Религиозные титулы и их градация в иудаизме

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Architect1 (Обсуждение | вклад)
Architect1 (Обсуждение | вклад)
(Посек)
Строка 73: Строка 73:
=== Посек ===
=== Посек ===
{{main|Поским}}
{{main|Поским}}
-
В современном иудаизме к поским причисляют считанных раввинов, наиболее выдающиеся фигуры в мире [[галаха|галахи]]. Получение этого звания не формализовано, оно присваивается по молчаливому консенсусу ведущих раввинов.  
+
В современном иудаизме к поским причисляют считанных раввинов, наиболее выдающиеся фигуры в мире [[галаха|галахи]]. Получение этого звания не формализовано, оно присваивается по молчаливому консенсусу ведущих раввинов.
 +
 
 +
При этом посек одного из направлений (литваки, хасиды, сефарды, религиозные сионисты) далеко не всегда является авторитетным и признаваемым для сторонников другого направления.
=== Титул "Ребе" в хасидизме ===
=== Титул "Ребе" в хасидизме ===

Версия 22:03, 8 марта 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



Данная статья объясняет градацию уровней религиозных титулов в иудаизме и степени их авторитетности, - как в исторической перспективе, так и сегодня.

Содержание

Централизация и де-централизация религиозного авторитета в иудаизме

В библейские и мишнаитские времена

Во времена Танаха высшими духовными авторитетами были старейшины и пророки, как об этом говорит Мишна:

Моше принял Тору на Синае и передал ее Йеhошуа, Йеhошуа [передал Тору] старейшинам, старейшины – пророкам, пророки передали ее Великому собранию ученых. Последние дали три указания: «Судите без спешки, выводите в люди как можно больше учеников и возведите ограду вокруг Торы» (Авот 1:1).

В начале эпохи Второго Храма высшая религиозная власть принадлежала Великому собранию (Кнесет hа-гдола, הכנסת הגדולה). О его составе, полномочиях и длительности существования нет единого мнения, но известны многие постановления, принятые им[1]. Параллельно был высок авторитет Храма, священников и первосвященников.

В талмудические времена

Начиная с III в. до н.э. высшим духовным авторитетом иудаизма в Стране Израиля был Синедрион (Санhедрин). В разное время решающий голос в нём имели фарисеи и саддукеи. Санhедрин оставался высшим авторитетом еврейства Страны Израиля до 10 в. н.э. Только он имел право рукополагать новых мудрецов (смиха) и определять время наступления новых месяцев и праздников в каждом году, т.е. ежемесячно корректировать еврейский календарь. Эти полномочия признавались и в Вавилонии (т.е. на территории Парфянского и Сасанидского царств). В остальном же мудрецы Вавилонии подчинялись своим духовным авторитетам. Мудрецы, получившие смиху от Санhедрина, назывались рабби и хахам, а получившие звание мудреца в Вавилонии - рав. Сообщение между Вавилонией и Страной Израиля было затруднено, так как парфяне и Сасаниды постоянно воевали с Римом и Византией.

Календарная полемика

После завершения Талмуда высшими духовными авторитетами Страны Израиля и Вавилонии были гаоны.

После исламского завоевания евреев Вавилонии и Страны Израиля уже не разделяли границы государств и линия фронта, поэтому возникла возможность объединить их руководства. К тому времени еврейские мудрецы уже не имели полномочий выносить смертные приговоры и даже не могли приговаривать к штрафам (см. далее Полномочия мудрецов). Единственным принципиальным вопросом, для которого важны были верховные полномочия, осталось составление календаря.

Еще в эпоху Мишны проблемы регулирования календаря становились иногда предметом острых разногласий (Мишна Рош ѓа-Шана 2:9). Споры участились с переходом ведущей роли в области галахической учености к иешивам Вавилонии. Особенно резкая полемика вспыхнула в первой половине 10 в., когда Аhарон Бен-Меир, глава иешивы и Санhедрина в 915–932 гг., оспаривая право вавилонского гаоната издавать указания, связанные с календарем, отверг календарные указания Саадии Гаона (921), внес свои правила и тем привел к разрыву на некоторое время между общинами Эрец-Исраэль (возможно, и Египта) и Вавилонии. В итоге победа осталась за правилами, предложенными Саадией.

Введение нормативного календаря, основанного на раз и навсегда установленных правилах, разработанных в основном вавилонскими гаонами, было революционным шагом, лишавшим законоучителей Эрец-Исраэль их исключительного права принимать связанные с календарем решения, становившиеся обязательными для диаспоры. Многовековые гонения, направленные главным образом на деятельность законоучителей Эрец-Исраэль и нарушавшие связи между общинами и центрами еврейской учености, делали эту реформу особенно актуальной[2].

После эпохи гаонов

Начиная с Х в. возникают независимые (от вавилонских и палестинских гаонов) центры духовного авторитета на Западе (Северная Африка, позже Испания и Ашкеназ). Позже независимыми от вавилонского центра становятся общины Персии и Средней Азии. Еврейские мудрецы Аравийского полуострова и Йемена вообще никогда не подчинялись центральной духовной власти.

Во многих странах в Средневековье и позже делались попытки ввести раввинскую иерархию. В большинстве случаев нееврейские власти назначали главного раввина (в странах Пиренейского полуострова до его объединения, в Османской империи (хахам-баши) и в других странах. Наполеон I во Франции созвал ассамблею еврейских представителей, назвав её Синедрионом, и централизовал духовную жизнь французского еврейства.

В отличие от этого, в Польше еврейские общины добровольно создали орган межобщинного самоуправления - Ваад четырёх стран.

С конца XVIII в. и по настоящее время у каждого направления внутри ортодоксального иудаизма имеются свои авторитеты, мнение которых не является обязательным для представителей других направлений.

В некоторых странах современного мира (Великобритания, Россия, Украина) существует официальный пост главного раввина, которому теоретически должны подчиняться в вопросах ритуала и управления общинами все раввины общин. Однако на практике такое подчинение является чисто добровольным, и каждый раввин сам решает, какому раввинскому автортету он хочет подчиняться.

Религиозные титулы и их значения

"ХаЗаЛь"

Аббревиатура חז"ל (Хазаль, ХаЗаЛь, Хазал) - חכמינו זכרונם לברכה "наши мудрецы, благословенной памяти". Так называют собирательно мудрецов Мишны и Талмуда, но иногда этот термин применяют и к пост-талмудическим мудрецам.

Раввин

Основная статья: Раввин

Титулы "рабби" и "рав"

До I в.н.э. еврейские мудрецы обходились без титулов, так они и упомянуты в Мишне - по именам. Далее появился титул рабби, в Вавилоне - рав. См. подробнее Раввин, Смиха.

Гаон

Основная статья: Гаоны

Гаон - титул глав еврейства Страны Израиля, Вавилонии и Египта в VI-XI вв.

В современном иудаизме так в переносном смысле называют особо одарённых раввинов, в основном в среде харедим. Этот титул показывает личное уважение, он не является раввинским званием. (Им также называют Виленского Гаона)

Даян

Основная статья: Даян (титул)

Даян - член раввинского суда. Сравнительное достоинство титулов "рав" и "даян" было различным в различных общинах.

Посек

Основная статья: Поским

В современном иудаизме к поским причисляют считанных раввинов, наиболее выдающиеся фигуры в мире галахи. Получение этого звания не формализовано, оно присваивается по молчаливому консенсусу ведущих раввинов.

При этом посек одного из направлений (литваки, хасиды, сефарды, религиозные сионисты) далеко не всегда является авторитетным и признаваемым для сторонников другого направления.

Титул "Ребе" в хасидизме

Основная статья: Ребе

Ребе (рабби) - глава хасидского "двора", ветви хасидизма. Авторитет ребе неоспорим среди хасидов его "двора". Все хасидские ребе (из не враждующих между собой дворов) имеют одинаковый авторитет среди хасидов в общих вопросах религиозной жизни всего хасидского мира. Среди ортодоксов-нехасидов (литваки, восточные евреи, религиозные сионисты и пр.) авторитет конкретного ребе зависит от его личной харизмы и познаний в галахе.

Титул "Гадоль" в "литовском" иудаизме

Основная статья: Гдоль hа-дор

Титул "Ришон ле-Цион" в сефардском обществе

Буквально "первый в Сионе", титул верховного раввина Израиля (а до создания государства — Эрец-Исраэль) от сефардов и восточных еврейских общин. Должность Ришон ле-Циона была узаконена турецкими властями в 1842 г., и звание хахам-баши, которое ранее носил лишь главный раввин Османской империи в Стамбуле, стало добавляться и к титулу Ришон ле-Циона (добавление было отменено с начала британского мандата). До смерти Б.М.Х. Уззиэля (1953) пребывание на посту Ришон ле-Циона было пожизненным, но далее каденция обоих Главных раввинов была ограничена 10 годами. Следующими Ришон ле-Цион были И.Ниссим и Овадья Йосеф. В 1983 г. эту должность занял Мордехай Элияhу, в 1993 - Элияhу Бакши Дорон, а в 2003 - Шломо Амар, однако О. Иосеф продолжает носить титул наряду с действующим главным сефардским раввином[3].

Система авторитетов в религиозном сионизме

В религиозном сионизме нет формализованной системы "высших раввинских титулов".

Наиболее авторитетными раввинами прошлых поколений являлись: р. А.И Кук, р.Ц.И.Кук, р.Й.Д.Соловейчик.

Статус Главного раввината Израиля

Основная статья: Главный раввинат Израиля

Примечания

  1. Хаим Шиммель. Истоки Устного Закона. Эпоха крупных раввинских нововведений.
  2. Электронная еврейская энциклопедия, Еврейский календарь в послеталмудическую эпоху
  3. Статья «Ришон ле-Цион» в Электронной еврейской энциклопедии

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация