on egg cropped.jpg|thumb|right|Принадлежность Пятикнижия — один из важнейших вопросов критики Ветхого завета. На фото: 1 глава [[Книга Бытия|Бытия]].]]
 
-
'''Библейская критика''' — [[наука|научный]] анализ текста [[Библия|Библии]]. Библейские критики датируют её части, устанавливают их авторство, изучают обстоятельства их возникновения и литературные особенности<ref name="Мень">[[Мень, Александр Владимирович|Мень А. В.]] [http://www.krotov.info/library/bible/comm3/kritika.htm Критика библейская]</ref>.
 
-
Библейская критика появилась как отрасль богословия. В иудаизме её представителями были [[Филон Александрийский]]<ref name="ИБК1">[http://theologian.msk.ru/bibleistika/256-istoriya-biblejskoj-kritiki-i-drevnij-period.html История библейской критики. I. Древний период]</ref>, Хиви аль-Балхи ([[:en:Hiwi al-Balkhi|англ.]]) и [[Ибн Эзра, Авраам|Авраам ибн Эзра]]<ref>[[Крывелев, Иосиф Аронович|Крывелев И. А.]] [http://psylib.org.ua/books/kryvl01/txt04.htm Библейская критика как научная дисциплина]</ref>. Если Филон защищал истинность библейского вероучения путём аллегорического толкования спорных мест, то Хиви и ибн Эзра часто выступали со скептических и неортодоксальных позиций.
+
Термин '''Библейская критика''' иногда используется в широком смысле (как всякий научный анализ текста [[Библия|Библии]]), но основное его использование - в узком смысле как синоним "теории источников" (или "документальной гипотезы", ее также называют "высокая Библейская критика", [[:en:Higher criticism|англ.]])), разработанной в конце 19 в. немецким семитологом лютеранином '''Юлиусом Вельхаузенном''' (Wellhausen, Julius; 1844, Хамельн, – 1918, Гёттинген), профессором теологии и востоковедения.  
-
В христианстве библейская критика появилась в самые ранние времена его существования, одновременно с формированием [[Библейский канон|библейского канона]]. Зачинателем библейской текстологии в христианстве был [[Ориген]], сличивший множество манускриптов с текстами Ветхого завета<ref>Мень А. В. [http://slovari.yandex.ru/~книги/Библиологический%20словарь/Ориген/ Ориген]</ref>. Другими первохристианскими библейскими критиками были [[Дионисий Александрийский]], [[Августин Блаженный]], [[Иероним Стридонский]]<ref name="Мень"/><ref name="ИБК1"/>.
+
== Концепция Вельхаузенна ==
-
В эпоху раннего Средневековья христианская библейская критика пришла в упадок. На западе её возродителем выступил [[Абеляр]], признавший роль автора и исторических условий в написании священных текстов<ref>Мень А. В. [http://slovari.yandex.ru/~книги/Библиологический%20словарь/Абеляр/ Абеляр]</ref>.
+
Следуя методике исследователей текста Библии К. Графа и А. Кюнена, Вельхаузен в своих работах по Библии и истории еврейского народа в библейский период, крупнейшими из которых являются «Введение в Ветхий завет» (1878; переработка одноименной работы Ф. Блека), «История Израиля» (1878), «Композиция Шестикнижия» (1889) и «История Израиля и Иудеи» (1894), сформулировал ряд положений так называемой документальной гипотезы сложения библейского текста, ставших эпохальными для развития библеистики.
-
Начало нового периода в истории библейской критики произошло в эпоху [[Реформация|Реформации]], когда протестанты и католики использовали Библию для защиты своих учений. Протестантский анализ Писания впервые представил [[Мартин Лютер]], а антипротестантский — монах Ришар Симон ([[:en:Richard Simon|англ.]])<ref>[http://theologian.msk.ru/bibleistika/257-istoriya-biblejskoj-kritiki-ii-biblejskaya.html История библейской критики. II. Библейская критика в эпоху Ренессанса и Нового Времени]</ref>. В эпохи Возрождения и Просвещения библейская критика разделилась на высокую ([[:en:Higher criticism|англ.]]), занимавшуюся вопросами происхождения и авторства текстов, и низкую, предметом которой стало сравнение манускриптов.
+
По мнению Вельхаузена, основными источниками того, что он называет Шестикнижием, то есть [[Пятикнижие|Пятикнижия]] и книги [[Иехошуа Бин Нун|Иеhошуа бин Нуна]], являлись: источник, в котором в качестве имени Бога употребляется [[Тетраграмматон|тетраграмматон]] (отсюда обозначение этого источника как Jahwist, сокращенно J); источник, где в качестве имени Бога употребляется слово Элоhим (отсюда обозначение этого источника как Elohist, сокращенно E); источник, связанный со [[Второзаконие|Второзаконием]] (Deuteronomium; и поэтому называемый Deuteronomist, сокращенно D) и жреческий кодекс (Priesterocodex, сокращенно P). Вельхаузен постулировал медленную эволюцию религиозных воззрений древних евреев от анимизма раннего патриархального времени к этическому монотеизму пророков.
-
В [[1893]] г. [[Лев XIII]] попытался запретить рационалистическую библейскую критику энцикликой ''[[Providentissimus Deus]]'', но послание [[Пий XII|Пия XII]] ''Divino Afflante Spiritu'', появившееся в [[1943]] г., разрешало использование современных методов при анализе Писания.
+
Исходя из этого постулата, он рассматривал J как первичный источник Пятикнижия и датировал его 10–9 вв. до н. э. Е, имеющий признаки формализации веры и ее институционирования, сложился, по мнению Вельхаузена, приблизительно в 9–8 вв. до н. э. D возник незадолго до падения Иудеи, во время неудавшихся реформ царя [[Иошияху]]. Наконец, P, особенно полно представленный в [[Левит Книга|книге Левит]], был составлен во время вавилонского пленения или вскоре после него и являлся своего рода конституцией маленького теократического еврейского государства, зависимого от Персидской империи, в состав которой оно входило.
-
В православии библейская критика не запрещена, но распространена мало<ref>[[Каллист (Уэр)]]. Священное Предание: источник православной веры.// Предание и Церковь: от смысла к вечности. М., 2007. — С. 10.</ref>.
+
== Критика "документальной гипотезы" ==
-
Современная библейская критика использует многие методы [[текстология|текстологии]]. Выделяются такие отрасли, как критика источников ([[:en:Source criticism|англ.]]), форм ([[:en:Form criticism|англ.]]), редакций ([[:en:Redaction criticism|англ.]]), канона ([[:en:Canonical criticism|англ.]]), риторическая ([[:en:Rhetorical criticism|англ.]]), нарративная ([[:en:Narrative criticism|англ.]]), лингвистическая ([[:en:Linguistic Criticism|англ.]]), психологическая ([[:en:Psychological biblical criticism|англ.]]), социологическая и т. д.
+
Положения Вельхаузена был подвергнут позже критической переоценке различными исследователями Библии, в том числе [[Кассуто, Умберто|У. Кассуто]]. [[Кауфман, Иехезкель|И. Кауфманом]], [[Сегаль|М. Сегалем]] и другими.
-
== Примечания ==
 
-
{{примечания}}
 
-
+
== Концепция М.Броера ==
-
+
 
 +
Раввин [[Броер, Мордехай]] критикуя Библейскую критику, создал на основании ее разработок революционную "теорию категорий" для прочтения Торы.
 +
 
 +
== Ссылки ==
 +
 
 +
* [http://www.machanaim.org/tanach/in_bik.htm Библейская критика - материалы семинара]
 +
* [http://www.machanaim.org/tanach/_bikoret/kont1.htm Библейская критика. Д. Конторер]
 +
* [http://www.machanaim.org/tanach/_pol2ism/glava4.htm#4.17 О "библейской критике"]
 +
 
 +
{{ElevenCopyRight|10875|ВЕЛЬХАУЗЕН Юлиус}}
 +
 
 +
[[Категория:Библеистика]]
 +
 
-
[[ar:نقد كتابي]]
 
-
[[bg:Библейска критика]]
 
-
[[cs:Biblická kritika]]
 
[[en:Biblical criticism]]
[[en:Biblical criticism]]
-
[[eo:Biblia kritiko]]
 
-
[[fr:Histoire de la recherche sur l'Ancien Testament]]
 
[[he:ביקורת המקרא]]
[[he:ביקורת המקרא]]
-
[[hu:Bibliakritika]]
 
-
[[ia:Critica biblic]]
 
-
[[it:Esegesi biblica]]
 
-
[[ko:성서비평학]]
 
-
[[no:Tekstkritisk bibelforskning]]
 
-
[[pl:Krytyka biblijna]]
 
-
[[sv:Textkritisk bibelforskning]]
 
-
[[yi:בייבל קריטיק]]
 
-
[[zh:圣经批判]]{{WikiCopyRight}}
 
-
[[Категория:Библеистика ]]{{checked_final}}
+
[[Категория:Библеистика ]]
 +
 
 +
{{checked_final}}

Версия 00:10, 26 февраля 2012

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии




Термин Библейская критика иногда используется в широком смысле (как всякий научный анализ текста Библии), но основное его использование - в узком смысле как синоним "теории источников" (или "документальной гипотезы", ее также называют "высокая Библейская критика", англ.)), разработанной в конце 19 в. немецким семитологом лютеранином Юлиусом Вельхаузенном (Wellhausen, Julius; 1844, Хамельн, – 1918, Гёттинген), профессором теологии и востоковедения.

Содержание

Концепция Вельхаузенна

Следуя методике исследователей текста Библии К. Графа и А. Кюнена, Вельхаузен в своих работах по Библии и истории еврейского народа в библейский период, крупнейшими из которых являются «Введение в Ветхий завет» (1878; переработка одноименной работы Ф. Блека), «История Израиля» (1878), «Композиция Шестикнижия» (1889) и «История Израиля и Иудеи» (1894), сформулировал ряд положений так называемой документальной гипотезы сложения библейского текста, ставших эпохальными для развития библеистики.

По мнению Вельхаузена, основными источниками того, что он называет Шестикнижием, то есть Пятикнижия и книги Иеhошуа бин Нуна, являлись: источник, в котором в качестве имени Бога употребляется тетраграмматон (отсюда обозначение этого источника как Jahwist, сокращенно J); источник, где в качестве имени Бога употребляется слово Элоhим (отсюда обозначение этого источника как Elohist, сокращенно E); источник, связанный со Второзаконием (Deuteronomium; и поэтому называемый Deuteronomist, сокращенно D) и жреческий кодекс (Priesterocodex, сокращенно P). Вельхаузен постулировал медленную эволюцию религиозных воззрений древних евреев от анимизма раннего патриархального времени к этическому монотеизму пророков.

Исходя из этого постулата, он рассматривал J как первичный источник Пятикнижия и датировал его 10–9 вв. до н. э. Е, имеющий признаки формализации веры и ее институционирования, сложился, по мнению Вельхаузена, приблизительно в 9–8 вв. до н. э. D возник незадолго до падения Иудеи, во время неудавшихся реформ царя Иошияху. Наконец, P, особенно полно представленный в книге Левит, был составлен во время вавилонского пленения или вскоре после него и являлся своего рода конституцией маленького теократического еврейского государства, зависимого от Персидской империи, в состав которой оно входило.

Критика "документальной гипотезы"

Положения Вельхаузена был подвергнут позже критической переоценке различными исследователями Библии, в том числе У. Кассуто. И. Кауфманом, М. Сегалем и другими.


Концепция М.Броера

Раввин Броер, Мордехай критикуя Библейскую критику, создал на основании ее разработок революционную "теорию категорий" для прочтения Торы.

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ВЕЛЬХАУЗЕН Юлиус в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках