Еврейские кварталы

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Строка 2: Строка 2:
== Статус еврейских кварталов ==
== Статус еврейских кварталов ==
-
В отличие от [[гетто]], еврейские кварталы иногда возникали из-за желания еврейского населения данного города жить отдельно. Это позволяло сохранять еврейский образ жизни и было удобнее для обороны от соседей - неевреев. Нередко еврейские кварталы ограждались стеной с воротами, запиравшимися на ночь.  
+
В отличие от [[Гетто|гетто]], еврейские кварталы иногда возникали из-за желания еврейского населения данного города вести образ жизни, соответствующий национальным традициям и предписаниям иудаизма. Сосредоточение в обособленном квартале позволяло также евреям в случае необходимости защищаться или быть защищенными от нападений черни. Иногда вместе с евреями в еврейских кварталах жили и неевреи, а иногда евреи жили за пределами еврейских кварталов. Нередко еврейские кварталы ограждались стеной с воротами, запиравшимися на ночь.
-
 
+
-
Еврейские кварталы могли быть открытыми для поселения неевреев и необязательными как место проживания евреев.
+
== История существования ==
== История существования ==
-
Еврейские кварталы существовали уже в [[Александрия|Александрии]] в I в. н. э., [[Рим]]е и других городах Италии.  
+
В разных странах условия поселения евреев в особых кварталах были различны. Еврейские кварталы существовали уже в [[Александрия|Александрии]] в I в. н. э., [[Рим]]е и других городах Италии (см. [[Остия]].  
=== В средневековой Западной Европе ===
=== В средневековой Западной Европе ===
В Испании еврейские кварталы первоначально рассматривались как привилегия, за сохранение которой евреи боролись, когда их хотели лишить ее ([[Мальорка]], 1306). Эти кварталы часто отделялись от города защитными стенами.
В Испании еврейские кварталы первоначально рассматривались как привилегия, за сохранение которой евреи боролись, когда их хотели лишить ее ([[Мальорка]], 1306). Эти кварталы часто отделялись от города защитными стенами.
 +
 +
В Туделе после захвата города христианами евреям была отведена часть городской крепости (1170), за что они содержали в исправности всю крепость (кроме главной башни). В христианском [[Толедо]] в 1085 г. за евреями был сохранен квартал в западной части города, где они жили при владычестве мусульман; еще один квартал был отведен евреям Толедо в центре города. В [[Барселона|Барселоне]] и [[Кордова|Кордове]] евреи также проживали в двух кварталах. В Севилье в 1248 г. евреям были отведены три участка для жительства, окруженные защищающими стенами.
Однако с XIV в. церковные власти начали настаивать на том, чтобы евреи и мавры жили в отдельных кварталах, обособленно от христиан. Термин '''ал джама''' (от арабского джама — `сбор`), употреблявшийся применительно к еврейским кварталам в средневековой Испании, часто служил названием также еврейских общин в Сицилии и иногда — южной Италии.  
Однако с XIV в. церковные власти начали настаивать на том, чтобы евреи и мавры жили в отдельных кварталах, обособленно от христиан. Термин '''ал джама''' (от арабского джама — `сбор`), употреблявшийся применительно к еврейским кварталам в средневековой Испании, часто служил названием также еврейских общин в Сицилии и иногда — южной Италии.  
 +
 +
В Португалии '''худериаш''' устраивались во всех местах, где жило постоянно более десяти евреев (в Лиссабоне таких кварталов было несколько).  
В Португалии '''худериаш''' устраивались во всех местах, где жило постоянно более десяти евреев (в Лиссабоне таких кварталов было несколько).  
Строка 18: Строка 21:
Согласно преданиям, восходящим к XII–XIII вв., евреям [[Нарбонн]]а был дарован особый квартал в благодарность за их участие в войне против мусульман. В Сицилии евреям [[Палермо]] был отведен особый квартал в 1312 г., а к 1392 г. еврейские кварталы уже существовали во всех городах королевства.  
Согласно преданиям, восходящим к XII–XIII вв., евреям [[Нарбонн]]а был дарован особый квартал в благодарность за их участие в войне против мусульман. В Сицилии евреям [[Палермо]] был отведен особый квартал в 1312 г., а к 1392 г. еврейские кварталы уже существовали во всех городах королевства.  
-
Известно, что во Франции еврейские кварталы были в [[Анжер]]е (XIV в.), а также во владениях римского папы в районе [[Авиньон]]а.  
+
Сведения о еврейских кварталах во Франции и Англии крайне скудны; Известно, что во Франции еврейские кварталы были в [[Анжер]]е (XIV в.), а также во владениях римского папы в районе [[Авиньон]]а.  
Существование «еврейской улицы» в [[Лондон]]е упоминается уже в 1115 г.  
Существование «еврейской улицы» в [[Лондон]]е упоминается уже в 1115 г.  
-
В Германии обособленные еврейские кварталы появились в XI в. во многих городах. Наибольшей известностью пользовался еврейский квартал в [[Франкфурт-на-Майне|Франкфурте-на-Майне]], возникший в 1460 г. и позднее превратившийся в [[гетто]].  
+
В Германии обособленные еврейские кварталы появились в XI в. во многих городах Нижней Саксонии, Силезии, Прирейнской области и ряде других местностей. Архиепископ [[Шпейер|Шпейера]] Рюдигер выделил в 1084 г. евреям города участок церковной земли для еврейского квартала, а также место для кладбища.   Наибольшей известностью пользовался еврейский квартал в [[Франкфурт-на-Майне|Франкфурте-на-Майне]], возникший в 1460 г. и позднее превратившийся в [[гетто]]. В некоторых немецких городах власти помещали дома терпимости в еврейские кварталы.
Сохранившийся до недавнего времени еврейский район в [[Амстердам]]е, так называемый Йоденбурт, лондонский Уайтчепл и нью-йоркский Лоуэр Ист-Сайд лишены специфического характера [[гетто]] и являются еврейскими кварталами по тесной сплоченности своего многочисленного и большей частью бедного еврейского населения.
Сохранившийся до недавнего времени еврейский район в [[Амстердам]]е, так называемый Йоденбурт, лондонский Уайтчепл и нью-йоркский Лоуэр Ист-Сайд лишены специфического характера [[гетто]] и являются еврейскими кварталами по тесной сплоченности своего многочисленного и большей частью бедного еврейского населения.
Строка 31: Строка 34:
Типичными и весьма известными были возникшие в конце XI в. два еврейских квартала в [[Прага|Праге]]. В 1473 г. еврейское население города было перемещено в особый квартал в районе Старе-Место.  
Типичными и весьма известными были возникшие в конце XI в. два еврейских квартала в [[Прага|Праге]]. В 1473 г. еврейское население города было перемещено в особый квартал в районе Старе-Место.  
-
В Польше, в отличие от всей средневековой Европы, не было введено [[гетто]], но существовавшие там еврейские кварталы сохранились гораздо дольше, чем в других странах европейской части континента. К XIV в. появились еврейские улицы в городах Львов, Краков, Познань, Сандомир и других местах. Многие польские города пользовались привилегией не впускать евреев, но на частных или королевских землях при этих же городах возникали еврейские селения, местечки и даже целые города.  
+
 
 +
В Польше, в отличие от всей средневековой Европы, не было введено [[гетто]], но существовавшие там еврейские кварталы сохранились гораздо дольше, чем в других странах европейской части континента. Привилегия Болеслава V Калишского (1264) евреям вызвала их приток в Польшу и появление к 14 в. еврейских улиц в городах [[Львов]], [[Краков]], [[Познань]], Сандомир (ныне Сандомеж) и других местах. Многие польские города пользовались привилегией не впускать евреев, но на частных или королевских землях при этих же городах возникали еврейские селения, местечки и даже целые города.
 +
 
 +
Еврейская улица в Кракове впервые упоминается в актах 1304 г., но в конце 15 в. евреи в основном начали селиться в Казимеже под Краковом, где отведенный им квартал получил название «еврейского города». Ограничение местожительства евреев по всей Польше продолжалось, несмотря на все политические перемены в стране, вплоть до 60-х гг. 19 в. и было упразднено лишь в 1862 г. (в Казимеже еврейский квартал просуществовал до 1867 г.).
=== В России ===
=== В России ===
В царской России в 30-х гг. XIX в. правительство предполагало ввести целую систему еврейских кварталов, напоминающих гетто, однако это намерение не было осуществлено. Еврейские улицы, кварталы, районы существовали в городах [[Ковно]] (ныне [[Каунас]]), [[Каменец-Подольский]], [[Киев]], [[Москва]], [[Житомир]] и [[Рига]], в которой в XVI  в. были даже особые постоялые дворы для приезжающих торговцев-евреев. С воцарением Александра II началась реформа еврейского быта и остатки еврейских кварталов в России были постепенно уничтожены.  
В царской России в 30-х гг. XIX в. правительство предполагало ввести целую систему еврейских кварталов, напоминающих гетто, однако это намерение не было осуществлено. Еврейские улицы, кварталы, районы существовали в городах [[Ковно]] (ныне [[Каунас]]), [[Каменец-Подольский]], [[Киев]], [[Москва]], [[Житомир]] и [[Рига]], в которой в XVI  в. были даже особые постоялые дворы для приезжающих торговцев-евреев. С воцарением Александра II началась реформа еврейского быта и остатки еврейских кварталов в России были постепенно уничтожены.  
-
+
 
 +
Сохранившийся до недавнего времени еврейский район в Амстердаме, так называемый Йоденбурт, лондонский Уайтчепл и нью-йоркский Лоуэр Ист-Сайд лишены специфического характера гетто и являются еврейскими кварталами по тесной сплоченности своего многочисленного и большей частью бедного еврейского населения.
 +
 
=== В мусульманских странах ===
=== В мусульманских странах ===
В мусульманских странах эти кварталы назывались '''харат ал-яхуд''' (буквально — «еврейские кварталы») или просто '''хара''', '''ал-хара''', в Иране еврейские кварталы назывались '''махаллат ал-яхуд''', на Балканах — '''махалла''', в Йемене — '''ка’ат ал-яхуд'''. Употребительно было и название '''масбата''' (буквально — «место, где живут соблюдающие субботу»).  
В мусульманских странах эти кварталы назывались '''харат ал-яхуд''' (буквально — «еврейские кварталы») или просто '''хара''', '''ал-хара''', в Иране еврейские кварталы назывались '''махаллат ал-яхуд''', на Балканах — '''махалла''', в Йемене — '''ка’ат ал-яхуд'''. Употребительно было и название '''масбата''' (буквально — «место, где живут соблюдающие субботу»).  
-
Омаровы законы не требовали отдельного проживания евреев. Начиная со средних веков, многие евреи, как, например в [[Багдад]]е, [[Фес]]е, мусульманской Испании или [[Кайруан]]е, жили вне еврейских кварталов, в кварталах, населенных мусульманами. В Испании частные дома, принадлежавшие евреям и христианам, находились во всех кварталах городов. Однако мусульманские религиозные власти не разрешали, чтобы эти дома были выше, чем близлежащая мечеть или дома «правоверных».
+
Омаровы законы не требовали отдельного проживания евреев.  Напротив, первые мусульманские теологи даже рекомендовали, чтобы «неверные» (евреи и христиане) жили во всех кварталах городов с тем, чтобы побудить их принять истинную веру. Начиная со средних веков, многие евреи, как, например в [[Багдад]]е, [[Фес]]е, мусульманской Испании или [[Кайруан]]е, жили вне еврейских кварталов, в кварталах, населенных мусульманами. В Испании частные дома, принадлежавшие евреям и христианам, находились во всех кварталах городов. Однако мусульманские религиозные власти не разрешали, чтобы эти дома были выше, чем близлежащая мечеть или дома «правоверных».
В Испании многие мусульмане жили в кварталах с преимущественно еврейским населением. Поселение мусульман в еврейских кварталах дозволялось мусульманским законодательством, однако раввинистические законы осуждали продажу или сдачу в аренду недвижимости в еврейских кварталах иноверцам и гарантировали преимущества при продаже или аренде евреям, главным образом соседям.  
В Испании многие мусульмане жили в кварталах с преимущественно еврейским населением. Поселение мусульман в еврейских кварталах дозволялось мусульманским законодательством, однако раввинистические законы осуждали продажу или сдачу в аренду недвижимости в еврейских кварталах иноверцам и гарантировали преимущества при продаже или аренде евреям, главным образом соседям.  
 +
 +
За немногими исключениями, еврейские кварталы в странах ислама не имели ничего общего с [[гетто]] в христианских странах. Они не были окружены стеной и не имели ворот, закрывающихся по ночам, субботам или праздникам.  
За немногими исключениями, еврейские кварталы в странах ислама не имели ничего общего с [[гетто]] в христианских странах. Они не были окружены стеной и не имели ворот, закрывающихся по ночам, субботам или праздникам.  
Строка 49: Строка 59:
В шиитских странах на востоке мусульманского мира евреев заставляли жить в обособленных кварталах, похожих на европейские гетто. В Персии (Иране) и Афганистане еврейские кварталы были не только отделены высокой стеной, но их жителям не разрешалось владеть лавками за пределами еврейских кварталов. Евреи Персии оставались в еврейских кварталах до недавнего времени, хотя не было закона, принуждавшего их к этому.
В шиитских странах на востоке мусульманского мира евреев заставляли жить в обособленных кварталах, похожих на европейские гетто. В Персии (Иране) и Афганистане еврейские кварталы были не только отделены высокой стеной, но их жителям не разрешалось владеть лавками за пределами еврейских кварталов. Евреи Персии оставались в еврейских кварталах до недавнего времени, хотя не было закона, принуждавшего их к этому.
-
В Марокко термин '''мелла''' (или '''меллах'''), обозначавший еврейские кварталы, был вначале названием местности к югу от Фес-Джаида, где был создан первый в Марокко специальный квартал для евреев (возможно, в 1438 г.). Мелла также были в [[Марракеш]]е, [[Мекнес]]е, [[Тетуан]]е, [[Сале]], [[Рабат]]е и [[Могадор]]е. С начала XX в. лишь бедные евреи продолжали жить в мелла.
+
 +
В Марокко термин '''мелла''' (или '''меллах'''), обозначавший еврейские кварталы, был вначале названием местности к югу от Фес-Джаида, где был создан первый в Марокко специальный квартал для евреев (возможно, в 1438 г.),который до сих пор остается особым местом, окруженным стеной и явно отделенным от соседних кварталов . Лишь в 1557 г. был создан второй еврейский квартал в Марракеше. Приблизительно 125 лет спустя в Мекнесе была образована третья мелла, а в 1808 г. одновременно были созданы четыре новых еврейских квартала в Тетуане, Сале, Рабате и Могадоре. С начала 20 в. лишь бедные евреи продолжали жить в мелла.
 +
 +
Источники
Источники
* [http://www.eleven.co.il/article/12038 Электронная еврейская энциклопедия]
* [http://www.eleven.co.il/article/12038 Электронная еврейская энциклопедия]
Строка 62: Строка 75:
[[Категория:Древняя история евреев]]  
[[Категория:Древняя история евреев]]  
[[Категория:История евреев в средневековье]]
[[Категория:История евреев в средневековье]]
 +
[[Категория:История евреев в новое время]]
{{checked_final}}
{{checked_final}}

Версия 18:31, 10 марта 2013

Еврейские кварталы, улицы или районы города, отведенные властями для проживания евреев (латинское — Platea Judaeorum; испанское — худерия; французское — жюивери; итальянское — джудекка; английское — джюри; немецкое — юденгассе; польское — улица жидовска).

Содержание

Статус еврейских кварталов

В отличие от гетто, еврейские кварталы иногда возникали из-за желания еврейского населения данного города вести образ жизни, соответствующий национальным традициям и предписаниям иудаизма. Сосредоточение в обособленном квартале позволяло также евреям в случае необходимости защищаться или быть защищенными от нападений черни. Иногда вместе с евреями в еврейских кварталах жили и неевреи, а иногда евреи жили за пределами еврейских кварталов. Нередко еврейские кварталы ограждались стеной с воротами, запиравшимися на ночь.


История существования

В разных странах условия поселения евреев в особых кварталах были различны. Еврейские кварталы существовали уже в Александрии в I в. н. э., Риме и других городах Италии (см. Остия.

В средневековой Западной Европе

В Испании еврейские кварталы первоначально рассматривались как привилегия, за сохранение которой евреи боролись, когда их хотели лишить ее (Мальорка, 1306). Эти кварталы часто отделялись от города защитными стенами.

В Туделе после захвата города христианами евреям была отведена часть городской крепости (1170), за что они содержали в исправности всю крепость (кроме главной башни). В христианском Толедо в 1085 г. за евреями был сохранен квартал в западной части города, где они жили при владычестве мусульман; еще один квартал был отведен евреям Толедо в центре города. В Барселоне и Кордове евреи также проживали в двух кварталах. В Севилье в 1248 г. евреям были отведены три участка для жительства, окруженные защищающими стенами.

Однако с XIV в. церковные власти начали настаивать на том, чтобы евреи и мавры жили в отдельных кварталах, обособленно от христиан. Термин ал джама (от арабского джама — `сбор`), употреблявшийся применительно к еврейским кварталам в средневековой Испании, часто служил названием также еврейских общин в Сицилии и иногда — южной Италии.


В Португалии худериаш устраивались во всех местах, где жило постоянно более десяти евреев (в Лиссабоне таких кварталов было несколько).

Согласно преданиям, восходящим к XII–XIII вв., евреям Нарбонна был дарован особый квартал в благодарность за их участие в войне против мусульман. В Сицилии евреям Палермо был отведен особый квартал в 1312 г., а к 1392 г. еврейские кварталы уже существовали во всех городах королевства.

Сведения о еврейских кварталах во Франции и Англии крайне скудны; Известно, что во Франции еврейские кварталы были в Анжере (XIV в.), а также во владениях римского папы в районе Авиньона.

Существование «еврейской улицы» в Лондоне упоминается уже в 1115 г.

В Германии обособленные еврейские кварталы появились в XI в. во многих городах Нижней Саксонии, Силезии, Прирейнской области и ряде других местностей. Архиепископ Шпейера Рюдигер выделил в 1084 г. евреям города участок церковной земли для еврейского квартала, а также место для кладбища. Наибольшей известностью пользовался еврейский квартал в Франкфурте-на-Майне, возникший в 1460 г. и позднее превратившийся в гетто. В некоторых немецких городах власти помещали дома терпимости в еврейские кварталы.

Сохранившийся до недавнего времени еврейский район в Амстердаме, так называемый Йоденбурт, лондонский Уайтчепл и нью-йоркский Лоуэр Ист-Сайд лишены специфического характера гетто и являются еврейскими кварталами по тесной сплоченности своего многочисленного и большей частью бедного еврейского населения.

В средневековой Центральной Европе

В некоторых немецких городах власти помещали дома терпимости в еврейские кварталы. В Вене еврейский квартал (юденштадт) возник по инициативе евреев в конце XIII в. и просуществовал до 1421 г., когда евреи были изгнаны из города (вновь появились там в начале XVI в.). Подобные еврейские кварталы существовали и в других австрийских городах, а также во многих городах Моравии и Чехии.

Типичными и весьма известными были возникшие в конце XI в. два еврейских квартала в Праге. В 1473 г. еврейское население города было перемещено в особый квартал в районе Старе-Место.


В Польше, в отличие от всей средневековой Европы, не было введено гетто, но существовавшие там еврейские кварталы сохранились гораздо дольше, чем в других странах европейской части континента. Привилегия Болеслава V Калишского (1264) евреям вызвала их приток в Польшу и появление к 14 в. еврейских улиц в городах Львов, Краков, Познань, Сандомир (ныне Сандомеж) и других местах. Многие польские города пользовались привилегией не впускать евреев, но на частных или королевских землях при этих же городах возникали еврейские селения, местечки и даже целые города.

Еврейская улица в Кракове впервые упоминается в актах 1304 г., но в конце 15 в. евреи в основном начали селиться в Казимеже под Краковом, где отведенный им квартал получил название «еврейского города». Ограничение местожительства евреев по всей Польше продолжалось, несмотря на все политические перемены в стране, вплоть до 60-х гг. 19 в. и было упразднено лишь в 1862 г. (в Казимеже еврейский квартал просуществовал до 1867 г.).

В России

В царской России в 30-х гг. XIX в. правительство предполагало ввести целую систему еврейских кварталов, напоминающих гетто, однако это намерение не было осуществлено. Еврейские улицы, кварталы, районы существовали в городах Ковно (ныне Каунас), Каменец-Подольский, Киев, Москва, Житомир и Рига, в которой в XVI в. были даже особые постоялые дворы для приезжающих торговцев-евреев. С воцарением Александра II началась реформа еврейского быта и остатки еврейских кварталов в России были постепенно уничтожены.

Сохранившийся до недавнего времени еврейский район в Амстердаме, так называемый Йоденбурт, лондонский Уайтчепл и нью-йоркский Лоуэр Ист-Сайд лишены специфического характера гетто и являются еврейскими кварталами по тесной сплоченности своего многочисленного и большей частью бедного еврейского населения.

В мусульманских странах

В мусульманских странах эти кварталы назывались харат ал-яхуд (буквально — «еврейские кварталы») или просто хара, ал-хара, в Иране еврейские кварталы назывались махаллат ал-яхуд, на Балканах — махалла, в Йемене — ка’ат ал-яхуд. Употребительно было и название масбата (буквально — «место, где живут соблюдающие субботу»).

Омаровы законы не требовали отдельного проживания евреев. Напротив, первые мусульманские теологи даже рекомендовали, чтобы «неверные» (евреи и христиане) жили во всех кварталах городов с тем, чтобы побудить их принять истинную веру. Начиная со средних веков, многие евреи, как, например в Багдаде, Фесе, мусульманской Испании или Кайруане, жили вне еврейских кварталов, в кварталах, населенных мусульманами. В Испании частные дома, принадлежавшие евреям и христианам, находились во всех кварталах городов. Однако мусульманские религиозные власти не разрешали, чтобы эти дома были выше, чем близлежащая мечеть или дома «правоверных».

В Испании многие мусульмане жили в кварталах с преимущественно еврейским населением. Поселение мусульман в еврейских кварталах дозволялось мусульманским законодательством, однако раввинистические законы осуждали продажу или сдачу в аренду недвижимости в еврейских кварталах иноверцам и гарантировали преимущества при продаже или аренде евреям, главным образом соседям.


За немногими исключениями, еврейские кварталы в странах ислама не имели ничего общего с гетто в христианских странах. Они не были окружены стеной и не имели ворот, закрывающихся по ночам, субботам или праздникам.

В Османской империи евреев не принуждали жить отдельно от остального населения. Единственным исключением был Йемен, где в 1679 г. евреев изгнали из городов и обязали построить себе особые кварталы за городской чертой.

В шиитских странах на востоке мусульманского мира евреев заставляли жить в обособленных кварталах, похожих на европейские гетто. В Персии (Иране) и Афганистане еврейские кварталы были не только отделены высокой стеной, но их жителям не разрешалось владеть лавками за пределами еврейских кварталов. Евреи Персии оставались в еврейских кварталах до недавнего времени, хотя не было закона, принуждавшего их к этому.


В Марокко термин мелла (или меллах), обозначавший еврейские кварталы, был вначале названием местности к югу от Фес-Джаида, где был создан первый в Марокко специальный квартал для евреев (возможно, в 1438 г.),который до сих пор остается особым местом, окруженным стеной и явно отделенным от соседних кварталов . Лишь в 1557 г. был создан второй еврейский квартал в Марракеше. Приблизительно 125 лет спустя в Мекнесе была образована третья мелла, а в 1808 г. одновременно были созданы четыре новых еврейских квартала в Тетуане, Сале, Рабате и Могадоре. С начала 20 в. лишь бедные евреи продолжали жить в мелла.


Источники

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация