Амос, библейская книга
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(категория) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 16: | Строка 16: | ||
{{Библейская статья}} | {{Библейская статья}} | ||
- | '''Книга пророка Амоса''' — книга [[ТаНаХ]]а, написанная пророком [[Амос ( | + | '''Книга пророка Амоса''' — (עָמוֹס) книга [[ТаНаХ]]а, написанная пророком Амосом. Книга Амоса является третьей среди книг двенадцати [[Пророки Малые|Пророков малых]] в еврейском каноне и второй в [[Септуагинта|Септуагинте]]. Амос считается самым ранним из «письменных пророков» (см. [[Пророки И Пророчество|Пророки и пророчество]]). |
+ | |||
+ | |||
+ | |||
== Время написания == | == Время написания == | ||
- | Пророчества Амоса относятся ко времени правления израильского царя [[Иеровоам II|Яровама II]] (Яровама бен Йоаша) и [[Озия|Узии]] царя Иудеи, когда оба царства достигли вершины процветания. Он был старшим современником [[Осия (пророк)|Ѓошеа]]. Вероятнее всего его деятельность относится к 750 или 749 гг. до н.э. В это время [[Ассирия]] вела войны с сирийцами, что значительно уменьшило угрозу Северному царству со стороны [[Дамаск]]а. В это время оно почти достигло границ времен Давида. Кроме того, пророчество совершалось за два года до большого землетрясения, которое вспоминали и спустя 200 лет. | + | Пророчества Амоса относятся ко времени правления израильского царя [[Иеровоам II|Яровама II]] (Яровама бен Йоаша) и [[Озия|Узии]] царя Иудеи, когда оба царства достигли вершины процветания, т. он жил живший в Израильском царстве в 8 в. до н. э. Он был старшим современником [[Осия (пророк)|Ѓошеа]]. Вероятнее всего его деятельность относится к 750 или 749 гг. до н.э. В это время [[Ассирия]] вела войны с сирийцами, что значительно уменьшило угрозу Северному царству со стороны [[Дамаск]]а. В это время оно почти достигло границ времен Давида. Кроме того, пророчество совершалось за два года до большого землетрясения, которое вспоминали и спустя 200 лет. |
- | == | + | == Личность пророка Амоса == |
- | Об Амосе мы узнаем из 1:1 и 7:10-14, где написано, что он был пастухом из Текоа | + | Об Амосе мы узнаем из 1:1 и 7:10-14, где написано, что он был пастухом (нокед) из [[Текоа]]. (По всей вероятности, его родиной был не известный город [[Ткоа]] в Иудее, но галилейский Ткоа в Израильском царстве, упоминаемый в [[Талмуд|Талмуде]]), и обрабатывал сикоморы. Он был призван Господом от своих стад, для того чтобы обратиться с пророчеством против элиты, что он с мужеством и исполняет. |
- | == Содержание == | + | Местом его деятельности являлись Самария, столица Израильского царства и, в особенности, святилище в [[Бет-Эль|Бет-Эле]]. |
+ | |||
+ | Хотя Амос и говорит о себе, что Господь взял его «от овец», чтобы пророчествовать «к Израилю» (7:15), его изысканный и высокохудожественный стиль, безусловно, свидетельствует об образовании и литературном опыте. Он прекрасно знал жизнь верхушки общества, хорошо разбирался во всех военных и политических событиях, происходящих в окружающих Израиль странах; его кругозор охватывал даже судьбы народов всего Ближнего Востока. | ||
+ | |||
+ | Нельзя точно сказать, где Амос почерпнул свою эрудицию, но нет никакого сомнения, что его пророческое творчество опиралось на литературную традицию, и его превосходный лапидарный стиль наводит на мысль о предшественниках. Однако Амос был первый, чье имя сохранилось и чьи пророчества собраны в отдельную книгу, в которой отчетливо выступает его индивидуальный облик проповедника, пророка и моралиста. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Содержание книги == | ||
[[Файл:Амос (Доре).jpg|250px|left|thumb|Гюстав Доре, "Амос"]] | [[Файл:Амос (Доре).jpg|250px|left|thumb|Гюстав Доре, "Амос"]] | ||
Первая и вторая главы книги посвящены предсказанию землетрясения и Божьего наказания для всех ближневосточных народов, а затем непосредственно для [[Иудея|Иудеи]] и [[Израильское царство|Израиля]], за моральное разложение, за преступления их правителей. Главы 3-6 посвящены непосредственно грехам [[Израильское царство|Израиля]]. | Первая и вторая главы книги посвящены предсказанию землетрясения и Божьего наказания для всех ближневосточных народов, а затем непосредственно для [[Иудея|Иудеи]] и [[Израильское царство|Израиля]], за моральное разложение, за преступления их правителей. Главы 3-6 посвящены непосредственно грехам [[Израильское царство|Израиля]]. | ||
Строка 38: | Строка 48: | ||
В последней главе Амос приводить последнее видение — Господь, стоящий над [[жертвенник]]ом (9:1-4). В этой главе подчеркивается равенство перед Богом всех народов (9:7). Предвещается восстановление Царства [[Давид]]а и проповедь слова Божьего среди всех народов. | В последней главе Амос приводить последнее видение — Господь, стоящий над [[жертвенник]]ом (9:1-4). В этой главе подчеркивается равенство перед Богом всех народов (9:7). Предвещается восстановление Царства [[Давид]]а и проповедь слова Божьего среди всех народов. | ||
- | |||
- | |||
- | {{ | + | == Моральное содержание пророчеств Амоса == |
+ | |||
+ | Моральные и социальные сентенции и укоры, содержащиеся в поздних пророчествах Амоса, характерны для второй половины правления Иоровама, когда [[Дамаск]] и [[Хаммат]] находились уже под властью Израиля. Моралистическая проповедь Амоса датируется, во всяком случае, не ранее солнечного затмения, упомянутого в ней, которое произошло в месяце [[Сиван|сиване]] 763 г. до н. э. (согласно ассирийским источникам). Это событие отражается в образных описаниях Амосом бедствий, которые постигнут Израиль в наказание за его грехи. Самария отличалась роскошью, самодовольством и беспечностью. | ||
+ | |||
+ | Подобно другим пророкам, Амос направлял свой гнев против социальных и моральных пороков: ограбления бедных, неправды в суде, обмана в торговле, грабежа и насилия, совершавшихся правящей верхушкой. Одновременно он осуждал также жизнь в роскоши и наслаждениях, выражая и в этом общий пророческий идеал простой и праведной жизни. Земные блага и благополучие правителей возмущали Амоса еще и потому, что благодаря им высшие классы становились самоуверенными и не верили в угрожавшую им кару Божью. Поэтому Амос высмеивал также радость народа по поводу завоеваний, которые — предупреждал он — должны были кончиться ничем. | ||
+ | |||
+ | Амос резко осуждал богослужения в храмах со множеством жертвоприношений и сборищами исступленно восторженной толпы. Все эти празднества и торжества, изобилие и внешнее великолепие не отменят Господнего решения о разрушении святилищ. Спасение придет лишь к тем, кто взыскует Бога, что выражается в стремлении к добродетели, моральному совершенству человека и общества. Пророк заявляет, что Господь презирает культ, практикуемый в Его честь, ведь во время скитаний в пустыне после [[Исход Из Египта|исхода]] из Египта Израиль не почитал Бога закланиями и жертвами (5:25). | ||
+ | |||
+ | Амос не отрицает храмового культа категорически. Он умаляет его значение лишь для того, чтобы подчеркнуть важность социальной этики. Культовые обряды теряют свой смысл, если они уживаются с падением нравов и общественной несправедливостью. Его призыв воздержаться от посещения храмов связан с призывом искать истинного Бога, чтобы спастись от грядущей катастрофы. Само сознание, что судьба народа определяется исключительно его моральными достоинствами и достижением социальной справедливости, нашло в Амосе своего первого глашатая в библейской литературе. | ||
+ | |||
+ | В дальнейшем этот мотив выступает с разной силой у всех последующих великих пророков. Амос и другие пророки вряд ли сознавали всю уникальность своего взгляда, таившего в себе революционную идею. Они рассматривали свою идею предпочтения нравственного совершенства религиозному культу как основополагающий принцип древней веры в Бога Израилева. От Его имени они обращались к народу, на Его авторитет они опирались в своих этических требованиях. | ||
+ | |||
+ | Амос — один из создателей библейской [[Эсхатология|эсхатологии]]. Большая часть пророчеств Амоса посвящена грозящей Израилю катастрофе. Он первый заговорил об угрозе изгнания. (Он же первый употребил в связи с этим глагол «изгнать», «отправить в изгнание» — см. [[Галут]].) Амос пользовался также эсхатологическим термином «день Господень». В народном представлении это понятие обозначало день спасения Израиля; Амос, однако, утверждал, что это будет днем бедствия и суда. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|10212|АМОС}} | ||
{{Книги ТаНаХа}} | {{Книги ТаНаХа}} |
Версия 16:53, 3 ноября 2011
Регулярная исправленная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
|
Септуагинта • Вульгата |
Библейская хронология |
Интерпретации
Герменевтика • Экзегетика |
Мессия • Вечная жизнь |
Сотворение мира • Грехопадение |
Книга пророка Амоса — (עָמוֹס) книга ТаНаХа, написанная пророком Амосом. Книга Амоса является третьей среди книг двенадцати Пророков малых в еврейском каноне и второй в Септуагинте. Амос считается самым ранним из «письменных пророков» (см. Пророки и пророчество).
Содержание |
Время написания
Пророчества Амоса относятся ко времени правления израильского царя Яровама II (Яровама бен Йоаша) и Узии царя Иудеи, когда оба царства достигли вершины процветания, т. он жил живший в Израильском царстве в 8 в. до н. э. Он был старшим современником Ѓошеа. Вероятнее всего его деятельность относится к 750 или 749 гг. до н.э. В это время Ассирия вела войны с сирийцами, что значительно уменьшило угрозу Северному царству со стороны Дамаска. В это время оно почти достигло границ времен Давида. Кроме того, пророчество совершалось за два года до большого землетрясения, которое вспоминали и спустя 200 лет.
Личность пророка Амоса
Об Амосе мы узнаем из 1:1 и 7:10-14, где написано, что он был пастухом (нокед) из Текоа. (По всей вероятности, его родиной был не известный город Ткоа в Иудее, но галилейский Ткоа в Израильском царстве, упоминаемый в Талмуде), и обрабатывал сикоморы. Он был призван Господом от своих стад, для того чтобы обратиться с пророчеством против элиты, что он с мужеством и исполняет.
Местом его деятельности являлись Самария, столица Израильского царства и, в особенности, святилище в Бет-Эле.
Хотя Амос и говорит о себе, что Господь взял его «от овец», чтобы пророчествовать «к Израилю» (7:15), его изысканный и высокохудожественный стиль, безусловно, свидетельствует об образовании и литературном опыте. Он прекрасно знал жизнь верхушки общества, хорошо разбирался во всех военных и политических событиях, происходящих в окружающих Израиль странах; его кругозор охватывал даже судьбы народов всего Ближнего Востока.
Нельзя точно сказать, где Амос почерпнул свою эрудицию, но нет никакого сомнения, что его пророческое творчество опиралось на литературную традицию, и его превосходный лапидарный стиль наводит на мысль о предшественниках. Однако Амос был первый, чье имя сохранилось и чьи пророчества собраны в отдельную книгу, в которой отчетливо выступает его индивидуальный облик проповедника, пророка и моралиста.
Содержание книги
Первая и вторая главы книги посвящены предсказанию землетрясения и Божьего наказания для всех ближневосточных народов, а затем непосредственно для Иудеи и Израиля, за моральное разложение, за преступления их правителей. Главы 3-6 посвящены непосредственно грехам Израиля.
Основные обвинения в данном отрывке это социальная справедливость и притеснение бедных (2:6-8, 3:10, 4:1-3), которое рассматривается как нарушения завета с Богом, Его заповедей.
В 5:4-5 Амос обращается к религиозной практике израильтян – религиозность без преданности заповедям и закону неугодна Богу. Это находит свое отражение в 5:21-27, где Господь отвергает ритуалы и жертвоприношения, которые не сопровождаются исполнением Его заповедей и, прежде всего, правильного судопроизводства. В связи с этим День Господень всеми ожидаемый с надеждой обернется тьмой, а не светом 5:18-20. Каким образом можно избегнуть наказания, пророком объясняется там же 5:4-7, 5:14-15: «Взыщите Господа – и будете живы»; «ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых».
Последняя часть книги Амоса, главы 7-9, зачастую называются Книгой Видений. Три видения: саранча (7:1-3), огонь (7:4-6), отвес (7:7-9) — символ возрастающей ярости Бога, отказ его миловать народ Божий, то же самое — корзина со спелыми плодами 8:1-3. Он предвещает голод слова Господня (8:11-12).
В последней главе Амос приводить последнее видение — Господь, стоящий над жертвенником (9:1-4). В этой главе подчеркивается равенство перед Богом всех народов (9:7). Предвещается восстановление Царства Давида и проповедь слова Божьего среди всех народов.
Моральное содержание пророчеств Амоса
Моральные и социальные сентенции и укоры, содержащиеся в поздних пророчествах Амоса, характерны для второй половины правления Иоровама, когда Дамаск и Хаммат находились уже под властью Израиля. Моралистическая проповедь Амоса датируется, во всяком случае, не ранее солнечного затмения, упомянутого в ней, которое произошло в месяце сиване 763 г. до н. э. (согласно ассирийским источникам). Это событие отражается в образных описаниях Амосом бедствий, которые постигнут Израиль в наказание за его грехи. Самария отличалась роскошью, самодовольством и беспечностью.
Подобно другим пророкам, Амос направлял свой гнев против социальных и моральных пороков: ограбления бедных, неправды в суде, обмана в торговле, грабежа и насилия, совершавшихся правящей верхушкой. Одновременно он осуждал также жизнь в роскоши и наслаждениях, выражая и в этом общий пророческий идеал простой и праведной жизни. Земные блага и благополучие правителей возмущали Амоса еще и потому, что благодаря им высшие классы становились самоуверенными и не верили в угрожавшую им кару Божью. Поэтому Амос высмеивал также радость народа по поводу завоеваний, которые — предупреждал он — должны были кончиться ничем.
Амос резко осуждал богослужения в храмах со множеством жертвоприношений и сборищами исступленно восторженной толпы. Все эти празднества и торжества, изобилие и внешнее великолепие не отменят Господнего решения о разрушении святилищ. Спасение придет лишь к тем, кто взыскует Бога, что выражается в стремлении к добродетели, моральному совершенству человека и общества. Пророк заявляет, что Господь презирает культ, практикуемый в Его честь, ведь во время скитаний в пустыне после исхода из Египта Израиль не почитал Бога закланиями и жертвами (5:25).
Амос не отрицает храмового культа категорически. Он умаляет его значение лишь для того, чтобы подчеркнуть важность социальной этики. Культовые обряды теряют свой смысл, если они уживаются с падением нравов и общественной несправедливостью. Его призыв воздержаться от посещения храмов связан с призывом искать истинного Бога, чтобы спастись от грядущей катастрофы. Само сознание, что судьба народа определяется исключительно его моральными достоинствами и достижением социальной справедливости, нашло в Амосе своего первого глашатая в библейской литературе.
В дальнейшем этот мотив выступает с разной силой у всех последующих великих пророков. Амос и другие пророки вряд ли сознавали всю уникальность своего взгляда, таившего в себе революционную идею. Они рассматривали свою идею предпочтения нравственного совершенства религиозному культу как основополагающий принцип древней веры в Бога Израилева. От Его имени они обращались к народу, на Его авторитет они опирались в своих этических требованиях.
Амос — один из создателей библейской эсхатологии. Большая часть пророчеств Амоса посвящена грозящей Израилю катастрофе. Он первый заговорил об угрозе изгнания. (Он же первый употребил в связи с этим глагол «изгнать», «отправить в изгнание» — см. Галут.) Амос пользовался также эсхатологическим термином «день Господень». В народном представлении это понятие обозначало день спасения Израиля; Амос, однако, утверждал, что это будет днем бедствия и суда.
|
|
---|---|
Пятикнижие (Тора) | |
Пророки (Невиим) |
Йеhошуа (Иисус Навин) • Шофтим (Судьи)• Шемуэль-I (1 Царств)• Шемуэль-II (2 Царств)• Мелахим-I (3 Царств)• Мелахим-II (4 Царств)• Йешаяhу (Исаия)• Ирмеяhу (Иеремия)• Йехезкель (Иезекиил)• hошеа (Осия)• Йоэль (Иоиль)• Амос • Овадья (Овадия)• Йона (Иона)• Миха (Михей)• Нахум (Наум)• Хавакук (Аввакум)• Цефанья (Софония)• Хагай (Аггей)• Зехарья (Захария)• Малахи (Малахия) |
Писания (Кетувим) |
Теhилим (Псалтирь)• Мишлей (Притчи)• Иов• Шир hа-Ширим (Песнь песней)• Рут (Руфь)• Эйха (Плач Иеремии)• Коhелет (Экклесиаст)• Эстер (Есфирь)• Даниэль (Даниил)• Эзра (Ездра)• Нехемья (Неемия)• Диврей hа-ямим-I (1 Паралипоменон)• Диврей hа-ямим-II (2 Паралипоменон)• |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|