Авот (Пиркей Авот), трактат Талмуда

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Мишна» с помощью HotCat)
Architect1 (Обсуждение | вклад)

Версия 21:57, 21 мая 2011


Пиркей Авот (פִּרְקֵי אָבוֹת) или просто Аво́т (אָבוֹת), последний трактат четвертого раздела МишныНезикин.

Содержание

Название

Некоторые интерпретируют название как «поучения отцов», понимая под «отцами» великих законоучителей древности (в ТаНаХе ав встречается в смысле не только «отец», но также «великий, уважаемый человек»).

Менахем бен Шломо Меири в своем введении к трактату Пиркей авот объясняет его название тем, что здесь содержатся авот иесод (буквально `отцы основ`), то есть основоположения всей существующей мудрости.

Состав и краткое содержание

Пиркей авот состоит из шести глав.

Первые четыре главы построены по хронологическому принципу, следуя порядку поколений законоучителей. В Пиркей авот приводятся высказывания 63 мудрецов Мишны — больше, чем в каком-либо другом мишнаитском трактате, первая глава рассматривает непрерывную передачу Устного закона от Моше до Гиллеля и Шамая, то есть до начала эпохи Второго Храма. В конце первой и в начале второй главы вводится группа мишнайот, содержащих высказывания Наси |несиим, потомков Гиллеля — вплоть до рабби Иеhуды ха-Наси (1:18–2:7). С середины второй главы хронологический подход восстанавливается — здесь говорится о рабби Иоханане бен Заккае и его учениках, которые принадлежат к первому и второму поколениям мишнаитского периода (1–2 вв. н. э.). Десять первых мишнайот третьей главы принадлежат законоучителям, в своем большинстве действовавшим в конце эпохи Второго храма, однако в продолжении этой главы и вплоть до конца четвертой главы вновь устанавливается хронологический подход — вплоть до учеников Иехуды ха-Наси и конца периода Мишны. Пятая глава содержит анонимные изречения, сгруппированные по упоминаемым в них числам (десять, семь, четыре), например, «Семь качеств у неуча и семь — у ученого...» (5:7). Шестая глава — под называнием Киньян Тора («Обретение Торы») — представляет собой барайту, содержащую высказывания, в которых восхваляется Тора и законоучители.

Конец пятой главы и вся шестая глава относятся к периоду, когда редакция Мишны была уже завершена.

Видимо, Киньян Тора первоначально была отдельным сочинением и в качестве шестой главы добавлена в Пиркей авот в связи с обычаем (известным с эпохи гаонов) читать трактат в течение шести Шабатов между праздниками Песах и Шавуот. Возникновение этого обычая, возможно, объясняется тем, что Пиркей авот, в котором упор делается на непрерывность традиции Устного закона со времени Моше, был своего рода полемическим ответом караимам, отвергавшим Устный закон. Во многих общинах стало принято читать и изучать Пиркей авот и в другие субботы, так что трактат стал неотъемлемой частью ритуала и включен во все молитвенники после субботней Минхи.

Особенности Пиркей авот

В отличие от других трактатов Мишны, Пиркей авот — чисто аггадический и не содержит в себе галахических материалов. Во-вторых, первые две главы трактата прослеживают непрерывность передачи традиций от откровения на горе Синай вплоть до эпохи таннаев и таким образом обосновывают авторитет Мишны. В-третьих, в нем не просто перечисляются в хронологическом порядке законоучители (начиная с членов Великого собора), сохранившие и передавшие далее эту традицию, но и приводятся их галахические взгляды. Наряду с указанием, чьим учеником был данный законоучитель, в трактате приводится его программное высказывание, формулирующее основополагающий принцип или идею, с которой он обратился к своему поколению. В совокупности эти принципы легли в основу фарисейских и таннайских школ и таким образом стали ядром мировоззрения и этики иудаизма. В известной мере Пиркей авот представляет собой продолжение литературы мудрости (см. также Притчи Соломоновы) и Бен-Сиры Премудрости, однако резко отличается от них своим религиозным характером и духовным осмыслением действительности. В Пиркей авот в удивительно лапидарной форме изложены глубочайшие положения иудаизма, например: «Все предопределено, но дан и выбор; суд над лицом благосклонен, но все решается в соответствии с большинством наших поступков» (3:15); «Не будьте словно рабы, работающие на господина ради награды, но будьте словно рабы, служащие господину без корысти, и да будет страх небесный с вами» (1:3). В Пиркей авот широко используются аналогии и метафизические уподобления; большей частью это уподобление изучения Торы и исполнения мицвот работе, изучающих закон — работникам, а Бога — хозяину. Так, «Рабби Тарфон говорит: день короток, работы много, работники ленивы, плата велика, а Хозяин торопит» (2:15). Акива уподобляет посмертное воздаяние за человеческие поступки оплате долгов: «Все дано под залог и над всем живущим распростерта сеть. Лавка открыта, и продавец дает в долг, счета открыты и рука записывает, и всякий, кто пожелает, может взять в долг; но ежедневно приходят взимать долги, и взимают их с ведома ли или без ведома человека, и взимают с полным на то основанием, и суд — суд праведный, и яства на столе» (3:16).

Ссылки

Тексты

Аудиоуроки

Источники

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация