Алрои, Давид

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Источники сведений)
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад)
Строка 12: Строка 12:
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
}}   
}}   
 +
[[Файл:Amadiya gate 1994.jpg|thumb|Ворота города Амадия]]
[[Файл:Amadiya gate 1994.jpg|thumb|Ворота города Амадия]]
'''Алрои Давид''' (настоящее имя Менахем бен Шломо Ал-Руйи; Alroy, David; ивр.מנחם בן שלמה''' אלרואי или מנחם בן שלמה אלרוג'''; XII в.; родился в Амадии близ [[Мосул]]а, убит, очевидно, там же), вождь мессианского движения в [[Курдистан]]е.  
'''Алрои Давид''' (настоящее имя Менахем бен Шломо Ал-Руйи; Alroy, David; ивр.מנחם בן שלמה''' אלרואי или מנחם בן שלמה אלרוג'''; XII в.; родился в Амадии близ [[Мосул]]а, убит, очевидно, там же), вождь мессианского движения в [[Курдистан]]е.  
Родился в городе Амадия (совр. Амеди ({{lang-ar|العمادية}}) ) - провинция Дахук в современном Иракском [[Курдистан]]е). Он был красив и начитан, получил великолепное образование, окончил ешиву в [[Багдад]]е во время правления [[эксиларх]]а Хасдая, был специалистом по [[Тора|Торе]], [[Талмуд]]у, великолепно знал [[ислам]] и [[Коран]]. Очевидно, он изучал [[Каббала|Каббалу]], и считается, что владел магией.
Родился в городе Амадия (совр. Амеди ({{lang-ar|العمادية}}) ) - провинция Дахук в современном Иракском [[Курдистан]]е). Он был красив и начитан, получил великолепное образование, окончил ешиву в [[Багдад]]е во время правления [[эксиларх]]а Хасдая, был специалистом по [[Тора|Торе]], [[Талмуд]]у, великолепно знал [[ислам]] и [[Коран]]. Очевидно, он изучал [[Каббала|Каббалу]], и считается, что владел магией.
 +
== Источники сведений ==
== Источники сведений ==
 +
Имеющиеся сведения об этом движении и его зачинателях противоречивы и тенденциозны. Оно началось, по-видимому, среди [[Горские Евреи|горских евреев]] северо-восточного Кавказа до 1121 г., хотя некоторые источники относят его начало ко второй половине 12 в. Движение получило дальнейшее развитие в результате несчастий и гонений, обрушившихся на евреев Курдистана и прилегающих к нему областей в период между 1-м и 2-м [[Крестовые Походы|крестовыми походами]], которые казались многим ударами судьбы, предвещающими пришествие [[Мессия|Мессии]]. Одним из руководителей движения вначале был отец Алрои, Шломо, утверждавший, что является пророком [[Илия|Илией]]. Молодой Алрои обладал большим личным обаянием, был красив, преуспевал в учебе в [[Иешива|иешиве]] в Багдаде, был знаком с мусульманскими обычаями и еврейским мистицизмом и занимался магией. Вожди движения провозгласили Алрои мессией, возвестив в послании «ко всем евреям, проживающим вблизи и вдали и во всех окружающих странах», что «пришло время, когда Всемогущий соберет весь народ свой Израиль изо всех стран мира в святой город Иерусалим». На этом этапе движение сравнительно легко было подавлено. Однако сам Алрои, по слухам спасшийся из тюрьмы с помощью магических заклинаний и окруженный ореолом чудотворца, продолжал свою мессианскую проповедь. Заручившись поддержкой мусульманских сектантов, он решил захватить Амадию, важный укрепленный пункт на пути из Хазарского царства в государство крестоносцев, и превратить этот город в центр мессианского движения. Для этого он обратился с призывом к евреям Курдистана, Ирана и Азербайджана принять участие под его руководством в захвате Амадии, причем каждый должен был тайно принести с собой оружие. Многие откликнулись на его призыв и присоединились к нему. Дальнейшие сведения об Алрои носят легендарный характер. Можно полагать, что попытка захвата города завершилась неудачей. Движение было разгромлено, а сам Алрои пал жертвой предательства или был казнен. В Азербайджане в течение длительного времени после разгрома движения Алрои существовала еврейская секта «менахемитов» — последователей Алрои, продолжавших верить в его мессианское предназначение.
 +
[[Биньямин из Туделы]] утверждает, что движения Алрои произошло за 10 лет до его поездки на Ближний Восток, т.е. около 1160 года.  
[[Биньямин из Туделы]] утверждает, что движения Алрои произошло за 10 лет до его поездки на Ближний Восток, т.е. около 1160 года.  
Строка 23: Строка 27:
Несмотря на такую близость во времени, уже сведения [[Биньямин из Туделы|Биньямина из Туделы]] носят в значительной степени легендарный характер, и отличить  достоверные сведения  биографии Алрои от мифов не представляется возможным.
Несмотря на такую близость во времени, уже сведения [[Биньямин из Туделы|Биньямина из Туделы]] носят в значительной степени легендарный характер, и отличить  достоверные сведения  биографии Алрои от мифов не представляется возможным.
 +
== Причины возникновения мессианского движения ==
== Причины возникновения мессианского движения ==

Версия 12:47, 22 декабря 2011

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 4.04.2011


Файл:Amadiya gate 1994.jpg
Ворота города Амадия

Алрои Давид (настоящее имя Менахем бен Шломо Ал-Руйи; Alroy, David; ивр.מנחם בן שלמה אלרואי или מנחם בן שלמה אלרוג; XII в.; родился в Амадии близ Мосула, убит, очевидно, там же), вождь мессианского движения в Курдистане.

Родился в городе Амадия (совр. Амеди (араб. العمادية‎‎) ) - провинция Дахук в современном Иракском Курдистане). Он был красив и начитан, получил великолепное образование, окончил ешиву в Багдаде во время правления эксиларха Хасдая, был специалистом по Торе, Талмуду, великолепно знал ислам и Коран. Очевидно, он изучал Каббалу, и считается, что владел магией.


Содержание

Источники сведений

Имеющиеся сведения об этом движении и его зачинателях противоречивы и тенденциозны. Оно началось, по-видимому, среди горских евреев северо-восточного Кавказа до 1121 г., хотя некоторые источники относят его начало ко второй половине 12 в. Движение получило дальнейшее развитие в результате несчастий и гонений, обрушившихся на евреев Курдистана и прилегающих к нему областей в период между 1-м и 2-м крестовыми походами, которые казались многим ударами судьбы, предвещающими пришествие Мессии. Одним из руководителей движения вначале был отец Алрои, Шломо, утверждавший, что является пророком Илией. Молодой Алрои обладал большим личным обаянием, был красив, преуспевал в учебе в иешиве в Багдаде, был знаком с мусульманскими обычаями и еврейским мистицизмом и занимался магией. Вожди движения провозгласили Алрои мессией, возвестив в послании «ко всем евреям, проживающим вблизи и вдали и во всех окружающих странах», что «пришло время, когда Всемогущий соберет весь народ свой Израиль изо всех стран мира в святой город Иерусалим». На этом этапе движение сравнительно легко было подавлено. Однако сам Алрои, по слухам спасшийся из тюрьмы с помощью магических заклинаний и окруженный ореолом чудотворца, продолжал свою мессианскую проповедь. Заручившись поддержкой мусульманских сектантов, он решил захватить Амадию, важный укрепленный пункт на пути из Хазарского царства в государство крестоносцев, и превратить этот город в центр мессианского движения. Для этого он обратился с призывом к евреям Курдистана, Ирана и Азербайджана принять участие под его руководством в захвате Амадии, причем каждый должен был тайно принести с собой оружие. Многие откликнулись на его призыв и присоединились к нему. Дальнейшие сведения об Алрои носят легендарный характер. Можно полагать, что попытка захвата города завершилась неудачей. Движение было разгромлено, а сам Алрои пал жертвой предательства или был казнен. В Азербайджане в течение длительного времени после разгрома движения Алрои существовала еврейская секта «менахемитов» — последователей Алрои, продолжавших верить в его мессианское предназначение.

Биньямин из Туделы утверждает, что движения Алрои произошло за 10 лет до его поездки на Ближний Восток, т.е. около 1160 года.

Другой современник событий - арабский писатель Шмуэль бен Яхья ал-Магриби (умер в 1174 г.), перешедший в ислам еврей-медик, автор антиеврейского сочинения «Ифхам ал-яхуд» («Опровержение евреев»).

Несмотря на такую близость во времени, уже сведения Биньямина из Туделы носят в значительной степени легендарный характер, и отличить достоверные сведения биографии Алрои от мифов не представляется возможным.


Причины возникновения мессианского движения

Имеющиеся сведения об этом движении и его зачинателях противоречивы и тенденциозны. Оно началось, по-видимому, среди горских евреев северо-восточного Кавказа до 1121 г., хотя некоторые источники относят его начало ко второй половине XII в.

В период между 1-м и 2-м крестовыми походами, когда распалась империя турок-сельджуков, на евреев Курдистана и прилегающих к нему областей обрушились несчастья и гонения, которые казались многим ударами судьбы, предвещающими пришествие Машиаха.

Всякое брожение среди евреев неизбежно принимало форму ожидания Машиаха, который освободит Иерусалим и восстановит Израильское царство. На этом фоне мессианское движение получило дальнейшее развитие.

Начало восстания

Одним из руководителей движения вначале был отец Алрои, Шломо, утверждавший, что является пророком Элияhу. Молодой Алрои обладал большим личным обаянием.

По некоторым сведениям, в начале движения Алрои выступал союзником эмира Мосула Имад эд-дину Зенги, когда тот воевал с крестоносцами. После его смерти обосновался в Амадии, правитель которой Сейф ад-Дин был привлечен его умом и ученостью и любил беседовать с Алрои.

Вожди движения провозгласили Алрои мессией, возвестив в послании «ко всем евреям, проживающим вблизи и вдали и во всех окружающих странах», что «пришло время, когда Всемогущий соберет весь народ свой Израиль изо всех стран мира в святой город Иерусалим».

На этом этапе движение сравнительно легко было подавлено. Однако сам Алрои, по слухам спасшийся из тюрьмы с помощью магических заклинаний и окруженный ореолом чудотворца, продолжал свою мессианскую проповедь.

По легендарному рассказу Биньямина из Туделы, персидский (сельджукский) султан Муктафи, узнав о движении, пригласил Давида Алроя, спросив, он ли царь иудейский. Давид ответил, что он действительно царь, и султан сослал его в тюрьму в Табаристане, сказав при этом, что если он - действительно Мессия, то найдёт способ освободиться.

Через 3 дня султан созвал совет для обсуждения еврейского восстания, на который неожиданно пришёл сам Алрои, освободившийся с помощью магии. Султан приказал слугам схватить его, но слуги отвечали, что слышат его голос, но никого не видят. Слуги стали преследовать его, но не смогли поймать. Алрои побежал к реке, снял мантию и переплыл реку, а охранники султана, взяв лодку, и даже стреляя в него, ничего не смогли поделать. Через десять дней он снова вернулся в Амадию.

Тогда султан написал указ, что истребит всех евреев, если Алрои не будет выдан, обратившись к еврейским лидерам. Руководители еврейской общины в Мосуле Заккой и Иосиф Барихан Алфалах пытались увещевать Алрои, но без успеха.

Второй этап восстания

Заручившись поддержкой мусульманских сектантов, он решил захватить Амадию, важный укрепленный пункт на пути из Хазарского царства в государство крестоносцев, и превратить этот город в центр мессианского движения.

Для этого он обратился с призывом к евреям Курдистана, Ирана и Азербайджана принять участие под его руководством в захвате Амадии, причем каждый должен был тайно принести с собой оружие. Многие откликнулись на его призыв и присоединились к нему.

Дальнейшие сведения об Алрои носят легендарный характер. Согласно легенде, правитель Амадии, Сейф ад-Дин, заплатил тестю Алрои 10 тысяч золотых монет, чтобы тот убил зятя во время сна. Алрои был убит, и восстание прекратилось.

Можно полагать, что попытка захвата города завершилась неудачей. Движение было разгромлено, а сам Алрои пал жертвой предательства или был казнен.

Последствия восстания

В Азербайджане в течение длительного времени после разгрома движения Алрои существовала еврейская секта «менахемитов» — последователей Алрои, продолжавших верить в его мессианское предназначение.

Алрои до сих пор очень почитается курдскими евреями.

На западе Алрои стал широко известен благодаря историческому роману Бенджамина Дизраэли "Удивительная история об Алрое". Привычное для запада имя Алрой возникло благодаря транскрипции с арабского, которую избрал Дизраэли.

Источники

Литература

  • Elkan Nathan Adler. Jewish travellers in the Middle Ages. Dover Books. N.Y. 1087. Benjamin of Tudela P. 50—52.

Примечания

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация