Хаззан
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Eytil2 (Обсуждение | вклад) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 1 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
| АВТОР3 = | | АВТОР3 = | ||
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = | + | | СУПЕРВАЙЗЕР = |
| ПРОЕКТ = | | ПРОЕКТ = | ||
| ПОДТЕМА = | | ПОДТЕМА = | ||
| КАЧЕСТВО = | | КАЧЕСТВО = | ||
- | | УРОВЕНЬ = | + | | УРОВЕНЬ = |
| ДАТА СОЗДАНИЯ = | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}} | }} | ||
+ | |||
[[File:Stadttempel Vienna August 2006 028.jpg|thumb|right|200px|Концерт [[иерусалим]]ских хаззанов в [[Вена|Вене]]. 2006 г.]] | [[File:Stadttempel Vienna August 2006 028.jpg|thumb|right|200px|Концерт [[иерусалим]]ских хаззанов в [[Вена|Вене]]. 2006 г.]] | ||
ХАЗЗА́Н (חַזָּן), должностное лицо общины; в настоящее время — [[синагога]]льный кантор. | ХАЗЗА́Н (חַזָּן), должностное лицо общины; в настоящее время — [[синагога]]льный кантор. | ||
Строка 51: | Строка 52: | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references/> | <references/> | ||
- | + | ||
- | {{ | + | |
+ | {{ElevenCopyRight|14402|Хаззан}} | ||
[[Категория:Синагога]] | [[Категория:Синагога]] |
Версия 21:05, 19 июля 2012
Источник: | ||||||||
|
ХАЗЗА́Н (חַזָּן), должностное лицо общины; в настоящее время — синагогальный кантор.
Содержание |
Историческое значение слова
Слово "хаззан" часто встречается в талмудических источниках, где оно относится к различным должностным лицам. Хаззан исполнял обязанности служителя (Шаммаш) и надсмотрщика в Храме, заведовал храмовыми сосудами и помогал священникам снимать облачение (Иома 7:1). Хаззан синагоги (хаззан hа-кнесет, см. Сота 7:7,8; Сук. 4:4) извлекал свиток Торы (Сефер-Тора) из синагогального ковчега ("Ковчег Завета"), разворачивал его для недельного чтения Парашат ха-шавуа и вновь укладывал в ковчег (ТИ., Сота 7:21д; ТИ., Мег. 4:75б); возвещал звуком трубы о наступлении субботы и праздников (Тос., Сук. 4), сопровождал паломников, приносивших в Храм биккурим (Тос. Бик. 2:101). В синагоге хаззан стоял на деревянном возвышении (Бима) и наблюдал за порядком богослужения, особенно за порядком чтения Торы (Тос., Мег. 4:21) и молитвы, а также призывал коhенов занять место для биркат-коhаним. Хаззан hа-каhал (хаззан общины) исполнял обязанности учителя (Шаб. 1:3), судебного исполнителя (ТИ., Санх. 5:23а) и распорядителя в судебных заседаниях (ТИ., Бр. 4:7д). Он также увеселял жениха и невесту на свадьбе, утешал скорбящих в дни траура. Хаззан hа-‘ир (хаззан города) занимался погребением умерших, участвовал в охране города по ночам.
Как правило, хаззан во время синагогальной литургии не пел, однако в некоторых случаях ему поручалась эта обязанность (ТИ., Бр. 4:1, 12г). В талмудическую эпоху не было должности постоянного кантора, и любой член общины в качестве шалиах циббур (`посланец общины`, сокращенно шац) мог взять на себя пение синагогальной литургии.
Начало использования слова "хаззан" в значении "кантор"
В эпоху гаонов должность шалиах циббур стала постоянной. К этому привело усложнение синагогальной литургии и стремление музыкально украсить ее, а также то обстоятельство, что все меньшее число членов общины достаточно хорошо знало текст молитв. Чаще всего хаззаном становился хаззан hа-кнесет, который традиционно отвечал за точность текста и отбор новых молитв. Когда в синагогальной службе начали играть важную роль пиюты, обязанностью хаззана стало их пение и выбор подходящих мелодий. Некоторые пайтаним (сочинители пиютов) сами были хаззанами. Арабоязычные пайтаним называли пение пиютов "хизана"; ивритский эквивалент хаззанут (у сефардов — хаззания) стал обозначать традиционную форму пения всей синагогальной литургии.
В средние века
В средние века статус хаззана поднялся — возросло жалованье и увеличились налоговые льготы. В Северной Европе хаззанами служили некоторые выдающиеся раввины, например, рабби Мёллин ха-Леви (около 1360–1427 гг.), который установил строгие нормы ашкеназского хаззанута. Постепенно установились требования к хаззанам (Ш. Ар., ОХ. 53:4): доскональное знание литургии, красивый голос и подобающая внешность (включая ношение бороды), безупречное поведение; хаззан должен был быть женатым человеком.
Эти строгие требования иногда смягчались, однако службу во время десяти дней покаяния должен был вести только хаззан, отвечающий всем этим требованиям. Растущая популярность хаззанов нередко порождала напряженность в их отношениях с руководством общин. Во многих общинах красота голоса и музыкальные способности ставились выше, чем традиционные требования учености и благочестия. Видные раввины осуждали хаззанов, которые без надобности повторяют отдельные слова и затягивают пение молитв с единственной целью продемонстрировать красоту своего голоса и мастерство.
В Новое время
Эмансипация европейского еврейства повлекла за собой глубокие изменения в стиле и содержании синагогальной музыки. Традиционные мелодии были записаны современным нотным письмом для исполнения хаззаном и хором. Были созданы и новые мелодии, в которых сказывалось влияние современных европейских музыкальных течений и европейской исполнительской техники. Одним из первых новаторов был Ш. Зульцер, главный хаззан Венской синагоги в 1826–81 гг. Примеру Зульцера последовали Ш. Наумбург из Парижа, Л. Левандовский из Берлина, Я. Вайнтрауб (1811–82) из Кенигсберга, М. Дойч (1818–92) из Бреслау, А. Бер и многие другие хаззаны в Западной и Центральной Европе. В реформистскую синагогальную литургию был введен орган; молитвы на иврите и немецком языках пели под музыку немецкого хорального типа; в части реформистских синагог вместо пения ввели чтение молитв. Лишь немногие реформистские синагоги сохранили должность хаззана. В последние десятилетия, однако, в реформизме наблюдается тенденция к восстановлению традиционных форм литургии.
Новые течения не затронули хасидскую литургию, где молитвы читал цаддик. Хасидские мелодии постепенно приобрели популярность во многих нехасидских ортодоксальных общинах.
В ХХ в.
Конец XIX в. – первая треть XX в. (до начала Второй мировой войны) был периодом расцвета хаззанута. Выдающиеся хаззаны пользовались огромной известностью: их приглашали на «гастроли» в синагоги отдаленных общин, сравнивали с великими оперными тенорами эпохи, стилю которых они подражали, специально приходили в синагоги послушать их (иногда приходили и неевреи). Г. Сирота ежегодно выступал перед императором Николаем II. После волны массовой еврейской эмиграции в США великие хаззаны (например, Г. Сирота, И. Розенблат, М. Гершман /1880–1940/, З. Квартин и др.) совершали турне по Америке, получали огромные гонорары за концерты и праздничные синагогальные службы. Большую роль в увековечении славы хаззанов сыграло развитие звукозаписи. В 1903 г. вышла первая пластинка с записью синагогального пения Г. Сироты.
В послевоенный период приобрели известность такие хаззаны, как М. Кусевицкий и его братья Яков, Симха и Давид, кантор и композитор Л. Гланц (1898–1964), И. Альтер, М. Ганчов, П. Пинчик, Л. Вальдман, Ш. Кац, позднее — М. Штерн. Некоторые хаззаны, например Г. Ядловкер (1878–1953), Ж. Пирс, Р. Такер (1914–75), достигли международного признания как оперные певцы, однако продолжали петь и в синагогах. М. Александрович, Б. Л. Шульман и его сыновья (см. Шульман, семья) сочетали канторскую службу с концертными выступлениями.
Современное состояние
В большинстве значительных еврейских общин мира существуют профессиональные ассоциации хаззанов; выходит в свет несколько профессиональных бюллетеней и журналов. Действует ряд канторских школ, в частности, при Иешиве-университете в США, при Джуз Колледж в Англии и в Израиле (Семинар Села, школа «Тфиллат Эли‘эзер» в Тель-Авиве). Израильское радио регулярно транслирует пользующиеся широкой популярностью программы, посвященные хаззануту (как ашкеназскому, так и сефардскому). В Армии обороны Израиля хаззаны служат в рамках военного раввината.
Старейшим учителем хаззанута в Израиле, воспитавшим поколение хаззанов, был Ш. З. Ривлин (1844–1962). В Израиле (преимущественно в Иерусалиме) регулярно проходят концерты лучших хаззанов, исполняющих канторскую музыку с большим вокальным и артистическим мастерством. Среди них Б. Ц. Миллер — главный хаззан еврейской общины Антверпена; Х. Адлер (Тель-Авив), хаззан Большой синагоги Тель-Авива, выступал на концертах и в синагогах во многих странах, в 1995 г. участвовал в траурных церемониях в местах массового уничтожения евреев в Польше, Чехословакии и Украине; Э. Херштик, в прошлом — главный хаззан Тель-Авива-Яффы, хаззан синагоги в Йоханнесбурге, директор школы «Тфиллат Эли‘эзер» и хаззан синагоги «Хехал Меир» в Тель-Авиве; Н. Херштик, один из крупнейших хаззанов современности, главный хаззан большой синагоги в Иерусалиме, художественный руководитель Института канторского пения (Махон ле-хаззанут) в Тель-Авиве; Д. Винбах (Реховот) — победитель конкурса хаззанов имени М. Люстига (1996), был хаззаном главной синагоги Реховота, с 1996 г. — хаззан главной синагоги Петах-Тиквы; Э. Гринблат (Иерусалим) — в прошлом — главный хаззан синагоги «Бет-Эль», синагоги «Тиф’ерет Цви» (обе — Тель-Авив), в основном занимается композицией и участвует в концертах; Ш. Валас (Иерусалим); А. Хайнович (Иерусалим) — хаззан центральной синагоги в Претории (ЮАР), синагоги Лондона, с 1976 г. — главный хаззан синагоги «Иешурун» в Иерусалиме. Музыкальный руководитель и составитель программ большинства концертов канторской музыки в Израиле Р. Гольдштейн (родился в 1953 г.) — композитор и аранжировщик Главной синагоги Иерусалима.