Ойербах, Шломо Залман
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Spivach (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Персоналии:Иудаизм» с помощью HotCat) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 13: | Строка 13: | ||
}} | }} | ||
- | [[ | + | [[File:Orbach-1-.jpg|250px|Шломо Залман Ойербах]] |
- | Рав Шломо Залман Ойербах (ивр. שלמה זלמן אוירבך) ( июля30 1910 – 19 февраля 1995) один из важнейших | + | Рав Шломо Залман Ойербах (ивр. שלמה זלמן אוירבך) ( июля30 1910 – 19 февраля 1995) один из важнейших [[харедим]]ных религиозных авторитетов второй половины 20 века; глава ешиви Коль Тора. |
== Биография == | == Биография == | ||
- | Родился | + | Родился в Иерусалиме в 1910. Его отец, рав Хаим Иегуда Лейб Ойербех, одна из важнейших личностей старого ишува; глава каббалистической иешивы Шаар hа-Шамаим в Иерусалиме. Рав Ойербах обучался в иешиве Эц Хаим. |
- | + | В 24 года им была написана книга "Мэорей Эш", взгляды изложенные им в этой книге нашли поддержку у его преподавателя рава [[Мелцер, Исер Залман|Исера Залмана Мелцера]], а также рава [[Гродзенский, Хаим Озер|Хаима Озера Гродзенским]] из Вильнюса. | |
- | В 24 года им была написана книга " | + | |
- | В 1929 Женился на Хае Ривке Рохамкин, почле чего продолжил свое обучение в колеле рава Цви Песаха Франка, Мидраш Бней Цион, который специализировался на седер зраим и законах привязанных к земле. | + | В 1929 Женился на Хае Ривке Рохамкин, почле чего продолжил свое обучение в колеле рава Цви Песаха Франка, Мидраш Бней Цион, который специализировался на седер зраим и законах привязанных к земле. Его нововведения вошли в книги Керем Цион и Мааданей Арец. |
- | Его нововведения вошли в книги Керем Цион и Мааданей Арец. | + | |
+ | Учился также у рава Дова Бериша Вейденфельда, рава Шимшона Аhарона Полански и рава Зелига Реувена Бенгиса. | ||
- | |||
Прославился своими новаторскими и всеобъемлющими взглядами на постановления галахи, особенно тех, что касаются новых технологий. | Прославился своими новаторскими и всеобъемлющими взглядами на постановления галахи, особенно тех, что касаются новых технологий. | ||
- | В 1948 году был назначен главой иешиви [[ | + | |
- | Всю свою жизнь прожил в Иерусалиме, в квартале [[Шаарей Цедек | + | В 1948 году был назначен главой иешиви [[Коль Тора]], которой управлял 40 лет, вплоть до своей смерти. |
+ | |||
+ | Всю свою жизнь прожил в Иерусалиме, в квартале [[Шаарей Цедек (квартал Иерусалима)|Шаарей Цедек]]. | ||
+ | |||
Был известен своей деликатностью, чуткостью и приветливостью по отношению к кого бы встретил. | Был известен своей деликатностью, чуткостью и приветливостью по отношению к кого бы встретил. | ||
- | Раву Ойербаху не раз были предложены разные высокопоставленные должности рава, в том числе и главного рава Иерусалима, но он | + | Раву Ойербаху не раз были предложены разные высокопоставленные должности рава, в том числе и главного рава Иерусалима, но он отказывался от них. |
- | + | ||
- | + | С созданием "Бейт hа-Дин hа-Гадоль ле-ирурим" (Высший религиозный апелляционный суд) рав [[Герцог, Ицхак Айзик |Ицхак Айзик Герцог]] пригласил рава Ойербаха быть одним из главных судей, но он отказался. Но, не смотря на это, к нему все равно обращались за решением галахических вопросов. | |
- | + | ||
- | + | Несмотря на то, что рав Ойербах сам относился к течению [[харедим]], он был признаваем как религиозный авторитет и другими ортодоксальными течениями иудаизма. | |
+ | Большим уважением пользовался у него р. [[А.И. Кук]], с которым он познакомился через своего отца. Рав Кук проводил церемонию его бракосочетания, а также дал свою [[аскама|аскаму]] на книгу "Мэорей эш". | ||
== Галаха рава Ойербаха == | == Галаха рава Ойербаха == | ||
+ | |||
Несмотря на то, что его отец был каббалистом, данное обстоятельство никак не повлияло на галахические постановления рава Ойербаха, кроме того нет свидетельств о том что он вообще когда либо занимался [[каббала|каббалой]]. | Несмотря на то, что его отец был каббалистом, данное обстоятельство никак не повлияло на галахические постановления рава Ойербаха, кроме того нет свидетельств о том что он вообще когда либо занимался [[каббала|каббалой]]. | ||
- | В основном, его галахические постановления не печатались в книгах, а издавались в статьях, а также давались в устной или письменной форме, некоторые из них в дальнейшем вошли в книги. Среди них ответы на личные вопросы людей, касающиеся галахических дилемм, взгляд на различные талмудические темы, как практические, так и теоретические, а также обсуждение заповедей привязанных к земле. | + | В основном, его галахические постановления не печатались в книгах, а издавались в статьях, а также давались в устной или письменной форме, некоторые из них в дальнейшем вошли в книги. Среди них ответы на личные вопросы людей, касающиеся галахических дилемм, взгляд на различные талмудические темы, как практические, так и теоретические, а также обсуждение заповедей привязанных к земле. Но все, же основной темой его постановлений была повседневная жизнь отдельно взятого человека. |
- | Но все, же основной темой его постановлений была повседневная жизнь отдельно взятого человека. | + | |
Он уделял особое внимание решению галахических вопросов связанных с новыми технологиями и медициной. Был инициатором научных опытов, целью которых было установление принципов галахи. Например, установления точного [[Определение "момента смерти" с точки зрения иудаизма | Он уделял особое внимание решению галахических вопросов связанных с новыми технологиями и медициной. Был инициатором научных опытов, целью которых было установление принципов галахи. Например, установления точного [[Определение "момента смерти" с точки зрения иудаизма | ||
|момента смерти]] или минимальной температуры для приготовления пищи в случаях, в которых до этого готовка была запрещена. Свою первую книгу, "Меорей эш", посвятил проблеме использования электричества в шабат. | |момента смерти]] или минимальной температуры для приготовления пищи в случаях, в которых до этого готовка была запрещена. Свою первую книгу, "Меорей эш", посвятил проблеме использования электричества в шабат. | ||
- | В своих постановлениях рав Ойербах опирается | + | В своих постановлениях рав Ойербах кроме классических источников, опирается также на моральные и человеческие соображения. Он акцентирует внимание на надобности разделять между собственно законом и [[гзерот]] и довольно часто склонялся вынести более мягкое решение, так как на сегодняшний день не создаются новые гзерот. |
- | Он акцентирует внимание на надобности разделять между | + | |
В иногда применял довольно новаторский подход к решению вопросов галахи , но в определенных случах с уточнением, что он не собирается устанавливать новую галаху, только лишь с согласия других авторитетных религиозных деятелей. | В иногда применял довольно новаторский подход к решению вопросов галахи , но в определенных случах с уточнением, что он не собирается устанавливать новую галаху, только лишь с согласия других авторитетных религиозных деятелей. | ||
Строка 65: | Строка 67: | ||
Амир Машиах, рав Нарья Гутель и некоторые другие утверждают, что книги изданные после смерти рава Ойербаха подверглись редактированию, которое идет вразрез с его идеями. | Амир Машиах, рав Нарья Гутель и некоторые другие утверждают, что книги изданные после смерти рава Ойербаха подверглись редактированию, которое идет вразрез с его идеями. | ||
- | Их оппоненты утверждают что редактирование не идет вразрез с написанным изначально и объясняют их возмущение непониманием того, что язык рава с годами изменился - отсюда и претензии к редакторам его книг. | + | Их оппоненты утверждают что редактирование не идет вразрез с написанным изначально и объясняют их возмущение непониманием того, что язык рава с годами изменился - отсюда и претензии к редакторам его книг. <ref>Докторат Амира Машиаха на тему מחשבת ההלכה במשנתו של הרשז"א </ref> |
- | <ref>Докторат Амира Машиаха на тему מחשבת ההלכה במשנתו של הרשז"א </ref> | + | |
<ref>http://www.haaretz.co.il/hasite/spages/1091513.html </ref> | <ref>http://www.haaretz.co.il/hasite/spages/1091513.html </ref> | ||
Строка 72: | Строка 73: | ||
<references/> | <references/> | ||
- | == | + | == Источники == |
+ | |||
+ | * [http://www.yeshiva.org.il/midrash/shiur.asp?cat=998&id=10892&q= yeshiva.org.il] | ||
*[http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A9%D7%9C%D7%9E%D7%94_%D7%96%D7%9C%D7%9E%D7%9F_%D7%90%D7%95%D7%99%D7%A8%D7%91%D7%9A#cite_ref-1 Википедия на иврите] | *[http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A9%D7%9C%D7%9E%D7%94_%D7%96%D7%9C%D7%9E%D7%9F_%D7%90%D7%95%D7%99%D7%A8%D7%91%D7%9A#cite_ref-1 Википедия на иврите] | ||
[[Категория:Персоналии:Иудаизм]] | [[Категория:Персоналии:Иудаизм]] |
Версия 10:04, 21 марта 2011
Регулярная статья | |
Спивак Евгений | |
21 марта 2011 | |
Файл:Orbach-1-.jpg Рав Шломо Залман Ойербах (ивр. שלמה זלמן אוירבך) ( июля30 1910 – 19 февраля 1995) один из важнейших харедимных религиозных авторитетов второй половины 20 века; глава ешиви Коль Тора.
Содержание |
Биография
Родился в Иерусалиме в 1910. Его отец, рав Хаим Иегуда Лейб Ойербех, одна из важнейших личностей старого ишува; глава каббалистической иешивы Шаар hа-Шамаим в Иерусалиме. Рав Ойербах обучался в иешиве Эц Хаим.
В 24 года им была написана книга "Мэорей Эш", взгляды изложенные им в этой книге нашли поддержку у его преподавателя рава Исера Залмана Мелцера, а также рава Хаима Озера Гродзенским из Вильнюса.
В 1929 Женился на Хае Ривке Рохамкин, почле чего продолжил свое обучение в колеле рава Цви Песаха Франка, Мидраш Бней Цион, который специализировался на седер зраим и законах привязанных к земле. Его нововведения вошли в книги Керем Цион и Мааданей Арец.
Учился также у рава Дова Бериша Вейденфельда, рава Шимшона Аhарона Полански и рава Зелига Реувена Бенгиса.
Прославился своими новаторскими и всеобъемлющими взглядами на постановления галахи, особенно тех, что касаются новых технологий.
В 1948 году был назначен главой иешиви Коль Тора, которой управлял 40 лет, вплоть до своей смерти.
Всю свою жизнь прожил в Иерусалиме, в квартале Шаарей Цедек.
Был известен своей деликатностью, чуткостью и приветливостью по отношению к кого бы встретил.
Раву Ойербаху не раз были предложены разные высокопоставленные должности рава, в том числе и главного рава Иерусалима, но он отказывался от них.
С созданием "Бейт hа-Дин hа-Гадоль ле-ирурим" (Высший религиозный апелляционный суд) рав Ицхак Айзик Герцог пригласил рава Ойербаха быть одним из главных судей, но он отказался. Но, не смотря на это, к нему все равно обращались за решением галахических вопросов.
Несмотря на то, что рав Ойербах сам относился к течению харедим, он был признаваем как религиозный авторитет и другими ортодоксальными течениями иудаизма.
Большим уважением пользовался у него р. А.И. Кук, с которым он познакомился через своего отца. Рав Кук проводил церемонию его бракосочетания, а также дал свою аскаму на книгу "Мэорей эш".
Галаха рава Ойербаха
Несмотря на то, что его отец был каббалистом, данное обстоятельство никак не повлияло на галахические постановления рава Ойербаха, кроме того нет свидетельств о том что он вообще когда либо занимался каббалой.
В основном, его галахические постановления не печатались в книгах, а издавались в статьях, а также давались в устной или письменной форме, некоторые из них в дальнейшем вошли в книги. Среди них ответы на личные вопросы людей, касающиеся галахических дилемм, взгляд на различные талмудические темы, как практические, так и теоретические, а также обсуждение заповедей привязанных к земле. Но все, же основной темой его постановлений была повседневная жизнь отдельно взятого человека.
Он уделял особое внимание решению галахических вопросов связанных с новыми технологиями и медициной. Был инициатором научных опытов, целью которых было установление принципов галахи. Например, установления точного [[Определение "момента смерти" с точки зрения иудаизма |момента смерти]] или минимальной температуры для приготовления пищи в случаях, в которых до этого готовка была запрещена. Свою первую книгу, "Меорей эш", посвятил проблеме использования электричества в шабат.
В своих постановлениях рав Ойербах кроме классических источников, опирается также на моральные и человеческие соображения. Он акцентирует внимание на надобности разделять между собственно законом и гзерот и довольно часто склонялся вынести более мягкое решение, так как на сегодняшний день не создаются новые гзерот.
В иногда применял довольно новаторский подход к решению вопросов галахи , но в определенных случах с уточнением, что он не собирается устанавливать новую галаху, только лишь с согласия других авторитетных религиозных деятелей.
Книги
Изданные до его смерти
- "Меорей эш" 1935
- "Мааданей арец" 1946
- "Мааданей арец" 1952
- "Минхат Шломо" первый том 1986
Изданные после его смети
- "Минхат Шломо" второй и третий том 1999
- "Минхат авот"
- "ШУлхан Шломо"
- "Галихот Шломо"
Амир Машиах, рав Нарья Гутель и некоторые другие утверждают, что книги изданные после смерти рава Ойербаха подверглись редактированию, которое идет вразрез с его идеями. Их оппоненты утверждают что редактирование не идет вразрез с написанным изначально и объясняют их возмущение непониманием того, что язык рава с годами изменился - отсюда и претензии к редакторам его книг. [1] [2]
Примечания
- ↑ Докторат Амира Машиаха на тему מחשבת ההלכה במשנתו של הרשז"א
- ↑ http://www.haaretz.co.il/hasite/spages/1091513.html