Ойербах, Шломо Залман
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Spivach (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1 | АВТОР1 = Спивак Евгений | АВТОР2 = | АВТОР3 = | СУПЕРВАЙЗЕР = | ПРОЕКТ …») |
Spivach (Обсуждение | вклад) (→Книги) |
||
Строка 58: | Строка 58: | ||
* "Мааданей арец" 1952 | * "Мааданей арец" 1952 | ||
* "Минхат Шломо" первый том 1986 | * "Минхат Шломо" первый том 1986 | ||
- | === Изданные | + | === Изданные после его смети === |
* "Минхат Шломо" второй и третий том 1999 | * "Минхат Шломо" второй и третий том 1999 | ||
* "Минхат авот" | * "Минхат авот" |
Версия 09:42, 21 марта 2011
Регулярная статья | |
Спивак Евгений | |
21 марта 2011 | |
250px|כיתוב תמונה Рав Шломо Залман Ойербах (ивр. שלמה זלמן אוירבך) ( июля30 1910 – 19 февраля 1995) один из важнейших религиозных авторитетов 20 века; глава ешиви Коль Тора.
Содержание |
Биография
Родился Шаре Цедек, в Иерусалиме, 30 июля 1910. Его отец, рав Хаим Иегуда Лейб Авирбех, одна из важнейших личностей старого ишува; глава каббалистической иешивы Шаар hаШамаим в Иерусалиме.
Рав Ойербах обучался в иешиве Эц Хаим. В 24 года им была написана книга "Мэорей Эш", взгляды изложенные им в этой книге нашли поддержку у его преподавателя рава Исера Залмана Мелцера, а также рава Хаима Озера Гродзенским из Вильнюса. В 1929 Женился на Хае Ривке Рохамкин, почле чего продолжил свое обучение в колеле рава Цви Песаха Франка, Мидраш Бней Цион, который специализировался на седер зраим и законах привязанных к земле. Его нововведения вошли в книги Керем Цион и Мааданей Арец.
Прошел шимуш хахамим у рава Дова Бериша Вейденфельда, рава Шимшона Аhарона Полански и рава Зелига Реувена Бенгиса. Прославился своими новаторскими и всеобъемлющими взглядами на постановления галахи, особенно тех, что касаются новых технологий. В 1948 году был назначен главой иешиви Коль Тора, которой управлял 40 лет, вплоть до дня своей смерти. Всю свою жизнь прожил в Иерусалиме, в квартале Шаарей Цедек. Был известен своей деликатностью, чуткостью и приветливостью по отношению к кого бы встретил.
Раву Ойербаху не раз были предложены разные высокопоставленные должности рава, в том числе и главного рава Иерусалима, но он всем отказывал. С созданием Бейт hаДин hаГадоль леирурим (апелляционный суд) рав Ицхак Айзик Герцог пригласил рава Ойербаха быть одним из главных судей, он отказался. Но, не смотря на это, к нему все равно обращались за решением галахических вопросов.
Несмотря на то, что рав Ойербах сам относился к течению харедим, он был признаваем как религиозный авторитет и другими ортодоксальными течениями иудаизма. Большим уважением пользовался у него рав Кук, с которым он познакомился через своего отца. Рав Кук проводил церемонию его бракосочетания, а также дал свою аскаму на книгу "Мэорей эш".
Рав Ойербах умер в 1995 году. На его похоронах присутствовали сотни тысяч людей со всего Израиля.[1]
Галаха рава Ойербаха
Несмотря на то, что его отец был каббалистом, данное обстоятельство никак не повлияло на галахические постановления рава Ойербаха, кроме того нет свидетельств о том что он вообще когда либо занимался каббалой.
В основном, его галахические постановления не печатались в книгах, а издавались в статьях, а также давались в устной или письменной форме, некоторые из них в дальнейшем вошли в книги. Среди них ответы на личные вопросы людей, касающиеся галахических дилемм, взгляд на различные талмудические темы, как практические, так и теоретические, а также обсуждение заповедей привязанных к земле. Но все, же основной темой его постановлений была повседневная жизнь отдельно взятого человека.
Он уделял особое внимание решению галахических вопросов связанных с новыми технологиями и медициной. Был инициатором научных опытов, целью которых было установление принципов галахи. Например, установления точного [[Определение "момента смерти" с точки зрения иудаизма |момента смерти]] или минимальной температуры для приготовления пищи в случаях, в которых до этого готовка была запрещена. Свою первую книгу, "Меорей эш", посвятил проблеме использования электричества в шабат.
В своих постановлениях рав Ойербах опирается на Талмуд, на его комментаторов, а также на ришоним и ахроним. Но кроме них в своих измышлениях выделяются также моральные и человеческие соображения. Он акцентирует внимание на надобности разделять между буквой закона и гзарот и довольно часто склонялся вынести более мягкое решение в суде, так как на сегодняшний день не создаются новые гзарот. В иногда применял довольно новаторский подход к решению вопросов галахи , но в определенных случах с уточнением, что он не собирается устанавливать новую галаху, только лишь с согласия других авторитетных религиозных деятелей.
Книги
Изданные до его смерти
- "Меорей эш" 1935
- "Мааданей арец" 1946
- "Мааданей арец" 1952
- "Минхат Шломо" первый том 1986
Изданные после его смети
- "Минхат Шломо" второй и третий том 1999
- "Минхат авот"
- "ШУлхан Шломо"
- "Галихот Шломо"
Амир Машиах, рав Нарья Гутель и некоторые другие утверждают, что книги изданные после смерти рава Ойербаха подверглись редактированию, которое идет вразрез с его идеями. Их оппоненты утверждают что редактирование не идет вразрез с написанным изначально и объясняют их возмущение непониманием того, что язык рава с годами изменился - отсюда и претензии к редакторам его книг. [2] [3]
Примечания
- ↑ yeshiva.org.il
- ↑ Докторат Амира Машиаха на тему מחשבת ההלכה במשנתו של הרשז"א
- ↑ http://www.haaretz.co.il/hasite/spages/1091513.html