Йона (Иона), библейская книга
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (викификация) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 2 | + | {{Остатье\ЭЕЭ |
+ | | ТИП СТАТЬИ = 2 | ||
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 14: | Строка 15: | ||
- | [[Файл:Dore jonah whale.jpg|thumb|Иона и кит, | + | [[Файл:Dore jonah whale.jpg|thumb|Иона и кит, гравюра. [[Доре, Гюстав|Гюстав Доре]].]] |
- | '''Книга пророка Ионы''' ({{lang-he|יוֹנָה}}) — пятая книга «малых пророков» Библии. Несмотря на то, что собственно пророчеству в книге уделено лишь несколько слов ({{Библия|Ион|3:4}}), она вошла в сборник пророческих книг | + | '''Книга пророка Ионы''' ({{lang-he|יוֹנָה}}) — пятая книга [[Пророки Малые|«малых пророков»]] [[ТаНаХ]]а (Библии). Несмотря на то, что собственно [[Пророки И Пророчество|пророчеству]] в книге уделено лишь несколько слов ({{Библия|Ион|3:4}}), она вошла в сборник пророческих книг ТаНаХа потому, что в ней выявлены принципиальные аспекты представления об универсальном значении пророчества и роли пророка. |
== Содержание книги == | == Содержание книги == |
Версия 19:46, 29 августа 2012
Источник: | |||||||||||
|
Книга пророка Ионы (ивр. יוֹנָה) — пятая книга «малых пророков» ТаНаХа (Библии). Несмотря на то, что собственно пророчеству в книге уделено лишь несколько слов (Ион.3:4), она вошла в сборник пророческих книг ТаНаХа потому, что в ней выявлены принципиальные аспекты представления об универсальном значении пророчества и роли пророка.
Содержание |
Содержание книги
Согласно Библии, Иона, испугавшись по началу поездки с проповедями к язычникам, решил уплыть на корабле в Таршиш. Однако, во время пути в море разыгрался шторм, и команда корабля, на котором плыл Иона, сочтя шторм наказанием господним, выбросила Иону за борт. Пророк был проглочен рыбой, в утробе которой раскаялся в своих поступках, за что был выпущен рыбой на берег в Ливане. Поражённый такими чудесами, наставленный на путь истинный, Иона принял пророческое служение и отправился в Ассирию.
После того, как пророк Иона вновь обратился к Богу, Бог вторично послал его проповедовать жителям города Нинве. Ниневитяне и их правитель вняли пророчеству Ионы — они покаялись в грехах, наложили пост и стали сокрушаться о соделанных злодеяниях, что подробно описано в Библии в Книге пророка Ионы. В результате этого Бог сжалился над ниневитянами и не уничтожил город.
Личность пророка Йоны
По преданию, Ио́на (ивр. יוֹנָה, голубь), сын Амитая был отроком, которого воскресил пророк Элияhу после молитвы ([[|3 Цар.]]17:17-23). Его мать была та благочестивая вдова из Царефата, к которой Бог послал пророка Элияhу, во время трёхлетнего голода, когда поток Хорев пересох [[|3 Цар.]]17:9) (Мидраш Шохер Тов, 28:7). Другое еврейское предание считает его учеником пророка Элиши, получившим воспитание в тех пророческих школах, которые были основаны Элияhу (4 Цар 2:2-6; 6:1-8) (Пиркей рабену hа-кадош, Грингут, ликутим, 3); оно отождествляет его с тем стремительным юношею, которого Элиша послал помазать на царство Йеhу (4 Цар 9:9-11).
Ценное восполнение к этим сведениям дает 2-я книга Царей. Сообщая о расширении пределов Израильского царства при Яроваме II-ом, она замечает, что это совершилось «по слову Господа Бога Израилева, которое Он передал через раба своего Иону, сына Амитая, пророка, из Гат-Хефера» (14:25). Это замечание решает для нас важный вопрос о времени жизни и месте деятельности пророка Ионы. Родом из Гат-Хефера, он, значит, происходил из колена Зевулуна, в котором был этот город (Нав. 19:13) и принадлежал к пророкам Израильского царства. Его имя связывается с царствованием Яровамам II, который воцарился в 835-м г. до н. э. и занимал израильский престол 41 год (4 Цар 14:23). Войну с Сирией, результатом которой по предсказанию Ионы было расширение границ Израильского царства, следует отнести к началу царствования Яровама II, так как она начата была ещё его предшественниками (Иоахазом и Йоашем) и им лишь славно закончена. Отсюда и жизнь пророка Ионы нужно отодвигать к более раннему времени. Если пророчество Ионы исполнилось в начале царствования Иеровоама II, то произнесено оно было, конечно, раньше, еще в предшествующее царствование Йоаша. Этому царю пророк Элиша пред смертью предсказал, что он победит арамеев, только «не до скончания» (4 Цар 13:14-20). Пророчество Ионы об окончательной победе над арамеями и восстановлении древних границ Израильского царства является таким образом продолжением и дополнением пророчества Йоаша и произнесено было, вероятнее всего, тому же самому Йоашу в утешение. Из сказанного следует, что пророк Иона жил в половине IX в. до н. э.; значит по времени своего служения он был самым древним из пророков, оставивших нам свои писания. Он был младшим современником пророка Элиши и даже, может быть, пророка Элияhу и их преемником по пророчеству.
Неканонические книги, в которых упоминается об Ионе (Тов 14:8; 3 Мак 6:6), не сообщают подробностей его жизни. О конце жизни пророка и его смерти мы узнаем из предания. По одному из них, пророк Иона после проповеди в Ниневии остался жить там до конца своей жизни, там и умер. Его гробница до сих пор указывается на высоком холме близ города Мосул, где открыты развалины Ниневии. По другому преданию, Иона возвратился из Ниневии и умер на своей родине в Гат-Хефере. И здесь, как и близ Ниневии, находится чтимая гробница пророка. Последняя версия о смерти пророка Ионы подтверждается сообщением, что «Иону после пребывания его во чреве рыбы «Бог показал невредимым всем присным»» (3Макк.6:6). Значит, он возвратился в свое отечество.
Историчность книги
Вопрос о существе книга пророка Ионы в экзегетической литературе решается неодинаково.
Самое древнее свидетельство в пользу исторического характера книги Ионы мы находим в книгах Товита и 3-й Маккавейской. В них засвидетельствовано историческое понимание двух главных фактов книги Ионы, наиболее встречающих возражение, пребывания пророка во чреве рыбы (3Макк.6:6) и его проповеди в Ниневии (Тов.14:8). Затем Иосиф Флавий, передавая в «Иудейских Древностях» (IX кн. II гл.) содержание книги Ионы, считает её за подлинную историю.
Значение книги
Идея книги та, что спасение через покаяние может быть даровано Богом не только иудеям, но и язычникам. Бог Библии не национальный Бог евреев, а Бог всех людей. Богопроявление распространяется на всё человечество, в Царство Божие войдут и язычники, потому что путь в него один для всех — нравственное усовершенствование. В век Ионы эта идея, как показывает пример самого Ионы, усваивалась с большою болезненностью.
Происхождение книги
О происхождении книги пророка Ионы, также, как и о её существе, представителями критического экзегесиса высказываются весьма разнообразные суждения. С большим старанием ищут в книге следов её позднейшего происхождения и на основании этого относят время её написания — одни к ассирийскому плену, другие ко времени иудейского царя Иосии или в период вавилонского плена, третьи, наконец, думают, что она написана в послепленньй период, может быть даже во времена Маккавеев. При объяснении книги мы отметим, что те места её, в которых видят доказательства её позднейшего происхождения, в действительности не содержат в себе таких указаний, а теперь остановимся на положительной стороне вопроса. Книгу Ионы знает Бен-Сира, который говорит о двенадцати малых пророках (49:12 ст.), с её содержанием знаком Товит (14:8 ст.). Она не могла быть написана позднее времени заключения ветхозаветного канона, так как она вошла в него.
Спор о тыкве
Когда в конце IV века Иероним Стридонский перевёл Библию с древнееврейского языка на латинский (Vulgata), вокруг этого труда возникла полемика, которую инициировал бывший друг переводчика Руфин Аквилейский. Он обвинил Иеронима в том, что тот заразился неверием от иудея Бар-Ханины, к которому писатель обращался за лингвистической консультацией. В числе аргументов был и тот, что Иероним неверно назвал растение, под которым сидел Иона рядом с Ниневией — קִיקָיוֹן кикайон - не тыква (лат. cucurbita), но плющ (лат. hedera).
К критике присоединился и Аврелий Августин — он написал Иерониму о случившимся в одном из африканских городов. Когда епископ начал читать книгу Ионы согласно новому переводу, то среди собравшихся поднялся сильный ропот. Прихожане начали обвинять епископа в подделке и искажении Священного Писания, так что тот, опасаясь раскола, предпочёл впредь использовать старый перевод. По этому поводу Августин высказал следующую мысль: «Мне кажется, что ты мог ошибиться в подобных местах».[1]
Примечания
- ↑ А. А. Смирнов. Блаженный Иероним Стридонский как историк и полемист. М.: Православное обозрение, 1871. Репринт: М.: Русский хронограф, 1995
Ссылки
- Статья «Иона» в Электронной еврейской энциклопедии
Литература
- Толковая Библия Лопухина
- Иоанн (Смирнов). Пророк Иона. М.: 1877.
|
|
---|---|
Пятикнижие (Тора) | |
Пророки (Невиим) |
Йеhошуа (Иисус Навин) • Шофтим (Судьи)• Шемуэль-I (1 Царств)• Шемуэль-II (2 Царств)• Мелахим-I (3 Царств)• Мелахим-II (4 Царств)• Йешаяhу (Исаия)• Ирмеяhу (Иеремия)• Йехезкель (Иезекиил)• hошеа (Осия)• Йоэль (Иоиль)• Амос • Овадья (Овадия)• Йона (Иона)• Миха (Михей)• Нахум (Наум)• Хавакук (Аввакум)• Цефанья (Софония)• Хагай (Аггей)• Зехарья (Захария)• Малахи (Малахия) |
Писания (Кетувим) |
Теhилим (Псалтирь)• Мишлей (Притчи)• Иов• Шир hа-Ширим (Песнь песней)• Рут (Руфь)• Эйха (Плач Иеремии)• Коhелет (Экклесиаст)• Эстер (Есфирь)• Даниэль (Даниил)• Эзра (Ездра)• Нехемья (Неемия)• Диврей hа-ямим-I (1 Паралипоменон)• Диврей hа-ямим-II (2 Паралипоменон)• |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|