Бин-Нун, Йоэль
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 22: | Строка 22: | ||
Учился в ешиве Мерказ Арав у раввина [[Цви Иегуды Кука]]. Участвовал в освобождении [[Старого Города]] [[Иерусалима]] в [[Шестидневной войне]] и служил в 55 бригаде резервистов воздушно-десантного [[НаХаЛ]]я. | Учился в ешиве Мерказ Арав у раввина [[Цви Иегуды Кука]]. Участвовал в освобождении [[Старого Города]] [[Иерусалима]] в [[Шестидневной войне]] и служил в 55 бригаде резервистов воздушно-десантного [[НаХаЛ]]я. | ||
- | B 1968 вместе с Хананом Поратом обратился к раву [[Иегуде Амиталю]] и вместе они создали ешиву [[Ѓар-Эцион]] в [[Алон-Швут]]е. Преподавал в этой ешиве в возрасте 23 лет. В то же время преподавал в краеведческой школе Кфар-Эцион и в Офре, а также преподавал на курсах инструкторов Общества охраны природы. Под влиянием рава [[Цви Иегуды Кука]] он и Ханан Порат подчеркивали важность изучения [[Танах]]а в ешивах. В результате его деятельности в[[ ешиве]], в [[педагогическом колледже им. Яакова Герцога]] и в других местах началась т.н. "революция Танаха" в религиозно-национальных ешивах. | + | B 1968 вместе с Хананом Поратом обратился к раву [[Иегуде Амиталю]] и вместе они создали ешиву [[Ѓар-Эцион]] в [[Алон-Швут]]е. Преподавал в этой ешиве в возрасте 23 лет. В то же время преподавал в краеведческой школе Кфар-Эцион и в Офре, а также преподавал на курсах инструкторов Общества охраны природы. Под влиянием рава [[Цви Иегуды Кука]] он и Ханан Порат подчеркивали важность изучения [[Танах]]а в ешивах. В результате его деятельности в [[ешиве]], в [[педагогическом колледже им. Яакова Герцога]] и в других местах началась т.н. "революция Танаха" в религиозно-национальных ешивах. |
- | После [[войны Судного дня]] раввин Бен Нун был основателем движения [[Гуш Эмуним]]. Учредительное собрание движения состоялось в 1974 году в его доме в то время, в Алон | + | После [[войны Судного дня]] раввин Бен Нун был основателем движения [[Гуш Эмуним]]. Учредительное собрание движения состоялось в 1974 году в его доме в то время, в [[Алон Швут]]е. Много лет был членом руководства движения. В 1976 году переехал в поселение [[Офра]]. |
- | В 1985 основал [[ульпану]] в Офре, среднюю школу для религиозных девушек, и возглавлял её в течение десяти лет. В 1986 он основал вместе с группой исследователей и преподавателей Танаха педагогического центра при ешиве Ѓар-Эцион (в настоящее время - [[педагогический колледж им. Яакова Герцога]]) журнал религиозного изучения Танаха "Мегадим" и публиковал в нём статьи по вопросам изучения и преподавания Танаха. | + | В 1985 основал [[ульпану]] в [[Офре]], среднюю школу для религиозных девушек, и возглавлял её в течение десяти лет. В 1986 он основал вместе с группой исследователей и преподавателей Танаха педагогического центра при ешиве Ѓар-Эцион (в настоящее время - [[педагогический колледж им. Яакова Герцога]]) журнал религиозного изучения Танаха "Мегадим" и публиковал в нём статьи по вопросам изучения и преподавания Танаха. |
- | В 1996 он вместе с Яаковом Шапира основал "Мидрешет Йеуд" как часть сети АМИТ для подготовки учителей в рамках национальной альтернативной службы ([[шерут леуми]]) для преподавания иудаизма в светских школах. Между 2000 - 2006 возглавлял "армейскую ешиву" ([[ешиват шилув]]) в религиозном кибуце Эйн Цурим. | + | В 1996 он вместе с Яаковом Шапира основал "Мидрешет Йеуд" как часть сети АМИТ для подготовки учителей в рамках национальной альтернативной службы ([[шерут леуми]]) для преподавания иудаизма в светских школах. Между 2000 - 2006 возглавлял "армейскую ешиву" ([[ешиват шилув]]) в религиозном кибуце [[Эйн Цурим]]. |
== Мировоззрение == | == Мировоззрение == | ||
Строка 38: | Строка 38: | ||
Рав занимается анализом разногласий между школами [[р.Акивы]] и [[р.Ишмаэля]] в мидрашах, а также оригинальными комментариями произведений рава [[А.И.Кука]]. | Рав занимается анализом разногласий между школами [[р.Акивы]] и [[р.Ишмаэля]] в мидрашах, а также оригинальными комментариями произведений рава [[А.И.Кука]]. | ||
- | Рав Бин-Нун призывает изменять молитву в соответствии с сегодняшними реалиями. Так, строчку "Святой город в разрушении" в одном из [[пиют]]ов он заменяет на "Святая гора в разрушении". Он добавил в молитву "[[Авину малкену]]" просьбу о дождях. Также он призывает удлинить благословение после немучной еды ("Шеѓаколь") и включить в него упоминания о стране Израиля и об Иерусалиме, подобно благословению после "Мезонот". | + | Рав Бин-Нун призывает изменять молитву в соответствии с сегодняшними реалиями. Так, строчку "Святой город в разрушении" в одном из [[пиют]]ов он заменяет на "Святая гора в разрушении". Он добавил в молитву "[[Авину малкену]]" просьбу о дождях. Также он призывает удлинить благословение после немучной еды ("[[Шеѓаколь]]") и включить в него упоминания о стране Израиля и об Иерусалиме, подобно благословению после "[[Мезонот]]". |
Рав Бин-Нун - автор многих десятков статей о Танахе и еврейском мировоззрении, в которых предлагает новый взгляд на привычные вопросы, решающий многие нерешённые проблемы. | Рав Бин-Нун - автор многих десятков статей о Танахе и еврейском мировоззрении, в которых предлагает новый взгляд на привычные вопросы, решающий многие нерешённые проблемы. | ||
Строка 46: | Строка 46: | ||
Подобно подходу рава Бин-Нуна к Торе, его политические воззрения уникальны и отличаются от основной линии лагеря "Гуш Эмуним", к которому он принадлежит. Рав подчёркивает важность действий в рамках консенсуса и предотвращения раскола и гражданской войны в рамках еврейского народа. С этой точки зрения он рассматривает все нерешенные вопросы еврейского общества (особенно светского большинства) и старается не вступать в конфликты с ним. | Подобно подходу рава Бин-Нуна к Торе, его политические воззрения уникальны и отличаются от основной линии лагеря "Гуш Эмуним", к которому он принадлежит. Рав подчёркивает важность действий в рамках консенсуса и предотвращения раскола и гражданской войны в рамках еврейского народа. С этой точки зрения он рассматривает все нерешенные вопросы еврейского общества (особенно светского большинства) и старается не вступать в конфликты с ним. | ||
- | В начале поселенческого проекта раввин Бин-Нун опубликованы в журнале " | + | В начале поселенческого проекта раввин Бин-Нун опубликованы в журнале "НекудА" статью под названием "Поселитесь в сердцах", в которой поселенцы призывались не акцентировать внимание только на строительстве поселений, но действовать в партнерстве со всеми гражданами государства. |
Бен-Нун был одним из составителей "декларации Кинерета", стремящейся к созданию общего блока разных лагерей еврейской общины (правые - левые, религиозные - светские и т.д.) и подписал его вместе с многими общественными деятелями справа и слева. | Бен-Нун был одним из составителей "декларации Кинерета", стремящейся к созданию общего блока разных лагерей еврейской общины (правые - левые, религиозные - светские и т.д.) и подписал его вместе с многими общественными деятелями справа и слева. |
Версия 08:34, 16 мая 2011
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
16/05/2011 | |
Рав Йоэль Бин-Нун (родился 9 мая 1946) - раввин в рамках религиозного сионизма, один из основателей ешивы Ѓар-Эцион, инициатор "революции Танаха" в религиозно-сионистских ешивах.
Содержание |
Биография
Родился в 1946 в Хайфе в семье доктора Йехиэля и доктора Шошаны Бин-Нун, преподавателей и исследователей в области иудаизма и иврита. Его брат, раввин Эльханан Бин Нун - раввин поселения Шило и глава ешивы "Орот".
Учился в ешиве Мерказ Арав у раввина Цви Иегуды Кука. Участвовал в освобождении Старого Города Иерусалима в Шестидневной войне и служил в 55 бригаде резервистов воздушно-десантного НаХаЛя.
B 1968 вместе с Хананом Поратом обратился к раву Иегуде Амиталю и вместе они создали ешиву Ѓар-Эцион в Алон-Швуте. Преподавал в этой ешиве в возрасте 23 лет. В то же время преподавал в краеведческой школе Кфар-Эцион и в Офре, а также преподавал на курсах инструкторов Общества охраны природы. Под влиянием рава Цви Иегуды Кука он и Ханан Порат подчеркивали важность изучения Танаха в ешивах. В результате его деятельности в ешиве, в педагогическом колледже им. Яакова Герцога и в других местах началась т.н. "революция Танаха" в религиозно-национальных ешивах.
После войны Судного дня раввин Бен Нун был основателем движения Гуш Эмуним. Учредительное собрание движения состоялось в 1974 году в его доме в то время, в Алон Швуте. Много лет был членом руководства движения. В 1976 году переехал в поселение Офра.
В 1985 основал ульпану в Офре, среднюю школу для религиозных девушек, и возглавлял её в течение десяти лет. В 1986 он основал вместе с группой исследователей и преподавателей Танаха педагогического центра при ешиве Ѓар-Эцион (в настоящее время - педагогический колледж им. Яакова Герцога) журнал религиозного изучения Танаха "Мегадим" и публиковал в нём статьи по вопросам изучения и преподавания Танаха.
В 1996 он вместе с Яаковом Шапира основал "Мидрешет Йеуд" как часть сети АМИТ для подготовки учителей в рамках национальной альтернативной службы (шерут леуми) для преподавания иудаизма в светских школах. Между 2000 - 2006 возглавлял "армейскую ешиву" (ешиват шилув) в религиозном кибуце Эйн Цурим.
Мировоззрение
Главная сфера приложения сил р.Бин-Нуна - Танах и его преподавание. Подход, унаследованный им от Йеѓуды Элицура, подразумевает извлечение из Танаха актуального для нас содержания и одновременно опора на простой смысл Танаха.
Был одним из участников полемики на тему "Танах на равных" (תנ"ך בגובע עיניים) и считал, что нужно воспринимать героев Танаха как людей из плоти и крови, способных ошибаться и даже грешить, и это должно учить нас правильной жизни и прививать нам правильные ценности. Не следует, по его мнению, воспринимать героев Танаха как ангелов во плоти, праведников априори, и отклоняться от простого смысла Писания для обоснования этой позиции.
Рав занимается анализом разногласий между школами р.Акивы и р.Ишмаэля в мидрашах, а также оригинальными комментариями произведений рава А.И.Кука.
Рав Бин-Нун призывает изменять молитву в соответствии с сегодняшними реалиями. Так, строчку "Святой город в разрушении" в одном из пиютов он заменяет на "Святая гора в разрушении". Он добавил в молитву "Авину малкену" просьбу о дождях. Также он призывает удлинить благословение после немучной еды ("Шеѓаколь") и включить в него упоминания о стране Израиля и об Иерусалиме, подобно благословению после "Мезонот".
Рав Бин-Нун - автор многих десятков статей о Танахе и еврейском мировоззрении, в которых предлагает новый взгляд на привычные вопросы, решающий многие нерешённые проблемы.
Политические воззрения и политическая деятельность
Подобно подходу рава Бин-Нуна к Торе, его политические воззрения уникальны и отличаются от основной линии лагеря "Гуш Эмуним", к которому он принадлежит. Рав подчёркивает важность действий в рамках консенсуса и предотвращения раскола и гражданской войны в рамках еврейского народа. С этой точки зрения он рассматривает все нерешенные вопросы еврейского общества (особенно светского большинства) и старается не вступать в конфликты с ним.
В начале поселенческого проекта раввин Бин-Нун опубликованы в журнале "НекудА" статью под названием "Поселитесь в сердцах", в которой поселенцы призывались не акцентировать внимание только на строительстве поселений, но действовать в партнерстве со всеми гражданами государства.
Бен-Нун был одним из составителей "декларации Кинерета", стремящейся к созданию общего блока разных лагерей еврейской общины (правые - левые, религиозные - светские и т.д.) и подписал его вместе с многими общественными деятелями справа и слева.
После убийства Рабина рав критиковал религиозно-сионистскую общину до убийства, сказав, что у него имеется информация о ряде раввинов, которые постановили, что на Ицхака Рабина распространяется "закон преследователя" (дин родеф) и дали легитимацию его убийства. После этого был подвергнут бойкоту многими из поселенцев, был вынужден уехать из поселения Офра, где он жил до тех пор, в Алон Швут.
В 2002 г. писал в журнале "Некуда" о необходимости диалога поселенцев со всеми израильскими общественными силами и подчёркивал, что победа в Шестидневной войне была достигнута прежде всего благодаря единству народа, и когда на протяжении всей истории еврейского народа в нём не было единства, еврейское государство теряло территории. После разрушения зданий в Амоне, сопровождавшегося жестоким противостоянием полиции и поселенцев, писал в газете "Ха-Цофе", что силовые методы не принесут поселенцам ничего, уподобил противоставляющих себя государству поселенцев "новым сатмарским хасидам" и говорил: "Наш флаг - сине-белый, оранжевого на нём нет".
5 марта 2006 г. перед семнадцатыми выборами в Кнесет объявил о своей поддержке партии "Кадима", хотя и не призвал за неё голосовать. Предсказал, что вскоре будут приниматься судьбоносные для государства решения, и что политика "всё или ничего" принесёт поселенческим лидерам лишь "ничего". Однако перед восемнадцатыми выборами в Кнесет поддержал партию "Еврейский дом".
Ученики
Р.Юваль Шерло Р.Яаков Медан ("талмид-хавер")