Религиозные титулы и их градация в иудаизме
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 12: | Строка 12: | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}} | }} | ||
- | |||
Данная статья объясняет градацию уровней религиозных титулов в иудаизме и степени их авторитетности, - как в исторической перспективе, так и сегодня. | Данная статья объясняет градацию уровней религиозных титулов в иудаизме и степени их авторитетности, - как в исторической перспективе, так и сегодня. | ||
Строка 82: | Строка 81: | ||
=== Титул "Ришон ле-Цион" в сефардском обществе === | === Титул "Ришон ле-Цион" в сефардском обществе === | ||
- | + | Буквально переводится `первый в Сионе`, титул верховного раввина Израиля (а до создания государства — Эрец-Исраэль) от [[сефард]]ов и восточных еврейских общин. Резиденция ришон ле-Циона находится в Иерусалиме. Должность ришон ле-Циона была узаконена турецкими властями в 1842 г., и звание [[хахам-баши]], которое ранее носил лишь главный раввин Османской империи в Стамбуле, стало добавляться и к титулу ришон ле-Циона (было отменено с начала британского мандата). До смерти Б. М. Х. Уззиэля (1953) пребывание на посту ришон ле-Циона не ограничивалось временем. Следующими главными раввинами были И. Ниссим и [[Овадья Йосеф]]. В 1983 г. эту должность занял [[Мордехай Элияhу]], в 1993 - [[Элияhу Бакши Дорон]], а в 2003 - [[Шломо Амар]], однако О. Иосеф продолжает носить титул наряду с действующим главным сефардским раввином<ref>{{ЭЕЭ|13534|Ришон ле-Цион}}</ref>. | |
=== Система авторитетов в религиозном сионизме === | === Система авторитетов в религиозном сионизме === | ||
- | + | {{Заготовка_раздела}} | |
== Статус Главного раввината Израиля == | == Статус Главного раввината Израиля == | ||
- | + | {{main|Главный раввинат Израиля}} | |
- | + | == Примечания == | |
+ | <references/> | ||
- | + | == Ссылки == | |
+ | [[Категория:Религиозные титулы]] | ||
+ | [[Категория:Иудаизм]] | ||
+ | [[Категория:Религиозный сионизм]] | ||
+ | [[Категория:Раввины по периодам]] | ||
+ | [[Категория:Раввины по странам]] | ||
+ | [[Категория:Хасидизм]] |
Версия 08:53, 4 марта 2011
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Данная статья объясняет градацию уровней религиозных титулов в иудаизме и степени их авторитетности, - как в исторической перспективе, так и сегодня.
Содержание |
Централизация и де-централизация религиозного авторитета в иудаизме
В библейские и мишнаитские времена
Во времена Танаха высшими духовными авторитетами были старейшины и пророки, как об этом говорит Мишна:
Моше принял Тору на Синае и передал ее Йегошуа, Йегошуа [передал Тору] старейшинам, старейшины – пророкам, пророки передали ее Великому собранию ученых. Последние дали три указания: «Судите без спешки, выводите в люди как можно больше учеников и возведите ограду вокруг Торы» (Авот 1:1).
В начале эпохи Второго Храма высшая религиозная власть принадлежала Великому собранию (кнесет гдола, הכנסת הגדולה). О его составе, полномочиях и длительности существования нет единого мнения, но известны многие постановления, принятые им[1]. Параллельно был высок авторитет Храма, священников и первосвященников.
В талмудические времена
Начиная с III в. до н.э. высшим духовным авторитетом иудаизма в Стране Израиля был Синедрион (Санhедрин). В разное время решающий голос в нём имели фарисеи и саддукеи. Санhедрин оставался высшим авторитетом палестинского еврейства до X в. н.э. Только он имел право рукополагать новых мудрецов (смиха) и определять время наступления новых месяцев и праздников в каждом году, то есть ежемесячно корректировать еврейский календарь. Эти полномочия признавались и в Вавилонии (т.е. на территории Парфянского и Сасанидского царств). В остальном же мудрецы Вавилонии подчинялись своим духовным авторитетам. Мудрецы, получившие смиху от Санhедрина, назывались рабби и хахам, а получившие звание мудреца в Вавилонии - рав. Сообщение между Вавилонией и Страной Израиля было затруднено, так как парфяне и Сасаниды постоянно воевали с Римом и Византией.
Календарная полемика
После завершения Талмуда высшими духовными авторитетами Страны Израиля и Вавилонии были гаоны.
После исламского завоевания евреев Вавилонии и Страны Израиля уже не разделяла линия фронта, поэтому возникла возможность объединить их руководства. К тому времени еврейские мудрецы уже не имели полномочий выносить смертные приговоры и даже не могли приговаривать к штрафам (см. далее Полномочия мудрецов). Единственным принципиальным вопросом, для которого важны были верховные полномочия, осталось составление календаря.
Еще в эпоху Мишны проблемы регулирования календаря становились иногда предметом острых разногласий (Мишна Рош ѓа-Шана 2:9). Споры участились с переходом ведущей роли в области галахической учености к иешивам Вавилонии. Особенно резкая полемика вспыхнула в первой половине 10 в., когда Ахарон Бен-Меир, глава палестинской иешивы и Санhедрина в 915–932 гг., оспаривая право вавилонского гаоната издавать указания, связанные с календарем, отверг календарные указания Са‘адии Гаона (921), внес свои правила и тем привел к разрыву на некоторое время между общинами Эрец-Исраэль (возможно, и Египта) и Вавилонии. В итоге победа осталась за правилами, предложенными Саадией. Введение нормативного календаря, основанного на раз и навсегда установленных правилах, разработанных в основном вавилонскими гаонами, было революционным шагом, лишавшим законоучителей Эрец-Исраэль их исключительного права принимать связанные с календарем решения, становившиеся обязательными для диаспоры. Многовековые гонения, направленные главным образом на деятельность законоучителей Эрец-Исраэль и нарушавшие связи между общинами и центрами еврейской учености, делали эту реформу особенно актуальной[2].
После эпохи гаонов
Начиная с Х в. возникают независимые (от вавилонских и палестинских гаонов) центры духовного авторитета на Западе (Северная Африка, позже Испания и Ашкеназ). Позже независимыми от вавилонского центра становятся общины Персии и Средней Азии. Еврейские мудрецы Аравийского полуострова и Йемена вообще никогда не подчинялись центральной духовной власти.
Во многих странах в Средневековье делались попытки ввести раввинскую иерархию. В большинстве случаев нееврейские власти назначали главного раввина (в странах Пиренейского полуострова до его объединения, в Османской империи (хахам-баши) и в других странах. Наполеон I во Франции созвал ассамблею еврейских представителей, назвав её Синедрионом, и централизовал духовную жизнь французского еврейства.
В отличие от этого, в Польше еврейские общины добровольно создали орган межобщинного самоуправления - Ваад четырёх стран.
С конца XVIII в. и по настоящее время у каждого направления внутри ортодоксального иудаизма имеются свои авторитеты, мнение которых не является обязательным для представителей других направлений.
В некоторых странах современного мира (Великобритания, Россия, Украина) существует официальный пост главного раввина, которому теоретически должны подчиняться в вопросах ритуала и управления общинами все раввины общин. Однако на практике такое подчинение является чисто добровольным, и каждый раввин сам решает, какому раввинскому автортету он хочет подчиняться.
Религиозные титулы и их значения
"ХаЗаЛь"
Аббревиатура חז"ל (Хазаль, ХаЗаЛь, Хазал) - חכמינו זכרונם לברכה "наши мудрецы, благословенной памяти". Так называют мудрецов Мишны и Талмуда, но иногда этот термин применяют и к постталмудическим мудрецам, называя их собирательно.
Раввин
Титулы "рабби" и "рав"
До I в.н.э. еврейские мудрецы обходились без титулов, так они и упомянуты в Мишне - по именам. Далее появился титул рабби, в Вавилоне - рав. См. подробнее Раввин, Смиха.
Гаон
Гаон - титул глав еврейства Страны Израиля, Вавилонии и Египта в VI-XI вв. В современном иудаизме так называют особо одарённых раввинов, в основном в среде харедим. Это личное звание, оно не сравнимо по "величине" с другими раввинскими титулами.
Даян
Даян - член раввинского суда. Сравнительное достоинство титулов "рав" и "даян" было различным в различных общинах.
Посек
В современном иудаизме к поским причисляют считанных раввинов, наиболее выдающиеся фигуры в мире галахи. Получение этого звания не формализовано, оно присваивается по молчаливому консенсусу ведущих раввинов.
Титул "Ребе" в хасидизме
Ребе (рабби) - глава хасидского "двора", ветви хасидизма. Авторитет ребе неоспорим среди хасидов его "двора". Все хасидские ребе (из не враждующих между собой дворов) имеют одинаковый авторитет среди хасидов в общих вопросах религиозной жизни всего хасидского мира. Среди ортодоксов-нехасидов (литваки, восточные евреи, религиозные сионисты, религиозные модернисты и пр.) авторитет конкретного ребе зависит от его личной харизмы и познаний в галахе.
Титул "Гадоль" в "литовском" иудаизме
Титул "Ришон ле-Цион" в сефардском обществе
Буквально переводится `первый в Сионе`, титул верховного раввина Израиля (а до создания государства — Эрец-Исраэль) от сефардов и восточных еврейских общин. Резиденция ришон ле-Циона находится в Иерусалиме. Должность ришон ле-Циона была узаконена турецкими властями в 1842 г., и звание хахам-баши, которое ранее носил лишь главный раввин Османской империи в Стамбуле, стало добавляться и к титулу ришон ле-Циона (было отменено с начала британского мандата). До смерти Б. М. Х. Уззиэля (1953) пребывание на посту ришон ле-Циона не ограничивалось временем. Следующими главными раввинами были И. Ниссим и Овадья Йосеф. В 1983 г. эту должность занял Мордехай Элияhу, в 1993 - Элияhу Бакши Дорон, а в 2003 - Шломо Амар, однако О. Иосеф продолжает носить титул наряду с действующим главным сефардским раввином[3].
Система авторитетов в религиозном сионизме
Статус Главного раввината Израиля
Примечания
- ↑ Хаим Шиммель. Истоки Устного Закона. Эпоха крупных раввинских нововведений.
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия, Еврейский календарь в послеталмудическую эпоху
- ↑ Статья «Ришон ле-Цион» в Электронной еврейской энциклопедии