|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Коhен, Давид ("Назир")]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=06/04/2011
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Рав Давид Коhен''', по прозвищу "Назир" ([[назорей]]) (1887, Литва – 1972, Иерусалим) - выдающийся представитель религиозного сионизма, исследователь Талмуда и каббалист, ближайший ученик р.[[А.И. Кук]]а, составитель и редактор его основных философских работ.
| + | |
- |
| + | |
- | [[Файл:David Cohen HaNazir.jpg|thumb|right|Рав Давид Коhен]]
| + | |
- | | + | |
- | == Биография и личность ==
| + | |
- | | + | |
- | Давид Коhен родился в Майшигала, близ Вильнюса (Литва), в раввинской семье. Отец - городской раввин Йосеф Йозфе Каган, дед - Захария Мендель ha-Koheн Кац, раввин г. Радуни. По воспоминаниям самого Д.Коheна, в семилетнем возрасте, изучая Талмуд в хедере, он успешно отвечал на вопросы, на которые не могли ответить старшие ученики.
| + | |
- | | + | |
- | Далее учился в Pадуньской ешиве у [[Хафец-Хаим|Хафец-Хаимa]](р.Исраэля Меира Кагана), в [[Воложинская иешива|
| + | |
- | Bоложинской]] ешивe и в "[[Иешива «Слободка»|Слободкe]]". Уже тогда беспокойный и пытливый ум заставил его выйти за рамки изучения традиционных предметов, преподаваемых в ешиве. В тот период р.Д.Коhен вел образ жизни по правилам движения [[Мусар|"Мусар"]] , составляя ежедневный список своих деяний, деля их на категории. Он также начал писать заметки в стиле движения [[Гаскала]]. Особенно интересовался темами роли женщины, института брака и святости еврейского дома. Эти статьи были впервые опубликованы лишь 103 года спустя, в книге זכו - שכינה ביניהם", ירושלים" ה'תשס"ו.("Если удостоятся - Шехина между ними").
| + | |
- | | + | |
- | Таким образом, он пришел к p.[[Гирш, Шимшон Рафаэль|Ш.Р. Гиршу]] и к ранним работам [[Кук, Авраам Ицхак|
| + | |
- | p.А.И. Кука]]. Изучал русский язык,чтобы подготовиться к поступлению в университет.
| + | |
- | | + | |
- | Во время русской революции 1905 года был дважды арестован, но не задержан. Духовная жажда и желание расширить свой кругозор привели его к поступлению в [[Академию иудаики|Академию иудаики]], созданную бароном [[Давидом Гинцбургом|Давидом Гинцбургом]], где одним из его близких товарищей стал [[Шазар, Залман|Залман Шазар]], будущий президент Израиля. Оттуда Д.Коhен последовал в Германию, чтобы проолжать учебу в университете Фрайбурга . С началом Первой мировой войны интернирован как подданный вражеского государства, но освобожден и едет в Швейцарию, где изучает философию, классическую литературу и римское право в Базельском университете .
| + | |
- | | + | |
- | Некоторое время Д.Коhен являлся председателем еврейского студенческого общества и читал лекции по еврейской философии. Именно тогда он взял на себя пожизненный [[назорей|назорейский]] обет, включающий воздержание от стрижки волос и от употребления в пищу винограда и его производных. Аскетизм р.Коhена пошел гораздо дальше просто назорейского обета, он подразумевал полное вегетарианство (относящееся не только к пище, но и к одежде - запрет кожанoй обуви) и обет молчания в канун [[Рош-Ходеш|Рош-Ходеш]] ([[Йом Кипур Катан]]) и в период с Рош-Ходеш [[Элул| Элул]] до следующего за [[Йом-Кипур]]ом дня. После алии в Израиль он также отказался говорить на любом языке, кроме иврита и покидать священный город Иерусалим. Однако, он не был отшельником, и не стеснялся выражать свое мнение по важным актуальным проблемам.
| + | |
- | | + | |
- | Поворотным пунктом в жизни р.Коhена стала встреча с р. А.И.Куком, который во время Первой Мировой войны находился в то время в Сент-Галене в Швейцарии (1915). Впоследствии р.Д.Коhен написал об этой встрече
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | "В моей жизни тогда наступило озарение. Я выслушал его и превратился в нового человека. . . Я нашел наставника ."
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | Он решил отказаться от светских занятий и целиком посвятить себя еврейской мысли. В 1922 году он получил от р. Кука, приглашение стать преподавателем в созданной им ешиве, и помог разработать программу, включавшую, кроме обычных предметов ешивы, также историю, философию, этику, еврейскую грамматику, и Тору. Сам р.Д.Коhен был назначен преподавателем Талмуда, этики и философии.
| + | |
- | | + | |
- | В дальнейшем р.Д.Коhен посвятил всю свою жизнь распространениям идей своего учителя.
| + | |
- |
| + | |
- | Сын р.Д.Коhена, [[Коhен, Шеар Яшув|Шеар Яшув Коhен]] - главный ашкеназский раввин г.Хайфа, дочь - жена главного раввина Израиля [[Шломо Горен]]а.
| + | |
- | | + | |
- | Похоронен на Масличной горе в Иерусалиме.
| + | |
- | | + | |
- | В "Бейт Ариэль" в Иерусалиме с целью издания и распространения сочинений р. Д.Коhена, учрежден институт "Незер Давид". В его честь названа религиозная школа "Вершина Давида" (פסגת דוד) в Иерусалиме и улица в городе Нетания.
| + | |
- | | + | |
- | == Учение ==
| + | |
- | | + | |
- | р. А.И.Кук поручил р.Д.Коhену редактирование (фактически, это было составление на основе отдельных записей в философских дневниках) своих философских работ, которые вышли в виде "Орот hа-Кодеш" - главного и широко изучаемого философского труда р.Кука.
| + | |
- | | + | |
- | Собственные произведения р.Д.Коhена почти не публиковались, хотя в рукописи остались более тридцати работ. Исключение составляет "Коль hа-Невуа"( "Голос пророчества" - קול הנבואה), первый том когорого появился незадолго до его смерти. Это плод всей жизни р.Д.Коhена, состоящий из двух частей: "Основы еврейской религиозной философии" и "Основы внутренней мудрости." Работа основана на предпосылке, что существуют оригинальная еврейская философия и духовная еврейская система логики, являющаяся не интуитивно-спекулятивной, но духовно-акустической: "Звук и свет - два ангела мысли, которые повсюду сопровождают человека", но "слышать значит больше, чем видеть" . Мощь пророчества - начало начал еврейской мудрости. И р.Коhен был убежден в том, что обновление еврейской жизни в Израиле породит новое поколение, в котором исполнится возвращение пророческого духа.
| + | |
- | | + | |
- | Рав Д.Коhен был горячим приверженцем доктрины Кука о том, что создание Государства Израиль - стадия на пути Мессианского Избавления. Это возвращение - лишь ступень на пути к воплощению Божетвенного Завета, которое приведет к совершенному искуплению и Мессианской Эре.
| + | |
- | | + | |
- | Предвестника этих концепций р.Д.Коhен видел в р [[М.Х. Луццатто]], указывая на то, что в работах Луццатто нашли полное выражение все три классические значительные движения: [[хасидизм]], [[мусар]] и [[гаскала]]. Соответственно,
| + | |
- | Р.Коhен провозгласил р.Кука и себя последователями Луццатто.
| + | |
- | | + | |
- | == Книги ==
| + | |
- | | + | |
- | # "זכו - שכינה ביניהם", ירושלים ה'תשס"ו.
| + | |
- | # קול הנבואה
| + | |
- | | + | |
- | == Сноски ==
| + | |
- | <references/>
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Религиозный сионизм]]
| + | |
- | [[Категория:Раввины Страны Израиля]]
| + | |