Унтерман, Исер Йеhуда
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{О_статье |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР=2 |УРОВЕНЬ=1 |КАЧЕСТВО= |АВТОР1= |АВТОР2= |АВТОР3= |ВИКИПЕДИЯ…») |
|||
Строка 37: | Строка 37: | ||
Раввин Унтерман был литовским знатоком Торы в классическом смысле. Он находился под сильным влиянием своего учителя р. Шимона Шкопа. Его лекции и его респонсы включали обсуждение юридической логики и использование логических средства, которые характерны для его наставника. Однако, в отличие от рабби Шимона Шкопа, раввин Унтерман также рассматривал вопросы, актуальные для современной галахи (большинство из которых актуальны и сегодня), например, [[подъём на Храмовую гору]], брачные запреты, [[заповеди, связанные со Страной Израиля]], призыв девушек в Цаhаль (занимал по этому вопросу устрожающую позицию, утверждая, что это запрещено) и многие другие. | Раввин Унтерман был литовским знатоком Торы в классическом смысле. Он находился под сильным влиянием своего учителя р. Шимона Шкопа. Его лекции и его респонсы включали обсуждение юридической логики и использование логических средства, которые характерны для его наставника. Однако, в отличие от рабби Шимона Шкопа, раввин Унтерман также рассматривал вопросы, актуальные для современной галахи (большинство из которых актуальны и сегодня), например, [[подъём на Храмовую гору]], брачные запреты, [[заповеди, связанные со Страной Израиля]], призыв девушек в Цаhаль (занимал по этому вопросу устрожающую позицию, утверждая, что это запрещено) и многие другие. | ||
- | По сравнению с другими ортодоксальными раввинами того периода | + | По сравнению с другими ортодоксальными раввинами того периода раввин Унтерман считался либеральным [[посек]]ом, а его позиция - относительно гибкой. Например: |
- | + | * Он разрешал пожимать женщине руку и даже сам поступал так из уважения к людям<ref>אברהם וסרמן, הושטת יד לאישה, "ישיבה", סיון ה'תשס"ח.</ref>. | |
- | + | * Он облегчал прохождение гиюра репатриантами из СССР: | |
- | " | + | "Поскольку никак невозможно предотвратить примешивание чужаков к репатриантам-евреям, в этих экстремальных условиях нужно облегчить. Необходимо относиться к нуждающимся в гиюре с точки зрения Торы, но дружелюбно и с пониманием, принимая во внимание духовные трудности, которые пережили наши братья"<ref>איסר יהודה אונטרמן, הלכות גרות ודרך ביצוען עמ' ט"ו, תורה שבעל פה י"ג, ה'תשל"ה</ref> |
- | + | * В вопросах на стыке галахи и технологии рав Унтерман тоже часто склонялся к облегчению - например, в связи с пересадкой органов. Изначально раввин Унтерман (как и большинство авторитетов в его время) полагал, что это запрещено, но узнав, что можно точно определить момент смерти на научной основе, он разрешил пересадку органов и даже принял облегчённое решение по вопросу "получения выгоды от трупа", до сих пор возникающему при подобных обсуждениях. В других аналогичных вопросах он также склонялся к облегчению. Так в ответ на статью р.Катриеля Фишеля Тхорша по поводу запроса университета Бар - Илан об использовании эмбриональных стволовых клеток он писал: "я также согласен разрешить их использование для лечения больных"<ref>הרב יגאל שפרן, מדי-עון - עיתון הפקולטה לרפואה ע"ש רפופורט - הטכניון בעמ' 12-13, גיליון 18. במקור, מכתבו של הרב אונטרמן פורסם בשבילין, ט"ז - י"ז, חשוון תשכ"ז.</ref>. | |
- | + | ||
- | Раввин | + | Раввин Унтерман высказал мнение, что следует читать [[Галель]] в [[День Независимости]], но поскольку у нас нет полномочий, чтобы устанавливать новые благословения, он колебался, следует ли благословлять до Галеля с Именем Всевышнего. С другой стороны, в [[день Иерусалима]] раввин Унтерман обязал говорить Галель с благословением с Именем Всевышнего, поскольку это праздник выхода из смертельной опасности<ref>הרב יהודה עמיטל, יום חפציבה - שיחה ביום ירושלים, ה'תשנ"ז.</ref>. Однако раввин Унтерман говорил, что День Независимости предпочтительнее Дня Иерусалима, так как первый - свидетельство человеческого героизма, а второй - знак Божественного провидения. |
+ | |||
+ | |||
+ | == Примечания == | ||
+ | <references/> | ||
+ | |||
+ | == Ссылки == | ||
+ | [http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%90%D7%99%D7%A1%D7%A8_%D7%99%D7%94%D7%95%D7%93%D7%94_%D7%90%D7%95%D7%A0%D7%98%D7%A8%D7%9E%D7%9F Статья "Исер Йеhуда Унтерман" в ивритской Википедии] | ||
+ | [[Категория:Раввины Страны Израиля]] | ||
+ | [[Категория:Главные раввины Израиля]] | ||
+ | [[Категория:Религиозный сионизм]] | ||
+ | [[Категория:Ортодоксальный иудаизм]] |
Версия 14:43, 17 марта 2011
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
17/03/2011 | |
Унтерман, Исер Йеhуда (19 апреля 1886 , Бриск - 26 января 1976, Иерусалим) - лидер движения Мизрахи и второй ашкеназский главный раввин государства Израиль. Лауреат премии Рава Кука по религиозной литературе в 1954 г .
Содержание |
Биография
Родился у Элияhу и Шейны, жителей Бриска. В детстве считался вундеркиндом, учился с местным раввином и даяном Симхой Зелигом Ригером. В 1898 году, в возрасте 12 лет, был приглашен в качестве одного из основателей ешивы Анаф Эц Хаим в Мельце, которую возглавлял раввин Залман Сендер Кахана Шапира. Временно переехал в иешиву Мир, но вернулся и стал одним из лучших учеников раввина Шимона Шкопа. После свадьбы с Рахель-Леей Елиной учился колеле ешивы Воложина, где он также был посвящён в раввины равом Рафаэлем Шапиро, главой ешивы. Во время учебы в Воложине раввин Унтерман открыл ешиву в соседнем городе Вишнева, а также служил раввином в ряде общин в Литве и Беларуси, в т.ч. в Могиляне и Амстивове. После Первой мировой войны служил раввином Лонгавале, а затем был раввином Гродно. Раввин Унтерман был сионистом и был среди наиболее важных раввинов, которые поддержали движение Мизрахи. В 1922 году, на третьей Конференции Мизрахи, которая прошла в Польше, раввин Унтерман произнёс речь против плана Уганды. Среди прочего он сказал следующее:
"Я не сторонник сионизма, основанного на отрицании бедности и тягот в изгнании. Такой сионизм может привести к пустой идее создать еврейское государство в Уганде. Сионизм нуждается в душе, духовной основе и традиции многих поколений".
В 1923, под влиянием рабби Хаима Озера Гродзинского, лидера литовского еврейства, раввин Унтерман переехал в Англию и служил раввином Ливерпуля. Раввин Унтерман быстро преодолел языковой барьер и стал движущей силой в еврейской общине. Он установил зонтичную организацию для еврейских общин в области, завозил учеников из Европы, чтобы поддержать местные ешивы, и сформировал "академию Талмуд-Тора" в Ливерпуле.
Во время Второй мировой войны, раввин Унтерман работал для благо еврейских беженцев из Германии, а Англия в то время считала их подданными вражеского государства. Он с риском для себя посещал их в местах их заключения и поощрял к этому членов своей общины в местах, где они укрывались.
После смерти рабби Моше Авигдора Амиэля в 1946, раввин Унтерман был назначен Ашкеназским раввином Тель-Авива. Сначала он отказался ехать в Эрец-Исраэль в счет квоты сертификатов, полученных от британских властей, и тогда ему была выдана специальная виза для иммиграции в качестве "британского специалиста-раввина".
В Тель-Авиве раввин Унтерман основал колель "Шевет Йеhуда" и написал различные респонсы и статьи. Основные респонсы он собрал в своей книге: "Шевет Йеhуда". Вместе с главным сефардским раввином, Яковом Моше Толедано, он создал Специальный суд по вопросам агунот.
Раввин Unterman также служил даяном в Главном раввинском суде, в 1955 году был избран в Совет Главного раввината. 16 марта 1964 он был избран главным ашкеназским раввином Израиля с перевесом в один голос по сравнению с равом Гореном. В этой должности он служил до 1972, затем проиграл выборы раввину Шломо Горену, что было расценено им как отстранение от должности.
Раввин Унтерман скончался около 4 лет спустя, и в его честь были названы улицы в Тель-Авиве, Иерусалиме и Петах Тикве. У него и Рахель-Леи Елиной было семеро детей. Один сын, Барух, занимал должность директора университета Бар - Илан. Одна из внучек, Рива Ман, рассказывала о его терпимости: несмотря на то, что она не соблюдает заповеди Торы, дедушка "любил ее без всяких условий"
Его галахические решения
Раввин Унтерман был литовским знатоком Торы в классическом смысле. Он находился под сильным влиянием своего учителя р. Шимона Шкопа. Его лекции и его респонсы включали обсуждение юридической логики и использование логических средства, которые характерны для его наставника. Однако, в отличие от рабби Шимона Шкопа, раввин Унтерман также рассматривал вопросы, актуальные для современной галахи (большинство из которых актуальны и сегодня), например, подъём на Храмовую гору, брачные запреты, заповеди, связанные со Страной Израиля, призыв девушек в Цаhаль (занимал по этому вопросу устрожающую позицию, утверждая, что это запрещено) и многие другие.
По сравнению с другими ортодоксальными раввинами того периода раввин Унтерман считался либеральным посеком, а его позиция - относительно гибкой. Например:
- Он разрешал пожимать женщине руку и даже сам поступал так из уважения к людям[1].
- Он облегчал прохождение гиюра репатриантами из СССР:
"Поскольку никак невозможно предотвратить примешивание чужаков к репатриантам-евреям, в этих экстремальных условиях нужно облегчить. Необходимо относиться к нуждающимся в гиюре с точки зрения Торы, но дружелюбно и с пониманием, принимая во внимание духовные трудности, которые пережили наши братья"[2]
- В вопросах на стыке галахи и технологии рав Унтерман тоже часто склонялся к облегчению - например, в связи с пересадкой органов. Изначально раввин Унтерман (как и большинство авторитетов в его время) полагал, что это запрещено, но узнав, что можно точно определить момент смерти на научной основе, он разрешил пересадку органов и даже принял облегчённое решение по вопросу "получения выгоды от трупа", до сих пор возникающему при подобных обсуждениях. В других аналогичных вопросах он также склонялся к облегчению. Так в ответ на статью р.Катриеля Фишеля Тхорша по поводу запроса университета Бар - Илан об использовании эмбриональных стволовых клеток он писал: "я также согласен разрешить их использование для лечения больных"[3].
Раввин Унтерман высказал мнение, что следует читать Галель в День Независимости, но поскольку у нас нет полномочий, чтобы устанавливать новые благословения, он колебался, следует ли благословлять до Галеля с Именем Всевышнего. С другой стороны, в день Иерусалима раввин Унтерман обязал говорить Галель с благословением с Именем Всевышнего, поскольку это праздник выхода из смертельной опасности[4]. Однако раввин Унтерман говорил, что День Независимости предпочтительнее Дня Иерусалима, так как первый - свидетельство человеческого героизма, а второй - знак Божественного провидения.
Примечания
- ↑ אברהם וסרמן, הושטת יד לאישה, "ישיבה", סיון ה'תשס"ח.
- ↑ איסר יהודה אונטרמן, הלכות גרות ודרך ביצוען עמ' ט"ו, תורה שבעל פה י"ג, ה'תשל"ה
- ↑ הרב יגאל שפרן, מדי-עון - עיתון הפקולטה לרפואה ע"ש רפופורט - הטכניון בעמ' 12-13, גיליון 18. במקור, מכתבו של הרב אונטרמן פורסם בשבילין, ט"ז - י"ז, חשוון תשכ"ז.
- ↑ הרב יהודה עמיטל, יום חפציבה - שיחה ביום ירושלים, ה'תשנ"ז.